СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трансформация иконографии православного праздника Воскресения Христова

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период с X века (после победы в Византийской империи иконопочитателей над иконоборцами) по XVII век, на иконах, мозаиках и фресках, изображающих Воскресение Христово, пишется по-гречески слово "Анастасис", что означает "Воскресение". Это означает, что изображения именно с таким сюжетом, без искажений, передают смысл происходящего. А именно, спасение Христом праведных душ и вывод их из ада. Победа над смертью.

Однако в период после XVII века, в иконографии праздника начинает доминировать прозападный сюжет, в котором Христос в белых сияющих одеждах, с хоругвью в руках - Победитель. Этим искажается смысл праздника Воскресения Христова. Т.к. радость не только в том, что Христос Воскрес, но прежде всего в том, что Своим Воскресением, Он спасает, воскрешает из ада души праведников (души и праведников, и грешников до победы Христа над смертью находились в аду).  В этот же период появляются изображения с двойным сюжетом. И с первым и со вторым. Но почему-то на них, сюжет принятый в византийский период начинают называть "Сошествие во ад", а не "Воскресение Христово".  В общем, смотрите сами.

 

Просмотр содержимого документа
«Трансформация иконографии православного праздника Воскресения Христова»


Мозаика греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 11 век.




Мозаика греческого монастыря Дафни близ Афин. Начало 12 века.






Фреска монастыря Хора в Константинополе (ныне Стамбул). 14 век.




Андрей Рублёв. Икона. 15 век.



Дионисий. Икона. 16 век.



Прозападный вариант изображения праздника Воскресения Христова



Паоло Веронезе. Картина. 16 век.



Икона из Ильинско-Тихоновской церкви в Ярославле. Начало 18 века.



Карл Генрих Блох. Картина. 19 век.


Двойной сюжет в изображении: Воскресение Христово и Сошествие во ад.



«Устюжские письма». Икона. Конец 16 века.



Белорусская икона. Конец 17 века – начало 18 века.



Икона из Ипатьевского монастыря в Костроме. 18 век.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!