Традиционные подходы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Одним из направлений Программы воспитания «Чёрмозской КШИ» является духовно-нравственное воспитание, которое включает в себя нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями довольно давно стоит перед специальным образованием. Дети данной категории в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, воспитателей, родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами или воспользоваться ими. Поэтому наши дети часто поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Опыт показывает, что духовно - нравственное воспитание и обучение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в благоприятных социальных условиях даёт возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Мы можем добиться того, чтобы убеждения обучающихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. (2 слайд)
Важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива общеобразовательной организации.
Федеральный образовательный стандарт предусматривает следующие направления духовно – нравственного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями: (3 слайд)
1. Ценностно-ориентировочная деятельность. У детей формируются основные ценности и понятия. Большое внимание уделяется формированию таких ценностей, как Родина, семья, дружба, взаимопомощь и т.п..
2. Трудовая и общественно-полезная деятельность.
3. Художественно-эстетическая деятельность. Включает в себя организацию и проведение календарных праздников. Предполагает участие детей в системе дополнительного образования по данному направлению.
4. Спортивно-оздоровительная деятельность. Основой этого направления является привитие санитарно-гигиенических навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика табакокурения и наркомании.
5. Коллективная деятельность. Обучение детей нравственным нормам продолжается в совместном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.
6.Экологическая деятельность. Предполагает формирование основ экологической культуры, воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины, обучение экономичному использованию природных ресурсов.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности: (слайд 4)
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, области, району, городу, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
• справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям (законным представителям), забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, способность к личностному и нравственному выбору;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Методы нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта принято классифицировать на две основные группы:
методы формирования нравственного сознания, направленные на понимание и принятие нравственных идеалов и принципов общественносоциального поведения;
методы формирования навыков и привычек общественного поведения, воплощающиеся в самых разнообразных ситуациях и видах деятельности.
Духовно-нравственное воспитание является наиболее значимым направлением воспитательной работы в специальной коррекционной школе. И его следует рассматривать как всестороннее воздействие на духовное и физическое развитие школьников с умственной отсталостью, которое способствует формированию нравственных взглядов, убеждений, мировоззрения, навыков и привычек поведения, чувств, морально-волевых черт характера.
Воспитание в специальном коррекционном учреждении осуществляется по тем же признакам, что и в массовых образовательных учреждениях, но существуют и специфичные для специальных учреждений принципы: (слайд 5 –не читать)
1. Единство обучения и воспитания в процессе исправления недостатков психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
2. Доступность воспитания – организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей детей с умственной отсталостью.
3. Воспитание в труде.
4. Уважение к личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями параллельно с разумной требовательностью.
5. Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании – всестороннее изучение личности обучающихся с умственной отсталостью и определение воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуально-типологических особенностей детей.
6. Решающая роль педагога в формировании личности обучающегося с умственной отсталостью.
Важным источником духовно - нравственного опыта обучающихся воспитанников с умственной отсталостью является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т .д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Таким образом, духовно –нравственное воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения.