проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; организовывать учебное взаимодействие в команде; учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формулировать свою точку зрения.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный этап. Приветствие. | Приветствуют учителя. |
2.Проверка домашнего задания Назовите причины возникновения городов в Средневековье? | Отвечают: Основой для возникновения средневековых городов стало развитие ремесла, торговли и укрепление власти местного феодала, которая была нужна для защиты от набегов соседей. |
3.Актуализация знаний Мы продолжаем знакомиться со Средневековьем. Как называется процесс обмена товара на деньги? - Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Торговля в Средние века». | Отвечают: Торговля. Записывают тему в тетрадь. |
Объявляет цели и задачи. Сегодня на уроке мы узнаем: - об опасности торговли в Средние века; - о расширении торговых связей; - объясним значение новых слов: гильдия, ярмарка, меняла, ростовщик, банкир, банк - про ярмарки и появление менял и банкиров; | Знакомятся с целями и задачами. |
4.Изучение нового материала Роль торговли в Средние века. Прием «Корзина»: объясним значение новых слов: гильдия, ярмарка, меняла, ростовщик, банкир, банк Уч.: Как вы понимаете слово торговля, дайте определение? Назовите причины развития торговли? | Находят и отбирают определения терминов по всему параграфу. Ответы учащихся. Запись в тетрадь: Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами. Запись в тетрадь: Причины развития торговли: Подъём с\х и развитие ремесленного производства; Рост городов. |
Уч.: Торговлей в Средние века заниматься было выгодно, она приносила хороший доход купцу. Почему? Почему занятие торговлей было не только выгодным, но и опасным делом? | Работа с текстом учебника с. 111 ответы учащихся |
Для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии. | Запись в тетрадь: Гильдия – объединение купцов с целью защиты общих интересов и привилегий. |
Физическая минутка | Упражнения для глаз |
Торговые связи. Уч.: Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, с другими странами. Прием «Толстые и тонкие вопросы»: Что необходимо для оживленной торговли? Центр Северной торговли? Кого стали называть «мешок перца»? Что такое Ганза? Чем торговали в Северной Европе? | Ответ: Дороги Город Брюгге Богатый человек. Ганза-союз купцов из разных городов. В Северной Европе торговали солью, мехом, шерстью, воском, лесом, железом. |
Ганза-объединение немецких купцов. Найдите на карте города Ганзы? | работа с картой с.114 |
Ярмарки и банкиры. Для торговли отводились специальные места. - Как они назывались? Самым большим и оживлённым местом для торговли являлись ярмарки, в которых принимали участие сотни купцов из разных городов и стран. | Ответ: лавка портного, лавка сапожника, ювелирная, булочная, и т. д. Запись в тетрадь: Ярмарка - установленное место для торговли, где можно было приобрести разнообразный товар. |
Найдите на карте с.114 самые известные ярмарки | Находят, отвечают, запись в тетрадь |
Покупатели на ярмарках были из разных стран, они расплачивались разными монетами, поэтому здесь можно было встретить менял, которые занимались обменом денег. | Запись в тетрадь: Меняла – человек, который занимался обменом денег. |
Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающиеся в банкиров. | Запись в тетрадь: Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты. Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек. |
5.Закрепление: тест | Ответы учащихся |
Д/з: Параграф 14, термины (учим). Рассказ от лица купца. | Записывают |
6.Рефлексия. Синквейн | Ответы учащихся Торговля Прибыльная, всемирная. Продают, покупают, обмениваются. Торговля - важная часть современного общества. Продажа. |