«Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова» . 5 класс
Оргмомент
Вы услышали звонок?
Он позвал Вас на урок!
1.Актуализация знаний, умений.
Начинаем работу с иллюстрации. Кого Вы видите? Узнали героиню? Из какого произведения она к нам пришла на урок? Кто автор?
- Ребята, послушайте отрывок из текста.
В то утро Томми и Анника, как всегда, прибежали к Пеппи на кухню и громко с ней поздоровались. Но ответа не последовало.
– Привет, Пеппи! – еще раз крикнули Томми и Анника.
– Во всяком случае, знайте, – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.
– Что ты нашла? – в один голос спросили Томми и Анника, сгорая от любопытства.
– Скажи, скажи скорей, что ты нашла?– Новое слово, – торжественно объявила Пеппи. – Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки. – А какое это слово? – спросил Томми.
– Прекрасное, – сказала Пеппи. – Одно из самых красивых слов на свете. Лучшего слова я не слыхала. – Ну скажи, какое, – попросила Анника.
– Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.
– Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?
– Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи. – Мне ясно одно – что это не пылесос!
Томми и Анника в растерянности помолчали, потом Анника сказала:
– Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?
– В этом-то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, – объяснила Пеппи.
– Скажи, а ты не знаешь, кто придумывает слова? – спросил Томми.
– Наверно, это делают сто старых-престарых профессоров, – объяснила Пеппи. – Ах, до чего же эти люди смешные! Подумай только, какие слова они придумали: щеколда, простокваша, гиппопотам, табуретка, ну и всякие другие, о которых никто не может сказать, зачем они нужны. А вот что кукарямба замечательное слово – каждому ясно. А как оно звучит: кука-рям-ба! И все же никто не знает, что это такое. Вы не представляете, как мне трудно было его найти! И я во что бы то ни стало узнаю, что же оно означает!
Вы поняли, ребята, что такое кукарямба?
- Почему непонятно это слово? - Для чего нужны слова в языке?
(Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть, это значит, что у слова есть лексическое значение. Слово «кукарямба» ничего не означает ). В книге Пеппи всё-таки нашла ответ на свой вопрос, прочитайте и тоже узнаете, что же это такое. На протяжении урока Пеппи будет наблюдать за вами, все ли активно работают
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
(Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова)
Запишем в тетрадь число и тему урока.
-Какова цель нашего урока? (узнать, что такое лексикология, лексическое значение слова, основные способы объяснения лексического значения слова)
- Чему мы должны научиться на уроке? (определять лексическое значение слова, расширить свой словарный запас)
- Итак, ребята, сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое лексическое значение слова, какие существуют способы толкования лексического значения слова.
2. Введение нового знания.
1)- Впервые слово к нам приходит с маминой колыбельной песней, маминой сказкой. И мы начинаем произносить первые слова: мама, папа, баба, дед. А потом наши знания расширяются. Мы узнаем все больше и больше новых слов. И с каждым словом мир становится все больше и больше. Слова могут называть лица, предметы, явления, признаки, действия и т.д. Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение. Словарный состав языка изучает лексикология.
Давайте откроем учебник и узнаем В учебнике на стр. , из какого языка пришло к нам слово лексикология и как оно образовано (лексикология от греч. лексикос – относящийся к слову и логос – учение)
-Что такое лексическое значение слова? (определенный смысл, выражаемый словом)
Вывод:–Итак, мы узнали, что такое лексикология (раздел науки, который изучает словарный состав языка), лексическое значение слова (определенный смысл, выражаемый словом)..
2)— А задумывались ли вы сколько всего в русском языке слов?
В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, словарь собственных имен-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Это уже около пятисот тысяч слов.
- Ребята, вот скажите, по тому как говорит человек, какие слова употребляет, можно сделать вывод, какой человек перед нами? -Да. А какая Пеппи? Выдумщица, фантазёрка (обратимся к тексту и иллюстрации)
-Ребята, каков ваш словарный запас? Что нужно делать для расширения словарного запаса? (читать, пересказывать, учить наизусть, разгадывать кроссворды, расширять словарный запас за счёт словарей)
Вывод: правильно, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека.
3)- А как определить ЛЗ слова? - Как можно истолковать трудное, непонятное слово?
Основные способы толкования слов:
-рисунок, фотография; описать слово так, чтобы оно не называлось
- подобрать близкое по значению слово (синоним), антонимов, однокоренных слов
- обратиться к толковому словарю
3. Первичное закрепление
1)Объясните, как вы понимаете лексическое значение слова «поэт», используя способы определения ЛЗ.
Примерные ответы:
1 способ а) Человек, который сочиняет стихотворения б) Автор поэтических произведений
2 способ. а) Стихотворец б) Сочинитель
- Как в случае затруднения можно определить лексическое значение слова? (Воспользоваться толковым словарём). -Почему такие словари называются толковыми? (Толкуют — разъясняют значение слов.)
-Каких составителей словарей вы знаете? (Сергей Иванович Ожегов. Владимир Иванович Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Дмитрий Николаевич Ушаков).
Упр.1
-У вас в конце учебника тоже есть небольшой толковый словарь. Откройте его и расскажите о значениях слов ______________________________. (устно)
Выпишите любые 3 слова и их лексич значение. Обратите внимание на знак тире, он ставится в том случае, если мы что-то толкуем. Составьте и запишите с этими словами предложение
Физминутка для зрения
4.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
1)Творческий диктант. Учимся Определять слова по толкованию их лексического значения , записываем в тетрадь (в столбик) 1 ученик возле доски. ПИШЕМ ЦИФРУ 1 И ОТВЕТ и т.д.
1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника - айсберг
2. Слова, близкие по значению – синонимы
3. Слова, противоположные по значению – антонимы
4. Воображаемая линия, разделяющая Землю на два полушария – экватор
5. Раздел науки о языке, изучающий звуковой состав языка - Фонетика
6. Профессиональный наездник на скачках, бегах – жокей
Вывод: - Мы записали слова по толкованию лексического значения. А сейчас попробуем определить слова по картинкам?????
-Рассмотрите пары и определите, какой способ толкования лексического значения здесь представлен…
Путь-дорога Битва – сражение Здание – дом Большой-огромный - подбор СИНОНИМОВ
Посмотрите на нашу героиню урока и определите, какой у неё характер? Какая она? Запишите получившиеся синонимы: Весёлая, озорная, задорная, смешная
В следующих примерах я использовала следующий способ. Назовите его…….
День-ночь Друг-враг Правда-ложь Антонимы
Упр. 2
Определите, какие из данных слов являются синонимами, а какие -антонимами. Запишите антонимы в составе словосочетаний.
Горячий – жаркий, горячий – холодный, громадный – маленький, громадный – большой, разговорчивый – молчаливый, рыдать -смеяться, смеяться – хохотать.
Упр. По учебнику
Рефлексия. Оценки
ДЗ