СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДрук Лекция "Семья как социальный институт. Функции семьи"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Семья как социальный институт. Функции семьи" для студентов групп 3ппН, 4 опН

Просмотр содержимого документа
«ТМОДрук Лекция "Семья как социальный институт. Функции семьи"»

4


Тема: Семья как социальный институт



Семью принято воспринимать именно как социальный институт, а не обычную брачную группу. Семья представляет собой систему взаимодействий и связей основанных на определенных ценностях и широком социальном контроле, имеющем свои стимулы и ограничивающие санкции.

При характеристике семьи как социального института говорят об этапах, которые образуют семейный или жизненный цикл семьи: заключение брака (начало существования семьи); появление ребенка; окончание деторождения (рождение последнего ребенка); «пустое гнездо» (образование собственной семьи последним ребенком); завершение жизненного цикла семьи (смерть одного из супругов).

Тенденции развития современной семьи. Одной из устойчивых тенденций является заметное снижение многодетности и среднедетности, следствием чего является рост малодетности. Рождаемость в целом в последние годы заметно возросла. Во многих городах и регионах России рождаемость и смертность сравнялись, но еще преобладает однодетная семья.

Следующей тенденцией в развитии современной семьи является нарастающая нуклеаризация (отделение родителей с детьми от других родственников). Все больше молодых супругов стремятся жить самостоятельно, без родителей, иметь свое собственное жилье. Такая направленность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, супруги учатся самостоятельности, ответственности, учатся уважению и взаимопониманию. Но с другой стороны, молодым супругам вынуждены обходиться без помощи дедушек и бабушек, которая особенно востребована при появлении ребенка. Для развития личности детей общение с дедушками и бабушками часто оказывает благоприятное влияние, которого не достает при отсутствии постоянного контакта с ними. Негативным фактором нуклериализации является и заброшенность стариков. Тем не менее, автономия семьи, по-видимому, будет нарастать. Поэтому в задачу общества входит поиск форм, позволяющих преодолевать данные негативные тенденции.

Ещё одной важной тенденцией развития современной семьи является изменение стиля внутрисемейного взаимодействия, переход от повелительного общения к партнерскому. Данная тенденция получила название эгалитаризации или демократизации.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

В семьях, где возобладал данный стиль взаимодействия, за каждым членом семьи, не исключая ребенка, признаются не только обязанности, но и права. У каждого есть личное пространство, право иметь мнение, проявлять инициативу и т.д. Во многих семьях приходит понимание, что все ее члены нуждаются в уважении, внимании, заботе, терпимости и т.д. Разумеется, без личностной зрелости супругов и достаточно высокого уровня нравственной культуры, отношений, основанных на принципах равенства между супругами, возникнуть не может. Смена авторитарного взаимодействия к демократичным привела к преобразованию ролевых отношений между супругами. В данном случае говорят о переходе от взаимодополняемости к взаимозаменяемости.

Особенности современной семьи. В настоящее время, характеризуя отношение к браку, все чаще говорят о наличии в сознании современного человека установки на возможную его временность. Рост данной установки объясняется потребностью не только в брачном статусе, но и в брачном партнере, которая в сознании многих современных людей начинает преобладать. Способность преодолевать семейные трудности связывается с индивидуальными качествами партнера, отсутствие которых служит основанием для поиска нового партнера, обладающего необходимыми качествами. Требования к свойствам личности супруга увеличиваются, что означает возникновение перевеса ориентации на брачного партнера над статусом брачного союза и нежеланием продлевать брак, воспринимаемый как неудачный. Если же в сознании супругов потребность в обладании брачным статусом имеет значительный вес, то развод воспринимается как крайняя мера, и члены семьи настроены на действия по укреплению брака.

Если говорить о факторах стабилизирующих семейные отношения, важно отметить другую особенность в развитии современной семьи, наблюдаемую в промышленно развитых странах мира. Речь идет о семье, которую принято называть бикарьерной. В данной семье признается равенство профессиональных интересов мужа и жены и оба супруга имеют высокую заинтересованность как в создании семьи, так и в построении карьеры по выбранному профессиональному пути. Такая семья обладает высоким уровнем единства в сфере межличностного взаимодействия и ценностных ориентаций. Супруги с одинаково высокой самоотдачей занимаются домашними обязанностями, заботой о теплоте внутрисемейного общения, готовы оказать помощь и поддержку друг другу с уважением относятся к профессиональным планам каждого из супругов.

Типы семей. При характеристике семей наряду с выявлением их индивидуальных особенностей принято относить их к определенным типам:

Патриархальная семья. В классическом виде данный тип семьи характеризуется большим составом. Под одной крышей в ней проживают большое число родственников. Детей в таких семьях обычно много, от них строго требуется почитание старших, соблюдение религиозных и национальных обычаев. Основной тип взаимодействия в таких семьях авторитарный. Мужчина – глава семьи, его слово – закон.

Нуклеарная семья. В промышленно развитых странах и среди городских семей России выражено стремление молодых супругов отделяться от родителей. Такие семьи получили название нукленарная. Обычно они включают в себя лишь два поколения: родителей и детей, которые ещё не вступили в брак. К категории нуклеарной относят также трехпоколенные семьи, где вместе с родителями и детьми, проживают ещё дедушки и бабушки. Молодые супруги в таких семьях часто желают жить самостоятельно, но из-за отсутствия возможности вынуждены жить с родителями.

Неполные семьи. В последнее время отмечается рост семей, состоящих лишь из двух человек (малые семьи). Данный тип семей имеет несколько разновидностей. В первую очередь к ним относят семьи разведенных либо овдовевших супругов. Материнская семья. В отличие от неполной семьи, мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. По данным отечественной статистики каждый шестой ребенок рождается в незарегистрированном браке. Среди матерей, имеющих внебрачных детей, преобладают две категории: до 19 и свыше 35 лет. Последние на этот шаг идут осознано, не надеясь на возможность иметь супружеские отношения. Из-за большого количества разводов и детей, рожденных вне брака, лишь два ребенка из трех в России имеют семью с двумя родителями.





































Тема: Функции семьи

Функции семьи связаны с удовлетворением потребностей ее членов. Современная социальная психология дает несколько вариантов характеристик функций семьи: деторождения и сексуальных отношений; интеллектуального общения; психологической разрядки; воспитательная функция семьи; хозяйственно-бытовых отношений. Рассмотрим данные функции более подробно.

Функция деторождения и сексуальных отношений. Забота партнеров друг о друге и выполнение социальных обязательств – рождение и воспитание детей, заботу об их здоровье, эмоциональном благополучии, принято соединять с проявлением высших чувств направленных и удовлетворение сексуальной потребности. Физиологическая обусловленность сексуальной потребности соединяется с интенсивными и устойчивыми чувствами, которые при помощи общественной культуры и личностного развития оформляются в стремление к жизнедеятельности, способной вызывать интерес у потенциального партнера и пробудить такие же интенсивные ответные чувства. Русский философ В. С. Соловьев характеризуя супружескую любовь, отмечает важный момент - эта любовь равная - каждый получает примерно то же, что и отдает.

Функция интеллектуального общения. Исполнение интеллектуальной функции зависит от содержательной и эмоциональной насыщенности общения, готовности искать компромиссы и проявлять гибкость в поведении при столкновении мнений, умении чувствовать причастность и готовность делать свой вклад в решение проблем других членов семьи.

Говоря о степени реализации данной функции, исследователи часто отмечают влияние уровня образования супругов, наличие у них потребности в самосовершенствовании и интереса к различным областям науки и культуры, в том числе литературы, музыки, искусства, педагогики, психологии, техники и т.п. Отмечается также роль поддержания различных традиций, связанных в том числе и с профессиональной деятельностью родителей, например общесемейное увлечение народным творчеством, автоделом, шахматами, авиамоделированием и т.д. Поэтому не случайно дети семей педагогов, артистов, ученых, музыкантов, военнослужащих и т.д. продолжают традиции своих родителей или дедушек и бабушек.

Функция психологической разрядки важна для гармонизации внутрисемейных отношений. Она выражается в эмоционально-психологической поддержке супругами друг друга, умении разнообразить свободное от работы время, в преобладающей эмоциональной атмосфере, раскрепащенности, доверительности внутрисемейных контактов. Для осуществления функции психологической разрядки большое значение имеет досуг. Особенно большое значение совместный досуг имеет для молодых семей. Имеются данные психологических исследований о том, что досуг влияет на эффективность профессиональной деятельности, поэтому в его организации заинтересованы работодатели, руководители организаций и общество в целом.

Воспитательная функция семьи проявляется во многих аспектах жизнедеятельности семьи и касается необходимости личностного развития всех её членов. Разумеется, в первую очередь она связана с формированием личности ребенка, систематическим психолого-педагогическим взаимодействием с ним, задающим направленность его личностного развития. Однако успешное осуществление данной функции связано не только с развитием личности детей, но и родителей, регулярным воспитательным воздействием каждого члена семьи друг на друга. На развитие личности ребенка и других членов семьи оказывают влияние такие особенности поведения и отношений как ожидания, сравнения, достижения, притязания, удовлетворенность своей ролью и др.

Функция хозяйственно-бытовых отношений включает ведение хозяйства, бюджета, организацию питания, покупку и содержание одежды, мебели, имущества, благоустройство жилища, создание уюта в нем и т.д. В её задачи входит также создание условий для сна и отдыха.

Совместная деятельность супругов по устройству быта способствует сближению интересов, развивает мотивационный и волевой компоненты их личности способствует формирования сплоченности в семье. Совместное ведение быта учит супругов выявлять области столкновения интересов и конфликтов и успешно их разрешать.

Структура семьи. Главной основой структуры семья является система ролей, которые исполняют все ее члены. Список основных ролей, которые могут исполнять члены семьи небольшой. Он включает следующий перечень: родительские (мать, отец), супружеские (муж, жена), детские (дочь, сын, брат, сестра), внутрипоколенные и межпоколенные ( старший, младший, бабушка, дедушка) и т.д.

Успешное исполнение семейных ролей имеет большое значение для процветания семьи. Если у кого-то из членов семьи нет четкого представления о том, как исполняется та или иная его роль, то это отражается на эмоциональной атмосфере в целом. Взрослые должны обладать представлениями, что значит быть хорошими родителями, мужем, женой, матерью, отцом и т.д. Дети отвечают за роли брата, сестры, старшего, младшего, ребенка, школьника и т.д. все члены семьи должны иметь представление о нормах, исполняющих ту или иную роль: ответственность за распоряжением финансами; умение своевременно перестроиться в случае недостаточного финансированияведет к конфликтам, эмоциональному напряжению, потери чувства стабильности в эмоциональной атмосфере семьи и т.д.

Причиной неудовлетворенности взаимоотношениями в семье и создания конфликтных ситуаций может быть неумение сочетать противоположные роли. Такие конфликты часто возникают в семьях, члены которых принадлежат к трем и более поколениям. Молодые супруги в таких семьях должны научиться выполнять как роли родителей по отношению к своим детям, так и роли детей в общении со своими родителями. Для успешности семейного взаимодействия сегодня от супругов требуется большая гибкость и разносторонность в исполнении своих ролей.

Взаимоотношения представителей разных поколений в семье. Изменения в экономической, социальной, культурной и политической, неизбежно отражается на семье, в том числе на взаимоотношениях между поколениями, старые нормы взаимоотношений перестали быть актуальными, а новые в такой короткий исторический период еще не сформировались. Старшее поколение оказалось в ситуации, когда его практический и духовный опыт не востребован новым поколением. Формирующиеся ценности среднего поколения неустойчивы и не имеют достаточного авторитета у молодежи. Общество стремиться переложить воспитательную функцию на родителей. А возникающих противоречий с детьми, перекладывают ответственность на школу, СМИ и государство.

Взаимоотношения и взаимодействия родителей и детей, складывающиеся в семье, имеют определенные индивидуальные особенности и своеобразие. Все родители, часто не справляясь с этой задачей, уклоняются от разрешения это влияет на формирование индивидуальных черт личности ребенка. Однако какими бы необычными индивидуальными особенностями не отличалось общение детей и родителей в конченом итоге, оно отталкивается от какой-то одной позиции, которая и определяет принятый в семье взрослыми или одним из родителей стиль воспитательного влияния. В психологии выделяют три стиля семейного воспитания: попустительский – отказ от активного участия в воспитательном процессе, авторитарный – подавление ребенка, навязывание ему мнения взрослых и демократический – достижение согласия, внутреннего принятия ребенком необходимых форм поведения.

Особенности воспитания в многодетной семье. В настоящее время многодетной в большинстве регионов России принято считать семью, имеющую трое и более детей. Ученые приводят аргументы в пользу того, что трое детей является наиболее благоприятной ситуацией для воспитания. Один ребенок может способствовать развитию у родителей безрассудной любви и страха за его жизнь. Наличие двоих детей в семье часто порождает соперничество между ними за родительскую любовь.

Говоря о воспитательном потенциале многодетной семьи, исследователи выделяют как преимущества, так и недостатки. Среди положительных сторон указываются следующие:

- помощь родителям по хозяйству, присмотр за младшими братьями и сестрами и игры с ними;

- в подражании младшие дети легче перенимают многие полезные навыки (учебные, бытовые, общения и т.д.) от более старших детей, чем от взрослых;

- жизнь в разновозрастном и разнополом детском коллективе при условии благоприятного эмоционального климата в семье способствует формированию самостоятельности, ответственности, гибкости поведения и устойчивости к стрессовым ситуациям;

- необходимость распределения родительского внимания между всеми детьми, способствует формированию восприимчивости к интересам и проблемам окружающих;

- эмоционально взаимодействие в детском коллективе из трех и более человек разнообразнее и менее конфликтно, чем общение между двумя детьми. Однако это не исключает родительского контроля за тем, чтобы это общение было равноправным: не ущемлялись интересы младших детей и не происходило паразитирования младших над старшими.

Большое количество детей в семье увеличивает и число проблем, связанных с возрастными и личностными особенностями детей, решением которых должны заниматься родители. В то же время на практике родители склонны большую часть имеющихся у них сил и времени тратить на маленьких детей. Старшие дети в такой ситуации могут оставаться без содержательного и духовно-насыщенного общения с родителями, в результате чего оказаться предоставленными самим себе и в конечном итоге быть захваченными улицей, дворовой компанией и т.д.

Специалисты, занимающиеся проблемами многодетных семей, отмечают неизбежное возникновение конкуренции и соперничества между братьями и сестрами в них. Чем меньше разница в возрасте, тем острее обнаруживается данная проблема. Родители часто не придают этому особого значения или даже более того сравнивают детей между собой при общении и попытке оказать воспитательное влияние, из-за чего данное соперничество становится ещё более ощутимым.

Еще одним существенным недостатком для воспитания в многодетной семье является нехватка уединения. Уединение способствует очень важной для плодотворного развития личности рефлексии. Посидеть в тишине, собраться с мыслями, обдумать какие-то дела, прийти к состоянию эмоционального равновесия – все это часто является крайне затруднительным в многодетной семье даже при наличии просторной квартиры, не говоря уже о том, когда жизненное пространство стеснено. Родители должны видеть в ребенке полноправного члена семьи, к его правами и потребностями относятся с уважением, к его проблемам – с пониманием, сочувствием и готовностью оказать необходимую моральную или интеллектуально-духовную помощь.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!