Технологическая карта урока
Класс: 9 «А»
Учитель: Трофимова Екатерина Михайловна
Дата: ____________________________
I. Основные сведения
Тема урока: Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, применение знаний, навыков и умений).
II. Результативно-целевая основа проектирования урока
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о функциях в объектно-ориентированном и процедурном программировании. Расширить представление о видах разновидностях функций программирования. Сформировать практическое умение составлять код программы с использованием функций.
Планируемые предметные результаты освоения курса
Выпускник научится:
Определять основные функции и называть их структуру;
Использовать функции при составлении решения практических задач на изучаемом языке программирования;
Решать задачи ОГЭ с использованием функций объектно-ориентированного и процедурного программирования.
Выпускник получит возможность:
Составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций.
Планируемые личностные результаты освоения курса
Формирование умения самостоятельно оценивать и принимать решения
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
Планируемые метапредметные результаты освоения курса (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; (Рег УУД)
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;(Рег УУД)
применять установленные правила в планировании способа решения. (Рег УУД)
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; (Поз УУД)
ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. (Поз УУД)
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; (Ком УУД)
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; (Ком УУД)
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; (Ком УУД)
Результаты освоения темы урока в форме действий, подлежащих освоению обучающимися
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Б1. Называет и объясняет понятие функции программирования; Б2. Перечисляет и описывает код основных функций программирования; Б3. Решает задачи с использованием изученных функций; Б4. Читает код программ и объясняет назначение использованных функции. | П1. Решает задачи ОГЭ повешенной сложности с использованием функций программирования. |
III. Перечень средств ИКТ, используемых на уроке:
1) персональный компьютер учителя;
2) мультимедийный проектор;
3) экран;
4) Учебник информатики 9 класс, Н.Д.Угринович.
V. Структура урока и прогнозирование учебных ситуаций
Этапы комбинированного урока
Организационный момент. Мотивационный настрой на восприятие информации и способов деятельности.
Проверка пройденного материала. Актуализация знаний.
Сообщение темы и постановка цели урока. Мотивация к учебной деятельности.
Изучение нового материала.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Запись домашнего задания.
Подведение итогов. Рефлексия.
Этап 1. Организационный момент.
Мотивационный настрой на восприятие информации и способов деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Настраивает на работу. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя. | |
Этап 2. Проверка пройденного материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
На слайде показывает таблицу, в которой учащимся необходимо заполнить пропуски, спрашивает с места. Затем в форме диалога задает вопросы по изученному материалу. | Устно заполняют пропуски в таблице, затем отвечают на вопросы учителя. | Метапредметные: 1). обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;(Рег УУД) 2). высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; (Ком УУД) |
Этап 3. Сообщение темы и постановка цели урока. Мотивация к учебной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
[При выполнении практической работы Калькулятор затруднение вызвало задание повышенной сложности на создание калькулятора для математических функций] учитель задает вопросы [В чем была основная сложность? Как вы думаете , почему код не выполнялся?] обосновывая свои вопросы учитель подводит к теме урока [Эту проблему возможно легко решить зная основную структуру функций объектно-ориентированного программирования] учитель называет тему урока и выводит ее на экран. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: 1). способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; 2). готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Метапредметные: 1). организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; (Ком УУД) |
Этап 4. Изучение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Учитель излагает новый материал, при этом дает задание учащимся записывать всю основную информацию со слайдов. Рассказывает об основной классификации функций, дает их определения и форму представления в виде кода. Также для лучшего усвоения материала подкрепляет информацию примерами. Также параллельно задает вопросы учащимся [Как вы думаете, что выполняется в … строке кода? Что возвращает данная функция в этом примере?] и др. Обращает внимание на различия между функциями. После объяснения каждого вида функций отвечает на вопросы учащихся, и спрашивает у них [В каких типах задач нужно использовать данную функцию?] для того, чтобы определить, насколько у них сложилось понимание о практическом применении функций объектно-ориентированного и процедурного программирования. | Слушают учителя. Выписывают всю основную информацию со слайдов, подкрепляя примерами. При необходимости задают вопросы, отвечают на встречные вопросы учителя. Совместно с учителем анализируют фрагменты кодов программы, по желанию поднимают руку и отвечают индивидуально. | Личностные: 1).Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Предметные: 1). Определять основные функции и называть их структуру; Метапредметные: 1). определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; (Рег УУД) 2). организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; (Ком УУД) 3). высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; (Ком УУД) |
Этап 5. Физ. минутка.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предлагает выполнить комплекс упражнений для глаз, повороты головы. | Выполняют комплекс упражнений. | |
Этап 6. Закрепление изученного материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Выдает распечатки с заранее подготовленными задачами, которые впоследствии ученики должны вклеить в тетрадь. Учитель дает возможность ученикам самим выбирать задачи для решения , из предложенного списка. 3-4 задачи решают совместно с учителем, моменты которые вызывают затруднения, прописываются на доске. Акцентирует внимание на том, что нужно читать внимательно условие задачи. А также, напоминает, что некоторые задачи составлены с использованием языка программирования Паскаль ( это указано в условии) поэтому учащимся необходимо вспомнить особенности этого языка программирования. Одну задачу учитель даёт для самостоятельного решения, чтобы проверить знания по изученной теме. | Внимательно читают задачи, выбирают наиболее интересные и совместно решают их опираясь на записи в тетради по новой теме, по желанию выходят к доске. Если задача вызвала затруднение, то решают подобную. Затем самостоятельно решают задачу. | Личностные: 1). готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Предметные: 1). Использовать функции при составлении решения практических задач на изучаемом языке программирования; 2). Решать задачи с использованием функций объектно-ориентированного и процедурного программирования. Метапредметные: 1). представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; (Ком УУД) 2). ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. (Поз УУД) |
Этап 7. Запись домашнего задания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Просит учеников открыть дневник и записать домашнее задание со слайда. Поясняет требования к подготовке к практической работе. Учащимся необходимо дома продумать внешний вид формы, описанной в практической работе, и расписать какие переменные и функции будут при выполнении проекта. | Записывают домашнее задание. Слушают внимательно требования к подготовке к практическому занятию. При необходимости задают уточняющие вопросы. | |
Этап 9. Рефлексия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Раздаёт ученикам листочки. | Вносят данные на листочек и сдают учителю. | |