Тьюторское сопровождение образовательного процесса 10-А класса ГОУ ЛНР «Кировская многопрофильная гимназия» в 2020-2021 учебном году
Классный руководитель 10-А класса
Ганя Н.Н.
Лучшая цитата, отражающая мой подход к работе классного руководителя-тьютора в рамках реализации дистанционного и очного обучения: "Все истинно великое совершается медленным, незаметным ростом." (Луций Анней Сенека).
В 2020-2021 учебном году образовательная деятельность осуществлялась в гимназии в очной, дистанционной, очно-заочной формах. Все мы знаем, что школьное образование — это не только обучение, но и воспитание детей, за которое отвечают не только учителя-предметники, но и, прежде всего, классные руководители.
Поэтому у меня, классного руководителя 10-А класса, при переходе на дистанционное обучение сразу возник вопрос, как организовать работу моего класса, как сохранить то, чем мы жили, как укрепить отношения учителей, учеников и других участников образовательного процесса.
Основным в данной ситуации считаю оказание помощи, поддержки учащемуся, создание условий для его саморазвития, что и определяется термином «тьюторство».
Главная задача классного руководителя-тьютора заключается в расширении существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое. Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определённый, известный учителю путь, по которому надо провести ученика. Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор пути.
При работе с классом и родителями во время дистанционного обучения мною на первое место поставлены несколько ключевых задач:
1. Ознакомить родителей с разработанным и утвержденным приказом об организации дистанционного обучения в школе;
2. Проинформировать о новом расписании занятий;
3. Провести мониторинг технического обеспечения в семьях (наличие компьютера, Интернета);
4. Создать чат в WhatsApp для консультации детей, для моральной поддержки и поддержания связи с учителями – предметниками.
5. Мониторинг посещаемости уроков, выполнения домашнего задания по предметам;
6. При необходимости выступить координатором между учителем-предметником, детьми и родителями;
7. Реализовать выполнение воспитательных мероприятий, предусмотренных планом работы классного руководителя;
8. Рассказать родителям о способах контроля обучения и мотивации детей;
Наша гимназия осуществляет дистанционное обучение с помощью сайта гимназии, электронного журнала.
Уже не первый год налажена связь с родителями в Viber, Whats up, телефонном режимах для того, чтобы всем родителям была доступна оперативная информация о родительских собраниях, изменениях в расписании, школьных мероприятиях, домашних заданиях. Я считаю, что регулярное общение классного руководителя не только с учениками, но и с их родителями позволяет решить целый ряд педагогических и психологических задач. Многим родителям в период самоизоляции сложно постоянно находиться с детьми в замкнутом пространстве, и они заинтересованы в том, чтобы классный руководитель постоянно выходил на связь. Поэтому все вопросы по работе в дистанционном формате нами обсуждались.
Мною как классным руководителем активно используются в этом учебном году элементы технологии тьюторского сопровождения, т. е технологии, которые помогают организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в конкретную деятельность, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются мною с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования (кл. час «Берегите Планету!»), исследовательские методы («Моя малая Родина»), дебаты («Что такое призвание и как его найти»), портфолио, развитие критического мышления, творческие мастерские (подготовка конкурсных работ), социокультурные игры) и технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.).
То есть содержание моей тьюторской функции заключается в сопровождении каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. Здесь важно, с одной стороны, осуществление помощи ученику в осознанном выборе, а, с другой стороны, при необходимости обсуждение проблем и трудностей процесса самообразования, у него возникающих.
Среди достижений в этом направлении мы можем отметить участие наших учащихся в различных гимназических, городских, республиканских конкурсах.
Важным для самореализации и профессионального самоопределения является сотрудничество с внешними партнёрами, например, ДО ЛНР «Юная гвардия».
Наши учащиеся участвуют в социальных проектах (социально значимая волонтёрская деятельность).
Традиционно в гимназии уделяется большое внимание музейной педагогике.
Обучение и участие учащихся в мероприятиях обеспечивают не только развитие способностей и компетентностей учащихся, но и, как следствие, успешную социализацию в обществе каждого школьника.
Детализируя выше сказанное, следует отметить, что воспитательная работа с классом проводилась при дистанционном обучении в режиме онлайн. Как учителем и классным руководителем мною используются платформы: Zооm, Skysmart. Во время дистанционного обучения еженедельно проводились классные часы, в том числе тематические, например, «День народного единства», «Неформалы. Кто такие? Взаимоотношения с законом», «О вредных привычках». Во время очного обучения были проведены экскурсия в школьный музей, разнообразные классные часы с использованием ИКТ, например, «Наш земляк Климент Ефремович Ворошилов», «Сергей Королёв. Через тернии к звёздам» и т. д.
Нам, классным руководителям, именно сейчас, как никогда, необходимо поддерживать связь с каждым учеником, чтобы они осознали, что они нам нужны, что мы их не забыли, что их всегда ждет поддержка с нашей стороны. А поддерживая детей, мы тем самым поддерживаем и их родителей.
Самое главное – нам необходимо сохранить добрые отношения с классом, с родителями детей, мы должны пройти через все препятствия только вместе, не вызвав ожесточения друг против друга.
С какими минусами столкнулся наш класс во время дистанционного обучения:
отсутствие в некоторых случаях технических возможностей, таких как доступ к Интернету, программное обеспечение.
образовательные платформы были иногда перегружены, возникала проблема со звуком.
В завершение можно сделать следующие выводы:
– цель деятельности тьютора состоит в сопровождении процесса становления обучающегося как субъекта собственной деятельности в ситуации неопределённости через работу с индивидуальной образовательной программой;
– в условиях современной школы классный руководитель должен владеть тьюторскими компетенциями и тесно сотрудничать с коллегами, педагогами-психологами и родителями.