Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении
Цель урока: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении
Задачи: познакомиться с условиями постановки тире в БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правильно выбирать знаки препинания; повторить случаи постановки тире в простом предложении; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; воспитывать потребность в практическом применении языка, культуру общения
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.
(Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении).
- Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?
(Дети отвечают).
Упражнение 287
3) 2, 4, 8, 9, 13
5)а) 6, 7, 12
Б) 2
В) 1, 10
Г)
Д) 3
Е) 5
Ж) 4
6) оксюморон – использование противоречивых понятий в одном выражении
7) всём – оглушение, с гостями – озвончение
8) охотничьими
9) выдающийся
10) умел, увлечь
Карточка для контроля (знаки не проставлены):
1)Я доверяю любящим они великодушны.
2)Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
3)Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
4)Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.
5)Мир строит война разрушает.
6)Однако пора спать уже без четверти шесть.
7)Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.
- Прочитайте предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения.
(Дети отвечают).
- Ребята, какое предложение вызвало затруднения?
(Мир строит – война разрушает).
- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?
(Ученики отвечают).
3. Повторение темы «Постановка тире в простом предложении».
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
(Постановка тире в простом предложении).
-Задание 2: читаем предложение, объясняем правило.
1)Человеком стать – большое искусство.
2)Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.
3)«Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.
4)Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её.
5) Был у него закадычный друг – сосед Василий..
6)Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
(Дети работают устно).
- Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения.
4. Объяснение нового материала.
- Сегодня вы самостоятельно изучали параграф учебника, нам нужно лишь обобщить полученные вами знания.
Тире в БСП | Синонимичные конструкции |
1.Быстрая смена событий: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. | 1.ССП с соединительным союзом И: Сыр выпал, и с ним была плутовка такова. |
2.Несоответствие, противопоставление: Несколько раз оглянулся – никого не было. Труд человека кормит – лень портит. | 2.СПП с противительными союзами А, НО: Несколько раз оглянулся, но никого не было. Труд человека кормит, а лень портит. |
3.Значение времени: Придет вечер – поговорим. | 3.СПП с придаточными времени: Когда придет вечер, поговорим. |
4.Значение условия: Несчастья бояться – счастья не видать. | 4.СПП с придаточными условия: Если несчастья бояться, счастья не видать. |
5.Значение следствия: Ласточки летают низко над землей – жди дождя. | 5.СПП с придаточными следствия: Ласточки летают низко над землей, так что жди дождя. |
6.Значение сравнения: По улице идет – лебедушка плывет. | 6.СПП с придаточными сравнительными: По улице идет, словно лебедушка плывет. |
Физкультминутка
5. Закрепление изученного.
1) Упражнение 289 (учебник) – комментированное письмо.
2) Тест (устно) – задание 3: объясните постановку тире
1. Узнаешь меня – перестанешь бояться. 1)Время 2)Следствие 3)Условие 4)Противопоставление 5)Быстрая смена событий | 3. Ноги вязли по щиколотку — идти было трудно. 1)Время 2)Следствие 3)Условие 4)Противопоставление 5)Быстрая смена событий |
2. Служить бы рад – прислуживаться тошно. 1)Время 2)Следствие 3)Условие 4)Противопоставление 5)Быстрая смена событий | 4. Посмотрит — рублём подарит. 1)Время 2)Сравнение 3)Условие 4)Противопоставление 5)Быстрая смена событий |
3) Проверочная работа (срез знаний).
Цифровой диктант.
У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.
Условие / время | 1, 3 |
Следствие, результат | 4, 5 |
Противопоставление | 8, 9 |
Быстрая смена событий | 2, 7 |
Сравнение | 6, 10 |
Учитель диктует предложения, учащиеся вписывают в таблицу только номера предложений.
1.Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
2.Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.
3.Хочешь добиться уважения – начинай с себя.
4.На улице метель – гулять сегодня не пойдем.
5.Облака ярко светились — на них нельзя было смотреть.
6.Улыбнется – солнышко выглянет.
7.Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.
8.Лето припасает – зима поедает.
9.Хотел рисовать – кисти выпадали из рук.
10.Посмотрит – рублём подарит.
- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.
- А теперь смотрим на доску, сверяем с правильными ответами.
4). Самостоятельная работа – задание 4.
Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЦТ:
1.Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] – [ ].
1)Вы грозны на словах попробуйте на деле.
2)Охотники давно заметили утки целыми стаями делают по два больших перелёта за день.
3)Петька замолчал трудно спорить с дедом.
4)Был сильный туман рейс отменили.
5)Русский реалистический пейзаж всегда будил в людях самое лучшее любовь к природе и способность в обыденном увидеть прекрасное.
2. Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] – [ ].
1)Прошёл час другой Токарев не мог заснуть.
2)Тогда произошло на даче событие похожее на чудо шиповник распустился в сентябре и цвёл до морозов.
3)В другой раз приедешь пойдём ловить перепёлок.
4)Пока молоды сильны и бодры не уставайте делать добро.
5)Находить приметы или самим создавать их очень увлекательное занятие.
3. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:
1)Относиться к слову нужно бережно_ оно есть высший дар человеку.
2)Потеряешь варежки_ руки замёрзнут.
3)Бестужев пытался понять_ почему именно его позвали на борт боцманом?
4)Труднее испытания_ крепче дух.
5)Швейцар не пустил девушек к Татьяне Андреевне_ она как раз в это время спала.
6. Подведение итогов
Сообщение заранее подготовленной ученицы «Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе».
Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела, читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире – модный знак сегодня. Тем не менее, мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили.
7. Рефлексия
- Ребята, напишите о ваших впечатлениях об уроке в виде синквейна. Прочитайте.
(Ученики зачитывают несколько работ).
Предложение.
Бессоюзное, сложное.
Выражает, объединяет, поясняет.
Простые предложения соединены по смыслу или интонационно, без союзов. Высказывание.
8. Домашнее задание
Теория параграфа 31;
Упр. 292
Материалы к уроку «Тире в БСП»
Задание 1. Карточка для контроля (знаки не проставлены):
1)Я доверяю любящим они великодушны.
2)Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
3)Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
4)Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.
5)Мир строит война разрушает.
6)Однако пора спать уже без четверти шесть.
7)Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.
Задание 2: читаем предложение, объясняем правило.
1)Человеком стать – большое искусство.
2)Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.
3)«Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.
4)Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её.
5) Был у него закадычный друг – сосед Василий..
6)Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
Тире в БСП | Синонимичные конструкции |
1.Быстрая смена событий: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. | 1.ССП с соединительным союзом И: Сыр выпал, и с ним была плутовка такова. |
2.Несоответствие, противопоставление: Несколько раз оглянулся – никого не было. Труд человека кормит – лень портит. | 2.СПП с противительными союзами А, НО: Несколько раз оглянулся, но никого не было. Труд человека кормит, а лень портит. |
3.Значение времени: Придет вечер – поговорим. | 3.СПП с придаточными времени: Когда придет вечер, поговорим. |
4.Значение условия: Несчастья бояться – счастья не видать. | 4.СПП с придаточными условия: Если несчастья бояться, счастья не видать. |
5.Значение следствия: Ласточки летают низко над землей – жди дождя. | 5.СПП с придаточными следствия: Ласточки летают низко над землей, так что жди дождя. |
6.Значение сравнения: По улице идет – лебедушка плывет. | 6.СПП с придаточными сравнительными: По улице идет, словно лебедушка плывет. |
Тест (устно) – задание 3: объясните постановку тире
1. Узнаешь меня – перестанешь бояться. 1)Время 2)Следствие 3)Условие 4)Противопоставление 5)Быстрая смена событий | 3. Ноги вязли по щиколотку — идти было трудно. 1)Время 2)Следствие 3)Условие 4)Противопоставление 5)Быстрая смена событий |
2. Служить бы рад – прислуживаться тошно. 1)Время 2)Следствие 3)Условие 4)Противопоставление 5)Быстрая смена событий | 4. Посмотрит — рублём подарит. 1)Время 2)Сравнение 3)Условие 4)Противопоставление 5)Быстрая смена событий |
Самостоятельная работа – задание 4.
Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЦТ:
1.Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] – [ ].
1)Вы грозны на словах попробуйте на деле.
2)Охотники давно заметили утки целыми стаями делают по два больших перелёта за день.
3)Петька замолчал трудно спорить с дедом.
4)Был сильный туман рейс отменили.
5)Русский реалистический пейзаж всегда будил в людях самое лучшее любовь к природе и способность в обыденном увидеть прекрасное.
2. Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] – [ ].
1)Прошёл час другой Токарев не мог заснуть.
2)Тогда произошло на даче событие похожее на чудо шиповник распустился в сентябре и цвёл до морозов.
3)В другой раз приедешь пойдём ловить перепёлок.
4)Пока молоды сильны и бодры не уставайте делать добро.
5)Находить приметы или самим создавать их очень увлекательное занятие.
3. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:
1)Относиться к слову нужно бережно_ оно есть высший дар человеку.
2)Потеряешь варежки_ руки замёрзнут.
3)Бестужев пытался понять_ почему именно его позвали на борт боцманом?
4)Труднее испытания_ крепче дух.
5)Швейцар не пустил девушек к Татьяне Андреевне_ она как раз в это время спала.
Цифровой диктант
Условие / время | |
Следствие, результат | |
Противопоставление | |
Быстрая смена событий | |
Сравнение | |