СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире в бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно провести как в 9, так и в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Тире в бессоюзном сложном предложении»

Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении

Цель урока: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении

Задачи: познакомиться с условиями постановки тире в БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правильно выбирать знаки препинания; повторить случаи постановки тире в простом предложении; развивать умения сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; воспитывать потребность в практическом применении языка, культуру общения

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.

(Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении).

- Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

(Дети отвечают).

Упражнение 287

3) 2, 4, 8, 9, 13

5)а) 6, 7, 12

Б) 2

В) 1, 10

Г)

Д) 3

Е) 5

Ж) 4

6) оксюморон – использование противоречивых понятий в одном выражении

7) всём – оглушение, с гостями – озвончение

8) охотничьими

9) выдающийся

10) умел, увлечь

Карточка для контроля (знаки не проставлены):

1)Я доверяю любящим они великодушны.

2)Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

3)Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

4)Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.

5)Мир строит война разрушает.

6)Однако пора спать уже без четверти шесть.

7)Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.

- Прочитайте предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения.

(Дети отвечают).

- Ребята, какое предложение вызвало затруднения?

(Мир строит – война разрушает).

- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

(Ученики отвечают).

3. Повторение темы «Постановка тире в простом предложении».

- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

(Постановка тире в простом предложении).

-Задание 2: читаем предложение, объясняем правило.

1)Человеком стать – большое искусство.

2)Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

3)«Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.

4)Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её.

5) Был у него закадычный друг – сосед Василий..

6)Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.

(Дети работают устно).

- Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения.

4. Объяснение нового материала.

- Сегодня вы самостоятельно изучали параграф учебника, нам нужно лишь обобщить полученные вами знания.

Тире в БСП

Синонимичные конструкции

1.Быстрая смена событий:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

1.ССП с соединительным союзом И:

Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.

2.Несоответствие, противопоставление:

Несколько раз оглянулся – никого не было.

Труд человека кормит – лень портит.

2.СПП с противительными союзами А, НО:

Несколько раз оглянулся, но никого не было.

Труд человека кормит, а лень портит.

3.Значение времени:

Придет вечер – поговорим.

3.СПП с придаточными времени:

Когда придет вечер, поговорим.

4.Значение условия:

Несчастья бояться – счастья не видать.

4.СПП с придаточными условия:

Если несчастья бояться, счастья не видать.

5.Значение следствия:

Ласточки летают низко над землей – жди дождя.

5.СПП с придаточными следствия:

Ласточки летают низко над землей, так что жди дождя.

6.Значение сравнения:

По улице идет – лебедушка плывет.

6.СПП с придаточными сравнительными:

По улице идет, словно лебедушка плывет.

Физкультминутка

5. Закрепление изученного.

1) Упражнение 289 (учебник) – комментированное письмо.

2) Тест (устно) – задание 3: объясните постановку тире

1. Узнаешь меня – перестанешь бояться.

1)Время

2)Следствие

3)Условие

4)Противопоставление

5)Быстрая смена событий

3. Ноги вязли по щиколотку — идти было трудно.

1)Время

2)Следствие

3)Условие

4)Противопоставление

5)Быстрая смена событий

2. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

1)Время

2)Следствие

3)Условие

4)Противопоставление

5)Быстрая смена событий

4. Посмотрит — рублём подарит.

1)Время

2)Сравнение

3)Условие

4)Противопоставление

5)Быстрая смена событий

3) Проверочная работа (срез знаний).

Цифровой диктант.

У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.

Условие / время

1, 3

Следствие, результат

4, 5

Противопоставление

8, 9

Быстрая смена событий

2, 7

Сравнение

6, 10

Учитель диктует предложения, учащиеся вписывают в таблицу только номера предложений.

1.Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.

2.Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.

3.Хочешь добиться уважения – начинай с себя.

4.На улице метель – гулять сегодня не пойдем.

5.Облака ярко светились — на них нельзя было смотреть.

6.Улыбнется – солнышко выглянет.

7.Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.

8.Лето припасает – зима поедает.

9.Хотел рисовать – кисти выпадали из рук.

10.Посмотрит – рублём подарит.

- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.

- А теперь смотрим на доску, сверяем с правильными ответами.

4). Самостоятельная работа – задание 4.

Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЦТ:

1.Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] – [ ].

1)Вы грозны на словах попробуйте на деле.

2)Охотники давно заметили утки целыми стаями делают по два больших перелёта за день.

3)Петька замолчал трудно спорить с дедом.

4)Был сильный туман рейс отменили.

5)Русский реалистический пейзаж всегда будил в людях самое лучшее любовь к природе и способность в обыденном увидеть прекрасное.

2. Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] – [ ].

1)Прошёл час другой Токарев не мог заснуть.

2)Тогда произошло на даче событие похожее на чудо шиповник распустился в сентябре и цвёл до морозов.

3)В другой раз приедешь пойдём ловить перепёлок.

4)Пока молоды сильны и бодры не уставайте делать добро.

5)Находить приметы или самим создавать их очень увлекательное занятие.

3. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:

1)Относиться к слову нужно бережно_ оно есть высший дар человеку.

2)Потеряешь варежки_ руки замёрзнут.

3)Бестужев пытался понять_ почему именно его позвали на борт боцманом?

4)Труднее испытания_ крепче дух.

5)Швейцар не пустил девушек к Татьяне Андреевне_ она как раз в это время спала.

6. Подведение итогов

Сообщение заранее подготовленной ученицы «Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе».

Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела, читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире – модный знак сегодня. Тем не менее, мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили.

7. Рефлексия

- Ребята, напишите о ваших впечатлениях об уроке в виде синквейна. Прочитайте.

(Ученики зачитывают несколько работ).

Предложение.

Бессоюзное, сложное.

Выражает, объединяет, поясняет.

Простые предложения соединены по смыслу или интонационно, без союзов. Высказывание.

8. Домашнее задание

Теория параграфа 31;

Упр. 292




































Материалы к уроку «Тире в БСП»

Задание 1. Карточка для контроля (знаки не проставлены):

1)Я доверяю любящим они великодушны.

2)Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

3)Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

4)Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.

5)Мир строит война разрушает.

6)Однако пора спать уже без четверти шесть.

7)Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.


Задание 2: читаем предложение, объясняем правило.

1)Человеком стать – большое искусство.

2)Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

3)«Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», - утверждал К.Паустовский.

4)Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её.

5) Был у него закадычный друг – сосед Василий..

6)Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.


Тире в БСП

Синонимичные конструкции

1.Быстрая смена событий:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

1.ССП с соединительным союзом И:

Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.

2.Несоответствие, противопоставление:

Несколько раз оглянулся – никого не было.

Труд человека кормит – лень портит.

2.СПП с противительными союзами А, НО:

Несколько раз оглянулся, но никого не было.

Труд человека кормит, а лень портит.

3.Значение времени:

Придет вечер – поговорим.

3.СПП с придаточными времени:

Когда придет вечер, поговорим.

4.Значение условия:

Несчастья бояться – счастья не видать.

4.СПП с придаточными условия:

Если несчастья бояться, счастья не видать.

5.Значение следствия:

Ласточки летают низко над землей – жди дождя.

5.СПП с придаточными следствия:

Ласточки летают низко над землей, так что жди дождя.

6.Значение сравнения:

По улице идет – лебедушка плывет.

6.СПП с придаточными сравнительными:

По улице идет, словно лебедушка плывет.


Тест (устно) – задание 3: объясните постановку тире

1. Узнаешь меня – перестанешь бояться.

1)Время

2)Следствие

3)Условие

4)Противопоставление

5)Быстрая смена событий

3. Ноги вязли по щиколотку — идти было трудно.

1)Время

2)Следствие

3)Условие

4)Противопоставление

5)Быстрая смена событий

2. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

1)Время

2)Следствие

3)Условие

4)Противопоставление

5)Быстрая смена событий

4. Посмотрит — рублём подарит.

1)Время

2)Сравнение

3)Условие

4)Противопоставление

5)Быстрая смена событий


Самостоятельная работа – задание 4.

Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЦТ:

1.Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] – [ ].

1)Вы грозны на словах попробуйте на деле.

2)Охотники давно заметили утки целыми стаями делают по два больших перелёта за день.

3)Петька замолчал трудно спорить с дедом.

4)Был сильный туман рейс отменили.

5)Русский реалистический пейзаж всегда будил в людях самое лучшее любовь к природе и способность в обыденном увидеть прекрасное.


2. Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] – [ ].

1)Прошёл час другой Токарев не мог заснуть.

2)Тогда произошло на даче событие похожее на чудо шиповник распустился в сентябре и цвёл до морозов.

3)В другой раз приедешь пойдём ловить перепёлок.

4)Пока молоды сильны и бодры не уставайте делать добро.

5)Находить приметы или самим создавать их очень увлекательное занятие.


3. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:

1)Относиться к слову нужно бережно_ оно есть высший дар человеку.

2)Потеряешь варежки_ руки замёрзнут.

3)Бестужев пытался понять_ почему именно его позвали на борт боцманом?

4)Труднее испытания_ крепче дух.

5)Швейцар не пустил девушек к Татьяне Андреевне_ она как раз в это время спала.


Цифровой диктант

Условие / время


Следствие, результат


Противопоставление


Быстрая смена событий


Сравнение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!