Просмотр содержимого документа
«Типология вопросов в произведениях русской литературы»
ТИПОЛОГИЯ ВОПРОСОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ходе подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе зачастую возникает особая трудность найти именно те художественные произведения, которые перекликаются соответствующими темами, проблемами. Учителю в первую очередь необходимо обращать внимание на установление взаимосвязующих линий в разных художественных произведениях в идейном аспекте, сюжетных линиях, образной системе, постараться правильно ориентировать учащихся. В рамках ЕГЭ по литературе, это 8-9, 15- 16 задания и сочинение (17).
Для выполнения данного этапа работы необходимо знать поступательный процесс развития всей русской литературы, основные этапы ее становления. Только в этом случае можно правильно сопоставить художественные произведения по ряду признаков:
- по идейной проблематике всего художественного произведения;
- тематике произведения;
- сюжетной линии;
- определенному событию (историческому, социальному);
- образной системе,
- поступкам героев;
- мировоззрению героев;
- отдельным деталям.
Для примера обратимся к теме родины, судьбы страны, жизни народа. Блок вопросов может быть следующим:
- В каких произведениях русской литературы прослеживается тема родины, судьба страны и как данный вопрос разрешается в тексте?
- Как влияют эпохальные исторические события на жизнь народа, судьбу человека?
- Человек в годы великих перемен;
- В каких произведениях герои рассуждают о счастливой прежней жизни для них?
- В каких произведениях идет речь о воспиании детей (молодого поколения) и как к этому относятся сами герои?
- Проблема войны и мира в произведениях русских писателей;
- Проблема человеческой ответственности за научные открытия;
- Проблема человеческих взаимоотношений;
-Проблема взаимоотношений поколений (проблема «отцов» и «детей»);
- Проблема разрушения старого мира;
- Проблема взаимоотношений человека и природы;
- Темы семьи и дома в русской литературе;
- Тема гражданской войны в литературе;
-Тема Великой Отечественной войны;
- Тема любви в русской литературе;
- Тема человеческой несправедливости в русской литературе;
- Тема «лишнего человека» в русской литературе;
- Тема «маленького человека» в литературе;
- Сцены дуэли в сюжетной линии;
Данный ряд можно продолжать. Важно видеть развитие литературного процесса в его поступательности и в то же время в ретроспективности. Это значит уметь находить взаимосвязующие линии художественных произведений в ассоциативной, аллюзивной, интертекстуальной связях. Надо не только привести схожие по тем или иным признакам тексты, но и сравнить, сопоставить их, выявить отличие авторского видения, художественное своеобразие каждого произведения, оформить анализ в виде сочинения объемом не меньше 5-10 предложений в мини-сочинении по заданиям ЕГЭ 8-9/16 (примерно в 40-50 слов), или по 17 заданию в целостное развернутое рассуждение в 200-250- слов.