Венские диаграммы
Крокодил
Упражнение «Я и мои роли»
Цель: формирование позитивного отношения к себе и окружающим.
Материалы и оборудование: схема для заполнения.
Техника проведения: ребенку предлагается заполнить схему «Мои роли и качества».
Инструкция: сейчас я предлагаю тебе заполнить следующую схему «Мои роли и качества». В центре буква «Я» символизирует тебя. Ты в повседневной жизни выполняешь много ролей, например: сын (дочь), друг, брат, ученик и т.д. Напиши свои роли. Затем возле каждой роли напиши качества, которые характерны для тебя. нализ:
Какие трудности возникли в ходе выполнения упражнения?
Что нового ты узнал о себе?
Какая роль тебе ближе всего?
Какую роль ты чаще всего выполняешь?
«Скажи мне мой секрет». (10 минут)
Ведущий: «Каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое будет прикреплено вам на спину. Ваша задача — отгадать это слово с помощью группы. Группа может молча показывать это слово только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться».
Примерный набор слов: ворона, вор, йога, аквариум, кисель, мультфильм, адрес, водка, восход, вышивка, гость, болезнь, воля, свет, лжец, любовь, ученик.
Упражнение «Диалог». (5 минут)
Требуются 2-а добровольца. Им дается задание: поговорить друг с другом, но каждый должен говорить на свою тему. Темы написаны на карточках:
- Рассказать об интересном фильме.
- Рассказать, как сильно у тебя болит зуб.
- Рассказать об интересных каникулах.
- Рассказать, как ты получил двойку.
Эти темы знают только говорящие на них.
Затем диалог обсуждается:
- О чем говорил каждый?
- Почему получился или не получился диалог?
Упражнение «Слепой, глухой, немой». (10 минут)
Участники делятся на тройки. Выбирают себе роли: слепого, глухого, немого.
Отсюда следует: слепой не видит (закрывает глаза), немой не говорит, глухой не слышит.
Ведущий дает инструкцию участникам, которые играют роль немого – договориться о встрече в определенном месте в нужное время (инструкция может быть в печатном варианте).
При выполнении задания пользоваться пишущими предметами нельзя.
1 задание – договориться покрасить забор.
2 задание – встретиться на вокзале в 7 вечера
Вопросы для обсуждения:
- Каким образом вам удалось договориться?
- Как вы думаете, почему нас или мы не всегда понимаем собеседника?
Упражнение 2 «Два на два»
Ведущий просит детей разделиться на две группы. Каждой подгруппе дается по одной карточке с ситуацией, вызывающей неприятные переживания.
Инструкция: Сейчас в каждой подгруппе вам нужно найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой ситуации, которые написаны на ваших карточках. У вас есть на это только 15 минут, поэтому поторопитесь.
Содержание карточек.
Карточка 1.
- Я весь вечер провел (а) в одиночестве, и это плохо, потому что …
- Я весь вечер провел (а) в одиночестве, и это хорошо, так как …
Карточка 2.
- У меня неприятности и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это плохо, потому что…
- У меня неприятности и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это хорошо, потому что…
После выполнения задания представитель каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов.
Обсуждение. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Какие аргументы давались легче – положительные или негативные? Как вы думаете почему?
Резюме. Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими – все зависит от того, как мы к ним относимся. Например, один человек заболел и ему пришлось отказаться от развлекательной поездки. Он очень расстроился по этому поводу, а потом оказалось, что его друзья попали в катастрофу и погибли.
Самая распространенная ошибка людей – относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не такими уж плохими. А иногда случается, что они спасают нас от чего-то худшего.
пражнение 4 «Четыре квадрата»
Чтобы чувствовать себя увереннее и принимать себя таким, какой ты есть, выполним следующее упражнение. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4.
развернуть таблицу
развернуть таблицу
Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и вы считаете их положительными.
Можете называть качества одним словом, например «находчивый», «надежный», а можете описать их несколькими словами, например «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».
После того, как задание выполнено, ведущий предлагает заполнить квадрат 3. Напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали.
После того как заполнен 3 квадрат, ведущий предлагает «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы написали в квадрате 3 и переформулируйте их так, чтобы они стали положительными. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все, который принимает вас таким, какой вы есть. Запишите переформулированные качества в квадрате 2.
После того, как заполнен квадрат 2, ведущий предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому, даже наши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1 и переформулируйте их в отрицательные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4.
После того, как все квадраты заполнены, ведущий предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите какой замечательный человек получился!
Теперь наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2 и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться.
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это всё вы, только с двух точек зрения: с точки зрения друга и сточки зрения врага.
Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я».
Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, а какие труднее?
Резюме. Получается, что мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем относиться к себе как враги, и тогда мы не будем любить себя, а будем презирать себя и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.
А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на которого вовсе не похож. Такой человек по-настоящему доброжелательно относится к другим, потому что он умеет увидеть в каждом ценные качества. И окружающие его люди будут относиться к нему также с большой симпатией.
На самом деле, не плохих и хороших качеств, есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых оно помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. И тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня».
Упражнение «Идеальный, современный и «плохой» подросток» (10 минут)
Цель: проанализировать качества личности, повысить стремление развивать в себе положительные качества.
Инструкция: «Прошу всех участников разбиться на три подгруппы. Давайте посмотрим на список качеств личности (показываем список качеств личности, приложение 1). У каждого человека есть свои качества, они уникальны и могут проявляться в различных ситуациях. Прошу одного из участников подгруппы вытянут из «волшебной шляпы» задание и прочитать его своей группе.
развернуть таблицу
Задание первой подгруппе. Составьте портрет идеального подростка. Напишите качества, какими он должен обладать. Задание второй подгруппе. Составьте портрет современного подростка. Напишите качества, какими он должен обладать. Задание третьей подгруппе. Составьте портрет «плохого» подростка. Напишите качества, какими он должен обладать. |
развернуть таблицу
Обсуждение:
- Как выдумаете у всех ли подгрупп найденные качества соответствуют тому или иному портрету?
- Какие качества можно было бы дописать (дополнить портрет) и почему?
- Какой портрет подростка вам не приятен?
РЕБЯТА,
Босс сказал
Шиворот-навыворот
Десять фактов о нас
.
Цели и возможности применения . Упражнение помогает участникам ощутить себя единой
командой, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы. Листы формата А4, карандаши.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 12-30 человек.
Процедура:
1 . Участники разбиваются на пары, тренер просит каждую пару найти и записать за 3 минуты 10
фактов, которые их объединяют. Например: «Мы оба из Воронежа», «Мы оба любим готовить» и т.
д.
2. После этого пары объединяются в четверки, которым нужно найти 10 фактов, общих уже для
всей четверки.
3. После того как эти факты записаны, вся команда объ единяется вместе и находит 10 фактов,
общих уже для всей команды.
Обсуждение. Можно подчеркнуть, как много в нас общего, подчерк нуть, что в команде собрались
не случайные люди, и все мы оказались здесь потому, что нас что -то объединяет. После этого
Издание анекдотов
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам скоординировать свои
усилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы. Смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски,
которые перемешаны и разложены по конвертам (по одной истории на конверт).
Время. 10-12 минут.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один
конверт.
2. Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда — это одна семья, которая
унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со
смешными историями. Единственная проблема — родственник был очень рассеян и все
истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».
Вопросы для обсуждения
1 . Как команда справилась с заданием?
2. Что было сложно?
3. Почему победители победили?
Варианты
1. Можно не делиться на команды, группа получает на всех один кон верт, в котором полоски с
кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен на йти
участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
2. Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать
истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно
таким образом собрать поздравления или пожелания.
Такси
Цели и возможности применения . Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение
убеждать, а также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую
группу.
Время. 10 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
Участники разбиваю тся на пары и получают следующую инструкцию: «Вы выходите поздно
вечером из кинотеатра и вам абсолютно необходимо как можно быстрее уехать. Вы видите,
как в нескольких метрах от вас останавливается такси и водитель приоткрывает дверцу,
чтобы пригласить пассажира. Вы подходите к такси одновременно с другим человеком (это
ваш партнер по игре). Ему тоже срочно нужно ехать, но в другую сторону. Вам нужно решить,
кто из вас поедет на этом такси. У вас есть 5 минут, чтобы убедить партнера, что вам
такси нужнее».
Вопросы для обсуждения
1 . Кто победил в вашей паре?
2. Как победителю удалось убедить партнера, что такси нужнее именно ему?
Расскажите историю
Цели и возможности применения. Упражнение показывает, насколько участники способны
эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций
или командообразования.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1 . Тренер или группа пишут на доске:
♦ Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.
♦ Название любого предмета, который можно подарить на день рождения маме.
♦ Любой вид спорта.
♦ Любую еду.
♦ Имя любой знаменитости.
♦ Любое преступление.
♦ Любую профессию.
2. Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый
участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь...»
Следующий в группе продолжает исто рию. Каждый должен говорить по одному предложению и
включать в рассказ действующих лиц и предметы, написанные на доске.
Вывод. Для эффективного общения в группе необходимо уметь пере давать инициативу и давать
Передать одним словом
Цели и возможности применения. Упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в
процессе коммуникации. Оно особенно полезно в тренинге телефонного общения, также может
применяться в любых коммуникативных тренингах.
Необходимые материалы. Карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них
названиями эмоций (см. приложение).
Размер группы. 5-20 человек.
Время. 5-10 минут.
Процедура:
1 . Тренер раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать
их другим участникам.
2. Далее тренер просит произнести «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией,
соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.
3. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Вопросы для обсуждения
1 . Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
2. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов
понимаете, в каком настроении ваш собеседник?
3. Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации пер вых слов понимали, что вам
здесь не рады?
"БЕЗ МАСКИ''
Назначение:
- снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;
- формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."
«Волшебная рука»
Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.
Обсуждение:
Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.