Задания A5. Царство Растения
1. A 5 № 37. Растения отдела голосеменных НЕ имеют
1) шишек
2) плодов
3) семян
4) листьев
Пояснение.
У голосеменных семена лежат открыто на чешуях шишек, не имеют плодов.
Правильный ответ указан под номером: 2
2. A 5 № 165. Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют
1) плоды
2) семена
3) шишки
4) листья
Пояснение.
У голосеменных семена лежат открыто на чешуях шишек (не имеют цветка).
Правильный ответ указан под номером: 3
3. A 5 № 197. Какую роль играет камбий?
1) способствует росту стебля в длину
2) придаёт стеблю прочность и упругость
3) защищает стебель от повреждений
4) обеспечивает рост стебля в толщину
Пояснение.
Камбий — образовательная ткань, обеспечивающая рост стебля в толщину.
Правильный ответ указан под номером: 4
4. A 5 № 229. На мелководьях и по берегам рек средней полосы России произрастает
1) бодяк полевой
2) подорожник большой
3) пырей ползучий
4) рогоз широколистный
Пояснение.
Рогоз — высокие болотные травы умеренных и тропических стран.
Правильный ответ указан под номером: 4
5. A 5 № 261. По каким признакам моховидных отличают от других растений?
1) имеют листья, стебель и ризоиды
2) способны к фотосинтезу
3) размножаются спорами
4) в процессе их развития происходит чередование поколений
Пояснение.
Мхи имеют ризоиды.
Правильный ответ указан под номером: 1
6. A 5 № 293. Цветок имеется у
1) папоротниковидных
2) голосеменных
3) плауновидных
4) покрытосеменных
Пояснение.
Цветок — признак покрытосеменных.
Правильный ответ указан под номером: 4
7. A 5 № 325. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них
1) узкие листья
2) образуется мало спор
3) есть воздухоносные клетки
4) отсутствуют корни
Пояснение.
У моховидных нет корней, но есть ризоиды (орган прикрепления к субстрату).
Правильный ответ указан под номером: 4
8. A 5 № 357. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)
1) заросток в виде зелёной пластины
2) предросток в виде зелёных нитей
3) растения с листьями
4) семена будущего растения
Пояснение.
Из споры у мха формируется предросток — протонема (зеленая нить).
Правильный ответ указан под номером: 2
9. A 5 № 389. Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, — особенности строения
1) листьев
2) семени
3) цветка
4) корней
Пояснение.
В семейства объединяют растения по строению цветка и плода.
Правильный ответ указан под номером: 3
10. A 5 № 421. Разделение тела на корневую и побеговую системы характерно для
1) слоевищных мхов
2) нитчатых зелёных водорослей
3) листостебельных мхов
4) папоротникообразных
Пояснение.
Появление корня — ароморфоз папоротникообразных.
Правильный ответ указан под номером: 4
11. A 5 № 453. Папоротник, произрастающий в тенистых зарослях леса, — это поколение, на котором образуются
1) заростки
2) половые клетки
3) споры
4) предростки
Пояснение.
Листостебельное растение папоротника — это спорофит, на котором образуются споры.
Правильный ответ указан под номером: 3
12. A 5 № 485. Фотосинтез у одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады протекает в
1) ядре
2) хроматофоре
3) светочувствительном глазке
4) пульсирующей вакуоли
Пояснение.
Хроматофор — этим именем можно назвать все окрашенные тела, заключающиеся в клетках растений, но специально им называются таковые, заключающиеся в клетках водорослей, в отличие от хлорофилльных зерен и хромопластов, заключающихся в клетках высших растений. В хроматофоре протекает процесс фотосинтеза.
Правильный ответ указан под номером: 2
13. A 5 № 517. Какой признак позволяет распределять покрытосеменные растения по семействам?
1) число семядолей в семени
2) строение цветка
3) жилкование листьев
4) тип корневой системы
Пояснение.
В семейства объединяют растения по строению цветка и плода.
Правильный ответ указан под номером: 2
14. A 5 № 549. Вставочный рост характерен для семейства
1) Розоцветные
2) Лилейные
3) Злаковые
4) Сложноцветные
Пояснение.
Вставочный рост (за счет узлов) характерен для злаковых. У розоцветных, лилейных и сложноцветных — верхушечный.
Правильный ответ указан под номером: 3
15. A 5 № 581. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
1)
2)
3)
4)
Пояснение.
Вариант 2) — цветок пятичленного типа (признак двудольных).
Правильный ответ указан под номером: 2
16. A 5 № 613. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
1)
2)
3)
4)
Пояснение.
Вариант 4) — дуговое жилкование листьев (признак однодольных растений).
Правильный ответ указан под номером: 4
17. A 5 № 645. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
1)
2)
3)
4)
Пояснение.
Вариант 3) — мочковатая корневая система (признак однодольных растений).
Правильный ответ указан под номером: 3
18. A 5 № 709. К какому из перечисленных семейств относится значительная часть овощных растений?
1) Розоцветные
2) Сложноцветные
3) Паслёновые
4) Злаки
Пояснение.
Пасленовые включают в себя большое количество овощных культур.
Розоцветные — плодовые; сложноцветные — масличные и декоративные; злаки — хлебные.
Правильный ответ указан под номером: 3
19. A 5 № 741. У представителей семейства Сложноцветные, например у подсолнечника, тип плода —
1) коробочка
2) стручок
3) зерновка
4) семянка
Пояснение.
Плод у Сложноцветных — семянка.
Правильный ответ указан под номером: 4
20. A 5 № 773. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
1)
2)
3)
4)
Пояснение.
Стержневая корневая система — признак двудольных растений.
Правильный ответ указан под номером: 3
21. A 5 № 805. На каком рисунке продемонстрирован признак, характерный для класса Однодольные растения?
1)
2)
3)
4)
Пояснение.
Одна семядоля в зародыше — признак однодольных растений.
Правильный ответ указан под номером: 1
22. A 5 № 837. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
1)
2)
3)
4)
Пояснение.
Цветок трехчленного типа — признак однодольных растений.
Правильный ответ указан под номером: 2
23. A 5 № 869. Главным признаком, отличающим представителей одного семейства класса Однодольные от другого, является
1) число семядолей в семени
2) дуговое или параллельное жилкование
3) тип корневой системы
4) формула цветка
Пояснение.
В семейства объединяют растения по строению цветка и плода.
Правильный ответ указан под номером: 4
24. A 5 № 901. Стебель-соломина характерен для представителей семейства
1) Злаковые
2) Розоцветные
3) Лилейные
4) Крестоцветные
Пояснение.
Стебель-соломина — признак Злаковых.
Правильный ответ указан под номером: 1
25. A 5 № 933. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
1)
2)
3)
4)
Пояснение.
Две семядоли в зародыше семени — признак двудольных.
Правильный ответ указан под номером: 1
26. A 5 № 965. Плод арахиса, гороха, сои, фасоли, давший название всему семейству, —
1) орех
2) семянка
3) боб
4) стручок
Пояснение.
Боб — семейство бобовых.
Правильный ответ указан под номером: 3
27. A 5 № 1029. У представителей семейства Злаковые плод называют
1) зерновка
2) семянка
3) ягода
4) орех
Пояснение.
Зерновка — плод злаковых.
Правильный ответ указан под номером: 1
28. A 5 № 1061. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
1)
2)
3)
4)
Пояснение.
Сетчатое жилкование листьев — признак двудольных.
Правильный ответ указан под номером: 4
29. A 5 № 1093. Как называется способ размножения комнатных растений, представленный на рисунке?
1) размножение делением куста
2) размножение стеблевым черенком
3) размножение корневищем
4) размножение листовым черенком
Пояснение.
Листовым черенком у травянистых многолетних растений является нормально развитый лист с черешком, образующий в определенных условиях придаточные корни и почки.
Правильный ответ указан под номером: 4
30. A 5 № 1125. Какое растение размножается с помощью луковицы?
1) тюльпан
2) картофель
3) морковь
4) земляника
Пояснение.
Тюльпан — луковица.
Картофель — клубень; морковь — корнеплод; земляника — ус.
Правильный ответ указан под номером: 1
31. A 5 № 1157.
Как называют способ вегетативного размножения растений, изображённый на рисунке?
1) размножение с помощью листового черенка
2) размножение прививкой
3) размножение с помощью видоизменённого побега
4) размножение отводками
Пояснение.
Прививка — вегетативный способ размножения растений путём объединения частей нескольких растений.
Правильный ответ указан под номером: 2
32. A 5 № 1189. Поступление воды в растение зависит от
1) скорости оттока питательных веществ из листьев
2) корневого давления и испарения воды листьями
3) процесса деления и роста клеток корня
4) скорости роста и развития растения
Пояснение.
Поступление и передвижение воды в растении осуществляется за счет корневого давления и испарения воды листьями.
Правильный ответ указан под номером: 2
33. A 5 № 1221. Какая особенность строения позволяет растению эффективнее улавливать солнечную энергию?
1) многочисленные жилки, пронизывающие лист
2) мозаичное расположение листьев
3) большое число устьиц на поверхности листа
4) плотная кожица, покрывающая листовую пластинку
Пояснение.
Мозаика листовая — приспособление для лучшего поглощения солнечных лучей.
Правильный ответ указан под номером: 2
34. A 5 № 1253. Ель, в отличие от папоротника,
1) размножается спорами
2) в процессе оплодотворения зависит от воды
3) не имеет проводящих сосудов
4) размножается семенами
Пояснение.
Ель — голосеменное растение, размножается семенами; папоротник — спорами.
Правильный ответ указан под номером: 4
35. A 5 № 1285. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) тело составляют органы и ткани
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) в семени формируется зародыш
4) осуществляется двойное оплодотворение
Пояснение.
Варианты 1) и 3) — сходство; 2) — не подходит семенным.
Осуществляется двойное оплодотворение — признак покрытосеменных.
Правильный ответ указан под номером: 4