СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория по обществознанию 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория за курс 10 класса для подготовки к годовой контрольной 

Просмотр содержимого документа
«Теория по обществознанию 10 класс»

Теория по обществознанию 10 класс.

Факторный доход – это доход от факторов или ресурсов производства (фактор земля доход –рента, фактор труд –доход зар.плата, фактор капитал –доход процент, фактор предпринимательская деятельность – доход –прибыль.

Форма государства включает три понятия: форму правления, политический режим и форму национально-государственного (территориального устройства).

Внутренние издержки фирмы – неполученные доходы от другого использования конкретного ресурса (например, в помещении можно было открыть магазин, а можно было сдавать его в аренду).

Внешние издержки фирмы – оплата за ресурсы, не принадлежащие собственнику (топливо, сырьё…).

Бухгалтерские издержки фирмы- стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Переменные издержки фирмы – расходы, величина которых меняется в зависимости от изменения объёмов производства. (Чем больше продукции надо произвести, тем больше ресурсов затратить.

Виды безработицы - структурная (изменение в структуре экономики- например, переход района на газовое отопление вызвал упадок угольной отрасли), циклическая (связана с экономическими кризисами), сезонная, фрикционная (человек уволился с работы, а другую не нашёл). Безработица закономерное явление в рыночной экономике. В каждой стране уровень безработицы разный в разные годы.

Социальные группыбольшие, малые, формальные( поведение регулируется нормативными документами), референтная группа – та, к которой человек стремится принадлежать, демографическая – дети, подростки, взрослые, старики; этносоциальная – русский, белорус, украинец; территориальная – москвичи, рязанцы, полесчане; конфессиональная – православный, католик, протестант. мусульманин, буддист.

Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Социальные роли носят личностную окраску.

Принцип суверенитета во внешней политике- независимость, а во внутренней – государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для вех правила поведения (законы), устанавливает и обеспечивает правопорядок.

Государственный бюджет РФ обсуждается и утверждается Государственной Думой, а исполняется правительством РФ.

Социальная стратификация- разделение общества на группы, имеющие различное положение.

Репродуктивная функция семьи – биологическое воспроизводство, рекреационная – организация летнего отдыха, эмоционально-психологическая (поддержка), воспитательная (социализации), экономическая.

Патриархальная семья – главный – отец, партнёрская семья - оба работают, оба равны.

Государство осуществляет представительство совокупных интересов общества. Политическую социализацию (образование и воспитание) осуществляет государство и партии.

Снижению инфляции способствует изъятие «лишних» (необеспеченных товарами) денег, отказ от повышения зарплат, пенсий ит.п.

Типы обществ: аграрные (традиционные), индустриальные, постиндустриальные.

Переход к информационному обществу характеризует развитие средств массовой коммуникации (Интернет,ТВ, тефоны), преобладание в экономике сферы услуг над производством.

Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. Абсолютная истина –это полное исчерпывающее знание об объекте.

Чувственное познание (эмпирическое) осуществляется органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) и отвечает на вопрос как с помощью чего познаётся; а рациональное

( теоретическое) познание осуществляется с помощью мышления и отвечает на вопрос почему? т.е. объясняет, например, природу молнии явлениями электричества.

Формы чувственного познания: 1) ощущение – отражение отдельных свойств объекта в результате их воздействия на органы чувств.2) восприятие- чувственный образ предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. 3)представление- образ объекта познания, запечатлённый в памяти.

Формы рационального познания- 1) понятие- образ объекта познания. Запечатлённый в памяти.2) суждение- мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении.3)умозаключение ( вывод) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести уменьшение налогов с производителей. (смогут открыть новые рабочие места).

В производственном кооперативе прибыль и ликвидационный остаток распределяются между работниками в соответствие с их трудовым участием.

Функции рынка-1) информационная ( информирует о ценах, дефиците и избытке товпара.2) регулирующая – с помощью рыночного механизма экономика перераспределяет ресурсы в пользу того или иного товара.3) посредническая- рынок связывает воедино производителей и потребителей.

Общественный прогресс объединяет поступательное развитие, деградацию и цикличность.

Интернационализация образования заключается в признании документов об образовании в разных странах.

Социальный контроль – выполняет функцию стандартизации поведения. Общество осуществляет его разными способами (семья, школа, Вуз, армия, церковь).

Структура политической системы:

1) Культурно- идеологическая подсистема (культурная подсистема) политической системы включает: политические идеологии, политическую психологию, политическую культуру. Политическая идеология относится к политической культуре.

2)Институциональная подсистема (институты политической системы): государство, партии, общественно- политические движения.

3)нормативная подсистема: политические принципы, политические традиции, нормы морали, воплощённые в законах, программах, Конституциях.

4) Функциональная подсистема: формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

5) Коммуникативная подсистема- совокупность связей и взаимодействий внутри и вовне системы.

Светский характер государства церковь отделена от государства и системы образования.

Гражданское общество – совокупность негосударственных организаций. Отстаивающих свои интересы ( например, ассоциация преподавателей университетов, объединение ветеранов правоохранительных органов, общество защиты прав потребителей).

Методы научного познания:

1 )эмпирические- наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

2)Теоретические методы – единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация, выдвижение гипотезы.

3)Универсальные методы - анализ и синтез, дедукция и индукция. аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому лицу(ам).

В товариществе на вере, в отличие от полного товарищества, есть участники, которые несут ответственность только в пределах внесённых ими вкладов.

В полном товариществе, в отличие от товарищества на вере, управление осуществляется по общему согласию т.е. каждый имеет права «вето» (запрета)

Формальные позитивные нормы: присвоение учёной степени, вручение грамоты, награждение орденом; неформальные позитивные нормы комплименты, аплодисменты, слава.

Субъект- кто осуществляет деятельность. Объект- на что направлена деятельность. Цель- идеальный образ желаемого результата.

Система права – внутреннее строение права, включающее нормы права, отрасли права, институты права( регулируют отдельный участок общественных отношений внутри какой-либо сферы общества )- Например, трудовое право – в нём есть институт приёма на работу, институт трудовой дисциплины, увольнения).

Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. (гражданское, семейное, финансовое). Все отрасли права делят на материальные (уголовное, трудовое, административное и др.) и процессуальные

(гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное т.е. связанное с судебным процессом)

Источники права: правовой обычай, судебный прецедент

Иерархия подзаконных актов: указы президента, постановления правительства(пример), нормативно-правовой акт, естественное право (принадлежат человеку от рождения – на жизнь, неприкосновенность, свободу) Иерархия законов: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Иерархия подзаконных актов: указы президента, постановления правительства, инструкции министерств и ведомств, решения местных органов самоуправления.

Система судов имеет 3 ветви: 1) конституционные (конституционный суд РФ и конституционный суд республик РФ); 2) суды общей компетенции (районные, субъектов и Верховный суд); 3) арбитражные суды ( суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды, Высший арбитражный суд РФ). Суд присяжных заседателей используется только по уголовным делам.

Избирательные системы: 1) мажоритарная - страна разбивается на избирательные округа от каждого округа выбирают одного депутата. 2) пропорциональная (создаётся единый федеральный округ – голосование идёт по партийным спискам – каждая партия получает места в парламенте пропорционально количеству поданных за неё голосов. 3) смешанная (как в данный момент в РФ) – половина депутатов избирается по спискам от партий, половина по округам. При избрании президента создаётся единый федеральный округ.

Вопросы ведения Центра (РФ): федеральная собственность, принятие и изменение Конституции и федеральных законов, территория РФ (определение состава, границ России);федеральные фонды регионального развития, вопросы войны и мира, обороны.

Вопросы совместного ведения Центра и субъектов РФ: изменение границ субъектов, соответствие Конституций и законов республик(имеют статус государств) Конституции РФ (не соответствующие отменяются); обеспечение правопорядка и режим пограничных зон; вопросы пользования природными ресурсами, разграничения собственности, охрана окружающей среды, общие вопросы образования, воспитания, науки и культуры; соц. защита, общие принципы налогообложения.

Вопросы ведения субъектов РФ: Конституция, система органов власти и бюджет субъекта, налоги субъекта, амнистия лиц, осуждённых мировыми судьями, почётные звания субъекта, экономическое, экологическое, социальное. Культурное развитие субъекта. Памятники республиканского значения,

6




Скачать

© 2017 6922 31

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!