СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование уроков трудового обучения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пропедевтика любого предмета в коррекционной школе имеет огромное значение. Пропедевтический период для трудового обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями  начинается в 4 классе. Поэтому очень важно правильно спланировать эту раьоту.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование уроков трудового обучения в 4 классе»

Ступень обучения (класс) начальное общее, 4 КЛАСС


Количество часов в неделю – 4 часа

Количество часов в год – 136 часов


Программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов»

под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2014 год


2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
     - воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
     - уважение к людям труда;
      - сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
      - формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
      Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
      - ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
      - предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
      - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
      Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
      Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
      Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
      Предусмотрены следующие виды труда:
      - работа с бумагой и картоном;
      - работа с проволокой и металлоконструктором;

- работа с металлом
      - работа с древесиной.
      В программе дан перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
            Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
      При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
      В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
            На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
      - выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
      - воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
      - обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
      Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
      Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с металлом и древесиной; с проволокой и металлоконструктором.
       Учебный план трудового обучения в 4классе включает 4 блока.
      Содержание блоков дополняется, т.к. проводится подготовка к продолжению обучения по профилю «слесарно-столярное дело».

      Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
      Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
      значение производства товаров для жизни людей;
      сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
      демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
      соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
      знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
      Формирование умений учащихся включает дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
      Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Цели и задачи:


  1. Воспитание положительных качеств личности.

  2. Сообщение элементарных знаний по видам труда.

  3. Формирование организационных умений в труде.

  4. Умение ориентироваться в задании.

  5. Предварительно планировать ход работы.

  6. Контролировать свою работу.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны уметь:

  • называть материалы для поделок и их свойств;

  • использовать изученные материалы;

  • называть объекты работы;

  • выбирать и называть операции, специфические для обработки данного материала;

  • самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец, поделки, натуральный образец, предметную карту;

  • составлять простейший эскиз как элемент планирования;

  • выполнять простейшие операции по устной инструкции учителя.

Список учебно-методической литературы

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательных школ/Под редакцией В.Г.Петровой. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Романина В.И., Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1983.

  4. Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2014










Календарно-тематическое планирование.

4 класс.


Раздел программы

Общее кол-во часов

Календарные сроки

1 четверть – 36 часов

1.

Вводное занятие

2

I четверть

2.

Работа с бумагой и картоном.

34

1 четверть

2 четверть – 28 часов

1.

Вводное занятие.

2

II четверть

2.

Работа с проволокой.

14

II четверть

3.

Работа с металлоконструктором.

12

II четверть

3 четверть – 38 часов

1.

Вводное занятие

2

III четверть

2.

Работа с металлом.

36

III четверть

4 четверть – 36 часов

1.

Вводное занятие.

2

IY четверть

2.

Работа с древесиной

14

IY четверть

3

Изделия из фанеры (выпиливание лобзиком и выжигание

16


4.

Самостоятельная практическая работа за год

4

IY четверть













Тематический план работы по слесарному делу для 4 класса


Тема урока

К-во часов

Изделия. Виды работ.

Средства

обучения

Формируемые понятия

Новые слова

Примечания

1 четверть- 36 часов

Вводное занятие - 2часа

1.

Оборудование мастерской. Правила поведения в мастерской.


Инструкции по ТБ

Верстак, станок

Работа с бумагой и картоном - 34 часа.

2.

Материалы и инструменты.

2 час.

Приемы резания бумаги.

Инструменты для работы с бумагой



3.

Размер и форма бумаги. Технологические операции с бумагой.

2 час

Квадрат и треугольники.

Образцы бумаг



4.

Складывание из треугольников.

2 час

Фигура - раскладка

Цветная бумага

Деталь


5.

Складывание простых форм из квадратов.

2 час

Фигурка «Рыбка»

Цветная бумага



6.

Нахождение на линейке длины заданной на линейке.

2 час

Изготовление деталей игры «Геометрический конструктор»

Линейки



7.

Технология изготовления игры «Геометрический конструктор»

2 час

Силуэт самолёта

Инструменты для работы с бумагой

Конструктор


8

Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей.

2 час

Игрушка «Цыплёнок»

Инструменты для работы с бумагой

Изделие


9.

Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

2 час

Игрушка «Летающий диск»

Инструменты для работы с бумагой

Циркуль


10.

Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей.

2 час

Игрушка из бумажных кругов «Попугай»


Культура труда

Окружность


11.

Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям.

2 час

Конверт без клеевого соединения деталей.

Бумага

Приём


12.

Разметка геометрического орнамента с помощью угольника.

2 час

Аппликация «Коврик»

С геометрическим орнаментом.

Угольник

Разметка

Орнамент


13.

Разметка прямоугольника с помощью угольника.

2 час

Закладка для книг из зигзагообразных полос.

Угольник

Угольник

Зигзаг


14.

Разметка наклонных линий с помощью угольника.

2 час

Закладка для книг со «свободным плетением»

Угольник

Наклонная линия


15.

Технология изготовления закладки для книг.

2 час.


Инструменты для работы с бумагой



16.

Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам.

2 час

«Птица»

Ножницы

Симметричная деталь



17.

Складывание из бумаги

2 час

«Снежинка», «Звезда»


Операция


18.

Самостоятельная работа

2 час

Изделие «Коробочка».




2 четверть - 28 часов

Вводное занятие – 2 часа

1.

ТБ при работе в слесарной мастерской.

2 час.


Инструкция



Работа с проволокой -14 часов



2.

Мягкая проволока. Инструменты для работы с проволокой.

2 час


Мягкая проволока

Проволока


3.

Правка и гибка алюминиевой проволоки. Изделия из проволоки. Геометрическая фигура «Квадрат»

2 час

Изделие «Квадрат»

Инструменты для работы с проволокой.

Правка

Гибка


4.

Изделия из проволоки. Геометрическая фигура «Прямоугольник»

2 час

Изделие «Прямоугольник»

Инструменты для работы с проволокой.

Геометрическая фигура


5.

Изделия из проволоки «Цепочка»

2 час

Одинарная цепочка

- // -

- // -


6.

Изделия из проволоки «Цепочка»

2 час

Цепочка из двойных колец

- // -

- // -


7.

Фигурки из проволоки.

2 час

«Декоративные фигурки из проволоки»

- // -

Декоративные фигурки


8.

Мягкая стальная проволока

2 час

Изготовление отвертки из проволоки.

- // -

- // -


Работа с металлическим конструктором – 12 часов

9.

Назначение конструктора и правила работы с ним.

2 час


Металлический конструктор

Конструктор


10.

Модели и изделия из конструктора

2 час

Стул простой.

Металлический конструктор

Модель


11.

Модели и изделия из конструктора

2 час

Стул складной.

Металлический конструктор



12.

Модели и изделия из конструктора

2 час

«Рычажные весы»

Металлический конструктор

Рычажные весы


13.

Детали конструктора

2 час

«Рычажные весы»

Металлический конструктор



14.

Самостоятельная работа

2 час.

Изготовление модели «Стремянка»

Металлический конструктор

Стремянка


3 четверть - 38 часов

Вводное занятие – 2 часа

1.

ТБ при работе в слесарной мастерской.

2 час.


Инструкции по ТБ



Работа с металлом. – 38 часов

1

Работа с металлом. «Что нужно знать о металле».

2 час.

Изделие «Дерево», «Паук»

Инструменты для работы с металлом

Металл


2

Жесть.

2 час.



Жесть


3

Инструменты при работе с жестью.

2 час.


Инструменты для работы с металлом



4

Работа с жестью. Правка.

2 час.

Правка.


Правка


5

Работа с жестью. Разметка.

2 час.

Разметка

Чертилка.

Линейка

Чертилка.

Разметка


6

Работа с жестью. Разрезание.

2 час.

Резание

Ножницы по металлу



7

Работа с жестью. Обработка кромок и гибка.

2 час.

Обработка кромок и гибка.

Напильник

Киянка

Кромка


8

Изделие из жести. «Квадратная коробочка»-разметка

2 час.

«Квадратная коробочка»

- // -

- // -


9

Изделие из жести. «Квадратная коробочка»-изготовление.

2 час.

«Квадратная коробочка»

- // -

- // -


10

Листовой металл. Инструменты и материалы.

2 час.


Инструменты и материалы

Листовой металл


11

Сверлильный станок.

2 час.

Устройство сверлильного станка

Сверлильный станок

Сверлильный станок


12

Разметка и накернивание отверстий.

2 час.

Разметка

Керно

Молоток

Накернивание


13

Изделия из листового металла. Детали к металлоконструктору

2 час.

Полоса.

- // -

- // -


14

Изделия из листового металла. Детали к металлоконструктору.

2 час.

Уголок с пятью отверстиями.

- // -

- // -


15

Накладки из металла.

2 час.

Изготовление металлических накладок.

- // -

- // -


16

Стальная шайба.

2 час.

Изготовление стальной шайбы.

- // -

- // -


17

Самостоятельная практическая работа

4 час.

Изготовление ушка для подвески стендов.

- // -

- // -


4 четверть - 36 часов


Вводное занятие – 2 часа

1.

ТБ при работе в слесарной мастерской.

2 час.


Инструкции по ТБ



Работа с древесиной. - 14 часов

2

Что ты знаешь о древесине. Материалы, инструменты

2 час.

Различные виды древесины.

Коллекция пород древесины

Древесина


3

Экскурсия в столярную мастерскую

2 час.

Экскурсия в столярную мастерскую

- // -

Столярная мастерская


4

Заготовка древесины.

Кто работает с древесными материалами

2 час.

- // -

Презентация с показом видеоролика

Буксир Сплавщик

Столяр Плотник


5

Свойства древесины

2 час.

Сравнение видов древесины

Коллекция пород древесины

Текстура


6

Обработка древесины ручными инструментами..

2 час.

Обработка древесины

Образцы инструментов

Стамеска

Рубанок


7

Клеевое соединение деталей из древесины Аппликация из карандашной стружки.

2 час.

- // -

Столярный клей

Столярный клей


8

Аппликация из древесных заготовок. Аппликация «Дом»

2 час.

- // -

- // -

Древесные заготовки


Изделия из фанеры (выпиливание лобзиком и выжигание) – 16 часов

9

Выполнение установочных упражнений в выпиливании лобзиком и выжигании на материалоотходах.

2 час

Выпиливание лобзиком

Выжигание

Инструменты для выпиливания

Лобзик


10

Крепление заготовки при ручном выпиливании.

2 час

Приемы выпиливания

- // -

- // -


11

Шлифовка изделия шкуркой.

2 час

Шлифовка изделия

Шкурка

Шлифовка


12

Выжигание.

2 час

Выжигание

Выжигальный аппарат

Выжигание


13

Подрисовка и раскраска.

2 час


Отделочные материалы



14

Нанесение бесцветного лака.

2 час


Бесцветный лак



15

Модели из древесины, металла и других материалов. Общие сведения.

2 час

Изготовление модели «Самокат»




16

Модели из древесины, металла и других материалов. План сборки. Сборка.

2 час

Изготовление модели «Самокат»




17

Самостоятельная практическая работа за год.

4 час.

Изготовление модели четырёхколёсной самоходной тележки.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!