СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование русский язык 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

тематическое планирование по программе Разумовской 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«тематическое планирование русский язык 9 класс»

9 класс

Русский язык


Согласно учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы «Средней общеобразовательной школы №7» на изучение русского языка в 9-м классе 2 часа в неделю из федерального компонента базисного учебного плана, что составляет 68 часов в год.

В 9 классе интегрированно обучается 2 учащийся по адаптированной программе основного (общего) образования. Работоспособность у обучающегося низкая. Все задания он выполняет медленно. Не все задания ученик способен выполнить самостоятельно. Ему постоянно требуется помощь учителя. Работа на уроке построена на подробных инструкциях для обучающегося. Ученик испытывает трудности при пересказе материала параграфа. Речь у обучающегося невнятная. Не способен запомнить текст дословно. В тексте ответы находит не всегда.

В работе  используются разные формы  и методы обучения: словесный, наглядный, практический.

В ходе работы с учащимся обратить внимание отработку следующих навыков:

  - заучивание наизусть правил;

    - выполнение упражнений по данному образцу.

Контрольные работы состоят из заданий на установление соответствия, ответы на вопросы; открытые и закрытые тесты. 


Учебно-методическое обеспечение:

1. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов

2.Учебник: 1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2015

2.Е.А. Влодавская « Поурочные разработки по русскому языку: 9 класса: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова, М.С. Соловейчик» – М.: Издательство «Экзамен», 2015


















Учебно-тематический план





№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:





Контрольные работы

уроки

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

1

Язык. Правописание. Культура речи. Общие сведения о языке. Повторение изученного в 5-8 классах

11

7

3

1

2

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

5

3

2


3

Сложносочинённое предложение

4

2

2


4

Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённое предложение с одной придаточной частью

31

23

4



4

5

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

4

2

1



1

6

Бессоюзное сложное предложение

9

5

3

1

7

Сложное предложение с разными видами связи

5

2

1

2

Итого:

68

45

14

9
















Содержание   рабочей   программы


О языке (1час).

Русский язык среди языков мира

Обобщение   изученного в   5-8 класса(7 часов).

Основные единицы языка и их особенности (звуки,  морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Час​ти речи и их смысловые, морфологические и синтак​сические признаки. Основные правила правописа​ния.

Язык. Правописание, Культура речи

Синтаксис сложного предложения.  Сложное предложение (5 часов)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классифика​ция сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.            

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 часа)

 Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противи​тельные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного пред​ложения.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (31 часов) .

Строение сложноподчиненного предложения: глав​ное и придаточное предложение в его составе; средст​ва связи в сложноподчиненном предложении. Основ​ные виды придаточных предложений: определитель​ные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия,  причины,  уступительные, сравнительные, следст​вия). Место придаточного предложения по отноше​нию к главному.

Предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания между главным и придаточ​ным предложениями.

Культура речи. Синонимика союзных пред​ложений. Стилистические особенности сложнопод​чиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.

 

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 часов)

Смысловые отношения между простыми предложе​ниями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предло​жении.

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (3 часа)

Сложное предложение с различными видами со​юзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности слож​ного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. 

Речь (10 часов)

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказыва​ния, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, ти​пы речи, характерные языковые и речевые сред​ства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассужде​нием-объяснением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитан​ный человек. Какой он?);высказывание типа статьи в газету с рассуждени​ем-доказательством (Надо ли читать книгу в век ра​дио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую му​зыку? Чем измеряется жизнь?).

Тезисы, конспекты научно-популярных и публи​цистических статей.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему вы​сказывания и его основную мысль, указывать спосо​бы и средства связи предложений в тексте; анализи​ровать строение текста, языковые и речевые средст​ва, характерные для изученных стилей речи.

Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с ис​пользованием разных типов речи. Составлять заяв​ление, автобиографию. Составлять тезисы и кон​спект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).Совершенствование  написанного самому. Исправлять ре​чевые недочеты и грамматические ошибки, наруше​ния логики высказывания; повышать выразитель​ность речи, добиваться целесообразного выбора язы​ковых средств.




Календарно – тематическое планирование учебного предмета на учебный год

п/п

Тема урока

РК

ФК

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Виды деятельности

Формы контроля

Обучение детей с ОВЗ

Оборудование

Наглядность

Дата проведения

план

факт

Русский язык – национальный язык русского народа

ФК

Урок усвоения новых знаний

Понятие «национальный язык». Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны и просторечия)

Пересказ лингвистического текста. Анализ лингвистического текста (определение темы, основной мысли, нахождение ключевых слов)

Фронтальный

Выполнение упражнений по образцу

Учебник, презентация



Повторение. Стили речи. Типы речи

Ф\К

Урок развития речи

Стили, типы речи. Сфера употребления, задачи языка, языковые средства, характерные для каждого стиля

Сопоставление разностилевых текстов, анализ текстов разных стилей и типов, создание собственных текстов

Фронтальный

Выполнение упражнений по образцу

Учебник, раздаточный материал



Повторение изученного: фонетика, орфоэпия, графика. Словари русского языка

Ф\К

Повторительно-обобщающий урок

Фонетика, орфоэпия, графика как разделы лингвистики

Составление предложений с терминами, работа со словарём

Фронтальный

Выполнение упражнений по образцу

Учебник, раздаточный материал



Входная контрольная работа

Ф\К

Урок контроля

Правописание гласных и согласных в корне, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, знаки препинания в простом и сложном предложении

Контрольный диктант

индивидуальный

Работа по алгоритму




Повторение изученного: лексика, морфемика, словообразование

Ф\К

Повторительно-обобщающий урок

Лексические и грамматические нормы, нарушения норм. Словообразовательные модели

Комплексный анализ текста. Работа с морфемным и словообразовательным словарями

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму




Повторение изученного: морфология и синтаксис

Ф\К

Повторительно-обобщающий урок

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Самостоятельные и служебные части речи. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения

Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий, выборочный диктант, комплексный анализ текста

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал



Повторение изученного: орфография и пунктуация

Ф\К

Повторительно-обобщающий урок

Правописание как система правил, регулирующих написание и постановку знаков препинания в предложении

Создание собственных высказываний на основе исходного текста

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал



Повторение изученного: орфография и пунктуация: нормы в письменной речи

Ф\К

Повторительно-обобщающий урок

Орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи

Составление тестовых заданий на разные виды орфограмм и пунктограмм (по группам)

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал



Типы речи. Разновидности типов речи

Ф\К

Повторительно-обобщающий урок

Различать типы речи и их разновидности. Проводить типологический анализ текста. Иметь представление о сжатии те

Выполнение упражнений

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал



Обучение изложению (сжатый пересказ текста) виды сжатия

Ф\К

Урок развития речи № 2

Изложение с сохранением композиционной формы, типологического строения, характерных языковых средств. Основные способы сжатия текста

Работа с черновиком, сжимать текст, используя разные способы компрессии текста

Фронтальный

Составление плана по алгоритму. Работа с учителем по тексту

Учебник, раздаточный материал



Понятие о сложном предложении

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Смысловое, структурное единство частей сложного предложения

Выполнение тренировочных упражнений. Анализ текста

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложное предложение

Ф\К

Урок усвоения знаний

Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные

Составление таблицы «Основные виды сложных предложений», заполнение её своими примерами

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Творческий диктант

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Понятие сложносочинённого предложения

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы

РаАбота с учебником, составление таблицы «Группы ССП», диктант «Проверь себя»

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Виды сложносочинённого предложения

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Сложносочинённое предложение: структура, виды и способы связи. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения

Взаимодиктант

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложносочинённые предложения. Знаки препинания

Ф\К

Урок усвоения знаний

Запятая между частями сложносочинённого предложения

Конструирование предложений, объяснительный диктант

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Творческая работа по картине А. А. Пластова «Первый снег» (или иной картине) с ориентацией на употребление в речи сложносочинённых предложений в устной или письменной форме

Ф\К

Урок развития речи

Работа с текстом. Знаки препинания в ССП

Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочинённые предложения

Индивидуальный, фронтальный

Работа с тестом по образцу

раздаточный материал, презентация, презентация



Контрольная работа .Изложение «Мой друг»

Ф\К

Урок контроля

Работа с текстом. Знаки препинания в предложении

Уметь писать изложение, близкое к тексту, на основе комплексного анализа исходного текста

Индивидуальный

Работа по плану по исходному тексту

аудиозапись



Контрольная работа .Изложение «Мой друг»

Ф\К

Урок контроля

Работа с текстом. Знаки препинания в предложении

Уметь писать изложение, близкое к тексту, на основе комплексного анализа исходного текста

Индивидуальный

Работа по плану по исходному тексту

аудиозапись



Художественный стиль речи и язык художественной литературы

Ф\К

Урок развития речи

Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы»

Иметь представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Проводить языковой анализ текста. Выразительно читать и устно пересказывать соответствующие тексты

Фронтальный, индивидуальный

Конспектирование статьи учебника

Раздаточный материал, учебник



Художественный стиль речи и язык художественной литературы

Ф\К

Урок развития речи

Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы»

Иметь представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Проводить языковой анализ текста. Выразительно читать и устно пересказывать соответствующие тексты

Фронтальный, индивидуальный

Работа над упражнением по алгоритму

Раздаточный материал, учебник



Понятие сложноподчинённого предложения

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчинённые предложения, их структура

Составление плана &9, конструирование предложений по схемам

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Виды сложноподчинённого предложения

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения

Составление схем СПП, комментированное письмо

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Виды сложноподчинённого предложения с придаточными определительными.

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Взаимодиктант

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Виды сложноподчинённого предложения с придаточными определительными.

Ф\К

Урок закрепления изученного

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Самостоятельная работа

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Виды сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Составление схем СПП, комментированное письмо

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Виды сложноподчинённого предложения с придаточными обстоятельственными

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Подвиды обстоятельственных придаточных. Союзы, союзные слова

Составление схем СПП, комментированное письмо

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал,



Строение текста. Сочинение этюд по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Ф\К

Развитие речи

Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи

Иметь представление о разнообразных средствах связи предложений в тексте. Определять способ и средства связи пред ложений в готовом тексте; использовать определённые средства связи как сти листический приём, усиливающий вы разительность речи, при создании текст

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, наглядный материал



Диагностическая контрольная работа за 1 полугодие

Ф\К

Урок контроля

Приемы сжатия текста, отработка алгоритма написания сочинения-рассуждения

Самостоятельная работа

индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



диагностическая контрольная работа за 1 полугодие

Ф\К

Урок контроля

Приемы сжатия текста, отработка алгоритма написания сочинения-рассуждения

Самостоятельная работа

индивидуалный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточным места

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными.

Составление предложений по схемам, подготовка устного сообщения о придаточном обстоятельственном

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложноподчинённое предложение с придаточным времени

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными времени

Составление предложений данной конструкции. Составление текста по картине с использованием СПП с придаточным времени

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Особенности СПП с придаточным сравнения.

Творческое списывание

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Особенности СПП с придаточным сравнения.

Самостоятельная работа, выполнение разноуровневых заданий из КИМов

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

Ф\К

Урок усвоения нового материала

Особенности СПП с придаточным сравнения. Значение сравнительных конструкций в речи

Работа с учебником

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения. Значение сравнительных конструкций в речи

Ф\К

Урок закрепления изученного

Особенности СПП с придаточным сравнения. Значение сравнительных конструкций в речи

Работа с учебником , выполнение разноуровневых заданий из КИМов

Фронтальный, групповой , индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Путевые заметки

Ф\К

Урок развития речи

Путевые заметки: понятие о жанре. План анализа текста определённого речевого жанр

Опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания. Анализировать и совершенствовать сочинения по плану анализа текста определённого речевого жанра

Фронтальный, групповой , индивидуальный

Работа над тестом по плану

Учебник, раздаточный материал, презентация



Контрольная работа. Изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»

Ф\К

Урок контроля

Подробное изложение

Подробное изложение по плану без изменения лица в жанре путевых заме ток

индивидуальный

Работа над тестом по плану

Раздаточный материал



Сложноподчинённое предложение с придаточными цели

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений с придаточными цели

Творческий диктант

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложноподчинённое предложение с придаточными условия

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными условия

Синтаксический разбор, составление схем. Включение условных конструкций в сочинение-рассуждение

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия

Моделирование СПП по заданным схемам, использование синтаксических синонимов в сочинениях-миниатюрах

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений с придаточными уступительными

Выполнение тренировочных упражнений

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Рецензия

Ф\К

Урок развития речи

Рецензия: понятие о жанре

Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра; от эссе — по степени формализации текста. Проанализировать ошибки в изложении по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, презентация



Рецензия (продолжение). Контрольная работа

Ф\К

Урок контроля

Рецензия (продолжение): структура, языковые особенности текста. Подготовка к домашнему сочинению — рецензии на понравившийся рассказ (книгу)

Иметь представление о стандартных выражениях, используемых в рецензии, как средствах связи частей текста. Подготовиться к домашнему сочинению рецензии

индивидуальный

Работа с тестом по плану

Раздаточный материал



Понятие сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчинённые предложения с последовательным, однородным и параллельным подчинением. Значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, знаки препинания

Синтаксический анализ предложений, составление схем

Фронтальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, презентация



Понятие сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений

Ф\К

Урок закрепления изученного

Сложноподчинённые предложения с последовательным, однородным и параллельным подчинением. Синонимичная замена предложений

Взаимодиктант

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Диктант с грамматическим заданием по теме: «Виды придаточных предложений в СПП. Средства связи и знаки препинания в СПП»

Ф\К

Урок контроля

Виды придаточных предложений в СПП. Средства связи и знаки препинания в СПП

Контрольный диктант

индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Раздаточный материал



Анализ диктанта с грамматическим заданием

Ф\К

Повторительно-обобщающий урок

Виды придаточных предложений в СПП. Средства связи и знаки препинания в СПП

Повторение основных правил по теме

Индивидуальный, групповой

Выполнение упражнений по алгоритму

Учебник, тетрадь, раздаточный материал



Эссе

Ф\К

Урок развития речи

Эссе: понятие о жанр

Определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста). Подготовиться к домашнему сочинению в жанре эссе (на выбор — по картине или по книге)

Индивидуальный, групповой

Выполнение упражнений по алгоритму

Учебник, тетрадь, раздаточный материал



Контрольная работа. Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе»

Ф\К

Урок контроля

Сочинение в жанре эссе

Создавать собственные высказывания в жанре эссе

индивидуальный

Работа с текстом по плану

раздаточный материал



Понятие бессоюзного сложного предложении

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Структура бессоюзного сложного предложения. Смысловые отношения между его частями

Работа с учебником, составление плана &23. Ответ на вопрос, чем БСП отличаются от других сложных предложений

Фронтальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Понятие бессоюзного сложного предложения. Средства связи частей бессоюзного сложного предложения

Ф\К

Урок закрепления изученного

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, средства связи частей бессоюзного сложного предложения: интонация, знаки препинания

Комментированное письмо

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания

Осложнённое списывание

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания

Составление схем БСП, конструирование по схемам

Фронтальный, групповой

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени и условия и следствия

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания

Составление тезисного плана Конструирование БСП

Фронтальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени и условия и следствия

Ф\К

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания

Выполнение заданий из КИМов

Фронтальный, индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Работа по картине Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой»

Ф\К

Урок развития речи

Письменные впечатления о картине с использованием бессоюзных сложных предложений

Проверить способность учащихся грамотно использовать в собственной речи бессоюзные предложения, безошибочно употреблять в этих предложениях соответствующие знаки препинания

Групповой, индивидуальный

Работа с текстом по плану

Репродукция, презентация



Контрольная работа. Диктант и его анализ

Ф\К

Урок контроля

Знаки препинания в БСП

Выполнение заданий из КИМов

индивидуальный

Выполнение упражнений по образцу

Раздаточный материал



Деловая речь

Ф\К

Урок развития речи

Деловая речь. Ее характеристика. особенности

Повторить изученное об официально-деловом стиле. Правильно оформлять по образцам деловые бумаги. Анализировать и совершенствовать рецензию, написанную ранее

Групповой, индивидуальный

Работа с текстом по плану

Презентация, раздаточный материал



Деловая речь

Ф\К

Урок обобщение ранее изученного

Виды документов. Правила оформления окументов.

Тренироваться в правильном написании деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии) по образцу

Групповой, индивидуальный

Работа с текстом по плану

учебник, раздаточный материал



Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

Ф\К

Урок обобщение ранее изученного

Бессоюзные предложения , знаки препинания в них

Тест

Фронтальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Повторение. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

Ф\К

Повторительно-обобщающий урок

Бессоюзные предложения , знаки препинания в них

Выполнение заданий из КИМов

Фронтальный, индивидуальный

Выполнение упражнений по образцу

Учебник, раздаточный материал, презентация



Типы и виды связи в БСП и СПП

Ф\К

Повторительно-обобщающий урок

Бессоюзные предложения, знаки препинания в них

Выполнение заданий из КИМов

Фронтальный, индивидуальный

Выполнение упражнений по образцу

Учебник, раздаточный материал, презентация



Период

Ф\К

Урок усвоения нового материала

Понятие. Период. Его характеристика и особенности

Иметь представление о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи

Фронтальный, индивидуальный

Выполнение упражнений по образцу

Учебник, раздаточный материал, презентация



Итоговая контрольная работа

Ф\К

Урок контроля

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложном предложении. Сочетание различных видовсвязи, знаки препинания

Демонстрационный вариант ОГЭ

Индивидуальный

Задания по образцу

Раздаточный материал



Итоговая контрольная работа

Ф\К

Урок контроля

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложном предложении. Сочетание различных видов связи, знаки препинания

Демонстрационный вариант ОГЭ

индивидуальный

Работа с заданиями по алгоритму

Раздаточный материал



Повторение по теме типы и виды связи в БСП и СПП

Ф\К

Урок закрепления материала

подчинительная, бессоюзная связь в сложном предложении. Сочетание различных видов связи, знаки препинания

Беседа, опрос, упражнения

Индивидуальный, фронтальный

Работа с заданиями по алгоритму

Учебник, раздаточный материал, презентация



Повторение. Однородное и неоднородное подчинение придаточных. Предложения с несколькими видами придаточных

Ф\К

Урок закрепления материала

Однородное и неоднородное подчинение придаточных. Понятие предложения с несколькими видами придаточных. Знаки препинания в предложениях

Упражнение.

Групповой, индивидуальный, фронтальный

Работа по алгоритму над упражнениями

раздаточный материал,



Контрольно –измерительные работы

Сочинение –рассуждение

Сочинение–рассуждение по тексту А. Чехова

Исходный текст:

(1) У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2) Стерегли её два пастуха. (3) Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4) Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды.
(6) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7) Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.
(8) Вдруг старый пастух прервал молчание: 
– (9) Санька, спишь, что ли?
– (10) Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой.
– (11) В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12) По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.
(13) Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14) Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица. (15) Он напряжённо слушал.
– (16) И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17) А клад – это ж и есть счастье человеку! (18) Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19) Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.
– (20) Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.
– (21) Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22) Заговорённый… (23) Талисман надо.
(24) Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25) Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26) При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину.
(27) Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28) Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:
– (29) Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто?
(30) Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31) А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32) Да не видит его ни одна душа!
– (33) Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?
– (34) Я-то? – усмехнулся старик. – (35) Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36) Гм!.. (37) Знаю, что делать.
(38) И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39) За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления.
(40) Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце.
(41) Вокруг быстро светлело. (42) Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43) Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.
(44) Старик и Санька разошлись по краям отары. (45) Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46) Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47) Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.
(По А. П. Чехову)

Напишите сочинение –рассуждение на тему: «Что для вас счастье?». Аргументируйте свои мысли, основываясь на текст и свой жизненный опыт

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ



Критерии оценивания задания 15.1


Сжатое изложение № 1.

Солнце с белыми лучами.

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

- Мама, мы нашли странный цветок!

- Он растет за домом, около клена с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Он сказал:

- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

-Это ромашка, - тихо сказала бабушка. – Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно срывали.

-Зачем? – спросили дети.

- Просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

(поЮ.Яковлеву)


Сжатое изложение № 2

Неожиданные сходства.

Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.

Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом столбике.

- Будто табунок молоденьких зебр пасется! – показывал он на рощицу молодых белоногих березок.

Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Внимательный глаз Коли распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

( поЛ.Кассилю)


Сжатое изложение №3.

Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег? Я подошёл к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:

— Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Паустовский.)

Входной контроль

Тест

«Повторение изученного в 5-8 классах»

Спецификация.

Работа рассчитана на 45 мин.

Работа состоит из 3 частей.


Содержание работы

  1. часть

Тест. 16 заданий.

1 бал за задание всего 16 баллов.

2 часть

Тест 3 задания. 17-19

1 бал за задание

3 часть

Развернутый ответ. 1 задание

Всего: 5 баллов

3.1.

полный синтаксический разбор

5 баллов

3.2.

Допущено не более 2 ошибок в разборе

4 б

3.3.

Допущено не более 4 ошибок в разборе

3 б.

3.4.

Нет схемы предложения,

2 б

3.5.

Нет схемы предложения, не выделены второстепенные члены

1 б

3.6

Не выполнен синтаксический разбор

0 б

Всего баллов:

24 балла



Кодификатор


правила

1.

Теоретические понятия

1.1

Тема, идея, содержание текста

1.2.

Лексическое значение слов

1.3.

Средства художественной выразительности: метафора, синоним

2.

Орфографические правила

2.1.

Правописание глухих и звонких согласных на конце приставки

2.2.

Правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных

3.

Пунктуационные правила

3.1.

Знаки препинания при вводном слове

3.2.

Знаки препинания в ССП

3.3

Знаки препинания в СПП

3.4.

Знаки препинания при деепричастных оборотах

3.5

Знаки препинания при однородных членах

4.

Разбор словосочетаний

4.1.

Типы связи в словосочетании

5.

Грамматическая основа предложения

6.

Полный синтаксический разбор предложения



Критерии оценивания работы

Кол-во правильных ответов

отметка

22-24

«5»

19-21

«4»

13-18

«3»

0-12

«2»


Тест.

  1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) перепрыгивать; 3) попутный;

2) разбрасываться; 4) лукоморье.

  1. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «не умеющие сосредоточиться, выражающий невнимательность»?

1) Равнодушный; 3) ленивый;

2) апатичный; 4) рассеянный.

  1. Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:

1) вечный - 6 букв, 7 звуков; 3) въезд - 5 букв, 4 звука;

2) каюта — 5 букв, 6 звуков; 4) дорогое — 7букв, 7 звуков.

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) К виднеющ_йсядеревн_, в соседн_м болот_, ты се_шь рожь;

2) о белеющ_м парус_, вздрагивающ_м голосом, снег та_т;

3) у пролегающ_й транше_, из охотничь_хруж_й, мы бор_мся за мир;

4) о дремуч_м лес_, в открывш_мсясанатири_, ненавид_шь врага.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть;

2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;

3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;

4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

А. Мне нездоровит_ся.

Б. Они решили отправит_ся в путь.

В. Он справит_ся о пароходе на пристани.

Г. Спряч_тесь скорее от дождя.

1) А, В; 3) В, Г; 2) Б, Г; 4) Б, В, Г.

7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (Юго)восток, (лево)бережный, все(таки);

2)(светло)синий, (по)медвежьи, (пол)окна;

3)(авиа)связь, (как)либо, (русско)французский

4)(полу)остов, (во)первых, (высоко)качественный.

8. Укажите правильное объяснение написания н и нн в суффиксах.

1)Книгапрочитанна — нн в суффиксе краткого причастия;

2) путанный след — нн в суффиксе прилагательного, образованного от бесприставочного

глагола совершенного вида;

3) балованный ребенок — нн в прилагательном, образованном от страдательного причастия на - ованный;

4) возбуждено спорить — в суффиксе краткого причастия.

9. В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно?

1) (Не) законченный мною чертеж я оставил на столе.

2) Справка была выписана (не) правильно.

3) Сквозь (не) занавешенное окно была видна вся комната.

4)Река, которая встретилась отряду, была (не) глубока, и все легко перешли вброд.

10. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется е (частица не)?

Сколько н_ (1) прислушивался Алексей, н_(2) мог он уловить н_(3) шума боя , н_(4) стрельбы, н_(5) даже гула канонады.

1)1 2)2 3)1, 2 4)1,3,4,5.

11. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.

3) Он пишет быстро грамотно да и красиво.

4)Утром ребята работали или в саду или в огороде.

12.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Утомившись в дороге, я крепко заснул.

2)Всю четвертую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная канонада.

3)Друзья мои, прекрасен наш союз!

4)Кажется ваша история там наделала много шуму.

13.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Дождь (1) казалось (2) зарядил надолго. Море на сотни миль вокруг (3) казалось (4) пустынным.

1)1, 2; 3) 3,4;2)1, 2, 3, 4; 4) 2,4.

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Самовар бы я вам поставил ( ) да чаю у меня нет.

1)Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.

2)Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая.

3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да не ставится запятая.

15. В каком предложении не допущено стилистических ошибок?

1)Подъезжая к городу, между ними зашел деловой разговор.

2)У обоих героинь романа брак оказался несчастливым.

3)Мелкий дождь льет, не переставая, и ветер дует все в одну сторону.

4)Большая часть участников конференции осталось на концерт.

16. В каком слове ударение падает на второй слог?

1)закупорить; 3)предпринять;

2)каталог 4)принят;


Часть 2. Прочитайте предложения и выполните задания 17-20

А. Один таскал сначала легкие камни, а потом принялся за тяжелые, так что последних камней уже не смог дотащить.

Б. Однажды я вспомнил с детства знакомую мне притчу о двух работниках, переносивших камни.

В. Другой же поступил наоборот и окончил свою работу благополучно.

Г. И вдруг открылся мне глубокий смысл этой бесхитростной истории.

17. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился

текст?

1)БГВА 3)БГАВ2)АВБГ 4)БАВГ

18. Определите стиль и тип речи.

1)разговорный стиль, повествование и описание;

3)художественный стиль, рассуждение;

3)публицистический стиль, описание;

4)художественный стиль, повествование;

19. Укажите правильную характеристику слова благополучно (предложение В)

1)наречие; 3)деепричастие;

2)краткое прилагательное; 4) краткое причастие;

Часть 3.

20. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения Б.



Диагностическая контрольнаяработа № 1 по русскому языку за 1 полугодие учебного года 9 класс


Ф.И.О. обучающегося _________________________________

Вариант №1

Спецификация.

Контрольная работа состоит из 1 части и содержит 16 заданий. На выполнение данной работы по русскому языку отводится 45 минут.

Ответами к заданиям являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Кодификатор

правила

1.

Теоретические понятия

1.1

Тема, идея, содержание текста

1.2.

Лексическое значение слов

1.3.

Средства художественной выразительности: метафора, синоним

2.

Орфографические правила

2.1.

Правописание глухих и звонких согласных на конце приставки

2.2.

Правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных

3.

Пунктуационные правила

3.1.

Знаки препинания при вводном слове

3.2.

Знаки препинания в ССП

3.3

Знаки препинания в СПП

3.4.

Знаки препинания при деепричастных оборотах

3.5

Знаки препинания при однородных членах

4.

Разбор словосочетаний

4.1.

Типы связи в словосочетании

5.

Грамматическая основа предложения





Критерии оценивания работы

Кол-во правильных ответов

отметка

15-16

«5»

12-14

«4»

9-11

«3»

0-8

«2»


текст и выполните задания 1-16.

Прости меня, мама…

(1)Мамы давно уже нет… (2)А я все еще мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама…». (4)Она рассказывала близким, знакомым и да-же не очень близким, какой у нее сын. (5)Очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтоб уважали меня. (6)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее не-частые просьбы, а слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, я так и не высказал. (7)Многое мы, к сожалению, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (10)Иногда сердился и раздражался по пустякам…(11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, ко-торые были для нее подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно.

(15)«Берегите матерей!» – провозгласил в поэме один маститый поэт. (16)Хорошо было бы добавить: (17)«Берегите матерей так, как они бере-гут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой черес-чур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21)«Не отдает ли нам мать по-следнее? (22)Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле чело-век?»

(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумно-сти» материнских щедрот.

(24)«В муках мы мать вспоминаем», – писал Н.А. Некрасов. (25)И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26)«Ничего страшного, дорогой, я с тобой. (27)Все пройдет…» – шепчет мама. (28)И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так бы-ло!»

(30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в ре-альности, а то мысленно… (32)Вовремя, при жизни их, должны мы ска-зать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33)Прости меня, мама…

( По А. Алексину)

1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чём больше всего сожалеет автор»?

1) Он недостаточно помогал матери.

2) Он не смог спасти ее от болезней.

3) Он часто приходил домой раздраженный.

4) Он недостаточно говорил матери о своей сыновней любви.

Ответ:___________________________

2. В каком значении употреблено слово МАСТИТЫЙ (предложение 15)?

1) умный

2) заслуженный, почетный

3) талантливый

4) преклонных лет

Ответ:___________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяметафора.

1) (4) Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, ка-кой у нее сын.

2) (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать3) (28)И болезнь отступает, потому что рядом Она.

4) (30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой.

Ответ:___________________________

4. Замените слово НЕЧАСТЫЕ из предложения 6 синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:___________________________

5. Из предложений 4-6 выпишите слово(-а), правописание приставки в ко-тором(-ых) определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, ес-ли после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».

Ответ:___________________________

6. Из предложений 24-33 выпишите слово, в котором правописание Н-НН определяется правилом: «В наречиях на -о (-е) пишется столько же Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы».

Ответ:___________________________

7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Многое мы,(1) к сожалению,(2) осознаем запоздало,(3) когда исправить уже ничего нельзя. Случалось,(4) забывал позвонить в назначенный час.

Ответ:___________________________

8. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частямисложносочиненного предложения.

Я и в самом деле старался спасти ее от болезней,(1) от житейских невзгод,(2) торопился выполнить ее нечастые просьбы,(3) а слов,(4) которыми сейчас до того переполнен,(5) что они подступают к горлу,(6)я так и не высказал.

Ответ:___________________________

9. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложноподчиненного предложения.

Я и в самом деле старался спасти ее от болезней,(1) от житейских невзгод,(2) торопился выполнить ее нечастые просьбы,(3) а слов,(4) которыми сейчас до того переполнен,(5) что они подступают к горлу,(6) не высказал.

Ответ:___________________________

10. Замените словосочетание «детских недугов», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:___________________________

11. Выпишите грамматическую основу предложения 33.

Ответ:___________________________

12. Среди предложений 5-12 найдите простое предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________________________

13. Среди предложений 8-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________________________

14 .Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

Ответ:___________________________

15. Среди предложений 19-25 найдите сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________________________

16. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обращением.

Ответ:___________________________



Диагностическая работа № 2

в формате ОГЭ - 2015

спецификация

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

Всего за работу предусмотрено 39 баллов


Кодификатор части 2.

правила

1.

Теоретические понятия

1.1

Тема, идея, содержание текста

1.2.

Лексическое значение слов

1.3.

Средства художественной выразительности: метафора, синоним

2.

Орфографические правила

2.1.

Правописание глухих и звонких согласных на конце приставки

2.2.

Правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных

3.

Пунктуационные правила

3.1.

Знаки препинания при вводном слове

3.2.

Знаки препинания в ССП

3.3

Знаки препинания в СПП

3.4.

Знаки препинания при деепричастных оборотах

3.5

Знаки препинания при однородных членах

4.

Разбор словосочетаний

4.1.

Типы связи в словосочетании

5.

Грамматическая основа предложения





Критерии оценивания работы

Кол-во правильных ответов

отметка

35- 39

«5»

30- 34

«4»

17- 29

«3»

  1. -16

«2»

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе

(бланк ответов №2). Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.


П

1

рослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждоймикротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14


(1) У Севы болело горло. (2) Он уже три недели не ходил в школу. (3) К нему забегала Лида Зорина. (4) Она присаживалась на кончик стула, раскрывала свою сумку и, пока Малютин списывал с ее дневника заданные уроки, поспешно рассказывала ему все новости: Митя болен, без него скучно, ребята ходили его навещать. (5)Трубачев все еще занимается с Мазиным. (6) Мазин даже немножко похудел от этого. (7) Стенгазету они делают без Мити.

(8) Поболтав, Лида уходила. (9) Сева с завистью смотрел, как мимо его окна пробегают школьники. (10) Он чувствовал себя оторванным от товарищей, от школы. (11) Во время болезни он много читал,пробовал рисовать, но после картины, отданной на выставку, никак не мог придумать чего-нибудь нового и говорил матери:

– (12) Я всегда так... нарисую, отдам... и скучно, скучно мне делается…

– (13) Вот и папа твой, бывало, кончит картину и заскучает. (14) Как будто всего себя вложил в нее и ходит опустошенный. (15) А я, наоборот, сдам свои чертежи – и рада-радешенька! – смеялась мама.

– (16) Потому что ты с готового чертишь, а мы с папой свое придумываем, – серьезно сказал Сева.

– (17) Конечно. (18) Но разве неприятно тебе, что твоя картина всем понравилась? (19) Ведь это, по-моему, самое главное. (20) Разве интересно человеку делать что-нибудь только для себя?

– (21) Ну конечно, я рад, а то все ребята меня таким каким-то считают... – Сева запнулся и с упреком посмотрел на мать, но сдержался и только добавил: (22) Я многого не умею делать...

(23) Мать поняла его:

– (24) Сева, я знаю, о чем ты говоришь. (25) Но без этого футбола и всякой чехарды можно обойтись. (26) Они здоровые, крепкие мальчики, а у тебя порок сердца.

– (27) Ну, вот я никуда и не гожусь, мамочка, – грустно усмехнулся Сева.

(28) Мать заволновалась.

– (29)Это совсем не нужно внушать себе. (30) Это пройдет, с годами ты окрепнешь, но рисковать сейчас – просто глупо.

– (31) Ну ладно, ладно, мама! (32) Я ведь так сказал... (33) Просто я боюсь: мне никогда ничего такого не сделать. (34) Вот как наши герои.

– (35) Конечно, не всякий может быть героем. (36) Сева, но я думаю все-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство... непременно есть...

(По В.Осеевой)


Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


В

2

каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сева чувствовал себя оторванным от товарищей?»

1) Родители запретили Севе общаться с ребятами, так как считали их недостойными.

2) Сева заболел, ему не хватало общения с товарищами, жизнедеятельности в школе.

3) Сева был болен, и никто из ребят не навещал его.

4) Ребята объявили Севе бойкот, потому что он редко играл с ними.

Ответ: ___________________________


У

3

кажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Как будто всего себя вложил в неё и ходит опустошённый».

1) сравнение

2) метафора

3) эпитет

4) фразеологизм

Ответ: ___________________________


И

4

з предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением "неполное действие".

Ответ: ___________________________


И

5

з предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени.

Ответ: ___________________________


З

6

амените словопоболтавв предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________


З

7

амените словосочетание с завистью смотрел(предложение 9), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8


Выпишите грамматическую основу предложения 19.

Ответ: ___________________________


С

9

реди предложений 8-11найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________


В

10

приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Я всегда так… нарисую,1 отдам… и скучно,2 скучно мне делается. Ну ладно,3 ладно,4 мама! Ведь это,5 по-моему,6 самое главное.

Ответ: ___________________________

11


Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

Ответ: ___________________________


В

12

приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Потому что ты с готового чертишь,1 а мы с папой своё придумываем,2 – серьёзно сказал Сева. Ну конечно,3 я рад,4 а то все ребята меня таким каким-то считают…Он чувствовал себя оторванным от товарищей,5 от школы.

Ответ: ___________________________


С

13

реди предложений 1-11 найдитесложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

14


Среди предложений 31-35 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________


Часть 3


Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В.В.Виноградова:«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная рекомендация каждого человека в его собственной жизни и творческой деятельности». Аргументируя свой ответ, приведите двапримера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами В.В.Виноградова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Н

15.2

апишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Сева, но я думаю все-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство... непременно есть...». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйтецитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3


Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверныйответили его отсутствие выставляется ноль баллов.


Номер задания

Правильный ответ

2

2

3

2

4

присаживалась

5

чувствовал

6

поговорив

7

завистливо смотрел

8

это самое главное

9

8

10

5,6

11

2

12

1,4

13

4

14

33



Диктант с грамматическим заданием № 2 по теме: «Виды придаточных в СПП».

Спецификатор:

 контрольной работы  направлено  на   выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания.

Работа дается на 1 урок-45 мин.

Кодификатор:


правила

А

Орфографические правила

1.

Правописание гласных в корнях слов

1.1

- проверяемые безударные гласные  в корне  слова;


1.2.

непроверяемые  безударные  гласные;

2.

Правописание окончаний

2.1.

правописание  окончаний  существительных;

3.

написание о-   после  шипящих  и  ц;

4.

Правописание суффиксов прилагательных

4.1.

н-нн  в  прилагательных

5.

написание  производных  предлогов

Б.

Пунктуационные правила

1.

запятая  в ССП

2.

запятая  в  СПП

3.

запятая  при  однородных  членах  предложения

4.

Запятая  при причастном  и  деепричастном  оборотах

С.

Грамматическое задание

1.

синтаксического  разбора  предложения


Критерии оценивания работы

Диктант

Отметка

Число ошибок (орфографических / пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5,

«2»

5/9, 6/8


Критерии оценивания грамматического задания.

отметка

Число ошибок

«5»

Нет грамматических и орфографических ошибок. Сделан полный синтаксический разбор. (допущена 1 негрубая ошибка)

«4»

Допущено не более 1 орфографической и пунктуационной ошибки,допущена 1 негрубая ошибка

«3»

Допущено не более 2 орфографической и пунктуационной ошибки, разбор выполнен частично

«2»

Допущено более 2 орфографических и пунктуационныхошибок , в разборе не указаны второстепенные члены предложения, допущены грубые ошибки в синтаксическом разборе


Андрей  Рублёв

            В  продолжение  долгих  часов  Андрей  остаётся  наедине  со  своим  учителем  Даниилом  Чёрным,  который открывает  юному  художнику  тайны  живописи.

            Даниил  был  живописцем  первой  величины.  Однако  самая  большая  заслуга  его  в  том, что он не только увидел  одарённость Рублёва, но и воспитал в нём  самостоятельную  творческую  мысль  и  манеру, не  подавлял  своим  авторитетом, понимая,  что  каждый  должен  идти  своим  путём.

        Поступать так  - значит  проявлять поистине  большой  ум,  поразительное  уважение  к  личности,  неиссякаемую  любовь  к жизни.  Ведь  мастеру  не  просто примириться  с тем,  что  собственный  ученик  заводит  с  тобой  споры,  и не  только  не  делать  попытки  оборвать  его, а  всячески  поощрять  к  продолжению  этого  спора.

        Рублёву  повезло, что  возле  него  с самых  первых  шагов  оказался  такой  душевный  и  опытный  старший  товарищ.  Андрей оценил это  и  бережно  пронёс признательность  и  уважение к  своему  учителю  через  всю  жизнь.

       От  того  далёкого  времени   сохранилась  миниатюра, на  которой  Рублёв запечатлён  с  гордо  поднятой  головой.  Неизвестный  автор  в  Рублёве  увидел  не  гордыню, которая  на  Руси  считалась  величайшим  грехом,  а  заслуживающее  уважения  достоинство.

   (167  слов)                                                                                     (По  В. Прибыткину)

 

                                                 Грамматические  задания.

1. Синтаксический  разбор  предложения:

1-й вариант:  Рублёву  повезло, что  возле  него  с  самых  первых  шагов   оказался  такой  душевный  и опытный  старший  товарищ.

2-й  вариант: От  того далёкого  времени  сохранилась  миниатюра, на  которой  Рублёв  запечатлён  с  гордо  поднятой  головой.

 







Спецификация и кодификатор контрольной работы по русскому языку

в 9 классе  по теме

«Сложноподчинённое предложение»

 УМК: программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9 классы), 2012 г., учебник М.М. Разумовской « Русский язык

 9 класс», «Дрофа», 2012г 

Вид контрольной работы – диктант с разноуровневыми заданиями.

Время выполнения работы – 45 мин.

Контрольная работа взята из методического сборника «Контрольные и проверочные работы по русскому языку в  9 классе» под редакцией Л.М.Кулаевой , М., Экзамен, 2010 г. и утверждена на МО учителей русского языка и литературы  заместителем директора

по УВР.

Диктант проверяется и оценивается в соответствии с нормами по предмету, задание предполагает следующие критерии оценивания:

часть  А – обязательный уровень;

часть В – продвинутый уровень;

часть С – творческий уровень.

номер задания

умения в соответствии с программой и ключевыми задачами по теме

А 1

проверка орфографической и пунктуационной грамотности

А 2

озаглавливание текста, деление его на абзацы

А 3

выделение грамматических основ, нахождение СПП с указанием вида придаточных, составление схемы

В 1

различение союза и союзного слова

С

рассуждение на лингвистическую тему

Диктант

     День был совершенно ясный, тихий, жаркий. Мириады комаров буквально облепляли лицо, спину и руки. Собака сделалась сивою из черной: спина ее вся была покрыта комарами.

      Оленин готов был бежать от комаров: ему уже казалось, что летом и жить нельзя в станице. Он уже шел домой, но, вспомнив, что живут же люди, решился вытерпеть и стал отдавать себя на съедение.

     И странное дело, к полдню это ощущение стало ему даже приятно. Ему показалось даже, что ежели бы не было этой окружающей его со всех сторон комариной атмосферы, этого комариного теста, которое под рукой размазывалось по потному лицу, и этого беспокойного зуда по всему телу, то здешний лес потерял бы для него свой характер и свою прелесть.

     Эти мириады насекомых так шли к этой дикой, до безобразия богатой растительности, к этой бездне зверей и птиц, наполняющих лес, к этой темной зелени, к этому пахучему, жаркому воздуху, к этим канавкам мутной воды, везде просачивающейся из Терека, что ему стало приятно именно то, что прежде казалось ужасным и нестерпимым. Обойдя то место, где вчера он нашел зверя, и ничего не встретив, он захотел отдохнуть.

     Солнце стояло прямо над лесом   и беспрестанно доставало ему  спину  и голову. Семь  тяжелых фазанов до боли оттягивали ему поясницу. Он отыскал вчерашние следы оленя, подобрался под куст в чащу, в то самое место, где вчера лежал олень, и улегся у его логова.  Ему  было прохладно, уютно: ни о  чем он  не думал, ничего не желал.

 слово.                                                                                                  (Л.Толстой)

     237 слов                                                   Задания

1.Запишите под диктовку и озаглавьте текст, выделите микротемы.

2. Подчеркните грамматические основы сложных предложений и назовите вид связи между частями  сложного предложения.

3.Составьте схему выделенного предложения, определите вид придаточного.

5.Определите и надпишите, союзом или союзным словом присоединяются придаточные

к главной части.

6.Ответьте на вопрос: «Помогает ли употребление однородных членов предложения точнее и образнее  описывать события, явления, предметы действительности?»

Задания, записанные на доске

1..Запишите под диктовку и озаглавьте текст.

2.Выделите микротемы.

3. Подчеркните грамматические основы сложных предложений.

4. Назовите вид связи между частями  сложного предложения.

5. Составьте схему выделенного предложения, определите вид придаточного.

5. Определите и надпишите :5.1 союзом или  5.2. союзным словом присоединяются придаточные

к главной части.

6.Ответьте на вопрос: «Помогает ли употребление однородных членов предложения точнее и образнее  описывать события, явления, предметы действительности?»

Критерии оценивания работы

Диктант

Отметка

Число ошибок (орфографических / пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5,

«2»

5/9, 6/8

                                                          Задания

Максимальные баллы по заданиям

№1

№2

№3

№4

№5.1

№5.2

№6

1

5

7

1

5

3

7-8


отметка

Кол-во баллов

«5»

29-30

«4»

26-28

«3»

21 -25

«2»

20 и ниже



Диктант с грамматическим заданием №4 по теме: «Виды придаточных предложений в СПП. Средства связи и знаки препинания в СПП».

Спецификатор:

 контрольной работы  направлено  на   выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания.

Работа дается на 1 урок-45 мин.

Кодификатор:

правила

А

Орфографические правила

1.

Правописание гласных в корнях слов

1.1

- проверяемые безударные гласные  в корне  слова;


1.2.

непроверяемые  безударные  гласные;

2.

Правописание окончаний

2.1.

правописание  окончаний  существительных;

3.

написание о-   после  шипящих  и  ц;

4.

Правописание суффиксов прилагательных

4.1.

н-нн  в  прилагательных

5.

написание  производных  предлогов

Б.

Пунктуационные правила

1.

запятая  в ССП

2.

запятая  в  СПП

3.

запятая  при  однородных  членах  предложения

4.

Запятая  при причастном  и  деепричастном  оборотах

С.

Грамматическое задание

1.

Определить вид придаточного предложения

2.

Найти причастия и определить их вид


Критерии оценивания работы

Диктант

Отметка

Число ошибок (орфографических / пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5,

«2»

5/9, 6/8


Критерии оценивания грамматического задания.

отметка

Число ошибок

«5»

Нет грамматических и орфографических ошибок. Определены виды всех придаточных, найдены и выписаны все причастия и определены их виды

«4»

Допущено не более 1 орфографической и пунктуационной ошибки,не выписано 1 придаточное и или 1 причастие

«3»

Допущено не более 2 орфографической и пунктуационной ошибки, не выписано2 придаточное и или 3 причастие

«2»

Допущено более 2 орфографических и пунктуационных ошибок ,не выписаны или не определены виды придаточных или выписано 1 придаточное придаточное и или 1 причастие


Текст диктанта

Федин Валдай — громадный пес. Лает Валдай совсем редко, лишь в самых крайних случаях. Как это ни удивительно, Федя, хотя и лю­бит животных, весьма редко кормит собаку, поэтому Валдай почти всегда голоден. Но обстоятельство это ничуть не мешает величайшей собачьей преданности своему хозяину, а также их обоюдной любви. Отношения такие сложились между ними давно, прочно, а потому и не мне было их менять. Но уж так получилось, что однажды я стал виновником ссоры, которая возникла между Валдаем и Федей.

Я часто наблюдал за Валдаем из окна. Вот он встал, сладко потя­нулся, подошел к дому напротив, где у крыльца висел умывальник.

Валдай ткнул носом в шишечку умывальника. Полилось. Валдаю об­рызгало нос, он фыркнул и сконфуженно отошел. Мне стало смешно, и в благодарность за это я выкинул в окно полпряника. Пес съел и по­глядел на меня, дожидаясь чего-нибудь еще. Так я приучил его сидеть под окном и ждать угощения.

Однажды Федя зашел ко мне, как обычно, побеседовать, и пес с ним. Я дал ему кружок колбасы, и он сглотнул ее одним махом, виль­нул хвостом, прося еще. Федя закричал на него, гоня из помещения, а пес вдруг сверкнул белками глаз и зарычал, да с такой злостью, что Федя даже опешил, так как пес, может быть впервые, не послушался хозяина, и жестокий пинок отбросил его к двери.

Валдай с неделю сердился на Федю, даже не хотел ночевать в до­ме, но потом они помирились.

(По В. Белову) (228 слов)

Задание грамматическое

  • Укажите вид придаточных предложений.

  • Выпишите из текста причастия, укажите их вид.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!