СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тематическое планирование по изобразительному искусству для1 класса. УМК "Перспектива"
тематическое планирование 1 класс УМК «Перспектива»
№ | Тема, тип урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Виды деятельности, форма работы | Планируемые результаты обучения | Творческая, исследовательская | Формы контроля | Календарные сроки | |
освоение | универсальные учебные действия | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | «Золотые краски осени». Урок-экскурсия в осенний парк. Особенности художественного творчества: | Матушка-природа. Изобразительное искусство. Осень. Мир красоты нарядной осени. Приметы осени. Осень в родном крае. Мир красоты особой осенней поры – золотой осени. Листопад. Образ осени в поэзии, живописи и народном | Участие в коллективной беседе: | Овладевают понятиями «изобразительное искусство», «красота», «пейзаж», «листопад». Ознакомятся с приметами осени, произведениями живописи, литературы | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках поздней осени; составление описания осенней поры; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения осени; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей | Постараться увидеть Исследование: – Какого цвета осень? – | Рисунок |
|
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| (Уч., | Какой видят осень художники В. Поленов, | Какие жанры искусства помогают нам ярче и полнее ощутить мир красоты нарядной осени? Ориентирование | Различают своеобразие художественных средств и приемов разных видов искусства при воплощении осенних мотивов, сверяют свои действия с памяткой. Владеют техникой рисования красками, правилами работы и обращения с художественными материалами. Самостоятельно организовывают свое рабочее место; ориентируются в учебнике и творческой тетради; | и расширяющей имеющиеся представления об осени, изображения образа осени в творчестве поэтов, писателей, художников, народных мастеров и ее осмысление. Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на | Какой видят осень поэты, художники, народные мастера? Творческая работа: при разглядывании понравившейся репродукции ощутить красоту и духовную значимость произведения, рассказать о своих художественных впечатлениях и умении автора воплотить замысел в своем творчестве; попытаться обнаружить связь личного | осень» |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| и холодного синего неба. Изделия народных мастеров: различие материалов, техник, декоративных приемов, цветовых оттенков – своеобразие воплощения художественного образа осени в творческой деятельности. Рабочее место ученика на уроках изобразительного искусства. Художественные материалы и приемы работы с ними. Правила работы на уроке. Учебник «Изобразительное искусство» | по собственному алгоритму действий (индивидуальная). Разъяснение правил работы | самостоятельно (на основе полученной в результате сотрудничества с учителем и сверстниками информации) объясняют разное изображение осени в творчестве художников, поэтов, народных мастеров (в рамках одного вида искусства). Выполняют рисунок | вопросы, формулировать их; выразительно читать стихотворения об осени, использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок). Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, на-родных мастеров для человека и принимают его; сориентированы на активное восприятие произведений поэзии, живописи и красоты окружающего мира; связывают свои наблюдения за приметами осени, родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства; проявляют интерес к новому учебному предмету | наблюдения за приметами осени родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства, |
|
|
2 | Урок-викторина «Подарки осени» Жанры изобразите | Погружение в мир красоты народной осени. Праздник урожая. Живопись Палеха, в которой человек – один с | Фронтальная работа: обсуждение композиции, цвета, рисунка. Работа в группах: | Определяют специфику изобразительного искусства, выразительн | Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного | Сочинение сказки (стихотворения, песенки, | Рисунок |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| льного искусства. Земля-кормилица. Рисование в альбомельного искусства. Земля-кормилица. Рисование в альбоме | природой. Постепенное проникновение в сказочный мир цвета и линий миниатюры на черной лаковой поверхности как возможность вспомнить (или созерцать) переливчатую мелодию, плавность и задушевность народных песен. Сказочность, праздничность миниатюры. Образы-символы и отражение в них понятия народа о том, что вечно и необходимо для жизни, – это свет, солнце, труд, хлеб. Живые силы народного творчества как выражение эпического восприятия мира | характеристика жанра «натюрморт», выделение его признаков, обоснование доводов принадлежности произведений живописи и декоративно-прикладного искусства к жанру натюрморта, выделение в карточках наличия характерных для данного жанра признаков. Индивидуальная работа: речевые высказывания | ые возможности языка искусства. Описывают красоту нарядной осени и богатство красок, цветов, форм даров природы, изображенных в живописных репродукциях и миниатюрах. Знают признаки жанра натюрморта | творчества, о жанре изобразительного искусства натюрморте; владение практическими умениями в восприятии произведений пластических искусств и в живописном виде художественной деятельности (рисунок – натюрморт) на тематическом сюжете «Земля-кормилица»; самостоятельное решение учебно-художественной | мозаика», «В саду Проект (презентация)
| с натуры или по представлению, выполненный гуашью или акварелью «Земля-кормилица» |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. | е доказательство своей точки зрения; заполнение карточек – «сборка» признаков натюрморта; создание композиции под впечатлением наблюдений природы родного края; рисование кистью (гуашь, акварель – по выбору); загадывание и отгадывание загадок о дарах осени; чтение пословиц, поговорок, примет об осеннем урожае. Индивидуальная работа в творческих тетрадях. Коллективный обмен мнениями | ной выразительности для создания образовосенней природы; выражают свое отношение искусства, | творческого характера – изображение в натюрморте земли-кормилицы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использования художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре «натюрморт» на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра «натюрморт»; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса (задания). Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться; распределять работу, планировать общие способы работы; оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат; согласовывать усилия по решению учебной задачи; учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой, об |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| «Приметы осени родного края» («Осенняя мозаика», «В саду и в огороде осень хороводит» | жанра, позволяющих определить принадлежность произведения искусства | определяют принадлежность к конкретному жанру (пейзаж, натюрморт). Создают | отношении к рассматриваемым репродукциям; взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; понимать на слух ответы одноклассников; договариваться и приходить к общему мнению. Личностные: рефлексируют свои действия; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого |
|
|
|
3 | «Богатый урожай». Урок-театрализация русской народной сказки «Репка». Щедра осенью земля-матушка. | Органическое единство эстетического (мир красоты окружающего пространства и произведений искусства) и этического (моральные нормы и нравственные чувства, культура в отношении к природе, людям, оценке поступков, произведений искусства и их авторов). Эстетический вкус. | Фронтальная беседа. Размышления над ответами на вопросы учителя. Формулирование ответов на вопросы учителя, сверстников. Чтение текста | Смогут понимать образную природу изобразительного искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к осенней | задания по созданию рисунка с натюрмортом; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству. Познавательные: постановка | Проявление примеров устного | Композиция 1) «Богатый урожай», 2) «Первый каравай», 3) «Дары |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки. Композиция по представлению (по выбору: акварель, гуашь). «Первый каравай», «Дары земли». Урок – | Эстетические свойства. Красота и щедрость земли-матушки в искусстве. Искусство как отношения человека и общества. Качество выполненной работы говорит о добросовестности, профессионализме и одаренности человека-создателя. Выражает его видение мира и отношения к нему; красота изделия – показатель вкуса, терпения и вложенного в него труда; оригинальность произведения – свидетельство талантливости художника. Характеристика (признаки) конкретного жанра изобразительного искусства: сюжетно-тематический рисунок, пейзаж, натюрморт. Песенные ритмы трудовых будней | смыслового компонента (главного в соответствии с учебной задачей). Коллективный | природе, к произведениям изобразительного искусства; различать основ-ные жанры искусства | общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; знание и соблюдение правил поведения учащегося в общественных учреждениях (на выставке, в музее, концертном зале) и на улице (в природе); осу-ществление выбора предметов потребления, материалов и произведений искусства для организации собственной деятельности и анализа, выбора творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок, пейзаж, натюрморт); рисование композиции (по выбору) и ее представление; логические – анализ и сравнение произведений искусства; просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта; выявление взаимосвязи изобразительного искусства с литературой, музыкой на произведениях отечественных художников, народных мастеров, поэтов, композиторов (что такое музыкальность, художественность, пластичность и поэтичность произведения, как они помогают видеть окружающую действительность в эстетической форме и отражать ее в сознании и | проявление чуткости к меткому образному слову. Рассказ-обобщение о связи собственных наблюдений за приметами осени родного края (пора урожая) 1) «Отражение в произведениях искусств, | земли». Самостоятельно выполненный рисунок акварелью или гуашью |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| сочинение на заданную тему | крестьян и городских жителей, обрабатывающих землю на дачах, в садах и огородах. Выразительно-изобразительные средства речи в произведениях искусства. Образное видение произведений искусства. Связь художественного изображения с поэзией, музыкой, народными поговорками, пословицами и загадками в образном решении праздника урожая. Выбор одной из творческих задач для практической реализации в творческой работе. Правила работы и обращения с художественными материалами согласно «Памятке». | Самостоятельный поиск информации, подтверждающей щедрость земли в осеннюю пору в произведениях разных видов искусства (литературный, изобразительный, фольклорный, музыкальный). Коллективное объяснение значения терминов (понятий): виды и жанры искусства; пейзаж, сюжетно-тематическая композиция, натюрморт, цвет, форма. Индивидуальное высказывание аргументированного суждения о художественных произведениях, изображающих осеннюю природу, богатство даров природы | Составят устное сочинение-описание (или сказку) о земле-кормилице, | творчестве автора в эстетических образах). Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы; достигать гармонии с окружающими; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения | человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, музыки поэзии». 2) «Связь художественного изображения с поэзией, музыкой, народными поговорками, пословицами и загадками в образном решении праздника урожая». 3) «Красота |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| творчества – Россия, богатство народного творчества, неповторимость русского пейзажа. Отличительные черты пейзажей – одухотворенность мировосприятия, мажорность, непосредственность, свежесть и не-принужденность, воплощенные современным художественным мастерством. | Индивидуальное выполнение практической художественно-творческой работы: рисование кистью (акварель, гуашь) композиция, созданная Представление выполненных работ на выставке достижений | праздника урожая. Владеют правилами работы и обращения с художественными материалами. Узнают, что та-кое музыкальность, художественность, пластичность | согласовывать усилия по достижению общей цели Личностные: сориентированы | Т. А. Мавриной». «Красота |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | Урок-экскурсия «Осенний пейзаж» Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка.Рисование осеннего пейзажа | Что значит экспериментировать? (Пробовать, искать.) О чем рассказали красочная осень и кисточки? Почему осень называем красочной? Как можно экспериментировать с кис-тью и красками? Можно ли слышать произведение изобразительного искусства? Какие звуки соответствуют образу рассматриваемого произведения (по выбору учителя)? Как эти звуки, впечатления, настроение можно изобразить на рисовальной бумаге? Основы изобразительной техники: прием кистевого письма – | Самостоятельный подбор материалов в художественной литературе и изобразительном искусстве по теме «Осенняя природа» (индивидуаль ная работа); оформление из подобранных материалов выставки (коллективная работа); составление устного описания и рассказывания о личных впечатлениях об осенней природе (выборочно 3–4 ученика); разработка плана собственной деятельности по выполнению практической работы; проведение группового исследования «Операция “Волшебная кисточка”» с | Узнают о многообразии содержания и технике исполнения произведений изобразительного творчества, о разнообразии творческой деятельности, об основах изобразительного языка живописи, об уникальности результатов изобразительного творчества. Стремятся | Познавательные: общеучеб- | Наблюдение-исследование с предварительным выдвижением предположений:– Как на листе бумаги получить цветные пятна? – Как складывается живописное изображение из цветных пятен? – Как «работает» кисточка, чтобы оставить разные следы на листе? Экспериментирование: Какой след | Выполненная творческая практическая работа в технике раздель ного мазка |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| Ритм. Можно ли разглядеть в точках и мазках ритм цветного листопада? Условия, когда технические приемы – раздельный мазок, пятно, точка – превращаются в художественное изображение. Что значит свободно рисовать кистью? Композиция. Чувство композиции. Мое (эстетическое) восприятие природы. Как из цветных пятен складывается живописное изображение? Как красочная осень рисует раздельными мазками осенние листья или фрукты? Как живописный прием превратился в художественное изображение осеннего листа и яблока? Назначение человека в природе. Ценность | приема отдельного мазка (индивидуально); оформление индивидуальной экспозиции | окружающим миром | ценности, какие дороги ведут к ним, какие препятствия стоят на пути; оценивать работу коллектива, класса. Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения в ученическом коллективе на принципах общечеловеческих начал – гуманизма, сотворчества, сотрудничества; понимать чувства другого человека (партнера), проявлять сострадание к нему и принимать участие в его деятельности, намечать перспективы конструктивного сотрудничества и интеграции для удовлетворения учебных интересов и решения учебных задач (проблем) на основе динамических связей; устанавливать полезные для себя формы взаимодействия с учителем; свободно высказывать и отстаивать свое мнение, выбирать вид и способ деятельности и действовать согласно установленным в объединении партнеров правилам для решения творческой задачи. Личностные: понимают значение собственного многостороннего интереса в становлении современного ученика как двигателя новой школы и общества; соглашаются с мнением, что внутренний мир человека определяется его интересами; | Творческая работа: «Осенние фантазии» |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| природы. Нравственная красота человека. Творчество. «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей», (творческой) работе. | приема техники раздельного мазка; пробы кистевого письма, упражнения (при необходимости с повторами) в овладении приемом техники раздельного мазка (индивидуально) | (приемах) произведений разных видов изобразительного искусства. Выявляют | обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность, находящуюся в «гармонии индивидуального с социальным»; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий |
|
|
|
5 | «В сентябре у рябины именины»Экскурсия в лес. (Уч., Т.,с. 2-13) Основы изобразительного языка | Значения слов: художники, народный мастер, краски, палитра, ферма, размер, линия, штрих, пятно. Рябина – что известно о растении? Почему рябину называют «рябинушкой», «кудрявою», «тонкою»? Произведения искусства | Рассматривание | Узнают значения слов | Познавательные: постановка | Как превратить в рябину точки | Выполненный рисунок (художественно-творческая работа) – орнамент на основе повтора, вариаций, народных |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| живописи. Превращение точки и пятна в изображение рябины. Рисование с натуры, по памяти или наблю дению ветки рябины (акварель, гуашь).
| Красота рябиновых веток в природе и произведениях художника и народного мастера. Продолжаем погружаться в мир красоты нарядной осени. Многоликий мир искусства предстает во всей магической силе и прелести художественного образа рябины | работа по освоению новых приемов (выполнение задания – с помо-щью точки, пятна получить художественное изображение). Изготовление печатки-тычка (индивидуально). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины (индивидуальная изобразительная деятельность). Диалог между «художником» и «зрителями» в парах | представлен образ рябины в произведениях поэтов, худож-ников, композиторов, как называют рябину в народе, какое строение и форму имеют ствол, ветви, листья, ягоды рябины, элементарные правила смешения цветов; научатся различать технические приемы (мазок, точка, пятно), основные | художественного образа рябины в различных видах искусства (изобразительное, музыка, литература); овладение новыми приемами художественного изображения кистевой росписи – точка, мазок, пятно; вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; формулирование полных ответов на вопросы учителя, в учебнике; логические – осуществление анализа объекта произведений, выполненных разными авторами, в различных техниках изобразительного искусства разных жанров; составление советов и рекомендаций партнерам; анализирование признаков жанра произведения изобразительного искусства, предлагаемого к рассмотрению. Регулятивные: контролировать выполнение собственных элементов и приемов изображения с образцом; опираться в игровых приемах на художественно-дидактические таблицы; принимать и сохранять учебно-практическую задачу при выполнении учебных действий. | художественного изображения (опыт художествен-но-творческой деятельности). Презентация (фото для экспонирования, ИКТ, сообщения, доклад и др.). Творческая работа: «В сентябре у рябины именины». Проекты: 1) «Прелести художественного образа рябины» | мотивов – «В сентябре у ря-бины именины» |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| рябинки? Сходство пейзажей с изображением рябины с декоративными приемами народной росписи. Произведения поэтов и музыкантов в роли помощников для возникновения целостного многомерного образа пейзажа с рябиной в разной интерпретации в пору золотой осени. Как экспериментировать с элементами художественного изображения? Раздельный мазок, пятно, точка – технические приемы. Какое живописное изображение из цветных точек красочной осени помогла нарисовать кисточка? Раздельный мазок в виде точек. Рябина – нарядное осеннее дерево. Листочки и ягодки рябины: выразительный резной силуэт листочков, бусинки разной формы. | для воспроизведения образа (образа-символа) рябины (коллективное). Экспериментирование с элементами художественного изображения, с цветом, помогающее превратить пятно, точку в художественное изображение пейзажа (индивидуальное). Упражнения по освоению приемов кистевой росписи | реализации своего замысла в рисунке. Умеют работать с художественными материалами, соблюдая правила личной гигиены; объяснять особенности лирического пейзажа, изображения рябины, основные средства выразительности (цвет, форма, композиция) для создания художественного образа осенней рябины; научатся видеть и понимать общее в создании | ятельно или с помощью учителя адекватно оценивать свои возможности Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя, одноклассников; осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; формулировать свое мнение; комментировать соответствие содержания ответа одноклассника заданию и исполнению им практического задания; слушать и учитывать мнения партнеров; принимать и удерживать роль экскурсовода на выставке творческих работ одноклассников. Личностные: самоопределение – оценивают произведения искусства | 2) «О чем могла рассказать народная осень |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| Выразительные средства и художественные материалы для реализации собственного замысла в рисунке. Основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения. Основы изобразительного языка живописи. Правила планирования и организации изобразительной деятельности | осень и кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы (индивидуальное участие) | декоративного образа и художественном изображении рябиновых веток | художественно-творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, в практической работе, связывая успехи с усилиями, трудолюбием и мастерством; морально-этическая ориентация – ориентируются во взаимодействии на выполнение моральных норм; руководствуются ими |
|
|
|
6 | Урок-игра «Осенью капуста – барыня» (Т., с. 13–16.) Рисование Эксперимент Понятие | Красота предметов крестьянского труда | Работа в парах | Узнают | Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы, создание способов решения проблемы в совместных с учителем и одноклассниками поиске и обсуждении; общеучебные – рассуждение о художественной культуре, о специфике изобразительного искусства, об образной природе искусства; восприятие и описание произведений искусства, изображающих природу, различные предметы крестьянского труда; освоение способов решения проблем творческого и поискового | Рисунок народной сечки. Исследовательский проект: «Что хотел рассказать автор в своей композиции» (автора и произведения учащиеся выбирают по своему усмотрению) | Рисунок |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| о силуэте | симметричного изображения. Экспериментирование с элементами художественного изображения. Представление о том, что создание художественного изображения с помощью мазка, пятна, точки может быть достигнуто не только при рисовании кистью, но и при обращении к технике аппликации, а также при «рисовании» ножницами, при эксперименте с природными материалами. Процесс создания образа – художественного изображения. Ассоциации, возникающие при видении произведений искусства и примет осеннего пейзажа местности. Общие черты в создании декоративного образа и художественного изображения реальных предметов и пейзажа. Выразительный силуэт, | описание. Составление и построение делового диалога учителя с учениками и сюжетного диалога учащихся между собой в ролевой коммуникативной ситуации. Составление устных рассказов по рисунку (монологическое высказывание). Ответы на вопросы (рубрика «Подумай | Получат представление о предметах крестьянского труда, оценят их красоту и привлекательность. Выделят общие черты в создании декоративного образа и художественного изображения реального предмета | характера; логические – анализ произведений искусства; различение и сравнение видов художественной деятельности (рисунок, живопись, декоративное изделие), жанров пластических искусств (пейзаж, натюрморт, народно-декоративная роспись); видение и анализ проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, скульптура, дизайн, декоративные искусства для дома, на улице, архитектура); осуществление поиска существенной информации при ответе на вопросы, для решения новой задачи (из материала учебника, на основе наблюдения и обобщения результатов наблюдения, рассматривания произведений искусства, из рассказов учителя), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об изобразительном искусстве. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; | Экспериментирование кистью и красками: превращения декоративных силуэтов (на основе воображения) |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| ритм прорезей-веточек – элементы, присущие декоративной росписи народных мастеров, которые с огромной любовью и изобразительностью рисовали «дерево». Как множество больших и маленьких декоративных силуэтов превращаются в выразительный по силуэту и ритму осенний лес? Художественный прием уподобления – лист-дерево, цветок-дерево. Что хотели рассказать авторы в своих композициях и в народной росписи? Красота симметричной формы. Выбранный предмет – сечка, – как и многие орудия крестьянского труда, сочетает красоту формы с целесообразностью, практическим назначением предмета. Палехская миниатюра «Капустница» вводит в светлый мир крестьянского труда. (Т., с. 14.) Изящному | Наблюдения за приметами осени в родном краю. Нахождение (определение) произведений, выполненных приемом уподобления. Познание технических приемов через упражнение и экспериментирование с элементами художественного изображения | с изображенными на рисунках одноклассников. Смогут овладеть техническим приемом уподобления, создать собственную композицию, художественный образ выбранной вещи (предмета). Выполнить рисунок сечки (по выбору – с натуры или по представлению), дать эстетическую оценку природе, окружающим предметам и художественным образам, воплощенным в произведени | адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; осуществлять выбор темы своего рисунка, технологии его выполнения, вариативность в композиции; оценивать результат своей деятельности. Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками, вести диалог; участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; составлять и вести диалог; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные: самоопределение – признают свою гражданскую идентичность по отношению к своей Родине, ее культуре, народным традициям, искусству; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность как гражданина России; гордятся отечественными достижениями в изобразительном искусстве; имеют адекватную позитивную самооценку, самоуважение; смыслообразование – желают и способны быть полезными классу, школе, обществу; стремятся к |
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| кованому рисунку сечки вторят ритмы листьев капусты. Выразительные средства изобразительного искусства: композиция, форма, ритм, линия, цвет. Основные и составные теплые и холодные цвета | основе анализа работ художников с натуры или по представлению. Рисование декоративных силуэтов кистью (гуашь, акварель) по выбору | искусства и народного творчества | самоизменению – приобретению новых знаний и умений; имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; адекватно судят о причинах своего успеха / неуспеха в учении, в практической работе, связывая успехи с усилиями, трудолюбием и мастерством; нравственно-этическая ориентация – принимают решение на основе соблюдения моральных и этических норм и руководствуются ими в поведении |
|
|
|
7 | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома. В гостях | Радостное раскрытие мира родной природы | Созерцание произведений мастеров Хохломы. Участие в коллективной беседе: высказывание о том, что особенно понравилось в художественных изделиях. Работа с разделами учебника: «Открой тайны узоров хохломы», «В | Усваивают духовное наследие, без которого не-мыслимо чтить историю и культуру своего народа, учиться уважать себя и других. | Познавательные: общеучеб- | Постараться увидеть нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества, отражение в них теплоты рук мастера. Исследование: «Связи | Задания |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Рисование золотого петушка | мир труда, искусства и быта народного мастера, проникновение образом его мыслей и фантазий. Народный мастер – наше национальное богатство, национальное достояние. «Народный мастер – это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края; это носитель традиции | гостях у мастера». Ознакомительное чтение и слушание рассказа мас-тера об узорах золотой расписной хохломы, ее палитре. Индивидуальное выполнение задания мастера «Петушок – золотой гребешок». Индивидуальная работа: рисование кистью на листе золотого петушка гуашью. Представление выполненных работ | передают ощущение радости жизни, используя сочетания цвета палитры хохломы. Узнают смысл понятия «палитра хохломы», отдельные произведения народных мастеров, основные средства декоративно-прикладного искусства | информации (из материалов учебника, творческой тетради).Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Личностные: эстетически воспринимают произведения искусства; понимают значение народных мастеров; проявляют интерес к новому учебному материалу, предмету | орнаментального ритма с ритмом народных напевов». Творческое задание: свободное, ритмическое расположение «ягодок» вокруг стебля с «травинками» (завершение композиции «Петушок – золотой гребешок») | », |
|
8 | Повтор главных элементов травного орнамента хохломы. | Встреча с народным мастером Л. В. Орловой. Элементы травного орнамента располагаются с нарастающей степенью | Рассмотрение художественно-дидактической таблицы «Элементы травного | Узнают элементы травного орнамента: «осочки», «травинки», | Познавательные: постановка | Творческое задание: создание композиции из цветовых пятен на | Повтор элементов травного орнамента) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| В чем секрет узора хохломы. (Уч., | трудности: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Названия сохраняют аромат раздольных заволжских полей, несут в слове бережное отношение народных мастеров к традиции, к родной земле. Положение руки при хохломской росписи. Сочетание цветов хохломы передает ощущение радости жизни. Композиции из цветовых пятен: «Радость», «Свет», «Солнце играет» | орнамента» (коллективная). Объяснение, как рисовать кистью каждый элемент; рассмотрение таблиц. Рисовальные движения кистью для одного элемента в воздухе. Индивидуальное рисование кистью в тетради: «осочки», «травинки», «капельки»; сверка своего рисунка с таблицей в учебнике | «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Знакомятся с правилами выполнения элементов орнамента. Знают центр народного художественного ремесла Хохлому. Умеют рисовать орнамент гуашью | избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче); общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли.Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия Личностные: эстетически воспринимают красоты элементов травного орнамента хохломы, проявляют интерес к учебному материалу | темы: | хохломы (рисование гуашью |
|
9 | Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома. (Уч., | В чем секрет узора хохломы. Названия сохраняют аромат раздольных заволжских полей, несут в слове бережное отношение народных мастеров к традиции, | Фронтальная – рассмотрение художественно-дидактической таблицы «Элементы травного орнамента». Объяснение, как рисовать кистью | Узнают элементы травного орнамента: «усики», | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь строить коммуникативно-речевые | Творческое задание: Художественно-творческое | Рисунки, выполненные кистью: «усики», «завитки», веточки |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Т., с. 19.) Повтор | декоративной работе с помощью цвета. Повтор и вариация известных уже элементов с включением новых | каждый элемент; рассмотрение таблиц. Индивидуальное рисование кистью в тетради: «усики», «завитки», веточки с «ягодками», сверка своего рисунка с таблицей в учебнике | элементов орнамента. Знают центр народного художественного ремесла Хохлому. Умеют рисовать орнамент гуашью | действия (высказывания); рассказывать
| задание: повтор |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | Ансамбль русского народного костюма. Т., с. 20– 21.) Украшение Импровизация | Первоначальные представления о женском народном костюме. Основные элементы северного костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор – венец). Традиционное украшение наряда красавицы вышивкой. Краски природы в праздничном наряде русской красавицы. Исполнение орнамента в разной технике в украшении костюма. Связь орнамента с частями ансамбля народного костюма. Импровизация по мотивам народного орнамента | Участие во фронтальной беседе при ознакомлении с ансамблем русского народного костюма. Коллективное рассматривание элементов русского народного костюма. Индивидуальное рисование украшения наряда красавицы акварелью, фломастерами | Знакомятся | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают произведения народного искусства; проявляют эмоциональное отношение к ним | Творческая работа: «Русская красавица» (создание наряда красавицы и украшение его по своему усмотрению). Творческое задание: импровизация по мотивам народного орнамента | Рисунок «Наряд красавицы и его украшение» |
|
11 | Изображение по памяти фигуры человека. Снегурочка. | Эмоциональное и эстетическое восприятие образа Снегурочки в произведениях художника, народного мастера, в сказках и муз. произведениях. | В ходе фронтальной беседы обсуж-дение фигуры человека и ее изображение | Развитие детской фантазии, погружаются в мир народ-ной сказки, чудес, связанных | Познавательные: общеучебные – изображение по памяти фигуры человека; рисование дома Деда Мороза с использованием графических материалов; логические – анализ произведений живописи; определение признаков зимы в природе родного края. | Исследование: – Как художники передают очарование лунной ночи и сказочного | Изображение фигуры человека, дома Деда Мороза |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| Произведения живописи. В. Васнецов «Снегурочка», Н. Рерих «Лес». Книжная графика. Е. Чарушин. Иллюстрация к народной сказке «Заяц и Лиса». Бумажные вырезанки народного мастера К. Воробьева | Индивидуальное рисование дома Деда Мороза с использованием графических материалов. Свободное применение приемов кистевой росписи | с образами Деда Мороза, Снегурочки и Зимы. Умеют видеть признаки зимы в природе родного края | Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают родную природу, произведения искусства и проявляют к ним эмоциональное отношение | леса? – В чем сказочность и реальность природы в работах мастеров? |
|
|
12 13 | Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество | В гостях у зимней сказки и ее героев. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество | Коллективная беседа «В гостях у зимней сказки и ее героев». Фронтальная беседа: перечисление знакомых зимних сказок и их героев, образное изобра-жение. Коллектив-ное ознакомление с героями сказок в произведениях художников и на-родных мастеров. Индивидуальное рисование гуашью, составление рас- | Различают виды произведений изобрази-тельного искусства: живопись, книжную графику; сравнивают их. Узнают произведения В. М. Васнецова. Применяют основные средства художественной выразит. | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспри-нимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуж-дать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью. Личностные: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к | Творческое задание: сочинение героев». Исследование: «Единение реального и фантастического | Рисунок «Герой |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| сказок Иллюстрации к русс. народной сказке «Заяц и лиса». | таинственного заснеженного леса. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса». Погружение в мир народной сказки, чудес | сказа по своему рисунку. Выставление работ | в рисунке. Рисуют гуашью | ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию; расширяют свой внутренний мир |
|
|
|
14 | Основы изобразительного языка графики. 34. Т., Эксперимент | Эксперимент получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контура, штриха, спирали, линии и мазка – в изображении с помощью черной и белой линий. Солнечный снежный пейзаж – достоприме-чательность родной земли. Условия, когда замкнутый контур, штрих, спираль могут стать художест-венным изображением. Компо-зиция силуэта дерева, гармоничное сочетание изображения заснежен-ного дерева с цветным фоном. Красота зимнего пейзажа в поэзии | Ознакомительное чтение текста учебника, (описание солнечного снежного пейзажа). Фронтальная беседа по тексту | Знают понятие «графика», способ получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контур, штрих, спираль, линия и мазок в изображении с помощью черной и белой линий. Умеют изоб-ражать зим-ний пейзаж | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Личностные: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире | Исследование: «Узнай цвета солнечного снежного пейзажа». Творческое задание: «Волшебное превращение черной и белой линий. Художественное изображение». Практическое задание: «Деревья в виде заснеженного леса» (замкнутый контур) | Рисунок «Зимний пейзаж», выполненный черной и белой линиями |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
15 | Линия | Цвет зимы – белый. Красота белой линии | Фронтальная – ознакомление с художественно-дидактической таблицей «Элементы кружевного узора» (уч., с. 36). Коллективная беседа при рассмотрении панно Е. Ельфиной «Поющее дерево», А. Дейнека «Девочка у окна». | Различают элементы кружевного узора: «гулички», «комар», «звездочки», «елочки», «цветочек», «репей». Выполняют белой тушью на цветной бумаге кружевной узор | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать в коллективное сотрудничество. Личностные: воспринимают красоту художественного изображения | Творческие задания: 1) «Снежные цветы на морозном окне». Кружевное узорочье белой гуашью (рисование по представлению или по памяти). 2) Рисование кистью | Рисунок «Снежные цветы на окне», выполненный акварелью |
|
16 | Знакомство с каргопольской игрушкой. (Уч., Роспись силуэтов игрушек Повтор | На родине каргополь-ской игрушки. Открываем тайны каргопольских узоров. Связь крестьянской игрушки с бытом и жизнью землепашца, с природой. Узоры в народном творчестве содержат знаки солнца, земли, зерен как поже-лание благополучия и хорошего урожая. Пов-тор как художественно- | Фронтальная – | Знают народное художественное ремесло – каргополь-ская игруш-ка, ее узоры | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание. Личностные: эстетически | Творческое задание: рисование кистью эле-ментов кар-гопольского узора с ис-пользовани-ем красной, белой, синей, желтой, чер-ной, зеленой, ко-рич невой гуаши | Роспись силуэта игрушки гуашью |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| творческая задача | игрушек |
| воспринимают каргопольскую игрушку |
|
|
|
17 | Импровизация на тему каргопольских игрушек. | Народный мастер – наше национальное достояние. Слушаем сказки народной мастерицы бабушки Ульяны. Глиняные игрушки Бабкиной – рассказы о крестьянском труде, о веселых деревенских праздниках, | Комментированное чтение текста учебника и коллективная беседа по нему. Коллективное описание народных игрушек. Индивидуальная роспись глиняной игрушки гуашью, сочинение сказки о ней | Сочетают устное и изобразительное творчество. Знают узоры каргопольской игрушки. Выполняют роспись глиняной игрушки гуашью | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание | Исследование: О чем поведала народная игрушка? Творческое задание: рассказать | Роспись глиняной игрушки гуашью |
|
18 | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. (Уч., | Богатыри земли Русской. Прославление богатырей в работах мастеров поэзии, музыки. «Богатырская» симфония | Коллективное | Узнают отдельные произведе-ния отечест-венных ху-дожников на патриотическую тему и называют их авторов. Высказы-вают | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с ре- | Проектная работа: сюжетно-тематическая композиция «Богатыри земли Русской». Творческое задание: создание | Украшение снаряжения русского богатыря акварелью, гуашью, фломастером |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 31.) Украшение снаряжения русского богатыря | В. М. Васнецов «Богатыри»; Н. Гончарова «Воины». Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин «Александр Невский»; | отечественных художников на патриотическую тему. Ознакомление | свое отноше-ние к образу богатыря под впечатлени-ем произве-дений художественного искус-ства. Приме-няют в композиции симво- | продукциями картин; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению. Личностные: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (украшение снаряжения богатыря); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного и музыкального искусства | орнаментов для украшения снаряжения воина – богатыря. Исследование: «Отношение к образу богатыря под впечатлением произведений искусства» |
|
|
19 | Образ богатыря в живописи Сочинение | Богатыри земли Русской. Отражение патриотической темы в произведениях отечест-венных художников. В. Васнецов «Богатыри»; | Коллективное обсуждение образа богатыря в живописи и графике на основе знакомства с произведениями отечественных художников на патриотическую тему. Индивидуальное выполнение портрета русского | Применяют основные средства | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли; приходить к общему мнению. Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения | Проектная работа: сюжетно-тематическая композиция «Богатыри земли Исследование: «Отношение | Портрет русского богатыря (шлем украшен добрыми знаками-символами) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| родка». Орнаментальное украшение воинских доспехов в миниатюре И. Щуркина «Илья Муромец и Калин-царь» | богатыря, украшение шлема добрыми знаками-символами | оценке произведений искусства. Рисуют портрет | творческого задания по созданию рисунка (портрет русского богатыря); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства | богатыря под впечатлением произведений искусства» |
|
|
20 | Изображение по воображению животных. Конь-огонь. Сочинение | Обычаи, предания, сказки, пословицы, поговорки, связанные с животными. Образ коня в сказках, в народной игрушке. Конь – друг | Фронтальная беседа на выяснение знаний обычаев, преданий, сказок, пословиц, поговорок, связанных | Раскрывают образ коня | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения в учени-ческом коллективе на общечелове-ческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве; уметь полно и точно выражать свои мысли. Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения | Исследование: – Как конь помогает ге-роям в сказке? – Как конь вместе со сказочным героем побеждает зло? Проект: «Образ коня в сказках, народной игрушке. Символика образа» | Сказочная композиция «Конь-огонь», выполненная гуашью |
|
21 | Использование в своей работе разных | О чем могут рассказать художники и народные мастера, изображая родную природу. | Фронтальная беседа на выявление разных приемов изображения | Имеют представление о разных приемах | Познавательные: общеучеб- | Творческое задание: композиция из трав, цветов | Рисунок первых весенних цветов |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| приемов живописи. Рисование первых весенних цветов по памяти (акварель). Сочинение | Прославление красоты | образа расцветающей весенней природы. Индивидуальное выполнение художественно-творческого задания на эксперимент с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Индивидуальное создание рисунка весенних цветов | изображения образа расцветающей весенней природы. Применяют разные приемы рисования кистью и красками (пятно, мазок, цветная линия), передают оттенки цвета | логические – анализ и сравнение произведений искусства, просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (создание композиции), осуществление поиска путей ее решения. Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способностях | и бутонов. Сюжетно-тематическая композиция «Весенний луг». Исследование: «Прославление красоты весны и лета художниками» | акварелью. |
|
22 | Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. (Уч., Т., с. 36– | Пусть звучат краски | Фронтальная беседа после комментированного чтения текста в учебнике. Коллективное обсуждение изображенных дымковских игрушек, | Знают центр народного художественного ремесла России Дымково. Устанавливают связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные | Проект: «Пусть звучат краски | Рисунок дымковской игрушки по впечатлению (повтор и вариация мотивов дымковского орнамента) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь) Повтор | в игрушечной стороне Дымково, кто хранит и создает красоту дымки». Дымковская игрушка. Связь скуль-птуры и декоративно-прикладного искусства. Многоцветье палитры дымковского орнамен-та. Е. Кошкина «Нянь-ки»; Н. Суханова «Ка-русель»; Л. Докина «С ярмарки»; З. Безденеж-ных «Курица с цыпля-тами», «Скоморох на коне»; М. Коковихина «Водоноска с ведрами» | декоративного решения главных частей народной женской одежды (юбка, кофта, пере-дник, кокошник), сравнение в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных, установление связи росписи с пластикой игрушек | Воспринимают образный строй народной игрушки. Выполняют повтор дымковских узоров при рисовании дымковской игрушки | правила; анализировать свои мысли, действия, чувства. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Личностные: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки | кую игрушку по впечатлению. Выполнение художественно-творческой задачи на повтор и вариацию мотивов дымковского орнамента |
|
|
23 | Передача настроения ярмарки в декоративной композиции. (Уч., с. 65–66. Вариация дымковских | Создай в слободе Дымково ярмарочный городок. Оживи жителей слободы Дымково. Пусть звучат краски и звуки народного праздника. Ярмарочное действо как народная традиция. Рождение и развитие дымковской игрушки связано с ярмаркой, традиционной для го- | Коллективная беседа о ярмароч-ном действе как народной тради-ции. Фронтальная работа – ознаком-ление с художест-венно-дидактичес-кой таблицей «Дымковский узор» (уч., | Воспринимают образный строй народной игрушки. Знают дымковские узоры, палитру. Выполняют художественно-творческую задачу | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать свое мнение; интересно рассказывать о впечатлениях. | Проект: «Создай Творческое задание: «”Оживи“ жителей слободы Дымково». | Рисунок, выполненный гуашью (вариация дымковских узоров) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| узоров (гуашь). Импровизация | рода Вятки, местным праздником Свистопляски, Свистуньи. Синтез разных видов народного творчества. Палитра «дымки» | своего «дымковского» узора на белом листе гуашью | на импровизацию по мотивам дымковского орнамента | Личностные: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки | Сочинение сказочных сюжетов в игре «Добро пожаловать на ярмарку!» |
|
|
24 | Закрепление представлений Рисование с натуры весенней веточки Импровизация | Учись видеть красоту весенней природы. Пейзаж. Натюрморт. Экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Эмоционально-эстетическое восприятие природы родных мест. А Венецианов «На пашне. Весна»; А. Куинджи «Березовая роща»; | Фронтальная беседа на выявление разных приемов изображения образа расцветающей весенней природы. Индивидуальное выполнение художественно-творческого задания на эксперимент с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Индивидуальное создание рисунка весенней веточки | Имеют представление о разных приемах изображения образа расцветающей весенней природы. Применяют разные приемы рисования кистью и красками (пятно, мазок, цветная линия). Определяют пейзаж, натюрморт | Познавательные: общеучеб- и решение проблем – формулирование проблемы (рисование весенней веточки), самостоятельное создание способов ее решения. Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность | Исследование: «Красота весенней природы в произведениях отечественных художников». Художественно-творческое задание по экспериментированию | Рисунок |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
25 | Использование разных технических приемов при работе с красками. (Уч., | Учись видеть красоту весенней природы. Стихи, песни, пословицы и поговорки, посвященные весне и воде. Как с помощью красочного пятна, мазков, цветных линий художники создают картину родной при-роды, красивые предметы в натюрморте? Исполь-зование разных техни-ческих приемов при работе с красками. Сближение цветов. Раз-гляди и нарисуй в синем пятне движение весен-ней воды. Заполни бе-рега цветными травин-ками. Рисование бегу-щего ручья по пред-ставлению (акварель, гуашь) | Фронтальная беседа о красоте весенней природы, воспетой в стихах, песнях, послови-цах и поговорках, посвященных весне и воде. Коллективное образное создание картины бегущего ручья. Фронталь-ное обсуждение разных техничес-ких приемов при работе с красками и кистью (пятно, мазок, цветная линия). Индивиду-альное рисование бегущего ручья | Владеют приемом сближения цветов, техническими приемами при работе с красками и кистью (пят-но, мазок, цветная ли-ния). Используют художественные матери-алы (аква-рель, гуашь). Применяют средства | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности | Творческое задание: «Разгляди Исследова-ние: «Как с помощью красочного пятна, маз-ков, цветных линий худож ники созда-ют картину родной природы?» | Рисунок бегущего ручья |
|
26 | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. | Взаимосвязь изобрази-тельного искусства | Фронтальная беседа на восстановление в памяти любимых героев сказок | Обладают чувством композиции. Умеют передавать свое отношение | Познавательные: общеучеб- | Творческое задание: «У Лукоморья дуб зеленый…». | Рисунок героя сказки А. С. Пуш- |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Рисование героев | деятельности в рисовании с натуры, по памяти и представле-нию героев народных и литературных сказок (сказки А. С. Пушкина). Создание образов знакомых и любимых персонажей с передачей в их облике характерных особенностей, своего отношения | бенностей. Индивидуальное рисование героев сказок Пушкина по представлению с передачей своего отношения с помощью цвета, формы, орнаментального украшения | к любимому герою с по-мощью цве-та, формы, орнаментального украше-ния. Создают | характера героя, его поступков и отражение этого в рисунке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; плани-ровать ее выполнение. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способ-ность к творческой деятельности | Нарисуй по-своему героя из сказки | ставлению, выполненный гуашью |
|
27 | Пропорции и форма различных садовых цветов. Рисование с натуры весенних цветов Образ | Красуйся, красота, | Фронтальная беседа о красоте мира, цветовой яркости, разно-образии, богатстве пластических форм цветов в действительности и натюрмортах, пропорции и форме. Индивиду-альное и групповое сообщение о ху-дожниках родного края. Индиви-дуальное рисование с натуры весенних цветов акварелью | Знают значение слов «пропорция», «форма», «образ»; художников родного края. Создают образ цветка на основе увиденного. Рисуют с натуры. Владеют техническими приемами (пятно, | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций. Личностные: эмоционально и эстетически воспринимают разнообразные по форме и цвету весенние садовые, полевые и лесные цветы; | Проект: «Красуйся, красота, Творческое задание: создать образ цветка на основе увиденного. Коллективная творческая работа: «Красота мира в произведениях | Рисунок с натуры весенних цветов, выполненный акварелью |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
| Мазок, пятно, линия, штрих могут стать художественным изображением |
| мазок, линия, штрих) | сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности | художников родного края» |
|
|
28 | Знакомство с произведениями Образ | Произведения Куинджи, Ван Гога, К. Моне. Проникновенное восприятие пейзажа в действительности и в произведениях искусства. Пейзаж художников родного края. Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании по памяти и представлению природы в разное время суток. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы. Экспериментирование с цветом – превращение раздельных мазков, цветных пятен в изображение пейзажа. Техника использования в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен | Коллективное ознакомление с произведениями А. Куинджи, Ван Гога, К. Моне. Фронтальная беседа о воспри-ятии пейзажа в действительности | Знают некоторые произведения Куинджи, Ван Гога, К. Моне. Умеют подбирать оттенки теплых и холодных цветов на палитрах и в композиции. Владеют техникой использования в рисун-ках точек, линий (цвет-ной, черной и белой), мазков, пятен. Рисуют по представлению пейзаж | Познавательные: общеучебные – демонстрация произведений Куинджи, Ван Гога, К. Моне; создание творческой работы по представлению; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы, прогнозирующей получение живописного изображения; формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий. Коммуникативные: уметь намечать перспективы конструктивного сотрудничества. Личностные: соглашаются с мнением, что внутренний мир человека определяется его интересами; обладают способностью к творческому развитию; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий | Творческое задание: рисунки: «Ясный день», «Теп-лый вечер». Проект: «Пейзаж Исследова-ния: 1) «Найди краски ясно-го дня и теп-лого вечера». 2) «Мазок, пятно, лин-ия, штрих могут стать художественным изобра-жением под рукой умело-го мастера» | Рисунок по представлению утреннего и вечернего пейзажей, выполненный акварелью, гуашью |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
29 | Понятие (Уч., (акварель). Эксперимент | Понятие о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Индивидуальное видение волшебного превращения цветного пятна в художественное изображение. Наблю-дение за весенней природой. Творческий этюд: весенний пейзаж, созданный превраще-нием цветового пятна | Фронтальная беседа о наблюдениях за весенней природой, о теп-лых и холодных цветах, о множест-ве оттенков. Коллективное и индивидуальное экспериментирование с цветными пятнами. Индиви-дуальное видение волшебного прев-ращения красоч-ного пятна в изо-бражение (дерево) акварелью | Умеют подбирать оттенки теплых | Познавательные: общеучебные – создание творческой работы по представлению; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы; формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий. Личностные: обладают способ-ностью к творческому развитию; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; умеют передавать свое отношение к изображению | Исследование: «Теплые Творческое задание: «Разгляди | Рисунок, созданный путем превращения красочного пятна |
|
30 | Выбор и примене-ние выразительных средств для реализации собственного замысла в ри- | Музеи. Государственная Третьяковская галерея. Музей декоративно-прикладного творчества. Государственный исторический музей. Краевые художественные музеи. Развитие эстетических представлений. | Фронтальная беседа о ведущих художественных музеях России (Государственная Третьяковская галерея), отдель-ных произведения выдающихся отечественных и зару- | Знают некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) | Познавательные: общеучеб- ИЗО и обращения с художественными материалами; логические – осуществление анализа изображаемой природы с выделением существен- | Исследования: 1) «Выбор | Рисунок природы по представлению, выполненный различными |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| сунке. Государственная Третьяковская галерея. по выбору). Сочинение | Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Отражение красоты, настроения, состояния явлений родной природы в графике, живописи, народном декоративно-прикладном искусстве. Развитие эстетических представлений и художественных умений в работе с различными худо-жественными материалами. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Рисование природы по представлению | бежных художников, их авторах. Коллективное обсуждение отражения красоты, настроения, состояния явлений родной природы в графике, живописи, народном декоративно-прикладном искусстве. Индивидуальное рисование природы по представлению | произведений изобразительного искусства; ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея), узнают отдельные произведения выдающихся отечественных | ных и несущественных признаков. Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений художников для человека; сориентированы на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира; связывают свои наблюдения природы с оценкой увиденного в искусстве | в рисунке». 2) «Какой видят природу отечественные и зарубежные художники?» Проекты: 2) «Какого цвета родная приро- Творческое задание: «Природа | материалами |
|
31 | Особенности художественного творчества: художник | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Эмоционально-эстетическое восприятие произведе-ний изобразительно- | Фронтальная беседа об особенностях художественного творчества. Кол-летивное рассуж-дение на тему | Знают значения слов | Познавательные: общеучеб- | Исследование: «Особенности художественного творчества: | Рисунок – эксперимент и красками: пятно, |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| и зритель. (Уч., | го искусства. | «Художник и зритель». Анализ картин в работе по группам. Фронтальное обсуждение композиции на стихи поэта К. Бальмонта. Индивидуальное экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия | ния А. Заря-нова, | с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: адекватно вос-принимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить от-веты на вопросы, формулировать их. Личностные: эстетически и эмоционально воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений художников для человека | художник и зритель». Творческое задание: на-рисовать на белом листе композицию под впечат-лением про-читанных строк поэта К. Бальмонта «Все здесь нежит глаз и ухо…» | мазок, цветная линия |
|
32 33 | Жанры изобразительного ис-кусства.на тюрморт с натуры. (Уч.,с. 82.) Натюрморт из ово-щей и фрук тов (аква-рель ). | Жанры изобразительно-го искусства (натюр-морт – фр. “мертвая натура”, то есть изо-бражение неодушев-ленных предметов (домашней утвари, по-суды, оружия, плодов, фруктов, цветов и т. д.). История возникновения и развития натюрморта. Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании с натуры. | Фронтальная беседа по карти-нам с изображе-нием натюрморта из овощей и фрук-тов. Индивидуаль-ное или коллектив-ное сообщение об истории возникновения натюрморта. Коллективное обсуждение способов передачи разнообразия форм | Знают жанры изобразительного искусства, значение слова «натюрморт», историю его возникновения. Передают | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации о натюрморте, истории возникновения жанра, иллюстраций по теме; постановка и решение проблем – формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?); логические – анализ иллюстраций, выделение жанровых признаков. Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке | Исследование: «История возникновения и развития натюрморта» Проект: «Живет повсюду красота, сердца нам радуя Творческие задания: | Рисунок, изображающий натюрморт из овощей и фруктов по представлению, выполненный акварелью или гуашью |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Сочинение | Натюрморт по представлению. Передача разнообразия форм плодов, овощей, фруктов, их цветовой окраски. Использование приема раздельного мазка. Цвета и оттенки богатого урожая.Натюр-морт из овощей и фрук-тов. Е.Волошинов «Лук». И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» | плодов, овощей, фруктов, их цветовой окраски, использования приема раздельного мазка. Индивидуальное выполнение творческого задания: рисование натюрморта из овощей и фруктов | Применяют средства художественной вырази-тельности в рисунке | (какие потенциальные способности во мне сегодня раскрыты?) и определять свои ценности, какие дороги ведут к ним, какие препятствия стоят на пути; оценивать работу коллектива, класса. Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения в ученичес-ком коллективе на общечеловеческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность | 1) Создание натюрморта из овощей 2) Рисование акварелью или гуашью. Натюрморт с натуры |
|
|
34 35 | Основы изобразительного языка живописи. Какого цвета страна родная Образ | Основы изобразитель-ного языка живописи. Отражение красоты, настроения, состояния родной природы в жи-вописи. Эстетические представления и худо-жественные умения | Фронтальная беседа об основах изобразительного языка живописи, отражении красо-ты, настроения, состояния родной природы в живо-писи. Групповой анализ произве-дений, отражаю-щих все времена года. Коллективное создание образа красоты родной земли. Индивидуальное выполнение рисунка | Знают основы изобразительного языка живописи, жанр пейза-жа. Узнают отдельные произведе-ния выдаю-щихся худож ников, называют их авторов. Выбирают художественные матери-алы для соз-дания своего замысла | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность | Проект: «Какую красоту родной земли мы увидели, шагая за солнышком осенью, зимой, весной и летом?». Творческая работа: «Какого цве-та страна родная?» (выбор времени го-да, художест венного материала) | Рисунок «Какого цвета страна родная?», выполненный по представлению |
|
© 2018, Смирнова Надежда Витальевна 749 6