СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе из раздела "Люблю природу русскую.Осень" УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Тема. В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень»»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС

Тема. В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать особенности художественного и научно-познавательного текстов, уметь их различать на основе знания данных особенностей; уметь читать выразительно поэтический текст, выделяя с помощью интонации логические ударения.

Метапредметные:

регулятивные: уметь формулировать учебную задачу урока вместе с группой учащихся, принимать её, сохранять на протяжении урока; прогнозировать содержание текста на основе заголовка; осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов или контрольных вопросов, размещённых в рубрике «Проверим себя и оценим свои достижения», оценивать результаты своей деятельности на уроке;

познавательные: сравнивать художественный и научно-познавательный тексты, выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения, сопоставлять заголовки к текстам с их содержанием, производить классификацию грибов на основе заданных в тексте критериев;

коммуникативные: отвечать на вопросы учителя и учебника по содержанию текстов, а также на вопросы обобщающего характера из рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения», уметь в совместном сотрудничестве обсуждать целевые установки урока, строить монологическое высказывание из 5—6 предложений о текстах разных типов, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения.

Личностные: делиться своими впечатлениями из собственного опыта, связанного со сбором грибов, уметь выражать свои впечатления эмоционально в беседах и в процессе монологических высказываний; проявлять творческие способности при восстановлении строчек из стихов о грибах.

Оборудование к уроку: мультимедиапроектор, карточки с изображением грибов, карточки со стихами о грибах, тесты для проверки знаний и умений учащихся, контрольно-оценочные листы на каждого ребёнка.

Ход урока.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Работа над загадками о грибах.

• Ребята, прочитайте загадки, подумайте, что их объединяет. (Все они о грибах.)

* * *

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

* * *

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть — нет головы.

* * *

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

* * *

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

• А кто из вас хоть раз в жизни собирал грибы? Какие чувства вы при этом испытывали? Расскажите.

• Какие грибы вы уже знаете? На какие большие группы они делятся?

• Подумайте, о чём вы сегодня будете читать на уроке, какова тема урока.

• Правильно, вы будете читать и изучать стихотворение поэта В. Берестова «Хитрые грибы», а также познакомитесь со статьёй о грибах из энциклопедии.

(Здесь учитель может сказать несколько слов о поэте В. Берестове, его основных увлечениях и показать его портрет, если дети с ним ещё близко не знакомы.

Сообщение о поэте можно попросить подготовить одного из учащихся класса, если есть такой ученик, у которого хорошо развиты монологическая речь и память.)

Формулирование учебной задачи урока.

Работа в группах.

• Ребята, разбейтесь на группы, рассмотрите материал учебника на с. 76—77, подумайте, какова будет основная задача сегодняшнего урока. Каждая группа

должна предложить по одной формулировке. Обратите внимание на два абсолютно разных текста, свяжите с этими наблюдениями учебную задачу. (Учащиеся из своего опыта уже знают разнообразные формулировки задач, поэтому они могут предложить разные варианты: что узнаем, чему научимся, над чем будем размышлять и т. д.)

Обсуждение задач урока , выбор наиболее точных формулировок , запись их на доске ( записать необходимо 1 — 3 задачи ).

Работа над новым материалом.

Ознакомление со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы» : работа над заголовком стихотворения

• Ребята, прочитайте название стихотворения, подумайте, почему автор так назвал своё стихотворение.

• Разве грибы могут быть хитрыми? Кого обычно называют хитрым?

• О каких хитростях грибов пойдёт речь в стихотворении? Нет ли среди загадок той, которая рассказывает о хитрости грибов? (Есть, это загадка 3.)

• А теперь давайте проверим ваши предположения.

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

Беседа по содержанию стихотворения

• Понятно ли вам, что обозначает слово лукошко?

(Следует показать картинку и растолковать значение слова.)

• Как вы думаете, прав ли автор в том, что он «большой корзиной все грибы перепугал»?

• Почему же он так и не нашёл грибов?

• Как автор называет грибочки? Прочитайте.

• С каким чувством он произносит слово хитрые? (Автор употребляет слово «хитрые», как бы укоряя грибы в том, что они спрятались.)

• А грибы на самом деле хитрые?

• Почему же автор их так называет? (Чтобы сказать нам о том, что они умеют прятаться и этим проявляют свою хитрость.)

• Правильно, ребята. А ещё автор с помощью этого слова создаёт образ грибов, которые от нас то и дело прячутся. Поэты часто используют слова не в прямом, а в переносном значении, чтобы создать оригинальный образ.

• Разочаровался ли автор в грибах, потому что он не нашёл ни одного гриба?

• Как же автор относится к «хитрым грибочкам»?

Что мы можем сказать о нём как о человеке?

• Почему строки о «хитрых грибочках» вызывают у вас улыбку? С какой интонацией будете читать эти строки?

• Для чего, на ваш взгляд, автор рассказал эту историю? (Чтобы мы не сердились на грибы, когда они от нас прячутся, чтобы были более терпеливыми и внима-

тельными, наблюдательными, подмечали те места, где могут прятаться грибочки, и, конечно, радовались, как и автор, процессу сбора грибов, наслаждались такими моментами жизни.)

Чтение стихотворения учащимися про себя

• Ребята, сначала прочитайте стихотворение молча, попытайтесь осмыслить интонации при чтении, отметьте важные слова.

Чтение стихотворения учащимися в паре.

• Сейчас вы будете читать это стихотворение друг другу в паре. Постарайтесь передать с помощью интона- ции чувства автора, его отношение к грибам, которые спрятались. Если с первого раза не получится, постарайтесь попробовать ещё раз. Затем оцените чтение друг друга с помощью «Лесенки достижений».

Работа над статьей «Грибы» (из энциклопедии).

• Сейчас вы будете читать статью. Попробуйте понять, о чём она, какую тему раскрывает, схожа ли она по тематике со стихотворением поэта В. Берестова.

Чтение статьи вслух по цепочке.

• О чём же эта статья? (О грибах.)

• Посмотрите, есть ли у неё автор. Из какого источника она взята?

• Для чего, на ваш взгляд, эта статья размещена в энциклопедии?

• Сравните текст стихотворения В. Берестова и текст статьи из энциклопедии. Что в них общего? (Тема общая, оба текста рассказывают о грибах.)

• А кто, по вашему мнению, пишет тексты в энциклопедиях? (Учёные, которые много знают, изучают долго какой-то один вопрос, находят различные доказательства своим предположениям.)

• Одинаково ли рассказывается о грибах в стихотворении и статье? Как рассказывает о грибах поэт? А как о грибах рассказывает учёный? (В представленных текстах рассказывается о грибах по-разному: в статье сооб- щается информация, какие-либо факты о грибах, а в стихотворении автор выражает свои чувства и отношение к той ситуации, в которой он оказался во время сбора грибов.)

• Давайте посмотрим, от чьего имени рассказывается о случившемся в стихотворении. (От имени автора.)

• Правильно, в стихотворении часто звучит указание на конкретного человека: «увела меня», «я… корзинку взял с собой», «я заглядывал под пни», «я… все грибы перепугал».

Найдёте ли вы в научном тексте указание на конкретного человека? Перечитайте ещё раз текст.

• Обратите внимание, какую форму выбирает поэт для своего рассказа. (Стихотворную.) А какую форму выбирает учёный? (Прозаическую.) Почему? (У них разные цели.)

• А чем же различаются цели поэта и учёного, для чего они писали свои произведения? (Цель статьи —дать информацию о грибах, а стихотворения — поделиться своими чувствами и впечатлениями от случившегося.)

• Можно ли сделать вывод о том, что в этих текстах авторы про грибы рассказывают по-разному? Обоснуйте свою точку зрения.

(По итогам данного обсуждения можно составить таблицу, которая впоследствии будет служить детям опорой при различении художественных и научно-популярных текстов.)


Поэт

Учёный


Цель текста

Поделиться чувствами

и впечатлениями от

случившегося, нари-

совать словами образ

«хитрых грибочков»


Сообщить факты, важ-

ную информацию о

грибах и их разновид-

ностях


Форма выражения мыслей


Форма стихотворная

(ритм и рифма)


Форма прозаическая


Средства выражения мыслей


Использование слов

в переносном значении


Использование слов

только в прямом значении




Работа в группах

• Ребята, рассмотрите иллюстрации на с. 77. Какие грибы вы видите, почему они получили такое название?

Давайте проверим, а знаете ли вы другие грибы. Сейчас я каждой группе раздам карточки с изображением грибов, вы должны быстро разделить их на съедобные и несъедобные. (Обязательно нужно заслушать ответы групп, обсудить выполнение задания.)

• А теперь попробуйте по данным строчкам восстановить стихи о грибах.

* * *

Возле леса, на ______________ ,

Украшая тёмный _____________ ,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый _____________ .

С л о в а д л я с п р а в о к : опушка, бор, мухомор.

* * *

А на стареньком пеньке,

И особенно в ____________

Аж семьёй растут грибочки,

Дружно, как солдаты,

Тянутся _____________

С л о в а д л я с п р а в о к : тенёк, опята.

* * *

Шоколадно-бурый _______

К скользкой шляпке лист ____________ .

Воротник ажурный тонок.

Гриб такой зовут ____________ .

С л о в а д л я с п р а в о к : гриб, прилип, маслёнок.

* * *

Скромный, тоненький и __________ ,

Этот гриб, поверьте, __________ .

Попадёт грибочек в ___________

Всех в больницу ___________ .

С л о в а д л я с п р а в о к : бледный, вредный, суп, увезут.

* * *

На ножках-белоснежках

Проснулись __________ .

Хоть сыро им ____________ ,

Но всё ж приятно ножкам.

И шляпкам очень хрупким

В траве вполне ____________ .

С л о в а д л я с п р а в о к : сыроежки, немножко, уютно.

(Задания нужно проверить, заслушать все получившиеся стихи, оценить с помощью разноцветных фишек работу каждой группы.)

Работа над рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения».

Работая над данной рубрикой, можно выбрать разные формы проверки и оценки знаний учащихся. Можно воспользоваться контрольными вопросами, предложенными в учебнике, и ответить на них в ходе коллективного обсуждения. А можно перевести данные вопросы в тесты и ввести балльную систему, чтобы школьники по набранным баллам могли оценить себя сами . Тесты можно распечатать на отдельном листе для каждого ученика. Чтобы учащиеся могли проверить правильность выполнения заданий, учитель на слайдах или на доске даёт правильные варианты решения и систему оценивания каждого задания в баллах. Итого учащиеся должны набрать 9 баллов и получить отметку «отлично». Если ребёнок набрал 7—8 баллов, то он получает отметку «хорошо», если учащийся набрал 5—6 баллов, то получает оценку «удовлет-

ворительно», если меньше 5 баллов, то отметку «неудовлетворительно». Неудовлетворительные отметки учитель фиксирует только для себя, в мониторинговом журнале, но не выставляет в классный журнал и дневник ребёнка. Баллы заносятся в персональный контрольно-оценочный лист.По окончании работы каждый учащийся ставит фигурку треугольника на соответствующую ступеньку «Лесенки достижений».

Примеры тестов.

Тест 1

Укажи правильный ответ знаком «+».

Отличительными признаками поэтического произведения являются:

○ Рифма.

○Диалог.

○ Ритм.

○Восклицательные предложения.

(За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл, а всего за задание — 2 балла.)

Тест 2

Укажи правильный ответ знаком «+».

Какой из текстов можно назвать стихотворением?

○ В саду поселилась осень… Горели тёмным пурпуром клёны…

○ Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблёкнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

(За правильный ответ начисляется 1 балл.)

Тест 3

Соедини стрелками между собой слова, которые образуют рифму.

холоднее брусника

крика грустнее

(За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, всего за правильно выполненное задание — 2 балла.)

Тест 4

Восстанови текст стихотворения, вписав в пустые строки нужные слова.

Поспевает ______________________ ,

Стали дни ______________________ ,

И от птичьего ___________________

В сердце стало _________________________ .

(За каждое правильно вписанное слово начисляется 1 балл, всего за правильно выполненное задание —4 балла.)

Ответы на тесты

Тест 1: рифма и ритм (2 балла).

Тест 2: второй текст является стихотворением (1 балл).

Тест 3: холоднее — грустнее, крика — брусника (2 балла).

Тест 4: брусника, холоднее, крика, грустнее (4 балла).

Подведение итогов урока, рефлексия.

• С чем сегодня познакомились на уроке, что нового узнали?

• Чему научились?

• Что было особенно трудным?

• Что было особенно интересным?

• У кого тесты выполнены без единой ошибки? Поздравим этих учащихся аплодисментами. Свои работы вы можете поместить в «Портфель достижений».

Домашнее задание.

Подготовиться к конкурсу чтецов: выучить понравившееся стихотворение наизусть, стараться читать его с чувством.

9



Скачать

© 2017, 2535 32

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!