СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Регуляция функций в организме"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Регуляция жизненных функций в организме

Цели

Дидактические:

  • раскрыть сущность понятий: Гуморальная регуляция,нервная регуляция,  нейрогуморальная регуляция, саморегуляция
  • способствовать формированию у учащихся понятия “ регуляция ”  «саморегуляция»

Развивающие:

  • продолжить формирование умений формулировать определения;
  • развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;

Организационные формы: беседа, лекция

Тип урока: комбинированный

Понятия,изучаемые на уроке: Гуморальная регуляция, нервная регуляция,  нейрогуморальная регуляция, саморегуляция

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Регуляция функций в организме"»

10 класс дата проведения_______________

Тема урока: Регуляция жизненных функций в организме

Цели

Дидактические:

  • раскрыть сущность понятий: Гуморальная регуляция,нервная регуляция, нейрогуморальная регуляция, саморегуляция

  • способствовать формированию у учащихся понятия “ регуляция ” «саморегуляция»

Развивающие:

  • продолжить формирование умений формулировать определения;

  • развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;

Организационные формы: беседа, лекция

Тип урока: комбинированный

Понятия,изучаемые на уроке: Гуморальная регуляция, нервная регуляция, нейрогуморальная регуляция, саморегуляция


Ход урока

I.Организационный момент

– Здравствуйте. Присаживайтесь.

Проверка дз


Изучение нового. Сообщение темы и цели урока

  • Гуморальная регуляция функций.

В организме постоянно образуются ве­щества, которые способны оказывать влияние на деятельность органов и тканей. Так, например, в каждой клет­ке находится неорганическое соедине­ние диоксид углерода (углекислый газ), который, попав в кровь, раздражает соответствующие рецепторы и стиму­лирует дыхание.

Биологической активностью обла­дают гормоны, ферменты, витамины, медиаторы. Они участвуют в осущест­влении практически всех функций в организме и обладают высокой специ­фичностью действия.

Несмотря на многообразные влия­ния химических веществ гуморальная регуляция осуществляется относи­тельно медленно. Она не может обе­спечить быструю реакцию органов и систем организма на внешние и внут­ренние раздражители. Кроме того, гу­моральные влияния не имеют точно­го адреса, т. к. поступающие в кровь гормоны доставляются всем органам и тканям без ограничений. Эти недо­статки успешно компенсирует нерв­ный механизм регуляции.

  • Нервная регуляция функций. Нерв­ные влияния передаются к органам-ис­полнителям очень быстро. Так, по неко­торым нервным волокнам возбуждение проводится со скоростью 120 м/с, тогда как скорость тока крови, которая пере­носит биологически активные вещества и продукты обмена, не превышает 0,5 м/с.

Кроме того, нервные импульсы при­ходят строго к определенным органам, и потому ответные реакции, осуществля­емые через нервную систему, не только более быстрые, но и более точные.

Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным пу­тем. Благодаря этому организм при­спосабливается к меняющимся усло­виям среды и функционирует как еди­ное целое.

  • Нейрогуморальная регуляция фун­кций организма. Нервный и гумо­ральный механизмы регуляции дей­ствуют взаимосвязанно.

С одной стороны, биологически активные молекулы, включая гор­моны, образующиеся в железах вну­тренней секреции, влияют на нервные клетки, изменяя их состояние. С дру­гой стороны, функциями эндокринных желез управляет нервная система. Ей в организме принадлежит ведущая роль в регуляции всех видов его де­ятельности.

Взаимодействие нервной и У эндокринной систем в регу­ляции функций подтверждает­ся и особенностями их строения. Так, в промежуточном отделе головного мозга имеется образование — ги­поталамус, которое является одно­временно и нервным центром, и своеобразной железой. Нервные клетки гипоталамуса вырабатывают нейро-гормоны — вещества сложной химической природы, способные влиять на секреторную функцию гипофиза. Одни из них побуждают гипофиз вы­рабатывать гормоны, стимулирующие деятельность других желез (щито­видной, половых). Другие, наоборот, угнетают продукцию гипофизом био­логически активных молекул.

Таким образом, между гипотала­мусом, гипофизом и периферическими эндокринными железами осуществля­ется прямая связь. Кроме прямой, су­ществует и обратная связь. Так, щитовидная железа под влиянием тиреотропного гормона гипофи­за усиливает выработку тироксина и трийодтиронина, которые регули­руют интенсивность обмена веществ. Тироксин оказывает воздействие и на гипофиз, снижая выработку им тирео­тропного гормона.

Прямая и обратная связи обеспе­чивают взаимодействие желез и их связь с нервной системой.

Саморегуляция процессов и фун­кций. Под влиянием внешней среды или внутренних факторов в организ­ме постоянно меняются отдельные показатели функций. Например, по­сле 10—15 приседаний изменяется работа сердца. Частота сокращений сердца зависит от содержания в кро­ви кислорода, который необходим для нормальной работы клеток. Наиболее чувствительны к недостатку кислоро­да нервные клетки головного мозга и мышечные клетки сердца. Если коли­чество кислорода в крови снижается, специальные чувствительные клетки в стенках кровеносных сосудов по­сылают в мозг нервные импульсы. Из мозга по нервам к сердцу направляется команда усилить работу. Сердце начи­нает учащенно сокращаться и быстрее прокачивать кровь по сосудам. К клет­кам и тканям поступает больше крови, содержащей необходимый для работы кислород.

В любой клетке регулируются сотни отдельных процессов.

Каждая клетка использует для этого активность ферментов, изме­няет проницаемость мембраны, тран­спорт веществ и т. д. Эти средства управления влияют на работу клет­ки. Они регулируют ее состояние в соответствии с генетическими воз­можностями, чем обеспечивается по­стоянство ее внутренних параметров, устойчивость функционирования.

В каждом органе, а это уже сотни тысяч клеток, клетки функциониру­ют согласованно. Они работают или одновременно (синхронный эффект), или поочередно (асинхронный, мо­заичный эффект). Такие режимы по­зволяют менять производительность органа, быстро снижать или увеличи­вать ее в интересах организма.

Деятельность отдельного органа тесно связана с функционированием системы, в которую он входит. В свою очередь различные системы связаны между собой. В итоге организм — это не просто совокупность систем, а еди­ное целое, в котором все процессы скоординированы и условия для жизне­деятельности его клеток оптимальны.

Таким образом, саморегуля­ция— этоуниверсальный механизм взаимодействия органов и систем, благо­даря которому в организме автоматиче­ски возникают ответные реакции на воз­действия внешней среды. Постоянство внутренней среды — наглядный пример саморегуляции в нашем организме.

Закрепление изученного материала

Подведение итогов урока.

Несмотря на многообразные влия­ния химических веществ гуморальная регуляция осуществляется относи­тельно медленно. Она не может обе­спечить быструю реакцию органов и систем организма на внешние и внут­ренние раздражители. Кроме того, гу­моральные влияния не имеют точно­го адреса, т. к. поступающие в кровь гормоны доставляются всем органам и тканям без ограничений. Эти недо­статки успешно компенсирует нерв­ный механизм регуляции.

Таким образом, нейрогуморальная регуляция приспосабливает организм к меняющимся условиям внешней или внутренней среды.

  • - Регуляция — это..?

Предполагаемый Ответ: Регуляция — это изменение характера деятельности органа или систем орга­нов в целях сохранения относительного постоянства внутренней среды организма.

  • - Регуляцию функций в организме обеспечивают?

Предполагаемый Ответ: нервная и гуморальные механизмы регуляции

  • -Нейрогуморальная регуляция фун­кций организма- это…?

Предполагаемый Ответ: регуляция, при которой Нервный и гумо­ральный механизмы регуляции действуют взаимосвязано.

  • саморегуля­ция – это…?

Предполагаемый Ответ: саморегуля­ция — это универсальный механизм взаимодействия органов и систем, благо­даря которому в организме автоматиче­ски возникают ответные реакции на воз­действия внешней среды

 Итоги урока. Рефлексивный анализ. Подведем итоги: что нового вы узнали? Постарайтесь за 2 мин вспом­нить и перечислить все важные научные све­дения

Домашнее задание:

§ ., ответить на вопросы в конце параграфа.

– Благодарю за урок. До свидания.

Для заметок



3

3

3

3

3

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!