10 класс дата проведения_______________
Тема урока: Регуляция жизненных функций в организме
Цели
Дидактические:
раскрыть сущность понятий: Гуморальная регуляция,нервная регуляция, нейрогуморальная регуляция, саморегуляция
способствовать формированию у учащихся понятия “ регуляция ” «саморегуляция»
Развивающие:
продолжить формирование умений формулировать определения;
развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
Организационные формы: беседа, лекция
Тип урока: комбинированный
Понятия,изучаемые на уроке: Гуморальная регуляция, нервная регуляция, нейрогуморальная регуляция, саморегуляция
Ход урока
I.Организационный момент
– Здравствуйте. Присаживайтесь.
Проверка дз
Изучение нового. Сообщение темы и цели урока
В организме постоянно образуются вещества, которые способны оказывать влияние на деятельность органов и тканей. Так, например, в каждой клетке находится неорганическое соединение диоксид углерода (углекислый газ), который, попав в кровь, раздражает соответствующие рецепторы и стимулирует дыхание.
Биологической активностью обладают гормоны, ферменты, витамины, медиаторы. Они участвуют в осуществлении практически всех функций в организме и обладают высокой специфичностью действия.
Несмотря на многообразные влияния химических веществ гуморальная регуляция осуществляется относительно медленно. Она не может обеспечить быструю реакцию органов и систем организма на внешние и внутренние раздражители. Кроме того, гуморальные влияния не имеют точного адреса, т. к. поступающие в кровь гормоны доставляются всем органам и тканям без ограничений. Эти недостатки успешно компенсирует нервный механизм регуляции.
Нервная регуляция функций. Нервные влияния передаются к органам-исполнителям очень быстро. Так, по некоторым нервным волокнам возбуждение проводится со скоростью 120 м/с, тогда как скорость тока крови, которая переносит биологически активные вещества и продукты обмена, не превышает 0,5 м/с.
Кроме того, нервные импульсы приходят строго к определенным органам, и потому ответные реакции, осуществляемые через нервную систему, не только более быстрые, но и более точные.
Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. Благодаря этому организм приспосабливается к меняющимся условиям среды и функционирует как единое целое.
Нейрогуморальная регуляция функций организма. Нервный и гуморальный механизмы регуляции действуют взаимосвязанно.
С одной стороны, биологически активные молекулы, включая гормоны, образующиеся в железах внутренней секреции, влияют на нервные клетки, изменяя их состояние. С другой стороны, функциями эндокринных желез управляет нервная система. Ей в организме принадлежит ведущая роль в регуляции всех видов его деятельности.
Взаимодействие нервной и У эндокринной систем в регуляции функций подтверждается и особенностями их строения. Так, в промежуточном отделе головного мозга имеется образование — гипоталамус, которое является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой. Нервные клетки гипоталамуса вырабатывают нейро-гормоны — вещества сложной химической природы, способные влиять на секреторную функцию гипофиза. Одни из них побуждают гипофиз вырабатывать гормоны, стимулирующие деятельность других желез (щитовидной, половых). Другие, наоборот, угнетают продукцию гипофизом биологически активных молекул.
Таким образом, между гипоталамусом, гипофизом и периферическими эндокринными железами осуществляется прямая связь. Кроме прямой, существует и обратная связь. Так, щитовидная железа под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливает выработку тироксина и трийодтиронина, которые регулируют интенсивность обмена веществ. Тироксин оказывает воздействие и на гипофиз, снижая выработку им тиреотропного гормона.
Прямая и обратная связи обеспечивают взаимодействие желез и их связь с нервной системой.
Саморегуляция процессов и функций. Под влиянием внешней среды или внутренних факторов в организме постоянно меняются отдельные показатели функций. Например, после 10—15 приседаний изменяется работа сердца. Частота сокращений сердца зависит от содержания в крови кислорода, который необходим для нормальной работы клеток. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода нервные клетки головного мозга и мышечные клетки сердца. Если количество кислорода в крови снижается, специальные чувствительные клетки в стенках кровеносных сосудов посылают в мозг нервные импульсы. Из мозга по нервам к сердцу направляется команда усилить работу. Сердце начинает учащенно сокращаться и быстрее прокачивать кровь по сосудам. К клеткам и тканям поступает больше крови, содержащей необходимый для работы кислород.
В любой клетке регулируются сотни отдельных процессов.
Каждая клетка использует для этого активность ферментов, изменяет проницаемость мембраны, транспорт веществ и т. д. Эти средства управления влияют на работу клетки. Они регулируют ее состояние в соответствии с генетическими возможностями, чем обеспечивается постоянство ее внутренних параметров, устойчивость функционирования.
В каждом органе, а это уже сотни тысяч клеток, клетки функционируют согласованно. Они работают или одновременно (синхронный эффект), или поочередно (асинхронный, мозаичный эффект). Такие режимы позволяют менять производительность органа, быстро снижать или увеличивать ее в интересах организма.
Деятельность отдельного органа тесно связана с функционированием системы, в которую он входит. В свою очередь различные системы связаны между собой. В итоге организм — это не просто совокупность систем, а единое целое, в котором все процессы скоординированы и условия для жизнедеятельности его клеток оптимальны.
Таким образом, саморегуляция— этоуниверсальный механизм взаимодействия органов и систем, благодаря которому в организме автоматически возникают ответные реакции на воздействия внешней среды. Постоянство внутренней среды — наглядный пример саморегуляции в нашем организме.
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока.
Несмотря на многообразные влияния химических веществ гуморальная регуляция осуществляется относительно медленно. Она не может обеспечить быструю реакцию органов и систем организма на внешние и внутренние раздражители. Кроме того, гуморальные влияния не имеют точного адреса, т. к. поступающие в кровь гормоны доставляются всем органам и тканям без ограничений. Эти недостатки успешно компенсирует нервный механизм регуляции.
Таким образом, нейрогуморальная регуляция приспосабливает организм к меняющимся условиям внешней или внутренней среды.
Предполагаемый Ответ: Регуляция — это изменение характера деятельности органа или систем органов в целях сохранения относительного постоянства внутренней среды организма.
Предполагаемый Ответ: нервная и гуморальные механизмы регуляции
Предполагаемый Ответ: регуляция, при которой Нервный и гуморальный механизмы регуляции действуют взаимосвязано.
Предполагаемый Ответ: саморегуляция — это универсальный механизм взаимодействия органов и систем, благодаря которому в организме автоматически возникают ответные реакции на воздействия внешней среды
Итоги урока. Рефлексивный анализ. Подведем итоги: что нового вы узнали? Постарайтесь за 2 мин вспомнить и перечислить все важные научные сведения
Домашнее задание:
§ ., ответить на вопросы в конце параграфа.
– Благодарю за урок. До свидания.
Для заметок
3
3
3
3
3
3