СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.(Конспект. 6 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества».

Просмотр содержимого документа
«Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.(Конспект. 6 класс)»

6 класс
История России

Тема: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества».
_________________________________________________________________________________________________________________
Цели:
1. Обучающие.
Выявить предпосылки и причины объединения русских земель. Рассмотреть особенности политической системы Руси. Изучить вопрос борьбы Москвы и Твери за власть. Познакомиться с периодом правления Ивана Калиты. Дать оценку деятельности данной исторической личности.
2. Развивающие. Продолжить формирование навыка с историческим документом, текстом учебника, иллюстрациями, делать выводы, сравнивать односложные исторические явления.
3. Воспитательные. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Воспитывать чувство прилежности.

Тип урока:
изучение нового материала
Основные термины: вотчинное землевладение.
Оборудование: учебник, иллюстрации, исторический документ, презентация, ноутбук, проектор, историческая карта «Русь Московская».

План:
1.Предпосылки и причины объединения русских земель.
2. Политическая система Руси.
3. Борьба Москвы и Твери.
4. Правление Ивана Калиты (1325 – 1340 гг.)
5. Причины возвышения Москвы.
Ход:
I
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

II
Изучение нового материала
1. Предпосылки и причины объединения русских земель.
Учащиеся самостоятельно рассматривают первый пункт, работая с текстом учебника, анализируя представленный материал.

Прочитайте текст на стр. 139 – 140 и выявите основные предпосылки объединения русских земель.
Ответы учащихся __________________________________________________________________________________________________________
(запись в тетради)
1. Постепенное восстановление хозяйственной жизни, возрождение городов (Владимир, Торжок, Суздаль, Москва)
2. Переселение населения, возделывание новых территорий.
3. XIV – XVвв – развитие ремесла.
4. Складывание рынков. (восстановление торговых связей С-В земель с Новгородом и Псковом).
__________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, кому было не выгодно состояние раздробленности Руси? Почему?
(Ответ:
раздробленность была невыгодна всем жителям Руси. Особенно это касалась торговцев, которые не могли реализовать свою продукцию, крестьян – вынужденных платить непосильные налоги, князьям, т.к. они не могли проявить всю полноту своей власти и зависели от воли монголов).

Подведите итог.
Итог: рост числа людей, заинтересованных в ликвидации раздробленности страны. Православная церковь так же выступала за объединении, поддерживая тех князей, которые стремились к сплочению государства.

2. Политическая система Руси.
Рассказ учителя.
Великий князь владимирский (назначался Золотой Ордой) - из представителей Владимиро-Суздальской династии
-эти князя поддерживали отношения с Золотой Ордой, собирали ордынскую дань, были судьями в спорах русских князей, в их распоряжении богатые – плодородные земли и право на княжение в Новгороде Великом.
Московское, Тверское, Суздальско – Нижегородское, Рязанское – великие княжества, а князья их носили титул великих вне зависимости от того, занимали они владимирский престол или нет..
_______________________________________________________________________________________________________
Запись в тетради
Договор - документ, регулировавший отношения между князьями (формирование отношений «брат-брат», Отец – брат»)
Удельные княжества -это княжества, существовавшие в рамках великого княжества, земли которого выделялись сыновьям великого князя.
Удельные князья управляли своими землями самостоятельно, но во внешней политике они должны были действовать заодно с великим князем.
________________________________________________________________________________________________________


3. Борьба Мосвы и Твери.

Владимирское княжество

(1305г)
тверские князья соперники московские князья
Ярослав Ярославич Даниил Александрович
(младший брат А. Невского) (младший сын А. Невского)
Цель: расширить территории
борьба (сын)
Михаил Ярославич Юрий Даниилович
(1303-1325 гг)


В 1305г. права на владимирское княжество ордынцы передали тверским князьям. Тверское княжество, избежавшее дробления, быстро набирало силу.
Тверь была первым из русских городов, возобновивших каменное строительство.

У Тверского княжества появился соперник – Москвоское княжество.
Тверское княжество было выделено младшему брату Александра Невского – Ярославу Ярославичу.
Московское княжество выделено младшему сыну Александра Невского – Даниилу Александровичу.

Главной целью Московского княжество было расширение собственных территорий. Поэтому Даниил Александрович отвоевал у Рязанского княжества Коломну, захватил земли от Коломны до Серпухова.+ получил Переяславское княжество после смерти бездетного переяславского князя, своего племянника.

Сын Даниила Юрий (1303 – 1325 гг) отвоевал у смоленских князей Можайск.
Итог: К началу 14 в. московские князья стали владельцами земли по всему бассейну Москвы-реки. Их владения увеличились в 3 раза, но были меньше владений Тверского княжества.

Юрий Данилович решил привлечь на свою сторону ордынского хана Узбека.
2 года провел в Сарае, женился на сестре хана Кончаке и пообещал Узбеку увеличить сбор дани с русских земель. Хан передал ярлык на великое княжение Юрию.

Тверской князь Михаил Ярославич отказался подчиниться Юрию и разбил московские войска. В плен попала Кончака и умерла. Юрий обратился в Орду. Михаил был приговорен к смерти ордынцами.
Через 7 лет сам князь был убит сыном казненного тверского князя. Узбек казнил убийцу, но передал ярлык на княжение великое владимирское его брату. Чтобы добиться покорности Твери, хан отправил в этот город в качестве баскака своего родственника Чолхана с хорошо вооруженным ордынским войском.

4. Правление Ивана Калиты (1325 – 1340 гг).
Выступает учащийся с опережающим заданием.
Остальные ученики внимательно слушают и делают пометки в тетрадь по плану
Году правление
Основные направления политики.

(учитель дополняет выступление учащегося информацией из "Рассказы и чтения по Русской истории" - Л.А. Обухов)
5. Причины возвышения Москвы.
1) Политическая "ловкость" московских князей. (пользовались подкупами, обманом, насилием для достижения целей. Наладили тесные отношения с Ордой).
2) Поддержка бояр, Русской православной церкви. (Иван Калита уговорил митрополита Петра переехать из Владимира в Москву. Москва заняла положение церковного центра)
3) Иван Калита провозгласил себя князем московским и всея Руси.
4) Избежало последующего родового дробления.

IV
Закрепление

1. Перечислите причины и предпосылки создания единого Русского государства.
2. Дайте характеристику политической системы Руси.
3. Дайте оценку политике Ивана Калиты
V
Подведение итогов
Комментированное выставление оценок за урок.

VI
Домашнее задание
Параграф 17, дифференцированные задания.
-подготовить сообщение о Куликовской битве, используя презентацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!