Тема по информатике и ИКТ: кодирование информации и декодирование информации;
кодирование и декодирование с помощью с кодовой таблицы.
Тема по русскому языку: парные согласные в корне слов.
Цель: Д – познакомить учащихся с общими принципами работы компьютера: продолжить знакомство учащихся с кодированием информации .в каком виде информация передается, сохраняется,
обрабатывается и выдается.
Р – развивать логическое мышление кодирования и раскодирования информации
В - воспитывать уверенность в своих силах
Цель по русскому языку: проверить и закрепить знания по русскому языку полученные во 2 классе по теме: «Парные согласные в корне слова»
Оборудование: учебник –тетрадь « С. Н.Тур, Т. П. Бокучава», прикладная программа "Литеры"презентация, музыкальный центр, карточки - коды
1.Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал он на урок
Мы шуметь все перестали
И у парт тихонько встали.
- «Здравствуйте!, -скажем, улыбнемся
И за дело мы возьмемся.
Сядем тихо, осанку поправим,
Вспомним пять очень важных правил:
Не шуметь, не ворчать, на вопросы отвечать,
Не бояться, не лениться!
Ведь полезно всем трудиться!
2.Техника безопасности на уроке информатике и ИКТ в компьютерном классе.
1 слайд
-Какие правила техники безопасности надо помнить находясь в компьютерном классе на уроке ИКТ?
ТБ в кабинете информатики:
входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
не входите в верхней и влажной одежде;
не включайте самостоятельно щит электропитания.
ТБ перед началом работы:
не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
чтобы не навредить здоровью выполняйте рекомендации: §2.2;
включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
выйдите из прикладных программ;
с разрешения учителя выключите ПК;
наведите порядок на рабочем столе;
приставьте стул;
сдайте рабочее место учителю.
3.Повторение пройденного.
2 слайд
В жизни мы постоянно сталкиваемся с закодированной информацией, т. е. с такой информацией, которая передается в виде условных знаков — кодов
-Что такое код? (условные знаки)
(Код — компактная замена слов, понятий для хранения или передачи информации.)
Это и нотная запись в музыке, и фонетические знаки (транскрипции), которыми записывают звуки речи, и ребусы, и записи математических выражений, и знаки для оформления календаря погоды .
Дорожные знаки, сигнал светофора — это закодированная информация о правилах дорожного движения. Номерной знак машины — информация об автомобиле и его владельце.
4. Название темы: «Кодирование и декодирование»
3 слайд
- Кодирование информации, что это такое? (Кодирование – это преобразование информации с помощью некоторого кода)
1) – Для чего люди кодируют информацию?
Люди кодируют информацию, чтобы было удобно передать или хранить информацию
2) – Человек, получивший закодированное сообщение, что с ним должен сделать?
Человек получая закодированное сообщение должен его декодировать (расшифровать)
3) Чтобы расшифровать сообщение, что нужно знать? ( ключ)
Чтобы расшифровать сообщение необходимо знать или разгадать ключ (знать схему декодирования)
Закодировать информацию можно различными способами. Главное — заранее договориться, как понимать условные знаки
-Вспомните способы кодирования информации (узелковое письмо, старинная русская нумерация, римская нумерация, дорожные знаки, азбука Морзе, двоичное кодирование
Мы с вами познакомились уже с различными способами кодирования информации. Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Целью может быть, например, сокращение записи или засекречивание (шифрование) информации ("шифр" в переводе — преимущественно цифровое кодирование с целью сокрытия информации).
-Декодирование информации, что это такое? (Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием.)
Для декодирования надо знать код.
Многие древние народы записывали информацию о своей жизни, но до сих пор ученые не смогли расшифровать всю информацию, которая дошла до наших дней. Может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет замечательным ученым, разгадает коды, расшифрует древние письмена и узнает великие тайны древности.
- Какие способы кодирования и декодирования вы знаете? Посмотрите на слайды и скажите , что это за коды.
4, 5, 6 слайд
1.При радиосвязи моряки часто используют специальный код — азбуку Морзе, где буквы и цифры обозначаются последовательностями коротких и длинных сигналов — точек и тире
2.Придумали люди и специальный двоичный код, понятный компьютеру. Каждой букве, которую вы вводите с клавиатуры, соответствует своя цепочка из восьми нулей и единиц
3.Если где-то в море корабль терпит кораблекрушение, то с помощью азбуки
Морзе передается сигнал "СОС" (••• •••). Корабли, принявшие этот
сигнал, сразу же идут на помощь.
7 слайд
-Давай те декодируем текст и узнаем, какой мультипликационный герой будет в гостях у нас на уроке?( Приключения кота Леопольда)
8 слайд
-Кот Леопольд со своими друзьями( Серым и Белым) пошел погулять и мы потихоньку за ними пойдем и в трудную минуту поможем. – ( музыкальная пауза)
- А куда же он пришел?
9 слайд
-О чем же хочет нас спросить кот Леопольд?
10 слайд
-Давайте поможем коту Леопольду назвать парные согласные
5.Тема урока по русскому языку
11слайд
6. Закрепление темы: парные согласные в корне слова
12слайд
Кот Леопольд не знает правила , как надо проверять парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
-Давайте ему поможем!
13 слайд
-Поможем коту Леопольду и его друзьям, решить тест , вставим парную согласную на конце слова?
7. Закрепление темы: кодирование и декодирование информации
14 слайд
-А тут новое задание , декодируйте (расшифруйте предложение) – работа на партах
15 слайд
- Проверим!
8. Музыкальная физкульт минутка
16 слайд
- Идут они дальше и вдруг собака – доберман, как пройти? А давай те сделаем зарядку, станем сильными и смелыми (физпауза) – ( музыкальная пауза)
-А Серый и Белый , испугались и пошел кот Леопольд один дальше.
9. Закрепление темы: парные согласные в корне слова
17 слайд
И пошел кот Леопольд дальше один, испугались его друзья собаки и убежали домой.
-Выберите проверочное слово и кликни кнопкой мыши по выбранному слову.
18 слайд
-Кликни кнопкой мыши и подчеркни парные согласные, которые при написании нужно проверять.
19 слайд
-А кот Леопольд сел отдохнуть , а заодно и порыбачить. ( музыкальная пауза)
20 слайд
-Поможем поймать рыбку коту Леопольду, вставив нужную букву
10. Закрепление темы: кодирование и декодирование информации
21 слайд
На флоте применяется и семафорная азбука, в которой буквы передаются с помощью условного положения (или движения) рук с флажками.
-Кот Леопольд оказался старательным учеником, он выучил морскую флажковую семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками
11. Закрепление темы: парные согласные в корне слова
22 слайд
-Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово и кликнув по нему кнопкой мыши.
23 слайд
-Найди ошибки в написании парной согласной.
Кликни кнопкой мыши и исправь ошибки в написании
парных звонких и глухих согласных на конце слова.
24 слайд
-Нужно разделить слова на две группы
12. Работа с клавиатурой
25 слайд
-Давайте покажем коту Леопольду, как мы печатаем
Работа на компьютере, напечатать слова: жираф, медведь, лев, рыбка
26 слайд
-Ребята, вы хорошо поработали , я много узнал , большое вам спасибо! Я пошел домой.
Создатели «Приключения кота Леопольда» (написать на доске)
Режиссер-постановщик: Анатолий Резников
Автор сценария: Аркадий Хайт
Композитор: Борис Савельев
Год создания: 1975
13.Задание на дом (стр.44-45)
15.Выставление оценок