СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема осени в музыке и живописи

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Осень в музыке и живописи. ЦЕЛИ: - воспитывать эстетические чувства (Любовь к природе, наслаждение, любование природой, ее созерцанием); -развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор; -углублять понимание художественного образа: поэтического, живописного, музыкального. ЗАДАЧИ: - познакомить учащихся с образом осени в творчестве П.И. Чайковского, И. Левитана, И. Грабаря, И. Бродского… - разучить песню об осени. - нарисовать осенний пейзаж. ХОД УРОКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ). 2. БЕСЕДА. (ПОКАЗ СЛАЙДА). Наш урок хотелось бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите свое отношение: «НАСТОЯЩИЙ ЗРИТЕЛЬ, СЛУШАТЕЛЬ – ЭТО ТАКОЙ ЖЕ ТВОРЕЦ, КАК И КОМПОЗИТОР, ХУДОЖНИК И ПОЭТ». (настоящий зритель и слушатель – чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом – таким образом, сам начинает творить, глядя на произведение). УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Хочется, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке, работа души, сердца. Трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить, в конечном счете, свою душу красотой и богатством. Каждая встреча с искусством – это праздник души. Пусть даже такой недолгий, протяженностью 45 минут, но все равно праздник. А в праздники хочется думать и говорить только о хорошем, добром, красивом. Не будем и мы забывать старые добрые традиции, тем более урок наш сегодня имеет такую светлую тему: «ОБРАЗ ОСЕНИ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ». Многие писатели, поэты, музыканты и художники обращались, и будут обращаться к известной теме любви к Родине, родной природе. О ритм, о цвет, о звук! Ты в плен берешь поэта… Ш. Бодлер. Осень… Это чудесное время года. « Природа щедро дарит чудеса, и требует взамен труда и удивления». Это не случайно вступлением к уроку взяты эти слова. К ним мы еще вернемся. Помогут нам понять чудеса осенней природы музыка и живопись. Распевка сегодня тоже будет осенняя ( 2 класс стр. 26 ). Осень, осень! В гости просим! Осень, осень, Погости недель восемь. -Послушайте ее, какое настроение в ней? -Какой характер музыки? УЧИТЕЛЬ ИЗО: Ребята, вы знаете, что музыкальные звуки и краски дружат друг с другом, поэтому музыка помогает нам в нашей работе. Звуки и краски создают хорошее настроение. Они как волшебники, нужно только раскрыть секрет этого волшебства в картинах художников, написавших осенний пейзаж. Красота природы – осень, осенний пейзаж, неповторимый и очаровательный. Давайте полюбуемся на картины русских художников, раскрывших тему осени. (ПОКАЗ СЛАЙДА, ЗВУЧИТ МУЗЫКА). «Золотая осень» И. Левитан; «Осень» И. Шишкин; «Рябинка» И Грабарь; «Золотая осень» В. Поленов; И. Бродский « Осенний пейзаж » Обратите внимание на две картины И.Левитана, И. Бродского. Мы видим два сходных состояния природы: осенний день, увядшая листва. У каждого художника свое восприятие мира, и каждый по-своему его передает. Различные краски, своеобразные оттенки, и каждая картина – произведение искусства, которое призвано пробуждать в человеке самые благородные чувства. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята, какую бы вы музыку сочинили к этим картинам? (Грусть, мелодичность…) (ПОКАЗ СЛАЙДА). Пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» необыкновенно близка по настроению рассмотренных картин. Композитор Также стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую осень. Строки из стихотворения А. Толстого, взятые П.Чайковским как эпиграф к пьесе, подчеркивают состояние боли и сожаления: «Осень, осыпается весь наш бедный сад…» «Бедный сад» - это не просто пейзаж, это человеческая грусть, чувство жалости и смирения перед неизбежным. Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке П.И.Чайковского, полной осенней грусти и одиночества. (звучит « Октябрь» Осенняя песнь. П.И.Чайковского.) Наслаждайтесь музыкой, ощутите краски осени, почувствуйте их у себя в душе. УЧИТЕЛЬ ИЗО: А теперь пришло время, ребята, нарисовать вам каждому на листе бумаги все впечатления о прослушанной музыке с помощью красок акварели. Дайте своим чувствам, фантазии. - Какова палитра осени? (Осенью преобладают теплые желто-оранжевые, красные цвета. Краски обильного урожая. Часто идущие дожди. Навеявшая грусть.) Во время работы звучит «Осенняя песнь» П.Чайковского. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Вы много работали, немного работали. Повторяйте за мной. (Разминка) Лес большой был полон звуков Кто-то выл, а кто мяукал, Кто-то хрюкал, кто-то топал, Кто-то крыльями захлопал, Кто пищал, кто молчал Ну, а кто осенний аромат вдыхал! УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята, а как называются песни с много раз повторяющимися настойчивыми интонациями? (Песни заклички). Исполним одну из них. Закличка «Восянушка-осень». (2кл. стр.26) - Кто желает ее спеть один? (исполнение) ИТОГ УРОКА: КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ ПОМОГЛИ НАМ ПРИНИКНУТЬСЯ СЕРДЦЕМ К ПРИРОДЕ, ПОЧУВСТВОВАТЬ ОБРАЗ РУССКОЙ ОСЕНИ? (ПОКАЗ СЛАЙДА. РЕПРОДУКЦИИ, ПОРТРЕТ). УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Как же вы понимаете слова, прозвучавшие в начале урока: « Природа щедро дарит чудеса и требует в замен труда и удивления?» (Природа действительно дарит чудеса, а произведения помогают нам их лучше понять). УЧИТЕЛЬ ИЗО: Но не всем дано увидеть эти чудеса. Для этого нужно трудиться. А как трудиться? Переносить тяжести, или трудиться душой или сердцем? (чтобы понять, почувствовать, нужно трудиться душой и сердцем) УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Откройте учебник на стр.123. Прочитайте третий абзац. (читают). Сегодня на уроке каждый из вас, ребята был немного композитором, художником и певцом. Вы размышляли, думали, фантазировали. УЧИТЕЛЬ ИЗО: Каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом, вы чувствовали, сопережевали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения. Я думаю, вы все попытались изобразить изменения в природе, ее дыхание, ее жизнь. (ЗАСТАВКА СЛАЙДА. РУССКАЯ ПРИРОДА) УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Приглядывайтесь к родникам – Ничто не повторится. За мигом – миг, зашагом – шаг Впадайте в изумленье. Все будет так, и все не так Через одно мгновенье. УЧИТЕЛЬ ИЗО: Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на окружающую природу глазами П.Чайковского, И.Левитана, И.Шишкина, И.Бродского, В.Поленова. (ПОКАЗ СЛАЙДА, СТИХИ). УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: На этом наш урок закончен, но хотелось бы доставить еще одну маленькую радость всем присутствующим гостям вашей любимой песней. (ИСПОЛНЯЕТСЯ «ОСЕННИЙ ВАЛЬС»ТЕМА: Осень в музыке и живописи. ЦЕЛИ: - воспитывать эстетические чувства (Любовь к природе, наслаждение, любование природой, ее созерцанием); -развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор; -углублять понимание художественного образа: поэтического, живописного, музыкального. ЗАДАЧИ: - познакомить учащихся с образом осени в творчестве П.И. Чайковского, И. Левитана, И. Грабаря, И. Бродского… - разучить песню об осени. - нарисовать осенний пейзаж. ХОД УРОКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ). 2. БЕСЕДА. (ПОКАЗ СЛАЙДА). Наш урок хотелось бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите свое отношение: «НАСТОЯЩИЙ ЗРИТЕЛЬ, СЛУШАТЕЛЬ – ЭТО ТАКОЙ ЖЕ ТВОРЕЦ, КАК И КОМПОЗИТОР, ХУДОЖНИК И ПОЭТ». (настоящий зритель и слушатель – чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом – таким образом, сам начинает творить, глядя на произведение). УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Хочется, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке, работа души, сердца. Трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить, в конечном счете, свою душу красотой и богатством. Каждая встреча с искусством – это праздник души. Пусть даже такой недолгий, протяженностью 45 минут, но все равно праздник. А в праздники хочется думать и говорить только о хорошем, добром, красивом. Не будем и мы забывать старые добрые традиции, тем более урок наш сегодня имеет такую светлую тему: «ОБРАЗ ОСЕНИ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ». Многие писатели, поэты, музыканты и художники обращались, и будут обращаться к известной теме любви к Родине, родной природе. О ритм, о цвет, о звук! Ты в плен берешь поэта… Ш. Бодлер. Осень… Это чудесное время года. « Природа щедро дарит чудеса, и требует взамен труда и удивления». Это не случайно вступлением к уроку взяты эти слова. К ним мы еще вернемся. Помогут нам понять чудеса осенней природы музыка и живопись. Распевка сегодня тоже будет осенняя ( 2 класс стр. 26 ). Осень, осень! В гости просим! Осень, осень, Погости недель восемь. -Послушайте ее, какое настроение в ней? -Какой характер музыки? УЧИТЕЛЬ ИЗО: Ребята, вы знаете, что музыкальные звуки и краски дружат друг с другом, поэтому музыка помогает нам в нашей работе. Звуки и краски создают хорошее настроение. Они как волшебники, нужно только раскрыть секрет этого волшебства в картинах художников, написавших осенний пейзаж. Красота природы – осень, осенний пейзаж, неповторимый и очаровательный. Давайте полюбуемся на картины русских художников, раскрывших тему осени. (ПОКАЗ СЛАЙДА, ЗВУЧИТ МУЗЫКА). «Золотая осень» И. Левитан; «Осень» И. Шишкин; «Рябинка» И Грабарь; «Золотая осень» В. Поленов; И. Бродский « Осенний пейзаж » Обратите внимание на две картины И.Левитана, И. Бродского. Мы видим два сходных состояния природы: осенний день, увядшая листва. У каждого художника свое восприятие мира, и каждый по-своему его передает. Различные краски, своеобразные оттенки, и каждая картина – произведение искусства, которое призвано пробуждать в человеке самые благородные чувства. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята, какую бы вы музыку сочинили к этим картинам? (Грусть, мелодичность…) (ПОКАЗ СЛАЙДА). Пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» необыкновенно близка по настроению рассмотренных картин. Композитор Также стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую осень. Строки из стихотворения А. Толстого, взятые П.Чайковским как эпиграф к пьесе, подчеркивают состояние боли и сожаления: «Осень, осыпается весь наш бедный сад…» «Бедный сад» - это не просто пейзаж, это человеческая грусть, чувство жалости и смирения перед неизбежным. Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке П.И.Чайковского, полной осенней грусти и одиночества. (звучит « Октябрь» Осенняя песнь. П.И.Чайковского.) Наслаждайтесь музыкой, ощутите краски осени, почувствуйте их у себя в душе. УЧИТЕЛЬ ИЗО: А теперь пришло время, ребята, нарисовать вам каждому на листе бумаги все впечатления о прослушанной музыке с помощью красок акварели. Дайте своим чувствам, фантазии. - Какова палитра осени? (Осенью преобладают теплые желто-оранжевые, красные цвета. Краски обильного урожая. Часто идущие дожди. Навеявшая грусть.) Во время работы звучит «Осенняя песнь» П.Чайковского. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Вы много работали, немного работали. Повторяйте за мной. (Разминка) Лес большой был полон звуков Кто-то выл, а кто мяукал, Кто-то хрюкал, кто-то топал, Кто-то крыльями захлопал, Кто пищал, кто молчал Ну, а кто осенний аромат вдыхал! УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята, а как называются песни с много раз повторяющимися настойчивыми интонациями? (Песни заклички). Исполним одну из них. Закличка «Восянушка-осень». (2кл. стр.26) - Кто желает ее спеть один? (исполнение) ИТОГ УРОКА: КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ ПОМОГЛИ НАМ ПРИНИКНУТЬСЯ СЕРДЦЕМ К ПРИРОДЕ, ПОЧУВСТВОВАТЬ ОБРАЗ РУССКОЙ ОСЕНИ? (ПОКАЗ СЛАЙДА. РЕПРОДУКЦИИ, ПОРТРЕТ). УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Как же вы понимаете слова, прозвучавшие в начале урока: « Природа щедро дарит чудеса и требует в замен труда и удивления?» (Природа действительно дарит чудеса, а произведения помогают нам их лучше понять). УЧИТЕЛЬ ИЗО: Но не всем дано увидеть эти чудеса. Для этого нужно трудиться. А как трудиться? Переносить тяжести, или трудиться душой или сердцем? (чтобы понять, почувствовать, нужно трудиться душой и сердцем) УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Откройте учебник на стр.123. Прочитайте третий абзац. (читают). Сегодня на уроке каждый из вас, ребята был немного композитором, художником и певцом. Вы размышляли, думали, фантазировали. УЧИТЕЛЬ ИЗО: Каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом, вы чувствовали, сопережевали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения. Я думаю, вы все попытались изобразить изменения в природе, ее дыхание, ее жизнь. (ЗАСТАВКА СЛАЙДА. РУССКАЯ ПРИРОДА) УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Приглядывайтесь к родникам – Ничто не повторится. За мигом – миг, зашагом – шаг Впадайте в изумленье. Все будет так, и все не так Через одно мгновенье. УЧИТЕЛЬ ИЗО: Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на окружающую природу глазами П.Чайковского, И.Левитана, И.Шишкина, И.Бродского, В.Поленова. (ПОКАЗ СЛАЙДА, СТИХИ). УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: На этом наш урок закончен, но хотелось бы доставить еще одну маленькую радость всем присутствующим гостям вашей любимой песней. (ИСПОЛНЯЕТСЯ «ОСЕННИЙ ВАЛЬС»ТЕМА: Осень в музыке и живописи. ЦЕЛИ: - воспитывать эстетические чувства (Любовь к природе, наслаждение, любование природой, ее созерцанием); -развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор; -углублять понимание художественного образа: поэтического, живописного, музыкального. ЗАДАЧИ: - познакомить учащихся с образом осени в творчестве П.И. Чайковского, И. Левитана, И. Грабаря, И. Бродского… - разучить песню об осени. - нарисовать осенний пейзаж. ХОД УРОКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ). 2. БЕСЕДА. (ПОКАЗ СЛАЙДА). Наш урок хотелось бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите свое отношение: «НАСТОЯЩИЙ ЗРИТЕЛЬ, СЛУШАТЕЛЬ – ЭТО ТАКОЙ ЖЕ ТВОРЕЦ, КАК И КОМПОЗИТОР, ХУДОЖНИК И ПОЭТ». (настоящий зритель и слушатель – чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом – таким образом, сам начинает творить, глядя на произведение). УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Хочется, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке, работа души, сердца. Трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить, в конечном счете, свою душу красотой и богатством. Каждая встреча с искусством – это праздник души. Пусть даже такой недолгий, протяженностью 45 минут, но все равно праздник. А в праздники хочется думать и говорить только о хорошем, добром, красивом. Не будем и мы забывать старые добрые традиции, тем более урок наш сегодня имеет такую светлую тему: «ОБРАЗ ОСЕНИ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ». Многие писатели, поэты, музыканты и художники обращались, и будут обращаться к известной теме любви к Родине, родной природе. О ритм, о цвет, о звук! Ты в плен берешь поэта… Ш. Бодлер. Осень… Это чудесное время года. « Природа щедро дарит чудеса, и требует взамен труда и удивления». Это не случайно вступлением к уроку взяты эти слова. К ним мы еще вернемся. Помогут нам понять чудеса осенней природы музыка и живопись. Распевка сегодня тоже будет осенняя ( 2 класс стр. 26 ). Осень, осень! В гости просим! Осень, осень, Погости недель восемь. -Послушайте ее, какое настроение в ней? -Какой характер музыки? УЧИТЕЛЬ ИЗО: Ребята, вы знаете, что музыкальные звуки и краски дружат друг с другом, поэтому музыка помогает нам в нашей работе. Звуки и краски создают хорошее настроение. Они как волшебники, нужно только раскрыть секрет этого волшебства в картинах художников, написавших осенний пейзаж. Красота природы – осень, осенний пейзаж, неповторимый и очаровательный. Давайте полюбуемся на картины русских художников, раскрывших тему осени. (ПОКАЗ СЛАЙДА, ЗВУЧИТ МУЗЫКА). «Золотая осень» И. Левитан; «Осень» И. Шишкин; «Рябинка» И Грабарь; «Золотая осень» В. Поленов; И. Бродский « Осенний пейзаж » Обратите внимание на две картины И.Левитана, И. Бродского. Мы видим два сходных состояния природы: осенний день, увядшая листва. У каждого художника свое восприятие мира, и каждый по-своему его передает. Различные краски, своеобразные оттенки, и каждая картина – произведение искусства, которое призвано пробуждать в человеке самые благородные чувства. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята, какую бы вы музыку сочинили к этим картинам? (Грусть, мелодичность…) (ПОКАЗ СЛАЙДА). Пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» необыкновенно близка по настроению рассмотренных картин. Композитор Также стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую осень. Строки из стихотворения А. Толстого, взятые П.Чайковским как эпиграф к пьесе, подчеркивают состояние боли и сожаления: «Осень, осыпается весь наш бедный сад…» «Бедный сад» - это не просто пейзаж, это человеческая грусть, чувство жалости и смирения перед неизбежным. Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке П.И.Чайковского, полной осенней грусти и одиночества. (звучит « Октябрь» Осенняя песнь. П.И.Чайковского.) Наслаждайтесь музыкой, ощутите краски осени, почувствуйте их у себя в душе. УЧИТЕЛЬ ИЗО: А теперь пришло время, ребята, нарисовать вам каждому на листе бумаги все впечатления о прослушанной музыке с помощью красок акварели. Дайте своим чувствам, фантазии. - Какова палитра осени? (Осенью преобладают теплые желто-оранжевые, красные цвета. Краски обильного урожая. Часто идущие дожди. Навеявшая грусть.) Во время работы звучит «Осенняя песнь» П.Чайковского. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Вы много работали, немного работали. Повторяйте за мной. (Разминка) Лес большой был полон звуков Кто-то выл, а кто мяукал, Кто-то хрюкал, кто-то топал, Кто-то крыльями захлопал, Кто пищал, кто молчал Ну, а кто осенний аромат вдыхал! УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята, а как называются песни с много раз повторяющимися настойчивыми интонациями? (Песни заклички). Исполним одну из них. Закличка «Восянушка-осень». (2кл. стр.26) - Кто желает ее спеть один? (исполнение) ИТОГ УРОКА: КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ ПОМОГЛИ НАМ ПРИНИКНУТЬСЯ СЕРДЦЕМ К ПРИРОДЕ, ПОЧУВСТВОВАТЬ ОБРАЗ РУССКОЙ ОСЕНИ? (ПОКАЗ СЛАЙДА. РЕПРОДУКЦИИ, ПОРТРЕТ). УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Как же вы понимаете слова, прозвучавшие в начале урока: « Природа щедро дарит чудеса и требует в замен труда и удивления?» (Природа действительно дарит чудеса, а произведения помогают нам их лучше понять). УЧИТЕЛЬ ИЗО: Но не всем дано увидеть эти чудеса. Для этого нужно трудиться. А как трудиться? Переносить тяжести, или трудиться душой или сердцем? (чтобы понять, почувствовать, нужно трудиться душой и сердцем) УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Откройте учебник на стр.123. Прочитайте третий абзац. (читают). Сегодня на уроке каждый из вас, ребята был немного композитором, художником и певцом. Вы размышляли, думали, фантазировали. УЧИТЕЛЬ ИЗО: Каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом, вы чувствовали, сопережевали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения. Я думаю, вы все попытались изобразить изменения в природе, ее дыхание, ее жизнь. (ЗАСТАВКА СЛАЙДА. РУССКАЯ ПРИРОДА) УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Приглядывайтесь к родникам – Ничто не повторится. За мигом – миг, зашагом – шаг Впадайте в изумленье. Все будет так, и все не так Через одно мгновенье. УЧИТЕЛЬ ИЗО: Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на окружающую природу глазами П.Чайковского, И.Левитана, И.Шишкина, И.Бродского, В.Поленова. (ПОКАЗ СЛАЙДА, СТИХИ). УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: На этом наш урок закончен, но хотелось бы доставить еще одну маленькую радость всем присутствующим гостям вашей любимой песней. (ИСПОЛНЯЕТСЯ «ОСЕННИЙ ВАЛЬС»

Просмотр содержимого документа
«Тема осени в музыке и живописи»

ТЕМА: Осень в музыке и живописи.

ЦЕЛИ: - воспитывать эстетические чувства (Любовь к природе,

наслаждение, любование природой, ее созерцанием);

-развивать интеллектуальные способности, самостоятельность

мышления, творчество, расширять кругозор;

-углублять понимание художественного образа:

поэтического, живописного, музыкального.

ЗАДАЧИ: - познакомить учащихся с образом осени в творчестве П.И. Чайковского,

И. Левитана, И. Грабаря, И. Бродского…

- разучить песню об осени.

- нарисовать осенний пейзаж.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

(МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ).

2. БЕСЕДА.



(ПОКАЗ СЛАЙДА).

Наш урок хотелось бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и

выразите свое отношение:

«НАСТОЯЩИЙ ЗРИТЕЛЬ, СЛУШАТЕЛЬ – ЭТО ТАКОЙ ЖЕ ТВОРЕЦ, КАК И

КОМПОЗИТОР, ХУДОЖНИК И ПОЭТ».

(настоящий зритель и слушатель – чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом –

таким образом, сам начинает творить, глядя на произведение).

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ:

Хочется, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке, работа

души, сердца. Трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить, в

конечном счете, свою душу красотой и богатством.

Каждая встреча с искусством – это праздник души. Пусть даже такой недолгий,

протяженностью 45 минут, но все равно праздник. А в праздники хочется думать и

говорить только о хорошем, добром, красивом. Не будем и мы забывать старые

добрые традиции, тем более урок наш сегодня имеет такую светлую тему:

«ОБРАЗ ОСЕНИ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ».

Многие писатели, поэты, музыканты и художники обращались, и будут обращаться

к известной теме любви к Родине, родной природе.

О ритм, о цвет, о звук!

Ты в плен берешь поэта…

Ш. Бодлер.

Осень… Это чудесное время года. « Природа щедро дарит чудеса, и требует взамен

труда и удивления».

Это не случайно вступлением к уроку взяты эти слова. К ним мы еще вернемся.

Помогут нам понять чудеса осенней природы музыка и живопись.



Распевка сегодня тоже будет осенняя ( 2 класс стр. 26 ).

Осень, осень!

В гости просим!

Осень, осень,

Погости недель восемь.

-Послушайте ее, какое настроение в ней?

-Какой характер музыки?

УЧИТЕЛЬ ИЗО:

Ребята, вы знаете, что музыкальные звуки и краски дружат друг с другом, поэтому

музыка помогает нам в нашей работе. Звуки и краски создают хорошее настроение.

Они как волшебники, нужно только раскрыть секрет этого волшебства в картинах

художников, написавших осенний пейзаж.

Красота природы – осень, осенний пейзаж, неповторимый и очаровательный.

Давайте полюбуемся на картины русских художников, раскрывших тему осени.

(ПОКАЗ СЛАЙДА, ЗВУЧИТ МУЗЫКА).

«Золотая осень» И. Левитан; «Осень» И. Шишкин;

«Рябинка» И Грабарь; «Золотая осень» В. Поленов;

И. Бродский « Осенний пейзаж »

Обратите внимание на две картины И.Левитана, И. Бродского. Мы видим два

сходных состояния природы: осенний день, увядшая листва. У каждого художника

свое восприятие мира, и каждый по-своему его передает. Различные краски,

своеобразные оттенки, и каждая картина – произведение искусства, которое

призвано пробуждать в человеке самые благородные чувства.

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята, какую бы вы музыку сочинили к этим картинам?

(Грусть, мелодичность…)



(ПОКАЗ СЛАЙДА).

Пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» необыкновенно близка

по настроению рассмотренных картин. Композитор Также стремится не просто

передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание

музыки щемящую человеческую осень.

Строки из стихотворения А. Толстого, взятые П.Чайковским как эпиграф к пьесе,

подчеркивают состояние боли и сожаления:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад…»

«Бедный сад» - это не просто пейзаж, это человеческая грусть, чувство жалости и

смирения перед неизбежным.

Вслушайтесь: все эти чувства ярко выражены в музыке П.И.Чайковского,

полной осенней грусти и одиночества.



(звучит « Октябрь» Осенняя песнь. П.И.Чайковского.)

Наслаждайтесь музыкой, ощутите краски осени, почувствуйте

их у себя в душе.

УЧИТЕЛЬ ИЗО: А теперь пришло время, ребята, нарисовать вам каждому на листе

бумаги все впечатления о прослушанной музыке с помощью красок акварели. Дайте

своим чувствам, фантазии.

- Какова палитра осени?



(Осенью преобладают теплые желто-оранжевые, красные цвета.

Краски обильного урожая. Часто идущие дожди. Навеявшая грусть.)

Во время работы звучит «Осенняя песнь» П.Чайковского.

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Вы много работали, немного работали. Повторяйте за мной.

(Разминка)



Лес большой был полон звуков

Кто-то выл, а кто мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал,

Кто пищал, кто молчал

Ну, а кто осенний аромат вдыхал!

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Ребята, а как называются песни с много раз повторяющимися

настойчивыми интонациями?

(Песни заклички).

Исполним одну из них. Закличка «Восянушка-осень». (2кл. стр.26)

- Кто желает ее спеть один? (исполнение)

ИТОГ УРОКА: КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ ПОМОГЛИ

НАМ ПРИНИКНУТЬСЯ СЕРДЦЕМ К ПРИРОДЕ, ПОЧУВСТВОВАТЬ ОБРАЗ

РУССКОЙ ОСЕНИ?



(ПОКАЗ СЛАЙДА. РЕПРОДУКЦИИ, ПОРТРЕТ).

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Как же вы понимаете слова, прозвучавшие в начале урока:

« Природа щедро дарит чудеса и требует в замен труда и удивления?»



(Природа действительно дарит чудеса, а произведения

помогают нам их лучше понять).

УЧИТЕЛЬ ИЗО: Но не всем дано увидеть эти чудеса. Для этого нужно трудиться. А

как трудиться? Переносить тяжести, или трудиться душой или сердцем?

(чтобы понять, почувствовать, нужно трудиться душой и сердцем)

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Откройте учебник на стр.123. Прочитайте третий абзац.

(читают). Сегодня на уроке каждый из вас, ребята был немного композитором,

художником и певцом. Вы размышляли, думали, фантазировали.

УЧИТЕЛЬ ИЗО: Каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом, вы

чувствовали, сопережевали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

Я думаю, вы все попытались изобразить изменения в природе, ее дыхание, ее жизнь.

(ЗАСТАВКА СЛАЙДА. РУССКАЯ ПРИРОДА)

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ: Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Приглядывайтесь к родникам –

Ничто не повторится.

За мигом – миг, зашагом – шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так, и все не так

Через одно мгновенье.

УЧИТЕЛЬ ИЗО: Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на окружающую

природу глазами П.Чайковского, И.Левитана, И.Шишкина, И.Бродского,

В.Поленова.

(ПОКАЗ СЛАЙДА, СТИХИ).

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ:

На этом наш урок закончен, но хотелось бы доставить еще одну маленькую радость

всем присутствующим гостям вашей любимой песней.

(ИСПОЛНЯЕТСЯ «ОСЕННИЙ ВАЛЬС»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!