СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Общественные движения второй половины XIX века. Радикальные течения»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Модель учебного занятия

 Урок  №2  (комплексного применения знаний)

 

Тема: «Общественные движения второй половины XIX века. Радикальные течения»

Класс:

Учитель: Лаптева Марина Германовна, высшая квалификационная категория

 

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых  учебных ситуациях  путем  выполнения  системы заданий для самостоятельной работы в технологии проектного обучения  с использованием ИКТ. 

 

Цели  по  содержанию:

Образовательные - сформировать представление о сущности  революционного

народничества,    об особенностях    теоретических     воззрений      идеологов

«действенного» народничества М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева; сформировать представление об эволюции тактики народников;

уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике

революционного террора.

Развивающие - способствовать развитию умений (определение индивидуальных и коллективных учебных задач, работа с основными компонентами учебника, со справочной и дополнительной литературой, составление на основе текста таблицы и схемы, проведение различных видов сравнения, установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями и суждениями, выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, организация совместной деятельности)

Воспитательные - способствовать пониманию учащимися ценности собственных наработок в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы;

- в процессе взаимодействия  школьников на уроке дать возможность коллективно обсудить результаты  работы, дать возможность каждому осознать свой вклад в общий результат урока

- способствовать развитию умения учащихся давать нравственную оценку поступков людей на примере деятельности революционеров-народников

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Средства обучения:

  1. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. 8 класс. М.: Просвещение, 2010
  2. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся

-М.Л. Ляшенко. История России XIX век. 8 класс;

      -Е.Н. Захарова. История России       XIX век. 8 класс;

      -А.А. Левандовский. История России XIX век. 8 класс)

      -Интернет ресурсы:

http://lesson-history.narod.ru

http://festival.1september.ru

http://prosv.ru

http://school-collection.edu.ru 

  1. Проекты учащихся.
  2. Мультимедийное сопровождение урока

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Общественные движения второй половины XIX века. Радикальные течения»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51 г. Кирова


Модель учебного занятия

Урок №2 (комплексного применения знаний)


Тема: «Общественные движения второй половины XIX века. Радикальные течения»

Класс:

Учитель: Лаптева Марина Германовна, высшая квалификационная категория


Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях путем выполнения системы заданий для самостоятельной работы в технологии проектного обучения с использованием ИКТ.


Цели по содержанию:

Образовательные - сформировать представление о сущности революционного

народничества, об особенностях теоретических воззрений идеологов

«действенного» народничества М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева; сформировать представление об эволюции тактики народников;

уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике

революционного террора.

Развивающие - способствовать развитию умений (определение индивидуальных и коллективных учебных задач, работа с основными компонентами учебника, со справочной и дополнительной литературой, составление на основе текста таблицы и схемы, проведение различных видов сравнения, установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями и суждениями, выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, организация совместной деятельности)

Воспитательные - способствовать пониманию учащимися ценности собственных наработок в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы;

- в процессе взаимодействия школьников на уроке дать возможность коллективно обсудить результаты работы, дать возможность каждому осознать свой вклад в общий результат урока

- способствовать развитию умения учащихся давать нравственную оценку поступков людей на примере деятельности революционеров-народников

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Средства обучения:

  1. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. 8 класс. М.: Просвещение, 2010

  2. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся

-М.Л. Ляшенко. История России XIX век. 8 класс;

-Е.Н. Захарова. История России XIX век. 8 класс;

-А.А. Левандовский. История России XIX век. 8 класс)

-Интернет ресурсы:

http://lesson-history.narod.ru

http://festival.1september.ru

http://prosv.ru

http://school-collection.edu.ru

  1. Проекты учащихся.

  2. Мультимедийное сопровождение урока


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент.

Приветствует учащихся, определяет готовность учащихся к уроку, помогает формировать группы, создает позитивный настрой.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность своего рабочего места к уроку. Формируют группы,

2.Целеполагание и мотивация.

Учитель напоминает тему учебного занятия «Общественные движения второй половины XIX века. Радикальные течения», формулирует цели и задачи работы учащихся


Знакомит с проблемой урока

«Почему народническое движение приобретало все более радикальный характер?»

и проблемными вопросами урока:

1 – Что заставляет считать народников течениями одного идейного движения?

2 –Что побуждало народников рисковать своей жизнью и упорно добиваться своей цели?

Почему они потерпели неудачу?

3 – В чем преемственность

«Земли и воли» 1860-х и «Земли и воли» 1870-х гг. и в чем главное отличие?

4 – Почему в народническом движении в 70-е гг. XIX в. возобладали сторонники индивидуального террора?

5 - Может ли цель создания справедливого общества оправдать терроризм как метод ее достижения? (Слайд 1,2)

Предлагает группам выбрать тему для работы.

Вспоминают, осмысливают тему занятия.






Осмысливают проблему урока и проблемные вопросы урока.























Выбирают тему для работы в группе.

3.Актуализация знаний и умений.


Предлагает учащимся посмотреть на доску и вспомнить какие задания для самостоятельной работы они выполняли на уроке №1 (Слайд 3)(Приложение 1)

Напоминает учащимся, что они выполняли 5 заданий для самостоятельной работы.

Знакомит учащихся с количественным анализом

выполнения учащимися системы заданий для самостоятельной работы, напоминает учащимся, что у них была возможность дома завершить выполнение заданий, выбранных на уроке №1.

Вспоминают, какие задания для самостоятельной работы они выполняли на предыдущем уроке.





Знакомятся с количественными результатами выполнения заданий.

Слушают, осмысливают.

4.Применение знаний (упражнения):


-в знакомой ситуации (типовые),

-в измененной ситуации (конструктивные),


































-в новой ситуации (проблемные).

Организует работу учащихся в группах


Задания для каждой группы – (Слайды 4-8)


Группа 1 – составить и прокомментировать сравнительную таблицу по течениям народников (заготовка таблицы прилагается)


Группа 2 – составить и прокомментировать схему, отражающую этапы «хождения в народ»


Группа 3 – составить и прокомментировать сравнительную таблицу деятельности «Земли и воли» в 60-е и 70-е гг.


Группа 4 – составить и прокомментировать сравнительную таблицу деятельности «Народной воли» и «Черного передела»


Группа 5 – выписать и прокомментировать меры М.Т. Лорис-Меликова, направленные на нормализацию обстановки в стране.

Предлагает представителям групп прокомментировать схемы, таблицы.

Предлагает всем остальным учащимся скорректировать (при необходимости) записи в рабочих тетрадях.

Предлагает задания группам

Группа 1 – Что заставляет считать народников течениями одного идейного движения?

Группа 2 –Что побуждало народников рисковать своей жизнью и упорно добиваться своей цели?

Почему они потерпели неудачу?

Группа 3 – В чем преемственность

«Земли и воли» 1860-х и «Земли и воли» 1870-х гг. и в чем главное отличие?

Группа 4 – Почему в народническом движении в 70-е гг. XIX в. возобладали сторонники индивидуального террора?

Группа 5 - Может ли цель создания справедливого общества оправдать терроризм как метод ее достижения?

(Слайд 9)

Предлагает представителям групп ответить на проблемные вопросы.

Остальным учащимся предлагает

заполнить таблицу, кратко отвечая на проблемные вопросы.


Просит учащихся дать ответ на проблемный вопрос урока

«Почему народническое движение приобретало все более радикальный характер?»

(Слайд 9)

Предлагает учащимся тренинг

(тест), аналогичный тому, который будет в контрольной работе на следующем уроке, используя собственные наработки и записи в тетради по ходу урока. (Приложение 2) (слайды 10-12)

Предлагает проверить правильность выполнения теста

В группе обсуждают проблему и идею будущего проекта, обговаривают конечный продукт деятельности, распределяют обязанности участников проекта










Обмениваются мнениями в группе, анализируют информацию, уточняют содержание, корректируют схемы и таблицы, готовятся комментировать.










Комментируют




Выполняют задание








Работают в группах,

Обсуждают, готовят ответ на вопрос.






















Представители групп

дают развернутые ответы на проблемные вопросы.

Учащиеся делают краткие записи в таблице.




Отвечают на вопрос





Используя собственные наработки и записи в тетради по ходу урока отвечают на вопросы теста письменно




Проверяют правильность выполнения заданий

5.Информация о домашнем задании.

Предлагает учащимся подготовиться к контрольной работе на следующем уроке, используя:

1) собственные наработки предыдущего урока,

2) записи в тетради по ходу урока,

3) материалы теста

4) § 24-26 (Слайд 13)

Осмысливают, записывают

в дневник.

6.Рефлексия (подведение итогов

учебного занятия).

Задает вопрос: «Как самостоятельная работа на предыдущем уроке способствовала успешному выполнению проектов»?

(Слайд 14)

Отвечают на вопрос

Приложение 1


Система заданий для самостоятельной работы учащихся по теме «Общественные движения второй половины XIX века. Радикальные течения», 8 класс (урок № 1)


  1. Составить сравнительную таблицу по течениям народников. Обратить внимание на вопросы:

  • Каковы основные течения революционного народничества?

  • Кто стоял во главе каждого из течений?

  • В чем состояли цели каждого течения?

  • Какие методы борьбы использовались?



Линии сравнения

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Идеологи




Цели




Методы




Главная движущая сила




Общие черты



Источники: § 25 с. 176-180. Дополнительный материал № 1


  1. Составить схему, отражающую этапы «хождения в народ»

«Хождение в народ»






1874

1870-1880-е гг



1877


Обратить внимание на вопросы:

  • Чем было вызвано «хождение в народ»?

  • В чем заключались цели данного общественного явления?

  • Каковы результаты «хождения в народ»?


Источники: §26 с. 183-184. Дополнительный материал № 2


  1. Составить сравнительную таблицу деятельности «Земли и воли» в 60-е и 70-е гг.

Обратить внимание на вопросы:

  • Когда и почему возникла организация?

  • Кто входил в состав участников организации?

  • Каковы были цели и методы борьбы организации?

  • В чем заключались причины раскола организации «Земля и воля» 70-х гг.?



Линии сравнения

«Земля и воля» 60-х гг.

«Земля и воля» 70-х гг.

Годы



Руководители



Цели



Методы борьбы




Источники: § 26 с. 176, 184. Дополнительный материал № 3


  1. Составить сравнительную таблицу деятельности «Народной воли» и «Черного передела»

Обратить внимание на вопросы:

  • Каковы цели деятельности организаций?

  • Террор и пропаганда как методы борьбы организаций

  • Деятельность наиболее ярких представителей: С.Л. Перовской, А.И. Желябова, А.Д. Михайлова, В.И. Засулич, Г.В. Плеханова. Ее оценка

  • В чем состояло сходство и различие «Народной воли» и «Черного передела»?



Линии сравнения

«Народная воля»

«Черный передел»

Годы



Представители



Цели



Методы борьбы



Деятельность




Источники: § 26 с. 185-188. Дополнительный материал № 4



  1. Выписать меры М.Т. Лорис-Меликова, направленные на нормализацию обстановки в стране. Обратить внимание на вопросы:

  • Деятельность М.Т. Лорис-Меликова.

  • «Охота на царя», каково отношение общества к убийству Александра II?

  • Выбор пути развития России.


Источники: § 21,22 с.152-155. Дополнительный материал № 5

Дополнительный материал № 1


«Капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое сверху

У России особый путь исторического развития

Самодержавие в стране не имеет социальной опоры

Будущее России – социализм, прийти к которому можно, минуя капитализм

Ячейка социализма в стране – крестьянская община

Руководящая сила крестьянства – партия революционеров-профессионалов»

Взгляды А.И. Герцена


***

«Социально революционная молодёжь? Она должна идти в народ. Но как и зачем идти в народ?Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частный вспышек недостаточно. Надо поднять вдруг все деревни. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева.»

Из книги М.А. Бакунина «Государственность и анархия


***

«На первое место мы ставим положение, что перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа…

…Мы считаем… существенным и неизменным следующие пункты:

Лишь строгою и усиленною подготовкою можно выработать в себе возможность полезной деятельности среди народа.

Лишь уясняя народу его потребности и подготовляя его к самостоятельной и сознательной деятельности для достижения ясно понятных целей, можно считать себя действительно полезным участником в современной подготовке лучшей будущности России.

Лишь тогда, когда течение исторических событий укажет саму минуту переворота и готовность к нему народа русского, можно считать себя вправе призвать народ к осуществлению этого переворота…»

Из статьи П.Л. Лаврова «Вперед!- наша программа»


***

«Итак, ближайшая цель революции должна заключатся в захвате политической власти, в создании революционного государства.

Упрочив свою власть, опираясь на Народную думу и широко пользуясь пропагандой, революционное государство осуществит социальную революцию рядом реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества».

Из статьи П.Н. Ткачева «О ближайших целях революции»


Дополнительный материал № 2


«У революционера нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни собственности, ни даже имени… Нравственно для него все, что способствует революции».

Из «Катехизиса революционера» С.Г. Нечаева


***

«Социально революционная молодёжь? Она должна идти в народ. Но как и зачем идти в народ?

Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частный вспышек недостаточно. Надо поднять вдруг все деревни. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева.»

Из книги М.А. Бакунина «Государственность и анархия


***

Хождение в народ

«Одни из пропагандистов предпочитали проходить из села в село по избранному ими более или менее обширному району, другие действовали набегами из занятых ими позиций, третьи старались занять какое-либо определенное положение в деревне. Чаще лица, с которыми беседовали пропагандисты, выражали свои пожелания, более или менее отвечавшие тому, что проповедовали пропагандисты, но на призывы к активной борьбе подавали реплики, свидетельствующие, что они лишь поддержат тех, кто начнет борьбу, причем одни ожидали начала от царя, другие – от революционеров. Пропагандист считал себя вполне удовлетворенным, если ему говорили: «Начинайте, мы поддержим»

Таким образом, летом 1874 года революционеры рассыпались по всему обширному пространству Европейской России…Кавказа и самых северных губерний…

Летучая пропаганда…стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения. Пропагандист не считал потерянным временем, если ему удавалось возбудить в своих случайных собеседниках – крестьянах или рабочих – какую-нибудь отдельную революционную мысль или даже только усилить существующее у них недовольство своим положением…

Оседлая пропаганда велась также в большинстве случаем лицами, не имеющими определенных занятий. Пропагандист поселялся обыкновенно в доме своих родных или сочувствующих ему знакомых. Сравнительно немногие из оседлых пропагандистов имели определённую профессию, занимаю должности учителей и фельдшеров».

Из воспоминаний С.Ф. Ковалика


***

Деятельность в народе не оправдывала их радужных, можно сказать почти ребяческих надежд…Хождение в народе перестало видеться им важнейшим и скорейшим средством повалить существующий порядок. Разочарованные революционеры становились террористами и с гордостью указывали на мнимую практически плодотворность террора.

Из записок Г.В. Плеханова.


***

На рубеже 50-х, 60-х годов Герцен написал в «Колоколе»: «Но куда же нам деться, юноши, от которых заперли науку?... Сказать вам, куда?..В Народ! К народу! – вот наше место, изгнанники науки…» Многие шли в народ добровольно других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали, потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. В сознании демократической молодёжи (из дворян и разночинцев) стали укоряться идеи «возвращения долга народу», беззаветно ему служения.

Народничество сложилось в мощное движение с собственной идеологией. У его истоков стояли Герцен и Чернышевский. От них народничество унаследовало самые благородные свои черты: защиты интересов простого народа, прежде всего крестьянства.

А.Сахаров

Дополнительный материал № 3


«…Нужна организация. Что должно стоять на ее знамени? «Земля», то есть возвращение народу того, что ему по праву принадлежит, и «Воля», то есть созвание Земского собора, который должен перестроить всю нашу государственную жизнь на новых… началах».

Из документов «Земли и воли»


***

«Нужно сказать читателю, что время конца 74-го года и начала 76-го было временем разочарования в тех надеждах, с которыми революционная молодежь двинулась в народ. Выработанная теоретически, на основе социалистических принципов, программа, без всякого отношения к тому, что представляла жизнь, потерпела крушение. Надежды не оправдались. Крестьянин слушал революционера точно так же, как он слушает батюшку, проповедующего ему о царствие небесном, и после прослушанной проповеди, как только переходил порог церкви, жил точно так же, как он жил и до проповеди. Многие побывавшие в народе вынесли на этот счет такое убеждение…»

Из воспоминаний М.Р. Попова о возникновении общества «Земля и воля»


***

Программа «Земли и воли»

«Каждый землевладелец имеет право на землю в том количестве, которое он своим трудом может обработать. Мы должны требовать перехода всей земли в руки сельского рабочего сословия.

Что касается политического идеала, то мы признаем, что в русском народе существует стремление к полному мирскому самоуправлению…

Две главные общие задачи:

1)Помочь организоваться элементами недовольства в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства.

2)Ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать, силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного плана восстания.

Из программы «Земли и воли»


***

У новых людей добро и истина, честность и знание, характер и ум оказывается тождественным понятие; чем умнее новый человек, тем он честнее…

Основные особенности нового типа, о которых я говорил до сих пор, могут быть сформулированы в трёх главных положениях, находящихся в самой тесной связи между собою.

  1. Новые люди пристрастились к общеполезному труду.

  2. Личная польза новых людей совпадает с общественной. Пользою, и эгоизм их вмешивает в себе самую широкую любовь к человечеству.

  3. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с их чувством, потому что ни ум, ни чувство их не искажены хроническою враждою против остальных людей.

Д.М. Писарев.

Дополнительный материал № 4


Из программы Исполнительского Комитета «Народной воли»

(сентябрь-декабрь 1879 г.)

«Мы убеждены, что только на социалистических началах человечество может воплотить в своей жизни свободу, равенство, братство, обеспечить общее материальное благосостояние и полное, всестороннее развитие личности. Мы убеждены, что только народная воля может санкционировать общественные формы, что развитие народа прочно только тогда, когда оно идет самостоятельно и свободно, когда каждая идея, имеющая воплотиться в жизнь, проходит предварительно через сознание и волю народа. Народное благо и народная воля – две наши священнейшие и неразрывно связанные принципа.

В самом народе мы видим ещё живыми, традиционные принципы: право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свободу совести и слова…

Поэтому мы полагаем, социалисты и народники, произвести политический переворот с целью передачи власти народу…

Народная воля была бы достаточно хорошо высказана и проведена Учредительным собранием, избранным свободно, всеобщей подачей голосов.

Деятельность партии располагается в следующих отделах:

  1. Деятельность пропагандистская и агитационная.

Целью популяризировать идею демократического политического переворота.

  1. Деятельность разрушительная и террористическая.

Террористическая деятельность имеет своей целью подорвать обаяние правительственной силы, давать непрерывное доказательство возможности борьбы против правительства, поднимать, таким образом, революционный дух народа и веру в успех, формировать годные к бою силы.

  1. Организация тайных обществ.

  2. Приобретение влиятельного положения в обществе и народе.

  3. Организация и совершение переворота.

Партия должна взять на себя почин самого переворота.


Только в формах русской народной жизни находим мы здесь задатки для развития полного коллективизма в отношениях производителей к орудиям труда.

Но для осуществления этого максимума реформ нам, прежде всего, нужно обратить свои усилия на разрушение ныне существующего государственного строя.

Так как борьба с государством может совершаться только на почве «земли и воли», то мы приходим к необходимости агитации…

Партия должна довести от пассивного ожидания «чёрного передела»,долженствующего совершиться сверху, до активных требований « земли и воли ,предъявляемых снизу. В этом заключается задача и воздействие на народ.


***

« Признавая главное значение террора как средства вынуждения у правительства уступок путём систематической его дезорганизации, мы нисколько не умаляем и других полезных его сторон. Он поднимает революционный дух народа; даёт непрерывное доказательство возможности борьбы, подрывая обаяние правительственной силы; он действует сильно пропагандистским образом на массы. Поэтому мы считаем полезной не только террористическую борьбу с центральным правительством, но и местные террористические протесты против административного гнёта».

Из программы «Народной воли»


О практике терроризма.

Что такое был собственно терроризм? Это была, по существу, попытка начать революцию с теми силами, какие имелись в наличности. Были, однако, десятки, сотни и, казалось, тысячи людей, которые готовы были взяться за оружие. Естественно являлась мысль: почему же не начать? Правительство имело вид бессильный. Попытка активной борьбы могла вызвать подражание и возбудить мысль о возможности ниспровергнуть правительство…если начать борьбу конспиративно, партизански, нападая, где удобно и прячась перед силой, то… эта борьба производит впечатление, устрашающее на правительство, и агитирующее на народ.

Из записок Я.А. Тихомирова



Дополнительный материал № 5


***

Охота на царя на Александра II за годы его правления было совершено несколько покушений: в 1866г. – Д.В. Каракозов (член ишутинской организации), в 1867г. в Париже в него стрелял поляк А.И. Березовский, в апреле 1879 г. – А.К. Соловьев. 26 августа 1879г. «Народная воля» вынесла царю смертных приговор. Осень 1879г. был осуществлён взрыв царского поезда, а в феврале 1880 г. – взрыв в Зимнем дворце, подготовленный С. Халтуриным. Правительство пыталось принять ответные меры. Очередной террористический акт 1 марта 1881 г. достиг цели. Император был смертельно ранен и через некоторое время скончался в Зимнем дворце.

А.А. Данилов


***

…Александр II должен умереть. Дни его сочтены.

Мне или другому придётся нанести страшный последний удар, который гулко раздастся по всей Росси и эхом откликнется в отдалённых уголках, - это покажет недалёкое будущее.

Он умрёт, а вместе с ним умрем и мы, его враги, его убийцы.

Это необходимо для дела свободны, так как тем саамы значительно пошатнется то, что хитрые люди зовут правление – монархическим, неограниченным, а мы – деспотизмом…

Меня, обречённого, стоящего одной ногой в могиле, пугает мысль, что впереди много ещё дорогих жертв унесёт борьба, а ещё больше последняя смертельная схватка с деспотизмом, которая, я убежден в том, не особенно далека и которая зальёт кровью поля и нивы нашей родины, так как – увы! – история показывает, что роскошное дерево свободы требует человеческих жертв.

Из завещания Игнатия Гриневицкого.


Выбор пути развития России.

Получив диктаторские полномочия, Лорис-Меликов объявил Алек­сандру II, что свою задачу видит не только в поимке преступников, но и в устранении причин, которые сделали возможными такие преступле­ния. Причинами разгула революционного террора Лорис-Меликов на­звал «недостаток отпора преступным проявлениям со стороны общества, который граничит с равнодушием и отсутствием доверия к правитель­ственным властям». Таким образом, он предложил императору от конф­ликта с либеральными силами в обществе перейти к сотрудничеству.

В первую очередь Лорис-Меликов добился усиления работы поли­ции. В течение 1880 года большинство народовольческих групп были разгромлены. Вместо III Отделения был создан департамент тайной полиции в Министерстве внутренних дел, которое и возглавил сам «либеральный диктатор». Постепенно были отменены чрезвычайные полномочия генерал-губернаторов, восстановлены права университетов, земств, гражданских судов. Стали открываться новые газеты и журналы, большая часть которых заговорила о «новой либеральной эре» и всячески приветствовала «диктато­ра сердца». По настоянию Лорис-Меликова был отправлен в отставку наиболее не­навистный либералам министр просвеще­ния - консерватор Дмитрий Толстой. На высшие правительственные посты были назначены люди либеральных взглядов, которые вместе с Дмитрием Милютиным образовали новую либеральную прави­тельственную группировку.

Однако социалистически настроенная интеллигенция окрестила действия Лорис-Меликова «политикой лисьего хвоста и волчьей пас­ти». С другой стороны, консервативные деятели обеспокоились тем, что самодержавие может быть заменено «вредным конституционным правлением». В итоге в начале 1881 года Лорис-Меликов предложил императо­ру очень осторожный проект: созвать депутатов от земств в так назы­ваемую Общую комиссию при Государственном совете для обсужде­ния готовящихся реформ. При этом депутаты имели право лишь высказывать свое мнение, с которым правительство могло не согла­шаться, а неугодные чиновникам лица вообще могли быть выведены из состава собрания. Либеральные чиновники говорили: «Это, конечно, не то, что нам предполагалось, но лучше сделать шаг вперед, чем вовсе его не делать». Этот умеренный проект получил одобрение Алексан­дра II, и утром 1 марта 1881 года было подписано распоряжение о его публикации в печати. При этом государь заявил родственникам: «Я согласился, хо­тя не могу скрыть от себя, что мы идем по пути к конституции», примерно так начи­налась и Французская революция.


А.А. Данилов


***

Идеи, изложенные в докладе М.Т. Лорис -Меликова ,как считают, могли бы способствовать появлению в России кон6ституции. Конечно, всё могло ограничиться и созданием ещё одного совещательного органа при монархе. Дальнейшая судьба проекта зависила от отношения сил при дворе и в обществе. Александр II проект одобрил, но утвердить не успел.

М. Ляшенко.


***

Лорис –Меликов действовал в двух направлениях. Он продолжил беспощадную борьбу против революционеров, придал ей гораздо более упорядоченный характер. Серьёзной мерой стала реформа органов безопасности.

В то же время Лорис-Меликов считал, что справиться с революционерами власть сможет, лишь «помирившись» с обществом и устранив причины, порождающие революционное движение, путём реформ. Он смягчил произвол властей. Был ограничен цензурный надзор, губернатором даны указания не притеснять без нужды земства.

Представил царю проект, в котором предлагал создать «подготовительные комиссии» для разработки законов по наиболее важным вопросам. Он планировал сделать их смешанными по составу : наряду с чиновниками в них включались выборные представители от земств. Нескольких представителей земств и городских дум предполагалось ввести в государственный совет, куда поступали для обсуждения законопроекты. Таким образом, представители общества допускались к законосовещательной деятельности. Этот проект позволил современникам говорить о «конституции» Лорис-Меликова. Он несомненно стремился заставить самодержавие поделиться частью власти с обществом. Правительство вынуждено было пойти на реформы, которые со временем могли иметь серьёзные последствия.

А.А. Левандовский.


***

Под руководством Лорис-Меликова стала разрабатываться программа реформ на ближайшие годы. Предполагалось понизить выкупные платежи, отменить подушную подать, которую платили низшие сословия. Встал вопрос о представительном собрании.

В докладе царю он предложил воспользоваться опытом, полученным при разработке крестьянской реформы: созвать комиссию с участием представителей земств и крупных городов. Это был отдалённый прообраз представительного собрания.

В воскресенье 1 марта 1881 г. Утром царь принимал министра внутренних дел. Александру понравился план. Он одобрил доклад и назначил на 4 марта заседание Совета министров.

Совет министров собрался 8 марта. Представительствовал Александр III. Новый император заявил, что «вопрос не следует считать предрешённым». Бразды правления перехватила властная рука Александра III . Рука консерватора.

В.И.Буганов.




Приложение 2


Тренинговые задания (тест) по теме

«Общественные движения второй половины XIX века. Радикальные течения»


1. Идеология революционного народничества предусматривала

А) проведение либеральных реформ.

Б) создание государственной думы

В) использование теории утопического социализма

Г) признание прогрессивной роли капитализма в России

Д) основную роль рабочего класса в революционном движении


2. Во главе организации «Земля и воля» 1876-1879 г.г. стоял

А) Г.В. Плеханов

Б) К.С. Аксаков

В) Б.Н. Чичерин

Г) П.Я. Чаадаев.


3. Заполните пропуски в тексте: «Организация, развернувшая в к. 1870х-80х годов террор против правительственных чиновников и царя, называлась ………


4. А.И Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер возглавляли

А) «Союз спасения»

Б) «Народную волю»

В) общество петрашевцев

Г) «Южное общество»


5. Соотнесите основные направления

А) М.А. Бакунин 1. заговорщическое

Б) П.Л. Лавров 2. бунтарское

В) П.Н. Ткачев 3. Пропагандистское


6. В 1879 г. организация «Земля и воля» разделилась на 2 самостоятельные организации - ………. и ………


7. Убийство Александра II было совершено …….. марта ……. года.

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!