СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие позвоночных животных».Конспект урок по биологии 7 класс по учебнику В.В.Пасечника.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является заключительным по теме «Многообразие позвоночных животных» курса «Биология. Животные» в 7 классе. Урок – путешествие  не только обобщит знания учащихся по изученной теме, но и расширит знания, углубит, привлечет внимание благодаря игре.

Игровые технологии позволили активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Применяются групповые методы, работа в парах и индивидуальная.

Данная структура урока может быть использована на уроках обобщения и повторения пройденного материала  любых тем. Ребята очень любят игру путешествие по станциям. Эксперты активно участвуют в создание заданий на своих станциях.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие позвоночных животных».Конспект урок по биологии 7 класс по учебнику В.В.Пасечника.»

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие позвоночных животных».

Конспект урок по биологии 7 класс по учебнику В.В.Пасечника «Биология». Дрофа 2014г.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс: 7 класс.

Технологии: Игровые технологии. Урок путешествие.

Аннотация:

Урок является заключительным по теме «Многообразие позвоночных животных» курса «Биология. Животные» в 7 классе. Урок – путешествие не только обобщит знания учащихся по изученной теме, но и расширит знания, углубит, привлечет внимание благодаря игре.

Игровые технологии позволили активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Применяются групповые методы, работа в парах и индивидуальная.

Данная структура урока может быть использована на уроках обобщения и повторения пройденного материала любых тем. Ребята очень любят игру путешествие по станциям. Эксперты активно участвуют в создание заданий на своих станциях.

Тип урока: комбинированный, нетрадиционный (урок-путешествие).

Вид урока: урок повторение и коррекции знаний.(Подготовка к контрольной работе)

Формы организации учебного процесса:

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Во время урока каждый ребенок работает в привычном для себя ритме. По своей индивидуальной программе выполняет столько заданий, сколько в состоянии выполнить:

- под контролем экспертов – консультантов, своих одноклассников. В будущем сдающие ОГЭ по биологии. (Мечтают быть врачами, генетиками, учеными). Работа регламентируется четкой инструкцией (каждый эксперт на своей станции инструктирует экипаж и оценивает);

- тестирование (в основу теста положен известный способ проверки знаний – контрольные задания с выбором варианта (время работы с тестом не выходит за рамки оптимального времени работы на станции);

Конспект урока

Цели:

1. Обобщение и систематизация информации, полученной на уроках по теме «Многообразие позвоночных животных», закрепить основные понятия по теме «Многообразие позвоночных животных», раскрыть общие особенности организации животных ( многообразие видов, семейств, отрядов, классов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие позвоночных животных одного класса от позвоночных животных других классов).

2. Развивать умения работать с большими объемами информации, мыслительные операции, грамотную речь, произвольное внимание, познавательные интересы.

3. Воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство соперничества, стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Задачи:

1. Развивать навыки самостоятельной творческой работы с учебным материалом

2. Сформировать умение сравнивать классы между собой.

3. Формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • парная

  • групповая

Оборудование:

  • жетоны( от 1-5 для каждого уч-ся один жетон)

  • ноутбуки с флеш-заданием по систематизации знаний. (6 шт.);

  • Опорные схемы, таблицы;

  • Раздаточный материал из серии разноуровневых заданий по индивидуальным карточкам;

  • Маршрутные листы;

  • Музыка.

  • Яркие шляпы

  • Фишки лото и бочонок (похожий на фишку лото)

(лучше новогодние шляпы: фиолетовая, желтая, зеленая, красная, синяя) для экспертов.

Роли: экипаж, эксперт, капитан.

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

      • признаки позвоночных животных;

      • особенности внешнего строения позвоночных животных;

      • многообразие, классификация и характеристика позвоночных животных.

учащиеся должны уметь:

  • различать по внешним признакам позвоночных животных;

  • определить позвоночных животных. по внешним признакам;

  • работать в программах флеш-задания..

Предварительная подготовка:

  1. Выбрать из числа учащихся класса экспертов, уч-ся которые будут сдавать ОГЭ (мечтают быть врачами, генетиками, учеными), для оценивания работы каждого на уроке и подготовки материалов к конкурсам.

2. Расставить столы для 5 станций, каждая станция имеет свой номер и название.

Станция №1

Классификация”

Станция № 2

Заморочки из бочки. ”

Станция № 3

Реши кроссворд. ”

Станция №4

Черепашьи Вопросы”

Станция №5

Найди ошибку ”

Маршрутные листы лежат на станциях.( С которой начинается старт).

Папки с заданиями у экспертов-консультантов.

Маршрутный Лист

Старт 1 – 2 – 3 – 4 – 5

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя


1 станция


2 станция


3 станция


4 станция


5 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Консультант_5 станции _ Ф.И ____________________________________________

Станции.

1.Станция: “Классификация” классификация изученных классов позвоночных животных. Таблица

2.Станция: “Заморочки из бочки" характеристика изученных классов, семейств, отрядов позвоночных животных.

3.Станция: “ Реши кроссворд”

4.Станция: “Черепашьи вопросы” работа с флеш-заданием Систематизация знаний по классам позвоночных животных.

5.Станция: “Найди ошибку” Подготовка к ОГЭ.

Маршрутный Лист

Старт 3-4-5-1-2

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя

3 станция

4 станция


5 станция

1 станция

2 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Куратор_2 станции_ Ф.И _____________________________

Станции.

1.Станция: “Классификация” классификация изученных классов позвоночных животных. Таблица

2.Станция: “Заморочки из бочки" характеристика изученных классов, семейств, отрядов позвоночных животных.

3.Станция: “ Реши кроссворд”

4.Станция: “Черепашьи вопросы” работа с флеш-заданием Систематизация знаний по классам позвоночных животных.

5.Станция: “Найди ошибку” Подготовка к ОГЭ.

Маршрутный Лист

Старт 2-3-4-5-1

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя

2 станция

3 станция

4 станция

5 станция

1 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Консультант_1 станции_ Ф.И _________________________________

Станции.

1.Станция: “Классификация” классификация изученных классов позвоночных животных. Таблица

2.Станция: “Заморочки из бочки" характеристика изученных классов, семейств, отрядов позвоночных животных.

3.Станция: “ Реши кроссворд”

4.Станция: “Черепашьи вопросы” работа с флеш-заданием Систематизация знаний по классам позвоночных животных.

5.Станция: “Найди ошибку” Подготовка к ОГЭ.

Маршрутный Лист

Старт 4-5-1-2-3

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя

4 станция

5 станция

1 станция

2 станция

3 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Консультант_3 станции_Ф.И.______________________________________

Станции.

1.Станция: “Классификация” классификация изученных классов позвоночных животных. Таблица

2.Станция: “Заморочки из бочки" характеристика изученных классов, семейств, отрядов позвоночных животных.

3.Станция: “ Реши кроссворд”

4.Станция: “Черепашьи вопросы” работа с флеш-заданием Систематизация знаний по классам позвоночных животных.

5.Станция: “Найди ошибку” Подготовка к ОГЭ.

Маршрутный Лист

Старт 5-1-2-3-4

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя

5 станция

1 станция

2 станция

3 станция

4 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Консультант_4 станции_Ф.И._______________________________________

Станции.

1.Станция: “Классификация” классификация изученных классов позвоночных животных. Таблица

2.Станция: “Заморочки из бочки" характеристика изученных классов, семейств, отрядов позвоночных животных.

3.Станция: “ Реши кроссворд”

4.Станция: “Черепашьи вопросы” работа с флеш-заданием Систематизация знаний по классам позвоночных животных.

5.Станция: “Найди ошибку” Подготовка к ОГЭ.


2.Класс разбивается на команды произвольно, жетонами, во время входа в кабинет, каждый уч-ся получает жетон с номером станции и занимает свое место за столом.

Жетоны.

2

3

5

1

4


Ход урока:

  1. Организационный момент. Цели, задачи урока.

ЗДРАВСТВУЙТЕ ,РЕБЯТА! : Здравствуйте мои дорогие! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, искренняя улыбка и доброе слово согревают самые черствые сердца. Улыбайтесь миру чаще! И тогда он обязательно улыбнется в ответ!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и успешно выполним поставленные перед нами цели.

Мы изучили большую группу животных, которая называется «Позвоночные животные». Узнали, где обитают они, чем питаются, как заботятся о потомстве, на какие группы подразделяются. И сегодня нужно вспомнить все, что вам известно об этих животных. Я предлагаю вам совершить необычное виртуальное путешествие в мир знаний, в страну, которой нет на карте, в страну позвоночных животных. И мы отправляемся в путешествие по биологическим станциям.

Чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать определенные правила:

1. Внимательно слушать задания, выполнять все инструкции эксперта-консультанта;

2. Каждый сегодня работает в своем ритме. Каждый экипаж получил свой маршрутный лист, дайте название своему экипажу и выберете капитана, впишите в маршрутный лист свою фамилию, имя, эксперт выставляет баллы за работу.

3. Уважительное отношение друг к другу – залог успеха всех. Не перебивайте друг друга и отвечающего, не выкрикивайте с места.

4. При возникновении затруднений – поднятая рука, эксперты окажут помощь.

5. На каждой станции работаем 5 минут, по сигналу станциями меняемся.

2. Путешествие по станциям

1.Станция: классификация изученных классов позвоночных животных.

В папке лежит задания для всего экипажа. Весь экипаж дружно заполняет таблицу. Эксперт внимательно следит за работой каждого и выставляет в маршрутный лист баллы. Ответы пишутся в таблице. Во время работы экипажа, эксперт может задать любой вопрос, любому участнику (одев на него свою шляпу) по заполнению таблицы.

Общее задание. Заполните таблицу.

Сравнительная таблица классов позвоночных.

Название

Класс Рыбы

Класс

Класс (Рептилии) Пресмыкающиеся

Класс

Класс Млекопитающие

Представители

Хрящевые: акулы, скаты, осетры.

Костные:  (любые 3 представителя Челябинской области)

Жабы, тритоны. лягушки

Челябинской области: 

дятлы, куриные, дневные хищные птицы,сова, тетерев,рябчик,

Челябинской области: 

Среда обитания

Водная


наземно-воздушная,


Водная, наземно-воздушная, почвенная,

Передвижение


Прыжки, плавание

Быстрый бег



Покровы


Кожа голая, нежная.


Тело покрыто перьями (3 вида)


Температура тела

Не отличается от окружающей среды и меняется в месте с ней.

.

Зависит от окружающей среды.


Теплокровные.

Сердце


Трехкамерное.2 круга кровообращения


Четырехкамерное. 2 круга кровообращения


Органы дыхания

жабры


легкие


легкие

Оплодотворение



Внутреннее


Внутреннее

Ответ:

Название

Класс Рыбы

Класс Земноводные (амфибии)


Класс (Рептилии) Пресмыкающиеся

Класс Птицы

Класс Млекопитающие

Представители

Хрящевые: акулы, скаты, осетры.

Костные (любые 3 представителя Челябинской обл.) щука, карп, окунь,налим,ерш,судак

Жабы, тритоны. лягушки

Ящерицы, гадюка степная, Обыкновенный уж, гадюка Обыкновенная,

дятлы, куриные, дневные хищные птицы, совы,

Выдра,бурундук,выхухоль,волк,лисица(корсак),

Среда обитания

Водная

Водная,наземно-воздушная(влажные места),

наземно-воздушная,

наземно-воздушная,

Водная, наземно-воздушная, почвенная,

Передвижение

плавание

Прыжки, плавание

Быстрый бег

Полет, ходьба, прыжки

Полет, ходьба, прыжки,бег.плавание

Покровы

Тело покрыто чешуйками- защитный покров.Железы.

Кожа голая, нежная.

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

Тело покрыто роговыми перьями (3 вида). Кожа лишена желез,

Железы, волосяной покров (шерсть),чешуйки на лапах.

Температура тела

Не отличается от окружающей среды и меняется вместе с ней.

Не отличается от окружающей среды и меняется вместе с ней.(также как у рыб)

Зависит от окружающей среды.

Теплокровные, с постоянной температурой тела.

Теплокровные, с постоянной температурой тела.

Сердце

двухкамерное. Замкнутый один круг кровообращения

Трехкамерное.2 круга кровообращения

Трехкамерное неполная внутренняя перегородка в желудочке.2 круга кровообращения

Четырехкамерное. 2 круга кровообращения

четырехкамерное 2 круга кровообращения.

Органы дыхания

жабры

Легкие и влажная кожа

легкие

Легкие и воздушные мешки

легкие

Оплодотворение

Наружное(вода)

Наружное(вода)

Внутреннее

Внутреннее

Внутреннее

2.Станция: “Заморочки из бочки" характеристика изученных классов, семейств, отрядов позвоночных животных.

Фишки с 1-10 лежат в бочонке, а вопросы у эксперта.(Работа в паре). Номер фишки соответствует вопросу. Отвечают по два человека на один вопрос, дополняя друг друга. Эксперт выбирает первого, надевая на него свою шляпу. Капитан вмести с экипажем, составляют общую характеристику изученных позвоночных животных в течение 5 минут.

Вопросы:

I.Дать краткую характеристику классу рыб?

Ответ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КЛАССА

Обитают рыбы в морях,  реках, озёрах, прудах, водохранилищах. Одни из них приспосабливались к жизни у поверхности воды, другие в её толще или придонном слое. Рыбы  имеют  веретенообразное, сжатое с боков тело, приспособленное к быстрому плаванию. Оно подразделяется на голову, туловище и хвост и покрыто кожей с костными чешуями. Кожа имеет железы.

Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное, круг кровообращения один. У двоякодышащих рыб появляется перегородка в предсердии и развивается лёгочный круг кровообращения.

Органы дыхания – жабры. Органы выделения –почками.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг рыб состоит из пяти отделов, наиболее развиты из которых средний мозг и мозжечок.

Органы чувств разнообразны и хорошо развиты. Подвижные глаза имеют плоскую роговицу, шаровидный хрусталик. Органы слуха и равновесия представлены только внутренним ухом. Рецепторы вкуса, вкусовые луковицы, локализуются не только в ротовой полости, но и рассеяны по поверхности тела. Органы обоняния представлены парой слепо замкнутых обонятельных мешков. У большинства рыб есть специфичный для них орган - боковая линия.

В большинстве своём рыбы раздельнополые животные. Самки имеют непарный яичник, а самцы - парные семенники.

Значение рыб. Из печени трески, акул получают рыбий жир, богатый витаминами А и Д.  Рыбы используются для получения рыбной муки, рыбного клея, кож. Рыбы используются для борьбы с зарастанием мелководных водохранилищ.  Для уничтожения личинок малярийных комаров заселяют водоёмы рыбками гамбузиями

Охрана рыб. В целях сохранения ресурсов и видового многообразия рыб устанавливаются правила, ограничивающие объёмы лова. Запрещены хищнические способы лова (глушение),лов рыбы сетями с мелкими ячейками, наносящие большой ущерб рыбным запасам. При строительстве гидротехнических сооружений на путях миграции рыб создаются рыбоводы. Законодательством запрещён сброс в водоёмы промышленных стоков, содержащих ядовитые отходы производства.

2.Определите место вида щуки обыкновенной в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род). Начиная с наименьшей единицы систематики.

Ответ:

Щука — хищная рыба,

тип хордовые,

класс лучеперые рыбы,

отряд щукообразные,

семейство щуковые,

род щуки

вид щука обыкновенная

II. Дать краткую характеристику классу земноводных( амфибий)?

Ответ: Класс земноводных включает в себя три отряда:
1. бесхвостые: лягушки, жабы, квакши и т. д.
2. хвостатые: тритоны, протеи, саламандры, амбистомы и т. д.
3. безногие: червяги.
Амфибии - это самый малый класс позвоночных: три отряда.
Бесхвостые земноводные обитают на всех материках (исключение составляет Антарктида) в пресной воде или рядом с ней.

Краткая характеристика класса земноводных.

Преимущественно, амфибии - это мелкие животные. Самыми крупными из них являются саламандры (75 - 150 см) и некоторые виды червягов (до 135 см).
Самая большая лягушка в мире (лягушка - голиаф) весит от 3,5 до 5,0 кг, длина составляет от 33 до 42 см.
Самой мелкой амфибией является кубинская лягушка: ее длина не более одного сантиметра. Земноводные обитают как на суще та и в водоемах. Но размножаются только в воде. Дышат легкими и кожей. Тело голое и покрыто слизью.
Питаются земноводные насекомыми, мелкими млекопитающими, ракообразными, рыбой, а также другими амфибиями. В свою очередь земноводных едят птицы, рептилии, млекопитающие и человек.
Размножение земноводных происходит при помощи икры, не имеющей плотной оболочки, которая защищала бы ее от высыхания и поэтому они могут развиваться только в воде или около нее.
Вылупившиеся личинки вначале живут в воде и только позже происходит метаморфоза (превращение), в результате которого водные личинки превращаются во взрослых животных, живущих на суше.
Например, головастики за несколько недель своего существования, проходят все стадии эволюционного процесса, в результате которого у них теряются жабры, хвост (жабы и лягушки), отрастают конечности и они выходят на сушу.
Взрослые амфибии характеризуются парными конечностями с шарнирными суставами. Череп сочленяется с шейным позвонком. Существует два круга кровообращения, которые полностью не разобщены: в сердце находятся два предсердия и один желудочек.
У глаз имеются подвижные веки. Мозг разделен на два полушария: в крыше имеется скопление нервных клеток. На голой коже находится большое количество слизистых желез. Органами выделения являются туловищные почки и кожа.
Температура тела зависит от окружающей среды и лишь немного превышает ее (пойкилотермия).

В эволюционном ряду амфибии занимают промежуточное звено между рыбами и пресмыкающимися.
Некоторые виды используются как лабораторные животные. Некоторые виды жаб, лягушек и саламандр - сильно или слабо ядовиты. Многие хвостатые земноводные могут регенерировать утраченные части тела.

2.Определите место вида травяной лягушки в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род).Начиная с наименьшей единицы систематики.

Ответ:

Вид: травяная лягушка

Род: лягушки бурые

Семейство: настоящие лягушки

Отряд: бесхвостые

Класс: земноводные

Тип: хордовые

Царство: животные.

III. Дать краткую характеристику классу пресмыкающихся( рептилий)?

ОТВЕТ: 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Пресмыкающиеся — первый класс настоящих первичноназемных позвоночных.

Относительно крупные, богатые желтком и белком яйца покрыты плотной пергаментообразной оболочкой.

Оплодотворение только внутреннее. Личиночная стадия отсутствует. Вылупившееся из яйца молодое животное отличается от взрослых только размерами.

Сухая кожа пресмыкающихся почти лишена желез. Наружные слои эпидермиса ороговевают; в коже образуются роговые чешуи и щитки.

Дыхание только легочное.

Сердце трехкамерное. С неполной перегородкой желудочка. Большой и малый круги кровообращения. Выделение - почки.

Местообитания преимущественно в теплых, отчасти в умеренных широтах; часть видов вновь перешла к водному образу жизни. Температура тела непостоянна и в значительной степени зависит от температуры окружающей среды (пойкилотермия).

Форма тела пресмыкающихся разнообразнее, чем у амфибий, что связано с многообразием способов передвижения.

Черепахи пошли по пути развития механической защиты — костного панциря из спинного и брюшного щитов. Сниженная подвижность, однако, не помешала черепахам заселить многие биотопы и даже перейти в водную среду, где пресноводные и морские черепахи заняли достаточно прочное и видное место.

2.Определите место вида Уж обыкновенный в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род). Начиная с наибольшей единицы систематики.

ОТВЕТ:

Царство: Животные

Тип. Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Рептилии

Отряд: Чешуйчатые

Семейство: Ужеобразные

Род: Ужи

Вид: Уж обыкновенный.

IV. Дать краткую характеристику классу Птицы.

ОТВЕТ: Птицы относятся к высокоорганизованным теплокровным позвоночным, которые приспособлены к полету: облегченное тело, обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в крылья, а задние служат для передвижения и являются опорой туловищу. Откладывают яйца, имеют постоянную температуру тела, а их активность не зависит от температуры окружающей среды.

и тело покрыто перьями, которые защищают тело птицы от потери тепла.
Кости скелета у птиц тонкие и прочные. В трубчатых костях находятся воздушные полости, которые облегчают их вес.
Грудина у летающих птиц большая, плоская, с хорошо развитым килем, к которому крепятся летательные мышцы. В скелете задних конечностей получила развитие задняя цевка, которая увеличивает длину шагов птицы.
Птицы совершают разнообразные движения: бег, ходьба, лазание, плавание и прыжки. Многие виды птиц могут совершать далекие перелеты. У птиц отсутствуют зубы. Укороченная задняя кишка (кишечник) заканчивается клоакой.
Дыхание происходит с помощью легких. Легкие сильно губчатые, компактные. В качестве особых придатков они имеют воздушные мешки. У летящих птиц дыхание двойное. В легких происходит газообмен как при вдохе, так и при выходе. Благодаря такому дыханию птица не задыхается во время полета.
Сердце у птиц четырехкамерное. Все ткани и органы обеспечиваются чистой артериальной кровью.
Отсутствует мочевой пузырь.
Головной мозг у птиц имеет пять отделов. Хорошо развит мозжечок, благодаря которому птицы обладают хорошей координацией движений. При помощи острого зрения и хорошо развитого слуха, птицы ориентируются в пространстве.

Голубь, орел, утка, попугай страус

2.Определите место вида Сизый голубь в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род). Начиная с наибольшей единицы систематики.

ОТВЕТ:

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Класс: Птицы

Отряд: Голубеобразные

Семейство: Голубиные

Род: Голуби

Вид: Сизый голубь.

V. Дать краткую характеристику классу Млекопитающие.

ОТВЕТ:Млекопитающие животные: основные особенности класса.Эта группа животных обладает рядом уникальных характеристик, свидетельствующих о высоком уровне организации:

  • Практически млекопитающие живородящие.

  • Самки вскармливают своих детенышей молоком, вырабатываемым в специфических железах (кстати, именно благодаря этому факту млекопитающие получили свое название).

  • Представители класса имеют специфический волосяной покров, действующие сальные и потовые железы.

  • Для млекопитающих характерна так называемая гомойотермия, или теплокровность — температура их тела не зависит от условий и температуры внешней среды.

  • Особо важной чертой этой группы животных является прекрасно развитый головной мозг, в частности, конечная его часть. Именно здесь находится центр, благодаря которому представители склонны к весьма сложным формам поведения.

  • У млекопитающих формируется ушная раковина, наружный ушной проход, а также все три слуховых косточки, которые, кстати, представляют собой видоизмененные кости нижней челюсти.

  • Для представителей класса характерно наличие развитого четырехкамерного сердца и левой дуги аорты, которые обеспечивают разделение крови на венозную и артериальную (к примеру, в пресмыкающихся венозная и артериальная кровь смешивается в сердце).

  • Отличительной чертой можно считать и альвеолярное строение легких.

  • Кроме того, имеются отличия в строении кровяных клеток — эритроциты этих животных не содержат ядра, лишь дыхательный пигмент.

  • Млекопитающие животные имеют семь позвонков в шейном отделе.

  • Для представителей этого класса характерна разновидность зубов (наличие резцов, клыков, коренных зубов). При этом зубы с помощью корней погружены в костную ткань челюсти.

2.Определите место вида Лисица обыкновенная в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род). Начиная с наименьшей единицы систематики.

ОТВЕТ:

Вид Лисица обыкновенная.

Род Лисица,

Семейство Собачьи (Волчьи),

Отряд Хищные,

Класс Млекопитающие,

Тип Хордовые,

Царство: Животные.

VI.Выберите характерные признаки из данного текста об отряде: Окунеобразные рыбы:

Текст.Окунеобразные - самый обширный отряд рыб, включающий не менее 150 семейств. Этот отряд содержит свыше 6000 видов рыб, распространенных по самым разнообразным водоемам нашей планеты.
    В плавниках, особенно спинном, есть острые (колючие) плавниковые лучи. Брюшные плавники под грудными или спереди них; иногда сливаются, образуя присоску. Чешуя чаще ктеноидная, в некоторых семействах редуцируется. Плавательный пузырь замкнутый, у некоторых отсутствует. Это самый большой отряд костистых рыб, объединяющий свыше 6500 видов. Представители отряда встречаются в пресных и морских водах; особенно велико разнообразие видов в тропиках. Размеры варьируют от 1-2 см длины и массы 10-30 мг (некоторые бычки, шиндлерии и др.) до 1-2 м и массы 100 кг и более; некоторые виды достигают еще больших размеров: меч-рыба - бывает до 4-4,5 м длиной и массой 400-500 кг, марлин - до 5 м и 700-900 кг, синий тунец более 3 м и 375 кг.
     Столь же велико разнообразие и образа жизни. Тунцы, ставриды, парусники, меч-рыбы ведут пелагический образ жизни, питаются стайными рыбами и способны временами развивать скорость до 100- 130 км/ч. Другие пелагические формы (например, нототении) питаются планктонными рачками и плавают медленно. Окуни, судаки, рифовые окуни подстерегают добычу, затаившись среди водорослей, или разыскивают ее, плавая с небольшими скоростями. Зубатки ведут придонный образ жизни, питаясь преимущественно моллюсками и иглокожими; их мощные периодически сменяющиеся зубы легко разгрызают прочные раковины. Питающиеся мягкими донными беспозвоночными султанки обнаруживают добычу с помощью длинных щупалец-усиков, медленно плавая у дна. Многие бычки и морские собачки прячутся между камнями, подстерегая добычу, а звездочеты зарываются в грунт, выставив на поверхность лишь большую пасть и расположенные на верху головы глаза. Некоторые морские собачки, лабиринтовые рыбы (например, анабас и илистые прыгуны) выползают на берег и охотятся за наземными беспозвоночными. Распространенные в водах Юго-Восточной Азии брызгуны серией капель или тонкой струйкой воды, выбрызгиваемой на расстояние до 2-2,5 м, сбивают летающих или ползающих на надводных растениях насекомых. Глубоководные виды - хищники, способны заглатывать добычу, превышающую их по размерам (например, хиазмод). Есть и растительноядные виды (некоторые морские собачки, рыбы-хирурги и др.).
    У семи видов подотряда прилипаловых первый спинной плавник сместился на голову и превратился в мощную присоску, которой достигающие 30-90 см длины прилипалы прикрепляются к крупным рыбам (иногда к лодкам и судам) и так перемещаются на значительные расстояния. Питаются остатками пищи "хозяев" и беспозвоночными пелагическими (обитают в пелагиали или в толще океанских вод).

    Окраска разнообразная, часто покровительственная, с яркими пятнами и полосами. Некоторые способны изменять окраску в зависимости от окружающего фона (бычки). У некоторых видов выражена забота о потомстве. Бычки откладывают икру в пустые очищенные от грязи раковины или в построенные из камешков гнезда, другие роют норки, строят гнезда из пузырьков воздуха (лабиринтовые рыбы). Отложенная икра охраняется самцом; иногда он некоторое время охраняет и молодь. Многие цихловые вынашивают икру в ротовой полости; у части видов при определенной позе родителя, сигнализирующей об опасности, мальки прячутся в его ротовой полости; у разных видов эту заботу проявляют либо оба партнера, либо только самец или самка. В разных подотрядах встречаются и яйцеживородящие виды (бельдюги, живородки и др.).
    Многие виды окунеобразных рыб имеют важное промысловое значение. Для наших пресных водоемов нужно отметить судака - и окуня -. В тропиках на рисовых полях Выращивают тилапий. Из морских окунеобразных промысловое значение имеют ставридовые, зубатковые, бычковые, скумбриевые (скумбрии, тунцы). Многие виды ярко окрашенных мелких окунеобразных содержат в аквариумах (макроподы, петушки, гурами, скаляры и др.
VII. Выберите характерные признаки из данного текста об отряде: Дневные хищные птицы:

Это птицы средней и крупной величины. У одного из самых крупных видов— американского кондора — крыло длиной около 115 см, размах крыльев до 275 см. Самые мелкие хищные птицы — так называемые карликовые сокола — имеют крыло длиной 9—10 см.

  Для хищных птиц характерен крепкий крючкообразно загнутый на конце клюв, основание которого одето голой ярко окрашенной кожей — восковицей, в которую открываются наружные отверстия ноздрей. Ноги у хищных птиц умеренной длины, с загнутыми и обычно острыми когтями (только у секретарей ноги длинные). Когти и клюв служат для умерщвления, а последний и для расчленения добычи. Пальцы относительно длинные, на подошвенной их стороне имеются подушечки, служащие для удержания добычи. Телосложение плотное, оперение жесткое и плотно прилегающее к телу. Мощные крылья, широкая грудь.

Окраска обычно неяркая, преимущественно серого, бурого, рыжего или черного цвета, часто с примесью белого. У некоторых видов, кормящихся падалью, голова и часть шеи голые, неоперенные. У большинства видов самцы и самки окрашены сходно, но молодые птицы по первому году, иногда и позже, отличаются от взрослых по окраске. Обычно самцы мельче самок, но у грифов Старого Света оба пола одинаковых размеров, а у американских кондоров самцы крупнее самок.

Хищные птицы ведут дневной образ жизни, лишь немногие из них сумеречные. Дневные хищные птицы обладают великолепным зрением. Они способны видеть добычу на расстоянии в нескольких километров. Пернатые хищники очень умны и обладают прекрасной памятью. Что же касается характера, то, наряду с благородными чертами: мужеством, бесстрашием и самоотверженностью по отношению к членам своей семьи, им присущи также жестокость, коварство и жадность. 

Хищные птицы — моногамы. Насиживание начинается после откладки первого яйца, и птенцы в выводке поэтому разновозрастные. Насиживает главным образом самка, самец сменяет ее лишь на непродолжительное время. Крупные виды насиживают почти 2 месяца (например, кондор, бородач). Виды средней величины насиживают примерно в течение месяца.

        Птенцы выходят из яиц хорошо опушенными и зрячими, но нуждаются во время пребывания в гнезде в кормлении и обогревании, а также в защите от врагов. Вылет из гнезда у мелких и средних видов хищников происходит примерно в месячном возрасте, у крупных грифов — только в трех- и даже четырехмесячном.

 В природных условиях хищные птицы съедают добычу с костями, шерстью, перьями, непереваренные остатки которых периодически выкидываются через рот в виде так называемых погадок. Большинство хищных птиц разыскивает добычу летая. В связи с этим у них отлично развито зрение и способность к полету.

        Практическое значение хищных птиц для хозяйственной деятельности человека в общем следует оценивать положительно. Большинство из них приносит прямую пользу, поедая грызунов и насекомых, вредных для земледелия. Другие, уничтожая в первую очередь больных и слабых особей, являются существенным фактором отбора. В настоящее время в огромном большинстве стран хищные птицы — в той или иной форме — находятся под охраной. При этом учитывается и несомненное значение хищных птиц как памятников природы.

ОТВЕТ:

Хищные птицы - плотоядные

Охотятся птицы в полете.

Мощные крылья, широкая грудь, массивный, сильный крючкообразный клюв, могучие лапы с длинными пальцами, заканчивающимися острыми загнутыми когтями.

Великолепное зрение. Они способны видеть добычу на расстоянии нескольких километров.

Очень умные и обладают прекрасной памятью.

Хищные птицы моногамны.

VIII. Выберите характерные признаки из данного текста об семействе млекопитающих: Куньи:

Текст.Краткая характеристика семейства. Семейство Куньи включает в себя 65-70 видов мелких, реже средних размеров. Длина тела от 11 (ласка) до 150 см (калан). Туловище сильно удлинено, реже относительно короткое. Конечности короткие, пальцеходящие или полустопоходящие, с не втяжными когтями. Подошвы кисти и стопы покрыты волосами, или имеют голые подушки, или целиком голые. У некоторых видов между пальцами находится плавательная перепонка. Конечности калана сильно изменены: задние превратились в ласты, а на передних пальцы укорочены и соединены между собой.
    Голова обычно небольшая. Глаза средних размеров, иногда большие. Уши чаще маленькие, изредка крупные с округлыми вершинами. У некоторых видов (водных) уши сильно редуцированы. Хищнические зубы сильно развиты.    Распространены от тундры до пустыни и от подножья гор до альпийских лугов. Как правило, представители семейства ведут одиночный образ жизни, иногда держатся семьями и лишь в виде исключения образуют небольшие группы.
    По характеру питания большинство хищники, но используют, однако, и другие корма. У некоторых имеется тенденция к всеядности. Как правило, ведут оседлый образ жизни. Обычно убежищем служат собственные подземные норы. Некоторые виды в холодный период года впадают в зимний сон. Активны преимущественно ночью, отчасти в сумерки. Из органов чувств лучше всего развит слух, у некоторых также и обоняние. В году дают один помет, в котором бывает 1-10 детенышей.
    Семейство куньи включает ценные пушные виды: соболь, куницы, , выдра, калан и др. Ряд куньих - истребители вредных грызунов (ласки, хорьки, перевязка и др.). Среди крупных куньих надо упомянуть россомаху, обитающую в тайге и лесотундре Евразии и Северной Америки, и барсуков. Последние питаются разнообразными животными и растительными кормами, роют сложные норы; широко распространены в Евразии.

Ответ: Семейство Куньи включает в себя 65-70 видов мелких, реже средних размеров.Длина тела от 11 (ласка) до 150 см (калан). Не втяжными когтями.Хищнические зубы сильно развиты.  Оседлый образ жизни. Роют сложные норы.Активны преимущественно ночью, отчасти в сумерки.Семейство куньи включает ценные пушные виды: соболь, куницы, , выдра, калан и др.

IX. В чем выражается приспособленность внешнего строения рыб к жизни в воде?

ОТВЕТ: Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду

благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков. Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Дополнительно чешуя покрыта слизью.

Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска

спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу

незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу. Окраска делает рыбу малозаметной на фоне

места обитания. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного

перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями).

Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды,

воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.

Органы движения – плавники. Парные (грудные, брюшные) непарные

(спинной, анальный=подхвостовой, хвостовой). Для продвижения вперед

рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и

одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и

стабилизаторами необходимыми для управления движения и балансировки. Большая плотность воды –обеспечивает обтекаемую

форму тела. Прозрачность - защитную окраску тела и возможность зрения.

Способность растворять различные вещества -обоняние. Текучесть – органы боковой линии.

Вывод: Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в

обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), рганов

чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников).

X. О каком отряде этот текст? Назовите 3-х представителей.

Относятся к низшим млекопитающим. Рождают детенышей, но очень маленьких и недоразвитых. Они более похожи на зародышей, чем на молодых зверят. Плацента у них развита слабо. Эмбриональный период очень короткий. Доразвитие происходит в специальной «выводковой» сумке, образованной складкой кожи на брюхе самки. Внутри сумки имеются млечные железы, к соскам которых присасываются детеныши .Кормятся молоком более двух месяцев. Теплой сумкой матери новорожденные пользуются почти год, пока не научатся бегать. Они распространены в Австралии, Южной, Центральной и Северной Америке.

Для них характерны следующие черты: Животные разного размера, внешне похожих на других млекопитающих; температура тела постоянная.

Ответ:______________________________________.

Ответ: отряд Сумчатые. Кенгуру, коала, опоссумы, вомбат, сумчатая куница.

3.Станция: “ Решите кроссворд”.

Кроссворд на тему "Земноводные и рептилии"


По горизонтали

2. Какой отряд образован безногими Земноводными животными

6. Как называется старый роговой покров змей, который она теряет при линьке

8. Известно, что ядовитых змей специально разводят в неволе с целью получения змеиного яда, как называются змеиные питомники

11. Как называется смена рогового покрова у ящериц

13. Бесхвостое земноводное, на верхней челюсти имеются мелкие зубы

14. Бесхвостое земноводное, с яркой окраской брюха

16. Хвостатое земноводное с блестящей чёрной окраской тела и ярко-жёлтыми пятнами

18. Бесхвостое земноводное, развитие личинок которого происходит в ячейках кожи спинной части родителя

По вертикали

1. Какой орган дыхания есть у головастиков, но отсутствует у взрослых лягушек

3. Какие пресмыкающиеся способны к рефлекторному отбрасыванию хвоста

4. Живут до 150 лет

5. Жаба со своеобразной заботой о потомстве

6. Какой из видов ящериц утратил свои конечности и внешне похож на змею

7. Хвостатое земноводное, имеющее три пары наружных жабр

9. Как называется процесс восстановления хвоста у ящерицы

10. Обычное у нас хвостатое земноводное

12. Бесхвостое земноводное, ведущее древесный образ жизни

15. Представитель семейства бесхвостых земноводных

17. Бесхвостое земноводное с ядовитыми кожными железами. Обитает в лесах Центральной и Южной Америке

Ответы:




4.Станция: “Черепашьи вопросы”

Систематизация знаний по классам позвоночных животных. (Работа на ноутбуках по биологическим картам) Карты находятся на флешки переносятся на рабочей стол ноутбуков

1). http://tana.ucoz.ru/load/377 биологические карты. Земноводные

2). http://tana.ucoz.ru/load/377 биологические карты. Птицы. 3).http://cor.edu.27.ru/catalog/res/0000080d-1000-4ddd-2703-2c00475d4f0f/?sort=order&from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&&rubric_id[]=20353

4). http://cor.edu.27.ru/dlrstore/000007fb-1000-4ddd-c8fb-5000475d4f0d/60_28.swf

5).http://cor.edu.27.ru/dlrstore/00000823-1000-4ddd-67c2-3f00475d4f12/68_06.swf

5.Станция: “Найди ошибку” Подготовка к ОГЭ. Каждому участнику экипажа выдается задание на формате А4.Ответ участник пишет под заданием.

1 ученик.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых до­пу­ще­ны ошиб­ки, объ­яс­ни­те их.

  1.К чер­там, от­ли­ча­ю­щих птиц от пре­смы­ка­ю­щих­ся, можно от­не­сти про­грес­сив­ное раз­ви­тие ор­га­нов зре­ния, слуха, ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний.

2. У птиц не­сколь­ко хуже, чем у пре­смы­ка­ю­щих­ся, раз­ви­та тер­мо­ре­гу­ля­ция.

3. Четырёхка­мер­ное серд­це птиц имеет не­пол­ную пе­ре­го­род­ку в же­лу­доч­ке.

4. К при­спо­соб­ле­ни­ям птиц к полёту можно от­не­сти: об­те­ка­е­мую форму тела, кры­лья, за­пол­нен­ные плот­ным ве­ще­ством кости, на­ли­чие га­зо­об­ме­на и в лёгких, и воз­душ­ных меш­ках.

Ответ.Ошиб­ки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях:

  1). 2 — у птиц хо­ро­шо раз­ви­та тер­мо­ре­гу­ля­ция, они теп­ло­кров­ные;

2). 3 — че­ты­рех­ка­мер­ное серд­це имеет пол­ную пе­ре­го­род­ку в же­лу­доч­ке;

3). 4 — птицы имеют полые кости, заполненные воз­ду­хом, в воз­душ­ных меш­ках не про­ис­хо­дит га­зо­об­мен.

2 ученик.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте и ис­правь­те их.

  1. Рыбы — вод­ные хор­до­вые жи­вот­ные.

2. Опо­рой тела всех рыб яв­ля­ет­ся внут­рен­ний хря­ще­вой ске­лет

3. Ды­ха­ние у рыб жа­бер­ное.

4. В кро­ве­нос­ной си­сте­ме два круга кро­во­об­ра­ще­ния, а в серд­це толь­ко ве­ноз­ная кровь.

5. Цен­траль­ная нерв­ная си­сте­ма рыб имеет вид труб­ки, пе­ред­няя часть ко­то­рой пре­вра­ще­на в пе­ред­ний мозг, со­сто­я­щий из 5 от­де­лов.

6. Боль­шин­ство рыб гер­ма­фро­ди­ты.

Ответ. Ошиб­ки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1). 2 — ске­лет у боль­шин­ства рыб кост­ный.

2).4 — у рыб один круг кро­во­об­ра­ще­ния.

3). 6 — рыбы раз­дель­но­по­лые жи­вот­ные

3 ученик.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. Нерв­ная си­сте­ма мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­кой сте­пе­нью слож­но­сти.

2. В го­лов­ном мозге осо­бен­но раз­ви­ты по­лу­ша­рия моз­жеч­ка, что обес­пе­чи­ва­ет слож­ность по­ве­де­ния мле­ко­пи­та­ю­щих.

3. У мле­ко­пи­та­ю­щих впер­вые по­яви­лось внут­рен­нее ухо, что при­ве­ло к рез­ко­му улуч­ше­нию слуха жи­вот­ных.

4. Все мле­ко­пи­та­ю­щие, кроме пер­воз­ве­рей, — жи­во­ро­дя­щие жи­вот­ные.

5. Детёныши раз­ви­ва­ют­ся в пла­цен­те, ко­то­рая рас­по­ла­га­ет­ся в брюш­ной по­ло­сти.

6. Мле­ко­пи­та­ю­щие, у ко­то­рых раз­ви­ва­ет­ся пла­цен­та, на­зы­ва­ют­ся пла­цен­тар­ны­ми.

Ответ. Ошибки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1).2. В го­лов­ном мозге осо­бен­но раз­ви­ты по­лу­ша­рия пе­ред­не­го мозга, что обес­пе­чи­ва­ет слож­ность по­ве­де­ния мле­ко­пи­та­ю­щих.

2).3. У мле­ко­пи­та­ю­щих впер­вые по­яви­лось на­руж­ное ухо, что при­ве­ло к рез­ко­му улуч­ше­нию слуха жи­вот­ных.

3).5. Детёныши раз­ви­ва­ют­ся в матке, ко­то­рая рас­по­ла­га­ет­ся в брюш­ной по­ло­сти.

4 ученик.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

 1. Че­ре­па­хи – один из двух от­ря­дов Пре­смы­ка­ю­щих­ся, ис­ко­па­е­мые остан­ки ко­то­рых про­сле­жи­ва­ют­ся на про­тя­же­нии более 220 мил­ли­о­нов лет.

2. Эти жи­вот­ные рас­про­стра­не­ны в тро­пи­че­ской и уме­рен­ной кли­ма­ти­че­ских зонах почти по всей Земле.

3. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком че­ре­пах яв­ля­ет­ся пан­цирь, ко­то­рый слу­жит им ос­нов­ной за­щи­той от вра­гов.

4. С эко­ло­ги­че­ской точки зре­ния виды че­ре­пах де­лят­ся на мор­ские и на­зем­ные, но на­зем­ные че­ре­па­хи все­гда живут в прес­ной воде.

5. Все виды че­ре­пах ядо­ви­ты.

6. Мно­гие виды че­ре­пах на­хо­дят­ся под угро­зой вы­ми­ра­ния раз­ной сте­пе­ни и охра­ня­ют­ся.

­Ответ. Ошибки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1).1 – су­ще­ству­ет 4 от­ря­да Пре­смы­ка­ю­щих­ся: Клю­во­го­ло­вые (Гат­те­рии), Кро­ко­ди­лы, Че­шуй­ча­тые и Че­ре­па­хи.

2).4 – среди на­зем­ных че­ре­пах есть и пол­но­стью су­хо­пут­ные.

3).5 – толь­ко не­ко­то­рые виды че­ре­пах ядо­ви­ты, а не­ко­то­рые во­об­ще съе­доб­ны

5 ученик.

Про­чи­тай­те текст и най­ди­те в нём три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых со­дер­жат­ся био­ло­ги­че­ские ошиб­ки. За­пи­ши­те сна­ча­ла но­ме­ра этих пред­ло­же­ний, а затем сфор­му­ли­руй­те их пра­виль­но.

1. Рыбы — это хо­лод­но­кров­ные жи­вот­ные, име­ю­щие об­те­ка­е­мую форму тела и ды­ша­щие жаб­ра­ми.

2. Боль­шин­ство су­ще­ству­ю­щих на Земле видов рыб имеют хря­ще­вой ске­лет.

3. Кро­ве­нос­ная си­сте­ма рыб за­мкну­тая, а серд­це со­сто­ит из же­лу­доч­ка и пред­сер­дия.

4. У всех рыб два круга кро­во­об­ра­ще­ния.

5. В серд­це рыбы течёт ве­ноз­ная кровь, ко­то­рая на­сы­ща­ет­ся кис­ло­ро­дом в жаб­рах.

6. На­прав­ле­ние те­че­ния воды, виб­ра­цию воды рыбы вос­при­ни­ма­ют ор­га­на­ми рав­но­ве­сия.

Ответ. Ошибки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1). 2 — ске­лет у боль­шин­ства рыб кост­ный.

2). 4 — у рыб один круг кро­во­об­ра­ще­ния.

3). 6 — На­прав­ле­ние те­че­ния воды, её виб­ра­цию рыбы вос­при­ни­ма­ют бо­ко­вой ли­ни­ей.

6 ученик.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

 1. В Челябинской области крот оби­та­ет в под­зем­ных ходах, ко­то­рые сам роет.

2. В связи с его об­ра­зом жизни он имеет ряд при­спо­соб­ле­ний.

3. Лапы крота при­спо­соб­ле­ны к быст­ро­му пе­ре­ме­ще­нию.

4. В то же время обо­ня­ние и зре­ние у крота очень сла­бые.

5. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что крот не ис­поль­зу­ет их для ори­ен­та­ции в про­стран­стве.

6. Усы крота не­об­хо­ди­мы ему для ося­за­ния.

Ответ. Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1). 3 – лапы крота при­спо­соб­ле­ны для рытья.

2). 4 – обо­ня­ние крота раз­ви­то хо­ро­шо.

3). 5 – обо­ня­ние ак­тив­но ис­поль­зу­ет­ся для ори­ен­та­ции в про­стран­стве

7 ученик.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

 1. Акулы – над­от­ряд хря­ще­вых рыб, об­ла­да­ю­щий сле­ду­ю­щи­ми от­ли­чи­тель­ны­ми осо­бен­но­стя­ми: удлинённое тело более или менее тор­пе­до­об­раз­ной формы, боль­шой хво­сто­вой плав­ник и хо­ро­шо раз­ви­тые жа­бер­ные крыш­ки.

2. К на­сто­я­ще­му вре­ме­ни из­вест­но более 450 видов акул.

3. Ки­то­вая акула – самая боль­шая из из­вест­ных рыб (её длина до­сти­га­ет 20 мет­ров) и самый круп­ный мор­ской хищ­ник.

4. Пред­ста­ви­те­ли над­от­ря­да ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в морях и оке­а­нах, от по­верх­но­сти до глу­би­ны более 2000 мет­ров.

5. Акулы в ос­нов­ном оби­та­ют в прес­ной воде. 6. Боль­шин­ство акул от­но­сит­ся к так на­зы­ва­е­мым на­сто­я­щим хищ­ни­кам, но 3 вида – филь­тра­то­ры.

Ответ. Ошибки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ошиб­ка в пред­ло­же­нии 1 – у хря­ще­вых рыб, в том числе и акул, нет жа­бер­ных кры­шек.

2) Ошиб­ка в пред­ло­же­нии 3 – ки­то­вая акула не хищ­ник, она филь­тра­тор.

3) Ошиб­ка в пред­ло­же­нии 5 – боль­шин­ство акул живёт в мор­ской воде

3.Итог урока. Рефлексия. Эксперты-консультанты оценивают работу группы.

Выставляют итоговые оценки на основание заполненных маршрутных листов.

Ставят свою подпись.

Учитель: Очень жаль, но наш урок -подошел к концу. Человек - величайшее создание природы. А жизнь человека тесно связана с этой природой, с её состоянием. Поэтому мы должны хорошо знать, любить и беречь нашу природу.

Учитель: Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна. 

Если вам что то не непонятно то поднимите одну руку. Если вам всё было понятно, то похлопайте себе за работу на уроке.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь где сердце (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои руки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. 

Спасибо. Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!