СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Тема и основная мысль текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке по теме "Текст. Тема и основная мысль текста" учитель рассмотрит следующие темы:

Речевая тема: Образ «любви» в представлении русского языка и культуры

Тема речевого общения: «Времена года. Весна»

Тип урока: урок развития связной речи.

Класс: 5

Форма  работы: индивидуально – групповая

Методы обучения на уроке:

  • проблемный метод (частично-поисковая деятельность, эвристические беседы);
  • поисковый метод (исследовательская, (теоретически-познавательная деятельность);
  • исследовательский  метод;
  • метод  творческих и нестандартных заданий;
  • метод развития критического мышления;
  • мозговой штурм;
  • кластер как метод; 
  • метод кейсов; 
  • информационно-коммуникационные технологии.

Цели урока:

  • обучающие: формирование  общего  понятия  о тексте  на  основе  осознания  его основных  признаков  и исследовательской  деятельности  учащихся,  научить  определять тему и основную мысль текста;
  • развивающие: развивать умение критически мыслить;  коммуникативную и лингвистическую компетентность средством организации групповой работы;
  •  воспитательные:  воспитывать любовь к художественному искусству,  прививать бережное отношение к природе и окружающей среде; формировать эстетический вкус детей.

Прогнозируемые  результаты: учащиеся  знают  смысл  понятий  «текст»,  «тема»  и «основная мысль текста»; правильно определяют тему и основную мысль текста.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Текст. Тема и основная мысль текста»

Текст.  Тема и основная мысль текста Урок в 5 классе

Текст. Тема и основная мысль текста

Урок в 5 классе

Прозвенел звонок веселый – Мы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать?

Прозвенел звонок веселый –

Мы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать?

Речевая разминка Март, апрель и май зеленый Дарят листья липам, кленам. Просыпаются сады, Распускаются цветы.

Речевая разминка

Март, апрель и май зеленый

Дарят листья липам, кленам.

Просыпаются сады,

Распускаются цветы.

МАРТ «Март зиму ломает, весне путь очищает!» Народные приметы: Увидели грача на улице или в саду – пришла весна. Если рано в марте начал таять снег – значит, долго не растает. Раннее мартовское тепло ненадежное. В марте тучи плывут быстро и высоко – к хорошей погоде. Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

МАРТ

«Март зиму ломает, весне путь очищает!»

Народные приметы:

  • Увидели грача на улице или в саду – пришла весна.
  • Если рано в марте начал таять снег – значит, долго не растает.
  • Раннее мартовское тепло ненадежное.
  • В марте тучи плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.
  • Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
  • Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Можно ли это высказывание назвать текстом? Почему? 1.Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки. 2. Скоро у неё появился крошечный щенок. 3. Глазки блестят, как круглые пуговки. 4. Нам подарили собаку Жучку. 5. На голове торчат два остреньких уха.

Можно ли это высказывание назвать текстом? Почему?

1.Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки.

2. Скоро у неё появился крошечный щенок.

3. Глазки блестят, как круглые пуговки. 4. Нам подарили собаку Жучку.

5. На голове торчат два остреньких уха.

Щенок 1. Нам подарили собаку Жучку. 2. Скоро у неё появился крошечный щенок. 3. На голове торчат два остреньких уха. 4. Глазки блестят, как круглые пуговки. 5. Снизу лапки, словно одеты в беленькие  чулочки.

Щенок

1. Нам подарили собаку Жучку.

2. Скоро у неё появился крошечный щенок.

3. На голове торчат два остреньких уха.

4. Глазки блестят, как круглые пуговки.

5. Снизу лапки, словно одеты в беленькие

чулочки.

Составление кластера Текст  высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, связанных по смыслу Основная мысль      Тема главное, что автор хочет сказать своим читателям о ком или о чём говорится в тексте © InfoUrok.ru

Составление кластера

Текст

высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений,

связанных по смыслу

Основная мысль

Тема

главное, что автор хочет сказать своим читателям

о ком или о чём говорится в тексте

© InfoUrok.ru

Психологическая разгрузка

Психологическая разгрузка

  Что случилось с природой? Все вокруг ож(и,ы)ло , стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница – Весна. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе.   Своим любимым зел(е,о)ным цветом она раскрасила травку. Зел(е,о)ной дымкой покрыла лес, а бере(з,с)ке подарила зел(е,о)ные сере(ж,ш)ки .   Кроме зел(е,о)но(г,в)о цвета у Весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым – облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.   Не забыла весна и ж(е,о)лтую краску. Она разбросала по зел(е,о)ному полю ж(е,о)лтые огоньки. Это первые весенние цв(е,и)ты.   Але попереду у Весни ще багато роботи. Різні фарби потрібні будуть для неї, щоб розфарбувати квітучі садки та поля.

Что случилось с природой? Все вокруг ож(и,ы)ло , стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница – Весна. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе.

Своим любимым зел(е,о)ным цветом она раскрасила травку. Зел(е,о)ной дымкой покрыла лес, а бере(з,с)ке подарила зел(е,о)ные сере(ж,ш)ки .

Кроме зел(е,о)но(г,в)о цвета у Весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым – облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.

Не забыла весна и ж(е,о)лтую краску. Она разбросала по зел(е,о)ному полю ж(е,о)лтые огоньки. Это первые весенние цв(е,и)ты.

Але попереду у Весни ще багато роботи. Різні фарби потрібні будуть для неї, щоб розфарбувати квітучі садки та поля.

  Что случилось с природой? Все вокруг ож и ло, стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница – Весна. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе.  Своим любимым зел е ным цветом она раскрасила травку. Зел е ной  дымкой покрыла лес, а бере з ке подарила зеленые сере ж ки.   Кроме зел е но г о цвета у Весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым – облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.   Не забыла весна и ж е лтую краску. Она разбросала по зел е ному полю ж е лтые огоньки. Это первые весенние цв е ты.   Но впереди у Весны еще много работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы раскрасить цветущие сады и поля.

Что случилось с природой? Все вокруг ож и ло, стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница – Весна. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе.

Своим любимым зел е ным цветом она раскрасила травку. Зел е ной дымкой покрыла лес, а бере з ке подарила зеленые сере ж ки.

Кроме зел е но г о цвета у Весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым – облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.

Не забыла весна и ж е лтую краску. Она разбросала по зел е ному полю ж е лтые огоньки. Это первые весенние цв е ты.

Но впереди у Весны еще много работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы раскрасить цветущие сады и поля.

Редактирование текста Вставь пропущенные слова - действия Уж снег, … ручьи, В окно … весною. … скоро соловьи, И лес … листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце …, Пора метелей злых и бурь Опять надолго … ...  ( тает, бегут, миновала, стало, оденется, засвищут, повеяло )  Алексей Плещеев

Редактирование текста

Вставь пропущенные слова - действия

Уж снег, … ручьи,

В окно … весною.

скоро соловьи,

И лес … листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце …,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго … ...

( тает, бегут, миновала, стало,

оденется, засвищут, повеяло )

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало , Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала ...   Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало ,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала ...

Алексей Плещеев

Завершите предложение Текст состоит из … . Предложения в тексте связаны … . Текст может иметь … . Заголовок отражает … и … . В тексте есть три части: …, …, …, .

Завершите предложение

  • Текст состоит из … .
  • Предложения в тексте связаны … .
  • Текст может иметь … .
  • Заголовок отражает … и … .
  • В тексте есть три части: …, …, …, .
Домашнее задание Урок №48, теория;  Оформить кластеры;  Выполнить упр. 428 (Б или В);  Подобрать загадки о весне;  Написать рассказ на тему: «Мое отношение к природе».

Домашнее задание

  • Урок №48, теория;

  • Оформить кластеры;

  • Выполнить упр. 428 (Б или В);

  • Подобрать загадки о весне;

  • Написать рассказ на тему: «Мое отношение к природе».
Рефлексия Я научился(научилась)… Было трудно… Сегодня я узнал(а)… Теперь я могу… Больше всего мне понравилось…

Рефлексия

  • Я научился(научилась)…
  • Было трудно…
  • Сегодня я узнал(а)…
  • Теперь я могу…
  • Больше всего мне понравилось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!