Текст. Тема и основная мысль текста
Урок в 5 классе
Прозвенел звонок веселый –
Мы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать?
Речевая разминка
Март, апрель и май зеленый
Дарят листья липам, кленам.
Просыпаются сады,
Распускаются цветы.
МАРТ
«Март зиму ломает, весне путь очищает!»
Народные приметы:
- Увидели грача на улице или в саду – пришла весна.
- Если рано в марте начал таять снег – значит, долго не растает.
- Раннее мартовское тепло ненадежное.
- В марте тучи плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.
- Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
- Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Можно ли это высказывание назвать текстом? Почему?
1.Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки.
2. Скоро у неё появился крошечный щенок.
3. Глазки блестят, как круглые пуговки. 4. Нам подарили собаку Жучку.
5. На голове торчат два остреньких уха.
Щенок
1. Нам подарили собаку Жучку.
2. Скоро у неё появился крошечный щенок.
3. На голове торчат два остреньких уха.
4. Глазки блестят, как круглые пуговки.
5. Снизу лапки, словно одеты в беленькие
чулочки.
Составление кластера
Текст
высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений,
связанных по смыслу
Основная мысль
Тема
главное, что автор хочет сказать своим читателям
о ком или о чём говорится в тексте
© InfoUrok.ru
Психологическая разгрузка
Что случилось с природой? Все вокруг ож(и,ы)ло , стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница – Весна. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе.
Своим любимым зел(е,о)ным цветом она раскрасила травку. Зел(е,о)ной дымкой покрыла лес, а бере(з,с)ке подарила зел(е,о)ные сере(ж,ш)ки .
Кроме зел(е,о)но(г,в)о цвета у Весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым – облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.
Не забыла весна и ж(е,о)лтую краску. Она разбросала по зел(е,о)ному полю ж(е,о)лтые огоньки. Это первые весенние цв(е,и)ты.
Але попереду у Весни ще багато роботи. Різні фарби потрібні будуть для неї, щоб розфарбувати квітучі садки та поля.
Что случилось с природой? Все вокруг ож и ло, стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница – Весна. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе.
Своим любимым зел е ным цветом она раскрасила травку. Зел е ной дымкой покрыла лес, а бере з ке подарила зеленые сере ж ки.
Кроме зел е но г о цвета у Весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым – облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.
Не забыла весна и ж е лтую краску. Она разбросала по зел е ному полю ж е лтые огоньки. Это первые весенние цв е ты.
Но впереди у Весны еще много работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы раскрасить цветущие сады и поля.
Редактирование текста
Вставь пропущенные слова - действия
Уж снег, … ручьи,
В окно … весною.
… скоро соловьи,
И лес … листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце …,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго … ...
( тает, бегут, миновала, стало,
оденется, засвищут, повеяло )
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало ,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала ...
Алексей Плещеев
Завершите предложение
- Предложения в тексте связаны … .
- Заголовок отражает … и … .
- В тексте есть три части: …, …, …, .
Домашнее задание
- Выполнить упр. 428 (Б или В);
- Подобрать загадки о весне;
- Написать рассказ на тему: «Мое отношение к природе».
Рефлексия
- Я научился(научилась)…
- Было трудно…
- Сегодня я узнал(а)…
- Теперь я могу…
- Больше всего мне понравилось…