СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ Грибы общая характеристика, многобразиее

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Грибы. Общая характеристика.

 

Учитель: Зубкова Людмила Ивановна

 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: Урок-путешествие по страничкам устного журнала

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемый УМК: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф

Цель урока: создание условий для:

  1. формирования у учащихся знаний об особенностях строения, питания и размножения грибов;

  2. формирования у учащихся умений анализировать, выделять главное, сравнивать, наблюдать, описывать, делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции;

  3. совершенствования навыков творческой и исследовательской деятельности;

  4. формирования личностных результатов: ответственного отношения к обучению, развитие познавательного интереса.

Задачи урока:

  1. < > – выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства, раскрыть особенности строения грибов, познакомить со способами питания и размножения грибов, расширить знания о симбиозе на примере некоторых грибов и растений;< >– развивать внимание и память, познавательные интересы и инициативу, умение работать с текстом учебника и находить необходимую информацию;< > – продолжить воспитывать культуру общения в групповой работе, прививать любовь и бережное отношение к природе, а также интерес к ее изучению.

Оборудование и средства обучения: таблица «Строение шляпочного гриба», натуральные объекты – свежие шампиньоны, плодовые тела трутовиков, набор муляжей грибов, изображения грибов (рисунки, фотографии), мультимедийная презентация, инструктивные карточки, учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, Интернет-ресурс – ФЦИОР модуль «Грибы. Общая характеристика».

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ Грибы общая характеристика, многобразиее»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ


Тема урока: Грибы. Общая характеристика.


Учитель: Зубкова Людмила Ивановна


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: Урок-путешествие по страничкам устного журнала

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемый УМК: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф

Цель урока: создание условий для:

  1. формирования у учащихся знаний об особенностях строения, питания и размножения грибов;

  2. формирования у учащихся умений анализировать, выделять главное, сравнивать, наблюдать, описывать, делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции;

  3. совершенствования навыков творческой и исследовательской деятельности;

  4. формирования личностных результатов: ответственного отношения к обучению, развитие познавательного интереса.

Задачи урока:

  1. образовательные – выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства, раскрыть особенности строения грибов, познакомить со способами питания и размножения грибов, расширить знания о симбиозе на примере некоторых грибов и растений;

  2. развивающие– развивать внимание и память, познавательные интересы и инициативу, умение работать с текстом учебника и находить необходимую информацию;

  3. воспитательные – продолжить воспитывать культуру общения в групповой работе, прививать любовь и бережное отношение к природе, а также интерес к ее изучению.

Оборудование и средства обучения: таблица «Строение шляпочного гриба», натуральные объекты – свежие шампиньоны, плодовые тела трутовиков, набор муляжей грибов, изображения грибов (рисунки, фотографии), мультимедийная презентация, инструктивные карточки, учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, Интернет-ресурс – ФЦИОР модуль «Грибы. Общая характеристика».









Технологическая карта урока


Этапы урока. Вопросы плана изучения материала урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные)

Организационный момент. Мотивирование (самоопределение) учебной деятельности

Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.

Сообщает, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые спрятаны в корзинке.

Дает подсказки, приводит интересные факты об этих живых существах:

  • уже в древнем Риме люди знали и о вкусовых достоинствах этих существ, и об их ядовитых свойствах;

  • появление данных организмов после дождя человек считал сверхъестественным;

  • древние греки и римляне, китайцы и индусы верили в их божественное происхождение;

  • об этих организмах можно сказать «самые знакомые и самые таинственные существа».

Предлагает отгадать загадку:

. И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и вряд

В шапках молодцы стоят.


Подводит учащихся к формированию темы и цели урока. Как называются эти организмы? Открывает корзинку и показывает грибы.

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.




Слушают учителя, отгадывают загадку, высказывают свои версии.


















Формулируют тему и цель урока.

Личностные УУД:

самоопределение, проявление интереса к новому содержанию.

Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Регулятивные УУД:формирование умения самостоятельно определять и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.


Актуализация знаний

Предлагает учащимся вспомнить, что они знают о грибах из начальной школы?

Обращается к классу с вопросами: Что хотели бы узнать о грибах? Какие задачи сегодня мы поставим перед собой?

Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать грибы.


Вспоминают, что им известно о грибах, поочередно высказывают свое мнение.

Совместно с учителем определяют задачи урока.

Определяют критерии изучения грибов: строение, многообразие, процессы жизнедеятельности.

Личностные УУД:

формирование осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные УУД:

определение критериев изучения учебного материала; формирование умения планировать работу.


Изучение нового материала

1. Организует путешествие по страницам устного журнала «Загадочный мир грибов».

Предлагает остановиться на первой странице журнала – исторической, совершить экскурсию в историю микологии, прослушав сообщение учащегося о развитии микологии.

Дает задание учащимся: выделить в сообщении о развитии микологии самое главное.

2. Продолжает путешествие, остановка на второй странице – исследовательской.

Формулирует проблему: грибы – это растения или животные?

Дает задание учащимся (по рядам): используя личный опыт, имеющиеся знания и текст учебника, выделить:

1-й ряд – признаки сходства грибов с растениями;

2-й ряд – признаки сходства грибов с животными;

3-й ряд – отличительные признаки грибов.

Предлагает сделать вывод: что такое грибы?

3. Организует работу в малых творческих группах, распределяет задания.

Задания для 1 группы

1) Используя учебник, дополнительную литературу и Интернет-ресурс (модуль «Грибы. Общая характеристика», пункт 8), ознакомиться со строением шляпочных грибов.

2) Подготовить устные ответы на вопросы:

- Из чего состоит шляпочный гриб?

- Чем образовано плодовое тело?

- Как называются грибы, у которых нижний слой шляпки образован трубочками?

3) Рассмотрите муляжи плодовых тел шляпочных грибов, найдите их шляпку и ножку. Определите, чем образована шляпка: пластинками или трубочками?

Задания для 2 группы

1) Используя учебник, дополнительную литературу и Интернет-ресурс (модуль «Грибы. Общая характеристика», пункт 4), познакомиться со способами питания грибов.

2) Подготовить устные ответы на вопросы:

- Как питаются грибы?

- На какие группы делятся грибы по типу питания?

3) Приведите примеры грибов по типу питания.

Задания для 3 группы

1) Используя учебник, дополнительную литературу и Интернет-ресурс (модуль «Грибы. Общая характеристика», пункт 5), познакомиться со способами размножения грибов.

2) Подготовить устные ответы на вопросы:

- Какие способы размножения характерны для грибов?

- Что такое споры? Где они образуются?

Задание для 4 группы

1) Используя учебник и дополнительную литературу, познакомиться с симбиозом некоторых грибов с деревьями.

2) Подготовить устные ответы на вопросы:

- Что такое симбиоз? Какие грибы вступают в симбиоз с деревьями?

- Что такое микориза, или грибокорень?

- Какое значение симбиоз имеет в природе?

Внимательно слушают выступление, находят и выделяют в сообщении важную информацию, высказывают свое мнение.









Высказывают свое мнение по данной проблеме.

Представляют результаты своей работы.







Формулируют вывод, записывают его в тетрадь.

Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.

Находят в тексте параграфа и дополнительной литературе нужную информацию.

Обсуждают найденную информацию в группе.

Познавательные УУД:

формирование умения выбирать из прослушанного сообщения важную информацию; формирование умения работать с учебником – находить и использоватьнужную информации по изучаемому вопросу.

Коммуникативные УУД:

слушать товарища, обсуждать информацию в группе, обосновывать свое мнение, выражать свои мысли.

Предметные УУД:

знать строение и основные процессы жизнедеятельности грибов, отличать грибы от других живых организмов.

Первичное закрепление новых знаний

Организует выступление групп.

Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп.

Организует закрепление материала по вопросам для тестирования.

Каждая группа представляет результаты своей работы.

Выполняют задание по тестам.

Осуществляют самопроверку в паре, используя ключ с ответами.

Личностные УУД:

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Регулятивные УУД:

формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания.

Коммуникативные УУД:

формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре в группе.

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает оценить урок и деятельность на уроке, ответив на вопросы:

  1. Как вы считаете, удалось ли достичь поставленных целей?

  2. Что нового и важного узнали для себя?

  3. Чему научились сегодня на уроке?

Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы, оценивают свою деятельность.

Личностные УУД:

установление связи между целью деятельности и ее результатом – оценивание собственного вклада в работу группы.

Регулятивные УУД:

Выработка критериев оценивания работы в группах.

Домашнее задание

  1. Изучить текст § 13 учебника, выполнить задания в конце параграфа; выполнить задания 4-6 в рабочей тетради.

  2. Творческие задания на выбор:

  • составить синквейн на тему Царство грибов»;

  • подготовить сообщение о грибах-рекордсменах;

  • составить кроссворд по теме «Грибы»;

  • подобрать пословицы, поговорки, стихи и загадки о грибах;

  • оформить галерею грибника: нарисовать шляпочные грибы и дать к ним краткие пояснения.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД:

создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!