Организационный момент. Мотивирование (самоопределение) учебной деятельности | Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. Сообщает, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые спрятаны в корзинке. Дает подсказки, приводит интересные факты об этих живых существах: уже в древнем Риме люди знали и о вкусовых достоинствах этих существ, и об их ядовитых свойствах; появление данных организмов после дождя человек считал сверхъестественным; древние греки и римляне, китайцы и индусы верили в их божественное происхождение; об этих организмах можно сказать «самые знакомые и самые таинственные существа». Предлагает отгадать загадку: . И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и вряд В шапках молодцы стоят. Подводит учащихся к формированию темы и цели урока. Как называются эти организмы? Открывает корзинку и показывает грибы. | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. Слушают учителя, отгадывают загадку, высказывают свои версии. Формулируют тему и цель урока. | Личностные УУД: самоопределение, проявление интереса к новому содержанию. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей. Регулятивные УУД:формирование умения самостоятельно определять и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
Актуализация знаний | Предлагает учащимся вспомнить, что они знают о грибах из начальной школы? Обращается к классу с вопросами: Что хотели бы узнать о грибах? Какие задачи сегодня мы поставим перед собой? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать грибы. | Вспоминают, что им известно о грибах, поочередно высказывают свое мнение. Совместно с учителем определяют задачи урока. Определяют критерии изучения грибов: строение, многообразие, процессы жизнедеятельности. | Личностные УУД: формирование осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Регулятивные УУД: определение критериев изучения учебного материала; формирование умения планировать работу. |
Изучение нового материала | 1. Организует путешествие по страницам устного журнала «Загадочный мир грибов». Предлагает остановиться на первой странице журнала – исторической, совершить экскурсию в историю микологии, прослушав сообщение учащегося о развитии микологии. Дает задание учащимся: выделить в сообщении о развитии микологии самое главное. 2. Продолжает путешествие, остановка на второй странице – исследовательской. Формулирует проблему: грибы – это растения или животные? Дает задание учащимся (по рядам): используя личный опыт, имеющиеся знания и текст учебника, выделить: 1-й ряд – признаки сходства грибов с растениями; 2-й ряд – признаки сходства грибов с животными; 3-й ряд – отличительные признаки грибов. Предлагает сделать вывод: что такое грибы? 3. Организует работу в малых творческих группах, распределяет задания. Задания для 1 группы 1) Используя учебник, дополнительную литературу и Интернет-ресурс (модуль «Грибы. Общая характеристика», пункт 8), ознакомиться со строением шляпочных грибов. 2) Подготовить устные ответы на вопросы: - Из чего состоит шляпочный гриб? - Чем образовано плодовое тело? - Как называются грибы, у которых нижний слой шляпки образован трубочками? 3) Рассмотрите муляжи плодовых тел шляпочных грибов, найдите их шляпку и ножку. Определите, чем образована шляпка: пластинками или трубочками? Задания для 2 группы 1) Используя учебник, дополнительную литературу и Интернет-ресурс (модуль «Грибы. Общая характеристика», пункт 4), познакомиться со способами питания грибов. 2) Подготовить устные ответы на вопросы: - Как питаются грибы? - На какие группы делятся грибы по типу питания? 3) Приведите примеры грибов по типу питания. Задания для 3 группы 1) Используя учебник, дополнительную литературу и Интернет-ресурс (модуль «Грибы. Общая характеристика», пункт 5), познакомиться со способами размножения грибов. 2) Подготовить устные ответы на вопросы: - Какие способы размножения характерны для грибов? - Что такое споры? Где они образуются? Задание для 4 группы 1) Используя учебник и дополнительную литературу, познакомиться с симбиозом некоторых грибов с деревьями. 2) Подготовить устные ответы на вопросы: - Что такое симбиоз? Какие грибы вступают в симбиоз с деревьями? - Что такое микориза, или грибокорень? - Какое значение симбиоз имеет в природе? | Внимательно слушают выступление, находят и выделяют в сообщении важную информацию, высказывают свое мнение. Высказывают свое мнение по данной проблеме. Представляют результаты своей работы. Формулируют вывод, записывают его в тетрадь. Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. Находят в тексте параграфа и дополнительной литературе нужную информацию. Обсуждают найденную информацию в группе. | Познавательные УУД: формирование умения выбирать из прослушанного сообщения важную информацию; формирование умения работать с учебником – находить и использоватьнужную информации по изучаемому вопросу. Коммуникативные УУД: слушать товарища, обсуждать информацию в группе, обосновывать свое мнение, выражать свои мысли. Предметные УУД: знать строение и основные процессы жизнедеятельности грибов, отличать грибы от других живых организмов. |
Первичное закрепление новых знаний | Организует выступление групп. Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп. Организует закрепление материала по вопросам для тестирования. | Каждая группа представляет результаты своей работы. Выполняют задание по тестам. Осуществляют самопроверку в паре, используя ключ с ответами. | Личностные УУД: осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания. Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре в группе. |
Рефлексия учебной деятельности | Предлагает оценить урок и деятельность на уроке, ответив на вопросы: Как вы считаете, удалось ли достичь поставленных целей? Что нового и важного узнали для себя? Чему научились сегодня на уроке? Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы, оценивают свою деятельность. | Личностные УУД: установление связи между целью деятельности и ее результатом – оценивание собственного вклада в работу группы. Регулятивные УУД: Выработка критериев оценивания работы в группах. |