СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление предполагает вежливый скептизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: "А что, если?.." Эта технология широко применяется.

Просмотр содержимого документа
«Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо".»

Технология

«Развитие   критического   мышления   через   чтение   и   письмо»

Технология « Развитие   критического   мышления   через   чтение   и   письмо » – РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В Казахстане технология известна с конца 90-х годов  и  по-другому называется « Чтение   и   письмо  для развития  критического   мышления » (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи  и  положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития  и  о неразрывной связи обучения  и  общего развития ребенка; К. Поппера  и  Р. Пола об основах формирования  и  развития  критического   мышления ; Э. Браун  и  И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

1) Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

2) Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

3) Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

4) Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии  и  обсуждения.

Отвечу на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность  и  использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины  и  последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу  и  способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента  и  их логическое осмысление» [ ].

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков  и  умений, которые формируются постепенно, в ходе развития  и  обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области  и  других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные  и  межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность  и  авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины  и  последствия различных явлений  и  т.д. Систематическое включение  критического   мышления  в учебный процесс должно формировать особый склад мышления  и  познавательной деятельности.

R. Paul (США) предложил разграничивать критическое мышление в «слабом»  и  «сильном» смысле. Так, использование анализа  и  аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером  критического   мышления  в «слабом» смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи  и  представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.

Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

1) актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

2) пробудить к ней интерес;

3) активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

4) структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

1) получение новой информации;

2) ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

3) соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

4) поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

1) выражение новых идей и информации собственными словами;

2) целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

3) анализ всего процесса изучения материала;

4) выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения. Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа, некоторые из которых приведены в Приложении 4. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Описание техник технологии РКМЧП

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,на которые хотел бы получить ответ. Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами.



Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал

параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление

причинно- следственных связей между блоками информации; Творческая

переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа

ведется индивидуально – в парах – группах





Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи

1.Составление списка известной

информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым

словам.

3. Систематизация материала

(графическая): кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические

цепочки

- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных

дневников, бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в

первой части урока вопросы.

- Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение

новых целевых установок для дальнейшей

самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом,

аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции

чувства;

- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение

изменений, дополнений в сделанные на первой стадии. 2. Возврат к ключевым словам, верным и

неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

4. Организация различных видов дискуссий.

5. Написание творческих работ: пятистишия-

синквейны, эссе.

6. Исследования по отдельным вопросам темы.

7. Творческие, исслед. или практические задания

на основе осмысления изучен. информации.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!