СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на уроках в начальных классах (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация, раскрываюшая определение и приемы критического мышления на уроках в начальных классах. Презентация представлена в виде мастер - класса на районном методическом объединении учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках в начальных классах (презентация)»

МАСТЕР-КЛАСС Филиал МБОУСОШ с.Вишневое Тамалинского района Пензенской области – начальная школа с.Санниковка Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.  Э. Кинг  Учитель начальных классов Дутлякова Светлана Георгиевна  2017г.

МАСТЕР-КЛАСС

Филиал МБОУСОШ с.Вишневое Тамалинского района Пензенской области – начальная школа с.Санниковка

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Э. Кинг

Учитель начальных классов

Дутлякова Светлана Георгиевна

2017г.

 Современная ситуация в образовании требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одним из таких методов является использование технологии развития  критического мышления  на уроках в начальной школе.

Современная ситуация в образовании требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одним из таких методов является использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.

  Теоретическая часть   Что такое критическое мышление и приёмы критического мышления на уроках. Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить и применить. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении – диалоги проходят в паре, группе, индивидуально. Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики. Умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Теоретическая часть Что такое критическое мышление и приёмы критического мышления на уроках.

Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить и применить. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении – диалоги проходят в паре, группе, индивидуально.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики. Умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

 Критическое мышление способствует формированию следующих умений:    мыслить, логично;  выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично; запоминать и оценивать факты;  формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;  уметь отстаивать свою позицию.

Критическое мышление способствует формированию следующих умений:

  • мыслить, логично;
  • выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично;
  • запоминать и оценивать факты;
  • формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;
  • уметь отстаивать свою позицию.
 «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню». Жан Жак Руссо

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».

Жан Жак Руссо

        Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.  Л. Выгодский   Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление.  Д. Дьюи   Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна.  К.Поппер          . 3/22/17

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление. Д. Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер

.

3/22/17

 В чем же различия? Что принципиально нового несет использование критического мышления?   Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

В чем же различия? Что принципиально нового несет использование критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Стадии «Критического мышления» Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии

Стадии

«Критического мышления»

Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

Функции стадии вызова Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная (актуализация (вызов «на поверхность»)  уже имеющихся знаний) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Функции стадии вызова

Мотивационная

(пробуждение интереса и побуждение к работе)

Информационная

(актуализация (вызов «на поверхность»)

уже имеющихся знаний)

Коммуникационная

(бесконфликтный обмен мнениями)

ПРИЁМЫ: «Верите ли Вы, что…?»; «Проблемный вопрос» «Загадка»; «Корзина» идей, понятий, «Что я знаю»….; составление таблицы «ЗУХ»; «Мозговой штурм»; «Составление кластера»;  «Ассоциации»; «Дерево предсказаний»; «Перепутанные логические цепочки»; «Верные и неверные утверждения» «Тонкие и толстые вопросы»; и т.д.

ПРИЁМЫ:

  • «Верите ли Вы, что…?»;
  • «Проблемный вопрос»
  • «Загадка»;
  • «Корзина» идей, понятий, «Что я знаю»….;
  • составление таблицы «ЗУХ»;
  • «Мозговой штурм»;
  • «Составление кластера»;
  • «Ассоциации»;
  • «Дерево предсказаний»;
  • «Перепутанные логические цепочки»;
  • «Верные и неверные утверждения»
  • «Тонкие и толстые вопросы»;

и т.д.

«Корзина»  «Что я знаю» 1 ) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:  Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?; 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;  5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения разногласия.

«Корзина» «Что я знаю»

1 ) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения разногласия.

«Составление кластера»  Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь»  Составление «кластера» позволяет: свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы; Кластер может быть использован на разных стадиях урока. «вызов» – для стимулирования мыслительной деятельности. «осмысление» - для построения материала. «рефлексия» - при подведении итогов.

«Составление кластера»

Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь»

Составление «кластера» позволяет:

  • свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы;

Кластер может быть использован на разных стадиях урока.

  • «вызов» – для стимулирования мыслительной деятельности.
  • «осмысление» - для построения материала.
  • «рефлексия» - при подведении итогов.
 «Ассоциация» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы:  - О чём может пойти речь на уроке?  - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана

«Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана

 «Верно – не верно» 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно

«Верно – не верно»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно

Толстые и тонкие вопросы  Тонкие вопросы: кто, где, когда,  что, согласны ли, было ли,  будет ли и т.д. Толстые вопросы:  Почему вы, так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.

Толстые и тонкие вопросы

Тонкие вопросы: кто, где, когда,

что, согласны ли, было ли,

будет ли и т.д.

Толстые вопросы:

Почему вы, так думаете?

В чем разница?

Что, если?

Объясните, почему и т.д.

Функции стадии осмысления или содержания Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация, ранжирование информации)

Функции стадии осмысления или содержания

Информационная

(получение новой информации)

Систематизационная

(классификация, ранжирование информации)

Приёмы: Инсерт или «Пометки на полях»; «Кластер»; «Чтение с остановками»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Знаю-Хочу узнать -Узнал»; «Взаимоопрос»; «Взаимообучение»; «Дневник двойной записи»

Приёмы:

  • Инсерт или «Пометки на полях»;
  • «Кластер»;
  • «Чтение с остановками»;
  • «Толстые и тонкие вопросы»;
  • «Знаю-Хочу узнать -Узнал»;
  • «Взаимоопрос»;
  • «Взаимообучение»;
  • «Дневник двойной записи»

«Инсерт» или «Пометки на полях» «V» «+»  «-» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете  «?» - если то, что вы читаете, является для вас новым  «!» - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу  - если то, что вы читаете, вас удивило

«Инсерт» или «Пометки на полях»

«V»

«+»

«-»

- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

«?»

- если то, что вы читаете, является для вас новым

«!»

- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

- если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

- если то, что вы читаете, вас удивило

 «Взаимоопрос»  Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

«Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

 «Взаимообучение»  В группах по очереди ученики играют роль учителя: Суммируют содержание абзаца; Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; Разъясняют, что непонятно; Дают задания для чтения следующего абзаца (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль сильных учеников)

«Взаимообучение»

В группах по очереди ученики играют роль учителя:

  • Суммируют содержание абзаца;
  • Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
  • Разъясняют, что непонятно;
  • Дают задания для чтения следующего абзаца (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль сильных учеников)
 «Дневник двойной записи» . Слева записывается часть текста, который производит наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации  с эпизодами из собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в душе резкий протест. С правой стороны нужно дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызывает? Какой вопрос возник в связи с ней? Читая  текст,  необходимо время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем дневнике   

«Дневник двойной записи»

.

Слева записывается часть текста, который производит наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации  с эпизодами из собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в душе резкий протест.

С правой стороны нужно дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызывает? Какой вопрос возник в связи с ней? Читая  текст,  необходимо время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем дневнике

 

 «ЗУХ»  Особое требование-  записывать сведения, факты или понятия только своими словами.  З (знаю)  У (узнал новое)  Х (хочу узнать)

«ЗУХ» Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами.

З

(знаю)

У

(узнал новое)

Х

(хочу узнать)

«Кластер» Без вкуса Без запаха Без цвета Неосязаемый  Без формы Свойства воздуха Сжимается Проводит звуки Имеет вес Упругий Сохраняет тепло

«Кластер»

Без вкуса

Без запаха

Без цвета

Неосязаемый

Без формы

Свойства

воздуха

Сжимается

Проводит

звуки

Имеет вес

Упругий

Сохраняет тепло

Функции стадии рефлексии Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Информационная (приобретение новых знаний) Оценочная (выработка собственной позиции)

Функции стадии рефлексии

Коммуникационная

(обмен мнениями о новой информации)

Мотивационная

(побуждение к дальнейшему расширению

информационного поля)

Информационная

(приобретение новых знаний)

Оценочная

(выработка собственной позиции)

Приёмы: «Метод 6 шляп»; «Авторский стул» «Кластер»; «Синквейн»; «Пятиминутное эссе»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Ромашка вопросов или ромашка Блума»

Приёмы:

  • «Метод 6 шляп»;
  • «Авторский стул»
  • «Кластер»;
  • «Синквейн»;
  • «Пятиминутное эссе»;
  • «Толстые и тонкие вопросы»;
  • «Ромашка вопросов или ромашка Блума»
Шесть шляп мышления .

Шесть шляп мышления

  • .
 «Кластер»  1. Выписывается ключевое слово;  2. Записываются слова и предложения по теме;  3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;  4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками (используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний)

«Кластер»

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками

(используется как средство для подведения итогов,

как стимул для возникновения новых ассоциаций

и графических изображений новых знаний)

«Синквейн»  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

«Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила написания:

  • Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
  • Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
  • Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
  • Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
  • Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Правила составления  синквейна Имя существительное Имя прилагательное Имя прилагательное Глагол Глагол Глагол  Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

Правила составления синквейна

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Глагол

Глагол

Глагол

Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме

Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

Стихотворение,  состоящее из пяти строк Кто? Что? Предмет Какой? Какая? Какое? Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета   Что делает? Три глагола, раскрывающие действия предмета Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки Существительное, выступающее как итог

Стихотворение, состоящее из пяти строк

Кто? Что?

Предмет

Какой? Какая? Какое?

Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета

Что делает?

Три глагола, раскрывающие действия предмета

Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки

Существительное, выступающее как итог

Синквейн Каким должен быть учитель? Каким не должен быть учитель?   Учитель. Учитель. Душевный, открытый. Суетливый, крикливый. Развивает, претворяет, думает. Объясняет, объясняет, ждет. Много идей- мало времени. Когда же закончится урок? Призвание. Бедолага.

Синквейн

Каким должен быть учитель?

Каким не должен быть учитель?

Учитель.

Учитель.

Душевный, открытый.

Суетливый, крикливый.

Развивает, претворяет, думает.

Объясняет, объясняет, ждет.

Много идей- мало времени.

Когда же закончится урок?

Призвание.

Бедолага.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ , САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧИТ, РАЗВИВАЕТ, АКТИВИЗИРУЕТ ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ РАЗВИТИЕ

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ , САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

УЧИТ, РАЗВИВАЕТ, АКТИВИЗИРУЕТ

ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ

РАЗВИТИЕ

 «Эссе»  Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.  Предлагается ответить на вопросы:  Что узнал и чему научился на уроке?  Что хотел бы узнать?

«Эссе»

Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.

Предлагается ответить на вопросы:

Что узнал и чему научился на уроке?

Что хотел бы узнать?

Домашнее задание Идеальное задание   Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое;   Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки

Домашнее задание

Идеальное задание

Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое;

Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки

Использование критического мышления у учащихся начальной школы способствует формированию у учащихся ряда творческих умений:  генерировать идеи;  найти многовариантное решение проблемы;  излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;  кратко излагать свою мысль

Использование критического мышления у учащихся начальной школы способствует формированию у учащихся ряда творческих умений:

  • генерировать идеи;
  • найти многовариантное решение проблемы;
  • излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;
  • кратко излагать свою мысль
 Критическое мышление учит   Работать самостоятельно   Задавать вопросы   Выслушивать чужое мнение   Иметь своё мнение и защищать его  Критически относится к мнению оппонентов  Осуществлять рефлексию своей деятельности   Анализировать и классифицировать

Критическое мышление учит

Работать самостоятельно

Задавать вопросы

Выслушивать чужое мнение

Иметь своё мнение и защищать его

Критически относится к мнению оппонентов

Осуществлять рефлексию своей деятельности

Анализировать и классифицировать

Практическая часть Урок литературного чтения 3 класс

Практическая часть

Урок литературного чтения 3 класс

Приём «Корзина понятий..» Положительные характеристики Без клетки не мог бы существовать организм Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали Перевозить кошек Чтобы не падать на лестнице Скатерть в клетку красивее Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки Грудная клетка защищает внутренние органы Отрицательные характеристики Браконьеры ловят зверей в клетках Жестоко в клетках держать животных Птица разучится летать в клетке Клетка отделяет от своего родного дома Животным лучше на воле, чем в клетке

Приём «Корзина понятий..»

Положительные характеристики

  • Без клетки не мог бы существовать организм
  • Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали
  • Перевозить кошек
  • Чтобы не падать на лестнице
  • Скатерть в клетку красивее
  • Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки
  • Грудная клетка защищает внутренние органы

Отрицательные характеристики

  • Браконьеры ловят зверей в клетках
  • Жестоко в клетках держать животных
  • Птица разучится летать в клетке
  • Клетка отделяет от своего родного дома
  • Животным лучше на воле, чем в клетке

Приём «Загадки» • У меня отличный слух,  Умный взгляд и тонкий нюх.  Сразу лезу с кошкой в драку,  Потому что я ... • Царь зверей раскатисто рычит,  Всех зверей собрать спешит,  На камень грациозно сев,  Скажите, кто же это... 

Приём «Загадки»

У меня отличный слух, Умный взгляд и тонкий нюх. Сразу лезу с кошкой в драку, Потому что я ...

Царь зверей раскатисто рычит, Всех зверей собрать спешит, На камень грациозно сев, Скажите, кто же это... 

Приём «Мозговой штурм» по картинке

Приём «Мозговой штурм» по картинке

Приём «Верите ли, что..» —  Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».(Работа в группах по карточкам можно индивидуально) • Верите ли, что действие происходит в зоопарке.  • Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её.  • Верите ли, что лев полюбил собаку.  • Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.  • Верите ли, что собака умерла.  • Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.

Приём «Верите ли, что..»

—  Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».(Работа в группах по карточкам можно индивидуально)

Верите ли, что действие происходит в зоопарке. • Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её. • Верите ли, что лев полюбил собаку. • Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год. • Верите ли, что собака умерла. • Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.

Приём «Чтение с пометками..» Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.

Приём «Чтение с пометками..»

Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель. Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. Быль «Лев и собачка» написана Толстым в 1880году на основе французского моралистического рассказа. В подлиннике и лев и собачка наделены человеческими чувствами. У Толстого же лев и собачка изображены с присущими этим животным чертами и повадками. В противоположность французскому рассказу с моралистической концовкой о значении дружбы Толстой не делает никаких выводов. Тема дружбы понятна и без разъяснений.
  • Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.
  • Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.
  • Быль «Лев и собачка» написана Толстым в 1880году на основе французского моралистического рассказа. В подлиннике и лев и собачка наделены человеческими чувствами. У Толстого же лев и собачка изображены с присущими этим животным чертами и повадками. В противоположность французскому рассказу с моралистической концовкой о значении дружбы Толстой не делает никаких выводов. Тема дружбы понятна и без разъяснений.

На доске появляются два столбика, характеризующих животных: Собачка Маленькая Худенькая Добрая Ласковая Шустрая Трусливая Верная Слабая Беспомощная Домашнее животное Друг человека – почему? Лев Большой Толстый Крупный Грозный Злой Неуклюжий Гневный Взрослый Сильный Дикое животное Царь зверей – почему?

На доске появляются два столбика, характеризующих животных:

Собачка

Маленькая

Худенькая

Добрая

Ласковая

Шустрая

Трусливая

Верная

Слабая

Беспомощная

Домашнее животное

Друг человека – почему?

Лев

Большой

Толстый

Крупный

Грозный

Злой

Неуклюжий

Гневный

Взрослый

Сильный

Дикое животное

Царь зверей – почему?

Тема : Л.Н. Толстой «Лев и собачка» Цели урока: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого через произведение; учить обдумывающему восприятию рассказа-были; развитие речи учащихся, формирование навыка выразительного чтения, умение выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрыть трагедийный смысл рассказа; воспитывать (пробуждать) чувства любви к животным. Что вам говорит название этого произведения?

Тема : Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цели урока:

продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого через произведение;

учить обдумывающему восприятию рассказа-были;

развитие речи учащихся, формирование навыка выразительного чтения, умение выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам;

раскрыть трагедийный смысл рассказа;

воспитывать (пробуждать) чувства любви к животным.

Что вам говорит название этого произведения?

Словарная работа:  - Прочитайте правильно слова. Объясните их значение. быль ---- было, произошло в действительности. подле – около, близко, совсем рядом. барин – господин, человек из привилегированного класса (помещик). зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. ощетинился  – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).

Словарная работа:

- Прочитайте правильно слова. Объясните их значение.

быль ---- было, произошло в действительности.

подле около, близко, совсем рядом.

барин – господин, человек из привилегированного класса (помещик).

зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.

ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).

Собачка легла на спину. Подняла лапки и стала махать хвостиком.

Собачка легла на спину. Подняла лапки и стала махать хвостиком.

Хозяин хотел отдать , но как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Хозяин хотел отдать , но как только стали звать собачку, чтобы взять её из

клетки, лев ощетинился и зарычал.

Потом он обнял своими лапами собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.

Потом он обнял своими лапами собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Чтение произведения (не доходя до кульминационного момента, до слов «Лев играл с ней…») – А теперь  добавьте  слова в столбики о льве и собачке, характеризующие этих животных, после прочтения текста:  Лев  Добрый                                                Щедрый  Дружелюбный  – что заставило его стать таким?  Какой оказалась собачка ?  Пугливая  Сообразительная  Умная
  • Чтение произведения (не доходя до кульминационного момента, до слов «Лев играл с ней…»)
  • А теперь  добавьте  слова в столбики о льве и собачке, характеризующие этих животных, после прочтения текста:

Лев

Добрый                                               Щедрый Дружелюбный  – что заставило его стать таким? Какой оказалась собачка ? Пугливая Сообразительная Умная

Синквейн   собачка маленькая, ласковая, беззащитная   прижалась, вскочила, заболела   Собачка понравилась льву.  дружба  лев  сильный, верный, заботливый понюхал, играл, тосковал  Лев полюбил собачку  верность

Синквейн

собачка

маленькая, ласковая, беззащитная

прижалась, вскочила, заболела

Собачка понравилась льву.

дружба

лев

сильный, верный, заботливый

понюхал, играл, тосковал

Лев полюбил собачку

верность

Главная мысль рассказа выражена словами И. С. Тургенева:  «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею,  Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

Главная мысль рассказа выражена словами И. С. Тургенева: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему ? Кто дружбой дорожит, там враги дрожат.  Храброму смерть не страшна.  Один за всех и все за одного.  Сила сломит всё, а ум силу.

Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему ?

  • Кто дружбой дорожит, там враги дрожат.

  • Храброму смерть не страшна.

  • Один за всех и все за одного.

  • Сила сломит всё, а ум силу.
 Люди!  Отныне и во веки веков не забудем  О том, что каждый из нас рождён и должен быть Человеком!  Добрым, умным милосердным!  Да не заслонят небо стаи взращенных нами железных воронов,  Да оскверним хлеб, не сожжём воду  И не погасим солнце!  Да не покинут нас благоразумие и согласие,  Радость и счастье, мир и покой!..  И тогда будет Жизнь на Земле  Вечно и бесконечно!  А что есть дороже Жизни на Земле,  Люди!

Люди! Отныне и во веки веков не забудем О том, что каждый из нас рождён и должен быть Человеком! Добрым, умным милосердным! Да не заслонят небо стаи взращенных нами железных воронов, Да оскверним хлеб, не сожжём воду И не погасим солнце! Да не покинут нас благоразумие и согласие, Радость и счастье, мир и покой!.. И тогда будет Жизнь на Земле Вечно и бесконечно! А что есть дороже Жизни на Земле, Люди!

Творческие задания Сочинить четверостишье про животных по рассказу Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Творческие задания

  • Сочинить четверостишье про животных по рассказу
  • Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Рефлексия «Шарики успеха» —  Было интересно... —  Сегодня на мастер классе я узнал, что... —  Больше всего мне понравилось... —  Новым для меня стало... —  Возьму с собой… —  Особенно мне понравилось… — Что нового я узнал? —  Где мне было легко? —  Что давалось с трудом? —  Реально ли применить это на своих уроках? —  Что вам понравилось и что вы возьмете с собой? —  Что еще не совсем понятно… - Что не понравилось или не понятно?

Рефлексия «Шарики успеха»

—  Было интересно...

—  Сегодня на мастер классе я узнал, что...

—  Больше всего мне понравилось...

—  Новым для меня стало...

—  Возьму с собой…

—  Особенно мне понравилось…

— Что нового я узнал?

—  Где мне было легко?

—  Что давалось с трудом?

—  Реально ли применить это на своих уроках?

—  Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?

—  Что еще не совсем понятно…

- Что не понравилось или не понятно?

Итог работы: Работая по технологии КМ я отмечаю следующие преимущества: • учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;  • увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;  • обостряется любознательность, наблюдательность;  • развивает активное слушание;  • повышает самооценку.

Итог работы:

Работая по технологии КМ я отмечаю следующие преимущества:

• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; • увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас; • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; • обостряется любознательность, наблюдательность; • развивает активное слушание; • повышает самооценку.

 1 . Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)   2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом)  3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов КМ? (да, нет, уже применяю)   4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением КМ? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его)

  • 1 . Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)
  • 2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом)
  • 3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов КМ? (да, нет, уже применяю)
  • 4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением КМ? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его)

 УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ,  КОЛЛЕГИ!   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, КОЛЛЕГИ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!