СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология написания сжатого изложения в рамках ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для ознакомления учащихся с технологией написания сжатого изложения в рамках ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Технология написания сжатого изложения в рамках ОГЭ»

Сжатое изложение (теория и практика подготовки)

Сжатое изложение

(теория и практика подготовки)

Умение писать сжатое изложение по прослушанному тексту нужно и на экзамене, и в жизни. Это одновременно и информационная, и содержательная, и языковая обработка текста, которая предполагает наличие не только репродуктивных, но и коммуникативных навыков. В новом образовательном стандарте они справедливо называются метапредметными или общеучебными  умениями.
  • Умение писать сжатое изложение по прослушанному тексту нужно и на экзамене, и в жизни. Это одновременно и информационная, и содержательная, и языковая обработка текста, которая предполагает наличие не только репродуктивных, но и коммуникативных навыков. В новом образовательном стандарте они справедливо называются метапредметными или общеучебными умениями.
 Краткое изложение Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

Краткое изложение

Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ. 2. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ. 3. СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ

1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

2. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ.

3. СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.

 Сжатое изложение  как форма содержательной и языковой обработки прослушанного текста   предполагает прежде всего структурированное  восприятие содержания текста,  умение выделять в нём ключевые слова,  микротемы, определять в них главное,  существенное, отсекать второстепенное;  умение отбирать лексические и  грамматические средства для связной  и краткой передачи информации.

Сжатое изложение

как форма содержательной и языковой обработки прослушанного текста

предполагает прежде всего структурированное

восприятие содержания текста,

умение выделять в нём ключевые слова,

микротемы, определять в них главное,

существенное, отсекать второстепенное;

умение отбирать лексические и

грамматические средства для связной

и краткой передачи информации.

Сжатое изложение текста  Первое условие – полноценное понимание исходного текста, позволяющее отделить второстепенную информацию от главной. Второе условие – владение навыками сокращения текста.

Сжатое изложение текста

  • Первое условие – полноценное понимание исходного текста, позволяющее отделить второстепенную информацию от главной.
  • Второе условие – владение навыками сокращения текста.
  Сжатие (свертывание) текста –  это преобразование, при котором текст становится более кратким.  При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Сжатие (свертывание) текста –

это преобразование,

при котором текст

становится более кратким.

При этом не допускаются

смысловые искажения

и утрата значимых положений.

Основные приёмы сжатия текста Исключение   несущественной и второстепенной информации ( повторов, одного или нескольких из синонимов; уточняющих и поясняющих конструкций; фрагмента предложения; одного или нескольких предложений); Упрощение   (слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, сложноподчинённого предложения простым, фрагмента предложения синонимичным выражением). Обобщение   исходной информации ( замена однородных членов обобщающим словом, предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением).

Основные приёмы сжатия текста

  • Исключение

несущественной и второстепенной информации ( повторов, одного или нескольких из синонимов; уточняющих и поясняющих конструкций; фрагмента предложения; одного или нескольких предложений);

  • Упрощение

(слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, сложноподчинённого предложения простым, фрагмента предложения синонимичным выражением).

  • Обобщение

исходной информации ( замена однородных членов обобщающим словом, предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением).

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Упрощение синтаксических структур Обобщение конкретных, единичных , видовых, частных явлений

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Исключение подробностей и деталей

Упрощение синтаксических структур

Обобщение конкретных, единичных ,

видовых, частных явлений

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.  Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. .. (Е.Кривченко) (22 слова)     избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.   Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во всем.  (5 слов)
  • Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
  • Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. .. (Е.Кривченко) (22 слова)

избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.

Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:

  • Сказка живет везде, во всем. (5 слов)
Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман) Упрощение и обобщение Воспитание имеет 3 аспекта – это воспитание тела, ума и особенно души.

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман)

Упрощение и обобщение

Воспитание имеет 3 аспекта – это воспитание тела, ума и особенно души.

  Обобщение Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.  (12 слов) Сказки любят все. (3 слова )

  • Обобщение
  • Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
  • Сказки любят все. (3 слова )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!