организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Название этапа урока | Деятельность учителя по организации деятельности учащихся | Слайд | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные Личностные |
1.Организаци-онный момент 1 мин | Приветствие. (доброжелательный настрой) Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием, удивлением. Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: «Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…» Как вы понимаете слово недра? (Недра – это то, что внутри Земли) - О каком богатстве недр говорится в эпиграфе? - (О полезных ископаемых) Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке. | Слайд 1 | Поздороваться друг с другом (наклон головы). Улыбнуться. Эвристическая беседа Фронтальная. Дают ответы, на поставленные вопросы, на основе собственного опыта, высказывают, предполагают | Знание понятия: недра, полезные ископаемые | Организация внимания Нацеливание на успешную деятельность | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2.Проверка домашнего задания
2 мин | Отгадайте загадки: Он нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (песок) Античных статуй вечная краса, Затмившая собою небеса… Сей камень - настоящий образец. Как звать его, скажите, наконец? (мрамор) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. (глина) Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе. Сам он – удобрение. (известняк) Этот мастер белый–белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (мел) Камень набережных и площадей, Он фундамент массивных домов. И в руках у умелых людей Украшенье больших городов. (гранит) -Что объединяет все эти материалы? - Назовите ключевое слово. (Строительные) Эта группа минералов и горных пород называется «строительная». -Как выдумаете, есть ли другие группы? ( Конечно, есть) | Слайд 2 | Фронтальная. Отвечают на вопросы - песок
Мрамор
Глина
Известняк
Мел
Гранит Строительные Эта группа минералов и горных пород называется «строительная». | С помощью загадок закрепление материала предыдущего урока | 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | | 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
3. Постановка проблемы, актуализация знаний
2 мин | - Перед вами образцы различных предметов (пуговицы, скрепки, монеты, ластик, карандаш, кубики, магниты, ручки). Распределите их на группы – О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О металлах) - Какие группы вы выделили? (Металлические и неметаллические) Как вы это сделали? ( Заметили, что одни предметы блестят, а другие - нет. На ощупь одни предметы холоднее других. Одни могут гнуться, а другие – ломаются. Одни притягиваются магнитом, а другие не притягиваются). Какими свойствами обладают металлические предметы? (Металлические предметы холодные, гладкие, блестящие, могут притягиваться магнитом.) |
| Фронтальная Групповая. Наблюдение. Ответы детей: О металлах. Высказывают свои предположения, гипотезы, догадки. Делают вывод из своих наблюдений и догадок | С помощью наблюдений прийти к определению темы и понятию: «Металлы» | Целеполагание, определение темы урока | Умение классифицировать объекты по определённому признаку | Умение образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку. |
4. Введение в тему урока
3мин | -Как вы уже поняли, тема нашего урока: «Металлы». -Давайте определим, что мы уже знаем о металлах, а что можем или хотим узнать. Беседа по вопросам таблицы. Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Какие металлы вы знаете? Какими общими свойствами обладают металлы? Для каких целей металлы незаменимы? | Какие еще свойства есть у металлов? Где человек использует металлы, благодаря их свойствам? | Итак, мы познакомимся с новыми свойствами и применением металлов. Цели нашего урока следующие: 1.Изучить свойства металлов, узнать их применение на основе этих свойств 2.Развивать навыки самоорганизации, умение работать с различными источниками информации 3.Стремиться к установлению доброжелательных отношений с одноклассниками.
| Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Коллективная Сравнительно-сопоставительный анализ Приемы развития критического мышления Эвристическая беседа
Ответы детей:
| Систематизация знаний с помощью таблицы. | 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. | Оформлять свои мысли в устной форме. |
Совместное открытие знаний
2 мин | - Посмотрите на иллюстрации и ответьте на вопросы: Какое событие в истории развития Человечества послужило началом бронзового века? (Человек научился обрабатывать и добывать металлы) Где человек брал металлы?(Находил в земле и на земле)
| Слайд 6 | Наблюдение Эвристическая беседа Рассматривают слайды, картинки в учебниках.
Коллективная | Понятие: добыча металлов | 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | 1. Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Умение работать в паре и в группах. |
Практическая работа в группах 5 мин. | Предлагаю выяснить ответы на наши вопросы в группах. Делимся на четыре исследовательские группы. У вас на столах представлены различные наглядные и вспомогательные материалы. Используйте материал учебника, дополнительный материал и коллекции металлов. Вы должны подготовить мини-доклады по своим темам, затем рассказать всем ребятам. Темы: Из чего получают металлы? На какие группы делятся металлы и руды металлов? Что такое сплавы? Какие свойства металлов? Где используются? На подготовку я даю вам 5 минут. | Слайд 7 | Групповая Наблюдение Исследовательская работа Работа с учебником Составление опорного конспекта Обсуждают в группах, советуются, составляют мини-рассказы
| Самостоятельное открытие нового материала, понятия: сплавы, свойства металлов, использование. | 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
Физминутка 2мин |
| Слайд 8 |
| | | | |
25 мин | Заслушиваются мини-доклады. На ответ каждой группе даётся 4 – 5 минут. | Презентация №2 | Учащиеся дают ответы на заданные темы. Каждый участник исследовательской группы дополняет ответ, отвечают на вопросы, задаваемые участниками других групп. | | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | 1. На основе анализа объектов делать выводы. 2. Обобщать и классифицировать по признакам. | 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
8. Домашнее задание 1мин | 1. Чтение учебника (тема 22.) 2. Одно-два задания на выбор в рабочей тетради. 3. По желанию: подготовить сообщение о рудных месторождениях Красноярского края. | Слайд 9 | | | | |
8. Подведение итогов, рефлексия 2мин | И в заключение нашего урока я предлагаю вам в листах самооценки урока выставить: - зелёным цветом оценку, которая означает: я доволен собой и у роком. - красным: тема заинтересовала, захотелось узнать ещё больше - жёлтым: кое-что не понятно, возникли трудности. Спасибо вам за работу. Вы постарались. |
| Приемы развития критического мышления Групповая | | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |