Тема | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Изготовление прямоугольной коробки. |
Цель урока: | Изготовить прямоугольную коробку на основе развертки с использованием построений прямоугольника от двух прямых углов. |
Задачи: учебные развивающие воспитательные | -ознакомить с приёмами построения прямоугольника от двух прямых углов; -знакомить с линиями чертежа, их назначением; -дать понятие развертки; -знакомить со способами получения прямоугольных развёрток объёмных предметов. -развивать умение высказывать суждения в процессе обсуждения материала урока; -развивать пространственное мышление; -развивать навыки выполнения построений при помощи инструментов. -расширять представление учащихся о формообразовании предметов. -формировать стремление к получению лучшего результата. |
Основное содержание темы, термины, понятия | Понятие «развертка», «линии чертежа». Разнообразие линий чертежа, их назначение. Способы построения прямоугольника от прямого угла. Особенности построения прямоугольных разверток. |
Планируемый результат |
Предметные умения | Метапредметные УУД |
Рассматривать графическую инструкцию о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов. Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов. Ознакомиться с условными обозначениями, принятыми в простейшей технической документации. Решать задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполнять расчётно-измерительные и вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом. | Личностные: развитие ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: воспринимать и анализировать, читать простейшую техническую документацию и объяснение учителя. Анализировать информацию; принимать учебную задачу. Планировать умственные практические действия. Познавательные: выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения. Социальные: ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
математика, окружающий мир. | Фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая. Беседа, слушание, наблюдение, подводящий диалог, практическая деятельность, самостоятельная работа. | ИКТ (презентация) (ПРИЛОЖЕНИЕ) Шаблоны развертки прямоугольной коробки Карточка “Самооценка” |
Тип урока | Комбинированный |
Вид урока: | Урок теоретического и практического исследования |
Технология проведения (этапы, цели) | Деятельность учителя | Форма организации взаимодействия | Деятельность учащихся | Формирование компетентностей (УУД) |
I этап Организационно-мотивационный Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок. | Проверить готовность учащихся к уроку. (СЛАЙД 2) Беседа с мультимедиа сопровождением. 1.Назовите изображенные фигуры (СЛАЙД 3) (Предположительный ответ: квадрат, круг, прямоугольник, овал) 2.Разделите фигуры на две группы (Предположительный ответ: 1 группа – квадрат, прямоугольник 2 группа – круг, овал) 3. Что объединяет фигуры в группах? (СЛАЙД 4) (Предположительный ответ: 1 группа – строятся при помощи линейки 2 группа – невозможно построить при помощи линейки) | Фронтальная | Прочитывание вопросов, зачитывание вслух (1 ученик), просматривание изображений Отвечают на вопросы, обобщают ответы. | Коммуникативные: слушают друг друга, вступают в речевое общение. Предметные: воспроизводят ранее полученные знания в характеристике изображений. |
II этап Актуализация знаний Цель: работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, систематизация и обобщение знаний, мотивация на целеполагание. | -Как мы определим тему нашего урока? Сегодня мы будем учиться строить прямоугольник при помощи линейки. -Что нам необходимо знать, чтобы построить прямоугольник, подобный заданному? (Предположительный ответ: размеры прямоугольника) -Определите, где у данного прямоугольника длина, а где ширина? (СЛАЙД 5) УПРАЖНЕНИЕ: определите длину и ширину заданных прямоугольников. (СЛАЙД 6) | Фронтальная | Отвечают на вопросы, обобщают информацию, формулируют определение. Выполняют задание. Обобщают, отвечают на вопросы. | Коммуникативные: строят монологическое высказывание; активно слушают одноклассников и учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. |
III этап Фиксация затруднения, целеполагание Цель: формировать умение ставить цели, фиксация индивидуального затруднения, формулирование собственного мнения и его аргументация. | ЗАДАНИЕ: На листе картона построить прямоугольник заданных размеров. -Какую ширину и длину имеет заданный прямоугольник? (Предположительный ответ: длина – 23 см, ширина – 18 см) -Какие инструменты необходимы для выполнения задания? (Предположительный ответ: линейка длиной более 20 см) (СЛАЙД 8) -Что вам мешает справиться с заданием? (Предположительный ответ: мы не умеем размечать прямоугольник) -Как мы определим цель сегодняшнего урока? Что нам необходимо узнать, чтобы справиться с заданием? (Предположительный ответ: способы построения прямоугольника с заданными размерами при помощи линейки) (СЛАЙД 7) | Фронтальная беседа | Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в обсуждении. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют выводы. Регулятивные: анализ объекта |
IV этап Открытие нового знания, построение проекта выхода из затруднительной ситуации Цель: формировать навык практической деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. | -Как правильно расположить лист картона, чтобы построить на нем прямоугольник заданных размеров? (Предположительный ответ: вертикально) (СЛАЙД 7) Выполнение практических действий, направленных на выполнение задания. Обобщение результатов выполненной работы: -Каких размеров прямоугольник мы с вами получили? (Предположительный ответ: прямоугольник длиной 23 см и шириной 18 см) (СЛАЙД 14) -Сформулируйте правило: как построить при помощи линейки прямоугольник заданных размеров? | Фронтальная дискуссия с одновременным выполнением учебных действий. Демонстрация приемов работы и индивидуальная практическая работа учащихся (СЛАЙД 9-13) Фронтальная беседа | Слушание объяснений учителя и рассматривание изображений. Сопоставление слуховой и зрительной информации, формулировка выводов. Активное использование известного и формирование нового знания на этой основе. Формулирование правила последовательного выполнения действий. | Социальные: анализируют личный опыт, сопоставляют его с опытом одноклассников. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности. Познавательные: имеют способность к аналитическому познанию мира, осуществляют отбор существенной информации. Коммуникативные: активно участвуют в диалоге, дискуссии, обсуждая проблемные вопросы и выдвигая предположения. |
V этап Закрепление изученного с элементами открытия нового знания в практической деятельности учащихся Цель: формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; уверенность в своих знаниях; показать возможности использования новых знаний и умений. | -Чем отличается полученный нами прямоугольник от изображенного? (Предположительный ответ: прямоугольник на слайде имеет разные по начертанию линии) (СЛАЙД 15) -Как называются линии, выполненные на прямоугольнике? (Предположительный ответ: прямая линия, штрихпунктирная линия) (СЛАЙД 16) (Знакомство с понятием «линии чертежа», их назначением) ЗАДАНИЕ 1: найдите линии чертежа на изображении и объясните, что они обозначают. -Как вы думаете, что мы получим, если выполним действия в соответствии с линиями чертежа? (Предположительный ответ: мы получим коробку) (СЛАЙД 17) -Как из плоского прямоугольника получается объемная коробка? (Знакомство с понятием «развертка») ЗАДАНИЕ 2: определите соответствующие части на коробке и развертке. (СЛАЙД 18) ЗАДАНИЕ 3: измерьте, чему равны боковые стороны коробки. (Предположительный ответ: боковая сторона коробки равна 4 см) (СЛАЙД 19) ЗАДАНИЕ 4: построить линии развертки на прямоугольнике (СЛАЙД 20-21) -Что мы с вами сейчас выполнили? Как называется теперь наш прямоугольник? (Предположительный ответ: построили развертку прямоугольной коробки с заданными размерами) -Какие действия необходимо выполнить на развертке, чтобы можно было сложить коробку? (Предположительный ответ: выполнить разрезы и сгибы по соответствующим линиям чертежа) (СЛАЙД 22) ЗАДАНИЕ 5: выполнить на развертке необходимые действия в соответствии с линиями чертежа ЗАДАНИЕ 6: выполнить сборку коробки (СЛАЙД 23-24) | Фронтальная беседа Фронтальная работа с медиа ресурсами – чтение чертежа, анализ изображения. Индивидуальная работа с шаблонами разверток Индивидуальная практическая работа учащихся Фронтальная беседа Индивидуальная практическая работа учащихся | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Выполняют задание, высказывают предположения, обобщают. Демонстрируют свои выводы на изображении. Формулируют определение. Работают с шаблонами разверток: выполняют измерения в соответствии с заданием. Выполняют практические действия в соответствии с заданием. Отвечают на ???, анализируют результаты практической деятельности. | Личностные: -формируют навыки индивидуальной деятельности. Познавательные: осуществляют деятельность по сопоставлению выполненных действий и заданного образца. Коммуникативные: проявляют навыки общения в процессе фронтальной работы, умения выдвигают свои варианты выполнения работы, доказательства. |
VI этап Первичное закрепление (с проговариванием) Цель: формировать самостоятельность, развивать у обучающихся нестандартное мышление. | ЗАДАНИЕ: определите (рассчитайте), какого размера прямоугольник необходимо построить для изготовления коробки с новыми размерами. (СЛАЙД 25) -Для чего мы можем использовать полученное на уроке изделие – коробку? (Предположительный ответ: для хранения различных предметов, как подарочную упаковку) -Что необходимо еще выполнить, чтобы наша коробка выполняла функции упаковки? (Предположительный ответ: необходимо выполнить крышку к данной коробке) -Какие размеры должна иметь крышка для данной коробки? -Можем мы по нашим размерам выполнить крышку для коробки? (Предположительный ответ: крышка должна быть по размерам немного больше коробки) ЗАДАНИЕ: рассчитайте размеры прямоугольника для изготовления развертки крышки коробки. | Фронтальная работа с презентацией. | Осуществляют действия расчета по заданию, анализируют результаты своих действий, сопоставляют полученные личные результаты с результатами других учащихся. | Познавательные: находят варианты решения художественно-творческой задачи. Регулятивные: планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
VII этап Домашнее задание | Изготовить крышку для коробки, выполненной на уроке. | | | |
VIII этап Рефлексия учебной деятельности (итог урока) Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы; формирование навыка подвести итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок; построение перспектив дальнейшего обучения. | -Назовите новые понятия, с которыми познакомились на уроке? (Предположительный ответ: «развертка», «линии чертежа») -Какие новые действия вы выполняли на уроке? (Предположительный ответ: выполняли измерения и построения при помощи линейки, читали чертеж, определяли назначение линий чертежа). -Где вы можете использовать полученные знания и умения? ЗАДАНИЕ: заполните листы самооценки. | Фронтальная беседа Заполняют листы самооценки, анализируют свою деятельность на уроке (самостоятельно) | Отвечают на вопросы, анализируют результаты своей деятельности и действий одноклассников. | Личностные: осуществляют анализ и самооценку личных результатов и достижений, корректировку своих действий и устремлений в соответствии с полученным результатом. Коммуникативные: участвуют в обсуждении результатов работы, высказывают суждения о соответствии целей, действий и результатов, предлагают варианты корректировки совместных действий; активно взаимодействуют с участниками учебного процесса. Социальные: анализируют полученный опыт деятельности и общения. |