СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Лексическое значение слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС.

Предмет: русский язык 

Авторы  учебника: С.И. Львова, В.В.Львов

Класс: пятый.

Тема: Лексическое значение слова

Тип урока: открытие нового знания.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 9 города Нерчинска Слесаренко Елена Геннадьевна.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная: сформировать представление о способах определения лексическогозначения слова; сформировать способность определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём.

Этап                               

Действия учителя                      

Действия учащихся                                      

Универсальные действия

Самоопределение к           деятельности Организационный момент 1-2 мин. Мотивация.

Цель: Включение в деловой ритм. Устное    сообщение учителя        Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. У каждого из вас на столе лежат 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

–Я рада , что у вас хорошее настроение. у меня тоже оно отличное. значит, у нас сегодня всё получится.                                                    

 

  

Цель: Подготовка  к работе.                 Выбирают смайлик, демонстрируя своё настроение.

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.

Цель этапа: Выявляет уровень знаний.Определяет типичные недостатки.  На доске предложение «Труд кормит, а лень портит» Распределите слова высказывания по группам.

-Оцените работу соседа по парте.

-По каким признакам распределяли слова?(на доске: труд-лень,кормит-портит) .

Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? Оформите пословицу в виде схемы или рисунков. Обсудите результат в группе по 4 человека (2 парты). Сделайте вывод, что означает  для нашего урока это высказывание? Как вы думаете, какова тема урока? Какой есть термин для определения смысла этих слов?

- Какова главная цель урока?  

-Каковазадача урока?              

Цель этапа: Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Распределяют слова по группам и осуществляют самопроверку. дают ответ. Выделяют признак. Составляют схему. Работают в группе.

Рефлексия, вывод: Это девиз нашего урока, эпиграф. Формулируют тему урока (лексическое значение слова) цель : понять, что такое лексическое значение слова. Задача : научиться определять лексическое значение слова.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи. 7-8 мин.

 

Цель: Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Попробуйте догадаться, что изучается в разделе лингвистики –лексикологии?

-Чтобы начать «открытие нового знания», разгадайте кроссворд.  Какое слово получилось? Что такое лексика? Прочтите на плашке, что это слово обозначает. Сколько слов в русском языке? Можно ли точно ответить на этот вопрос и почему? Примеры? Что является основной единицей языка? Чем отличается слово от других языковых единиц? Что такое лексическое значение слова? Откройте стр. 46, параграф 11. По названию параграфа догадайтесь, о чём пойдёт речь в рубрике. Обратитесь к рубрике «Теоретические сведения».

-Что изучает лексикология?

- Какие ещё термины связаны с темой урока?

-Какими способами можно объяснить лексическое значение слова? Сколько способов упоминается? Представьте, вам надо составить таблицу по этой рубрике, сколько граф в ней будет? Как вы их озаглавите?

Цель: Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока. дети в группах разгадывают кроссворд. Получилось слово Лексика.

Слово, выражение.

Много.

Словарный состав постоянно меняется.

Читают, проговаривают.

 

Слова, их значения.

Лексикология, лексика, лексикон, лексикография

Называют способы.

 

5 граф: краткое толкование; подбор синонимов; подбор антонимов; подбор однокоренных слов; рисунок или фотография.

Регулятивные :целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

5-7 мин

 

Цель: Организует учащихся на  исследование проблемной ситуации. Используя материал параграфа, изложите его кратко в виде плана, схемы или таблицы.

 

С чего начинается работа по определению смысла слова?

Обратимся к упр99. Используя толковый словарик (3 часть), запишите лексическое значение слов фойе, иней, маргарин, Святки по образцу сущ (подл) – сущ (сказуемое).

-Какой способ определения лексического значения отражён в упр 100?

Обратимся к упр 102. Сравните, как описан один и тот же предмет в толковом словарике и в тексте загадки?

Познакомьтесь с выставкой толковых словарей. расскажите об одном из них, используя материал на стр 50.

 

Оцените свою работу в группе смайликом.

Цель: Составляют план достижения цели и определяют. Составляют либо план статьи,   либо схему, либо таблицу.. Выступление 3-х учащихся.

 

С определения его ЛЗ.

Указание на родовой и видовой признак.

Делают вывод: краткое толкование слова-один из способов объяснить лексическое значение слова.

Пятый способ.

В разных стилях речи. 1 в научном, во 2- в художественном. используются прямой и переносный смысл слова.

Работают в группах по 4 человека с одним из словарей, готовят рассказ о нём. затем выступают. анализ работ и вывод внутри группы. Смайлики.

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление. Включение нового в систему знаний.

4-5 мин.

 

Цель: Устанавливает осознанность ситуации.

Обратимся к упр 103. Кто быстрее? определите слова по толкованию их лексического значения. проверяйте себя по толковому словарю.

Упр105. Кто лучше? Попробуйте самостоятельно объяснить значение слов с помощью подбора синонимов. затем оцените результат этой работы, используя словарик синонимов. Какой способ определения ЛЗ здесь используется?

Поработаем над упр 110. Какой способ определения ЛЗ используется?

Выполним упр 112. Какой здесь способ используется?

Сделайте вывод, почему подбор однокоренных слов помогает точнее объяснить ЛЗ слова и его правописание?

Цель: Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Называют слова.

Работают самостоятельно.

 

Второй способ –подбор синонимов.

 

 

3 способ –подбор антонимов.

Подбор однокоренных слов.

Объясняют на конкретных примерах из упражнения.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7-10 мин.

 

Цель: Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельно выполняются упр114. Учитель оценивает правильность выполнения задания, выставляет оценки за работу.

Цель: Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Показывают свою работу учителю.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

 2-3 мин.

Цель: Организует рефлексию.

- Как поработали сегодня на уроке?

-Исследование какой темы вели на уроке? Какие понятия разобрали? удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применять полученные на уроке знания? Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Цель: Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке, работу своих товарищей.

 

Оценивают своё настроение с помощью смайлика.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!