• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.54-56.
• раздаточный материал – карточки.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
Орг.момент. Самоопределение к деятельности. | | |
| - А я на уроке все понимаю, Задания все хорошо выполняю. Ответы ищу на вопросы любые. Чтоб знать и уметь все без помощи Вашей, Чтоб становиться лучше и краше. | Личностные УУД (мотивация к обучению и познавательной деятельности) |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | | |
- Сначала давайте проведем игру «Подбери пару». Подумайте, какая связь между словами в первой паре. Составьте подобную пару: Париж – Франция, Москва - … марсиане – Марс, земляне - … «Прыжок» - Толстой, «Ванька» - … страна – город, дом - … - Поставьте вопросы к этим слова и определите часть речи. - Почему к одним словам мы ставим вопрос кто?, а к другим что? - Что мы знаем об имени существительном? - Назовите лишнее слово. - Какие слова пишутся с заглавной буквы? - Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Со строчной буквы? | Учащиеся записывают слова в тетрадь: Россия Земля Чехов квартира - Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Учащиеся дают определение имени существительного. - Лишнее слово «квартира», оно пишется со строчной буквы. - Имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д. Дети затрудняются ответить на эти вопросы. | Познавательные УУД (умение устанавливать связь между словами) |
Постановка учебной задачи | | |
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? - Что мы должны узнать на уроке? | - Заглавная и строчная буквы в словах. - Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы. | Регулятивные УУД (постановка учебной задачи) |
Построение выхода из затруднений («открытие») | | |
- Имена существительные Россия, Земля, Чехов называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. - Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными? - Какие у вас собственные имена? - Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки. - Как же пишутся собственные имена существительные? - Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов. - Но есть еще нарицательные имена существительные. - Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными. - Как вы думаете, как пишутся такие слова? - Приведите примеры имен собственных (нарицательных). -Сверим свои полученные знания с учебником на стр. 54, 55 в рубрике «Тайны языка» | Ответы детей. Дети называют свои имена. - Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы. Один ученик читает стихотворение. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города! Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой – уважения знак! - Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы. Учащиеся приводят примеры. | Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать) Познавательные УУД |
Первичное закрепление во внешней речи | | |
Работа в парах (стр. 56,упр. 3) - Какой вывод мы можем сделать? | Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) . - Одинаковые слова пишутся по-разному. | Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, работать в паре) Регулятивные УУД (оценка) |
Продолжение построения выхода из затруднений («открытие») | | |
- Для расширения кругозора (урок 99 отмечен зелёным цветом) в географических понятиях, выполним упр.2. (коллективная работа) | Находят географические названия на карте (учитель помогает). | Познавательные УУД (умения ориентироваться по карте) |
Первичное закрепление во внешней речи | | |
- Что нового вы узнали об именах собственных? - Давайте познакомимся с ними в рубрике ! | - Среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова. | Регулятивные УУД (умение делать выводы) |
Физкультминутка | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! | Коммуникативные УУД |
Продолжение построения выхода из затруднений («открытие») | | |
Работа в группах. На карточках написаны слова для каждой группы: стол – столы дом - дома подарок - … кошка - … | Россия Волгоград река Волга | стол – столы дом - дома корабль – … девочка - … | Украина Курск Река Сейм | стол – столы дом - дома солдат - … собака - .. | Грузия Хабаровск Река Амур | стол – столы дом - дома карандаш - … белка - … | Белоруссия Москва Река Клязьма | - Прочитайте две пары слов левого столбика. - Как изменяются в нём слова? - К какой группе существительных относятся все слова левого столбика? - Измените по числам остальные слова. - Прочитайте слова правого столбика. - Измените их по числам. - Получается? - А к какой группе существительных относятся эти слова? - Что ещё вы узнали об именах собственных?Какой вывод можно сделать? | Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод. - Слова изменяются по числам. - Имена нарицательные. Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам. - Имена собственные. - Собственные имена существительные не изменяются по числам. Чтение правила в учебнике (стр.56) | Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнерами, предвосхищение результатом уровня усвоения) Познавательные УУД (логические) Регулятивные УУД |
Первичное закрепление во внешней речи. | | |
Работа в парах. - Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Оцените работу соседа по парте. | Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте. | Регулятивные УУД (оценка) Коммуникативные УУД |
Включение в систему знаний и повторение | | |
- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки во дворе. Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал, постучал в окошко: - Отыскалась твоя серёжка! | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Познавательные УУД (умение классифицировать слова) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя) |
Домашнеезадание. | | |
Заполнить таблицу примерами. Имена существительные | собственные | нарицательные | | | | | Познавательные УУД (умение приводить примеры) |
Рефлексия. | | |
- Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? - Что показалось сложным на уроке? - Оцените свою работу на уроке: - Если у вас всё получилось, вы довольны собой, возьмите этот знак: - Если не всё получалось – такой знак: - Если остались вопросы и нужна помощь учителя, возьмите такой знак: | Отвечают на вопросы учителя. ?? | Регулятивные УУД (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Личностные УУД (умение выражать свои эмоции) |