СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Правление князя Владимира. Крещение Руси"»

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога: .Латыпова Гузаль Равиловна
Предмет: история
Класс:

Дата урока: 18.01.2017г.

Целевой блок

Тема

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Цель урока

Дать оценку деятельности князя Владимира Святославича

Планируемые результаты

Предметные

Обучающиеся определяют временные рамки Древней Руси; характеризуют основные направления политики князя Владимира, показывают значение его деятельности для укрепления государства, знают основные понятия, ориентируются в историческом пространстве, объясняют, в чем заключается прогрессивное значение принятия христианства, осознают роль выдающейся личности в истории.

Личностные

Проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируются нравственные чувства и нравственное поведение; патриотизм, уважение к родной истории, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, позиции.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; владеют смысловым чтением текстов; устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений; структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал; определяют логические связи; строят доказательства


Регулятивные УУД:

Выявляют главную проблему; ставят цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Фиксируют и анализируют динамику собственных образовательных результатов.


Коммуникативные УУД:

Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение; строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Инструментальный блок

Задачи урока


образовательные

Формирование представлений о переломных событиях истории Отечества

Введение новых понятий: оборонительные укрепления, крещение Руси, принятие христианства, знакомство с именами ученых-историков

развивающие

Развивать познавательный интерес и критическое мышление уч-ся .

воспитательные

Формировать уважительное отношение к родной истории и культуре

Тип урока

Урок открытия новых знаний

УМК

Ресурсы

Учебник История России, 6 кл., под ред. А.В. Торкунова, 1 часть, М., «Просвещение», 2016

Презентация

Раздаточный материал

Основные понятия

Оборонительные укрепления, христианство, православие

Межпредметные связи

обществознание , литература

Организация пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор с экраном. ноутбук

Формы организации работы учащихся

Фронтальная Индивидуальная Групповая

Технология

Проблемно-диалогическая модель урока

Организационно-деятельностный блок

Основные этапы учебно-познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На доске

Планируемый результат

1 этап Организационный этап


Проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся приготовили все необходимое к уроку: учебники, тетради, ручки.


Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

2 этап

Мотивация к деятельности



Формулирование темы

Правление князя Владимира. Крещение Руси

-Слайд- памятник князю Владимиру в Москве, установленный 04.11.2016г.

-Запись темы

Регулятивные;

Выявляют главную проблему; ставят цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Личностные; Проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Создание проблемной ситуации

1 точка зрения: «Князь Владимир был крупным прогрессивным государственным деятелем своего времени, дальновидным политиком» (В.О.Ключевский). Деятельность этой великой личности на тысячелетие определила дальнейший ход нашей истории. Слава его правления раздалась в трех частях мира: не только древнерусские, а также древние немецкие, византийские, арабские летописи говорят о нем. Память об этом великом князе хранится в народных былинах о могучих богатырях его в образе Владимира Красное Солнышко. Равноапостольный князь Владимир Святой-воплощение идеала православного государя, заботливого, мягкого, кроткого, щедрого, праведного христианина.

2 точка зрения: «Реформы Владимира, нельзя назвать прогрессивными, так как вводились они для сохранения старых родоплеменных порядков». (Историк И. Фроянов). Князь Владимир- жестокий воитель, яростный язычник, женолюбец, имевший бесчисленное множество наложниц, деспот, равнодушный к страданиям ближнего. Он- причина смерти полоцкого князя Рогволда и его сыновей, унижений дочери его, Рогнеды, которую насильно взял в жены. В борьбе за верховную власть Владимир одерживает верх ценою гибели брата Ярополка.


Формулирование проблемы

Какая версия верная?

Политика князя Владимира( 978/980-1015)

прогрессивный характер

негативный характер



яростный язычник Красное Солнышко

жестокая борьба Владимир Святой

за власть

Запись проблемы в виде схемы

Версии

-Необходимо понять, где истина? Какой же он был князь?

-Ваше мнение?

Возможно, используют худ. фильм «Викинг»

Ищут подтверждения версий из своих представлений


Постановка цели

Суди о словах по делам(а не о делах по словам)»- так звучит афоризм древнегреческих мудрецов. Что это значит?

-Значит, чтобы узнать истину, надо узнать о его делах, т.е.деятельности

Цель: Дать оценку деятельности князя Владимира Святославича

Запись цели

Планирование деятельности

-Чтобы достичь этой цели, что нам необходимо узнать?

-Как стал Владимир киевским князем

-Как принял христианство, почему? Какое имело это значение?

Совместное составление плана:

1. Начало правления князя Владимира

2.Причины принятия христианства.

3.Крещение Руси

4. Значение принятия христианства.

Запись плана

Осуществляют планирование своей деятельности

3 этап

Актуализация знаний

Повторение Фронтальный опрос-

-Вспомним, что мы уже знаем и можем использовать для достижения нашей цели?

- Какое государство возникло у восточных славян? Дата?

-Какой основной источник по истории Древней Руси?

- Каких еще помните князей?

-Какая религия в то время существовала в только что созданном государстве?

- А были среди язычников христиане?

- В Зап.Европе какое было христианство?

- Другое направление христианства?

-Какие еще религии вы знаете?

- Эта религия была распространена у хазар

- Чем язычество отличается от всех этих религий?


-Святослав, отец Владимира, был…..

Ответы:



-Киевская Русь.

-882 г.

-Летопись «Повесть временных лет» Нестор, нач.XII века

-Игорь, Ольга, Святослав.


- Язычество




-Да Ольга, приняла крещение в Византии.


- Католическое. во главе с папой


- Православное. В Византии.


-ислам у арабов и Волжской Булгарии


-иудаизм- еврейская религия


- Многобожие, главный бог-Перун, идолы, жертвоприношения. В христианстве, исламе, иудаизме- один бог. Чтобы прийти к Богу, надо каяться в грехе, а не жертвы приносить

- был язычником, поклонялся Перуну.


Познавательные:осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.


4 этап

Поиск решения проблемы

Открытие нового знания


Индивидуальная письменная работа








Смена деятельности


Выполнение продуктивных групповых заданий






Устный разбор ответов на 1 групповое задание.


























Индивидуальная письменная работа




Устный разбор ответов на 2 групповое задание.











Первичное закрепление знаний


Смена деятельности

Развернутый ответ




Фронтальная работа










Творческая деятельность















Фронтальная работа- сложный вопрос всем:






Устный разбор ответов на 4 групповое задание.


План. 1.Начало правления князя Владимира

А) Индивидуальная работа.

Задание: По первому абзацу параграфа заполните схему «Сыновья Святослава»



-Проверка выполнения:



-Как же Владимир стал киевским князем? Вывод



Б) Групповые задания на слайдах и в бумажном виде-раздаточный материал

Раздача 4 различных заданий для 4 групп, совместное составление Правил работы в группе, Порядка выполнения задания

Задание№1.Начало правления Владимира

1.Используя текст параграфа «Начало правления Владимира», карту на стр.60 и иллюстрацию на стр. 50 подготовьте ответ на вопрос:

-Какие государственные задачи решил князь Владимир в первые годы своего правления?

2.Познавательная задача: На основе документа и знаний объясните, почему князя Владимира в народе называли «Красным Солнышком», а Святослава упрекали ?

«И стояли печенеги (на реке) Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги…» (Повесть временных лет)

Вывод по 1 вопросу плана


План. 2.Причины принятия христианства



А) Индивидуальное задание

-Из текста параграфа п.2 (стр.50- 51) выделите причины принятия христианства и заполните пропуски в тексте

-Проверка

Б)Групповое задание №2 Выбор веры. Анализ текста документа.

На основе текста летописи «Повесть временных лет» (стр.55) ответьте на вопросы

1..Какие религии рассматривал Владимир для выбора веры?

2. Почему он выбрал православие? Чье мнение было важным для него?

3. Можно ли по тексту документа определить позицию самого автора летописи?

Повторить -какие именно причины!

План. 3.Крещение Руси



А) Индивидуальная работа

«Какие события предшествовали крещению Руси(стр. 52-53-первый абзац)».Показать на карте Корсунь(Херсонес)



Устно всем после рассказа учащегося- вопросы.

-Почему он хотел жениться на Анне?

-Какое значение имело взятие Византийской Корсуни?

-Ваше мнение: крещение самого Владимира было только из политических побуждений?



Б)Групповое задание№3. Крещение Руси 988г.

На основе текста параграфа на стр. 53, «Повести временных лет» и иллюстраций составьте образный рассказ от имени киевлянина о крещении в 988г.

Обсуждение даты- 988г.

-Почему, по вашему мнению, принятие христианства

не всегда проходило МИРНО?



План. 4. Значение принятия христианства.

Групповое задание №4 Значение принятия христианства.

Ответьте на вопросы:

1.На основе раздаточного иллюстративного материала и текста на стр.54 сделайте вывод о характере изменений в КУЛЬТУРЕ Руси после принятия христианства. Подтвердите вывод цитатой из исторических трудов ученых.

2. Какие еще изменения произошли в ОБЩЕСТВЕ и ГОСУДАРСТВЕ после принятия христианства? Подтвердите ответ цитатами из исторических трудов.

3. Можно ли считать принятие христианства событием, которое предопределило ДАЛЬНЕЙШУЮ судьбу Руси? Аргументируйте ответ, используйте цитату.













-В КАКУЮ ГРАФУ нашей схемы напишем принятие христианства 988г.?

А)Выполнение индивидуального задания

Святослав





? Владимир

? Олег

Ярополк




Новгород

? Киев

Древлянская земля





Самопроверка. Взаимопроверка



Вывод:Владимир стал КИЕВСКИМ КНЯЗЕМ в результате упорной борьбы за власть и междусусобиц.



Обсуждение Правил работы в группе,

Порядка выполнения задания



Работа над всеми заданиями всех групп

















Б)Выступление учащихся 1 группы

Ответ на1 вопрос:

-наведение порядка вгосударстве(радимичи, вятичи возобновили выплату дани);

-поход в В. Булгарию, заключил выгодный мир;

- поход в Польшув 981 г., присоединил Червень, Перемышль

- строительство крепостей на южных границах Руси для защиты от печенегов







2 вопрос:

-В отличие от Святослава, который, отправляясь в походы надолго оставлял Киев незащищенным, Владимир не только совершал походы, но и, построив линию оборонительных укреплений, защитил Киев от набегов печенегов.

В) Совместная работа с картой у доски













Вывод по 1 п.плана:

Князь Владимир укрепил государство, расширил территорию, защитил Русь от печенегов.

А) Выполнение индивидуального задания




Самопроверка. Взаимопроверка


Б)Выступление учащихся 2 группы.

Ответы:

1. Владимир для выбора веры рассматривал: ислам, католическое христианство, иудаизм, православие.

2. Красота богослужений в православных храмах. Бояре свои и старцы(дружина).

3. Нестор –сторонник православия



Вывод по 2п. плана(устно):

Крещение Руси не было случайным событием, или одномоментным решением князя Владимира, оно имело внутренние причины ,было результатом совместного поиска ответа на вопрос.





Совместное повторение причин





А)Выступает учащийся с опережающим заданием, показывает Корсунь на карте




Ответы на вопросы:

- С целью поднять международный авторитет княжеской власти

-Владимир выступал теперь как равный партнер Византии

- Крещение самого Владимира имело личные причины: это был результат духовного поиска князя. Известно, что он сильно изменился после крещения(стр.54)




Б)Выступление группы №3 с образным рассказом о крещении 988г. от имени киевлянина.


Запись в тетрадь: Крещение Руси-988г.
















- Люди не хотят менять своих убеждений, даже если они не соответствуют времени. Принятие христианства- и –длительный процесс на Руси.




Выступление группы №4

Ответы:

1. Расцвет культуры Руси после принятия христианства: архитектуры, живописи, летописания, распространения грамотности

Принятие христианства привело к расцвету древнерусской культуры: архитектуры, живописи, письменности, летописанию.

Историк С.М.Соловьев

2. -Укрепилось международное положение Руси, вставшего в общий ряд христианских государств. особенно тесные связи с Византией;

-Изменились быт и нравы русских людей, запрещены жертвоприношения, кровная вражда, многоженство, христианство призывало оказывать помощь убогим и нищим

Принятие христианства стало «переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.

Историк Н. И. Костомаров

Христианство способствовало прогрессивному развитию древнерусского общества…»

Историк В.В.Мавродин

3.Современное общество имеет свои духовные основы(православная вера, нравственность), которые заложил князь Владимир.

«Князь Владимир вошел в историю, как собиратель и защитник русских земель, дальновидный политик и духовный основатель российского государства. Выбрав православие, он заложил нравственные и ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне». Президент В.В. Путин

Вывод о значении принятия христианства Русью .(ПРОГРЕССИВНОЕ!

-слайд с заданием логическая схема с пропусками

- слайд с ответами











Слайд

Правила работы в группе

1.Выбор руководителя группы

2. Совместная работа

3. Активное участие каждого

4. Умей слушать

5.Уважай своего товарища

6. Не согласен- предлагай

7. В группе согласуется общее решение.

Слайд Порядок выполнения задания

1.Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

2. Найдите информацию . необходимую для выполнения задания.

3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ.

4. Обсудите ответы в группе и приготовьтесь дать полный ответ.


слайд: Групповое задание №1.











Запись в тетрадь и на доске вывода в главную схему

Слайд 8 с заданием





Слайд 9 –ответы



Слайд «Выбор религии»




































Слайды –репродукции картин:

«Крещение киевлян», «Свержение языческих идолов»











Слайд 14 Групповое задание №4:

Слайды-Достижения культуры Древней Руси



















Слайд с цитатой В.В.Путина.




Запись в схему «Принятие христианства 988 г.»

Познавательные структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал; определяют логические связи;


Коммуникативные Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение; строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;



Предметные; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике,








Познавательные владеют смысловым чтением текстов; устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений;


Предметные; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике,














Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.


























Познавательные структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал; определяют логические связи; строят доказательства







Решение проблемы

Фронтальная работа


Вопрос о цели и проблеме урока. Как ответим на главный вопрос? Какая версия подтвердилась? -Какую же ОЦЕНКУ политике князя Владимира мы можем дать?

-«Князь Владимир- духовный основатель Российского государства»

-Положительную. Прогрессивная политика

Подтверждают фактами еще раз







Запись в тетрадь и на доске(посередине)

«Князь Владимир- духовный основатель Российского государства»




Познавательные структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал;

5 этап Рефлексия

Фронтальная работа


Оценки за работу на уроке


Учащиеся отвечают на вопрос по слайду устно отвечают на вопросы

(Лист самооценки)

- Я приобрёл..

- Я научился..

- Я смог…

- Мне было сложно…..

- Меня заинтересовало…

- Мне захотелось..

- Мне понравилось…

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке с помощью «Дерева успеха»

1)Слайд с 4 портретами философов и заданиями


2)слайд «Лист самооценки»

Регулятивные оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние фиксируют и анализируют динамику собственных образовательных результатов.

6 этап Информация о домашнем задании


Три уровня домашнего задания:

1.Стандартный минимум

2. Повышенный

3. Творческий

1. &6 пересказ, запомнить даты, имена.

2. Составить тест по теме &6.

3. Подготовить презентацию «Образ князя Владимира Святославича в произведениях искусства»





Что будем изучать на след. уроке); Могущество Руси, основы которого заложил князь Владимир, достигнет своего пика при следующем князе Ярославе Мудром.

Тема «Русское государство при Ярославе Мудром»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!