СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Повторение и обобщение материала по разделу «Синтаксис и пунктуация»".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Синтаксис и пунктуация". Целью, которого является повторение и систематизация знаний и умений учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Повторение и обобщение материала по разделу «Синтаксис и пунктуация»".»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ №2

«МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО»

Примерный образец технологической карты урока

ФИО (полностью):

Лабзина Елена Николаевна

Место работы:

МБОУ «Соболевская СОШ»

Должность:

Учитель

Предмет:

Русский язык и литература

Класс:

5

Тема и номер урока в теме:

Повторение и обобщение материала по разделу «Синтаксис и пунктуация». № 32

Базовый учебник:

Русский язык «Практика» А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Т.М. Пахнова


Тема

Повторение и обобщение материала по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Цель

Повторить и систематизировать знания и умения учащихся.

Задачи


Образовательные: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;

Развивающие: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;

Воспитательные: учить школьников культуре речи и поведения.

УУД

  • ЛичностныеУУД: формирование умения работать в группе; развитие культуры общения, чувства товарищества, умения контролировать и оценивать собственную деятельность; воспитание любви к русскому языку, к художественному слову.

  • Регулятивные УУД: способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, умение организовать этот процесс.

  • Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Познавательные УУД: развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы; формирование речевой компетенции; развитие навыка грамотного объяснения постановки знаков препинания.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать понятия синтаксис и пунктуация, словосочетание, предложение, знаки препинания общее определение второстепенных членов предложения;

  • Уметь анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Основные понятия

Простое  и сложное предложение, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные члены предложения, обращения, прямая речь, основные союзные слова (без термина).

Межпредметные связи

Литература.

Ресурсы:

основные

дополнительные


Русский язык «Практика»;

презентация по теме урока, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями.

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая

Технология

Деятельностного подхода, здоровье сберегающая технология, ИКТ.


Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Время: 3 мин.

Основные этапы:

  1. приветствие;

  2. целеполагание.

Приветствуют учителя.

Подготовка класса к работе.

Отвечают на вопросы, составляют слова, записывают тему урока в тетрадь.




- Добрый день. Я рада встрече с вами.

На урок пришли без опозданья,

Чтоб попасть на ярмарку заданий

И заняться важными делами.

Что сегодня нам необходимо?

Трудолюбие и сила знаний!

Поработайте, не проходите мимо,

Посетите ярмарку заданий!

- Чтобы узнать, каково полное название темы урока, нужно «собрать» слово. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы, каждый из которых заключает в себе букву этого слова (на столе набор букв, из которых обучающиеся собирают слово):

- 1-я буква в названии части речи, обозначающей предмет (С);

- с какой буквы пишем название падежа, который узнаём по вопросу Кто? (И);

-1-я буква названия неизменяемой части речи (вопросы как? Куда?( (Н);

- с какой буквы пишем название падежа, отвечающего на вопрос кем? (Т);

- 3-я буква в названии части речи, обозначающей действие предмета (А);

- звук, который мы слышим в конце слова предлог (К);

- 1-я буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием (С);

- эта буква – самый распространенный союз (И);

- звук, который слышим на конце слова груз (С).

Итак, что у вас получилось? (синтаксис).

А какой раздел мы изучаем параллельно с этим? («Пунктуация») Запишите тему урока: «Синтаксис и пунктуация».

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Знать понятия части речи, падежи, морфемы, синтаксис и пунктуация.

Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками..

Регулятивные УУД: целеполагание, фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Постановка цели и задач урока.

Время: 5 мин.

Этапы: мотивация учебной деятельности учащихся.


Воспринимают  информацию, осваивают лингвистические термины, редактируют презентацию.


- А какова цель нашего урока? - Вы знаете, что «Синтаксис» и «Пунктуация» - это разделы русского языка. Что же изучает каждый из этих разделов?


Просмотр мультимедийной презентации «Синтаксис простого и сложного предложения»



Знать понятия синтаксис и пунктуация, словосочетание, предложение, знаки препинания.


Познавательные: способы понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Актуализация знаний.

Время: 5 мин.


Воспринимают  информацию, осваивают лингвистические термины, редактируют презентацию.

Тестирование по учебному материалу.

Просмотр мультимедийной презентации «Синтаксис простого и сложного предложения».

Знать понятия синтаксис и пунктуация, словосочетание, предложение, знаки препинания общее определение второстепенных членов предложения.

Познавательные: способы понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Обобщение и систематизация знаний.

Время: 12 мин.

Этапы:

1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

2. Воспроизведение на новом уровне.

Работают с языковыми единицами. Отвечают на вопросы, формулируют выводы. Строят схемы предложений

- «Собери» предложение: перо, ум, не, писать, а.

Сконструируйте предложение, меняя порядок и форму слов. (Не пером пишут, а умом). Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Выполните синтаксический разбор предложения, составьте его схему.

- Придумайте и запишите словосочетания со словом «перо», чтобы в одном оно было главным словом, в другом – зависимым. (н-р, гусиное перо, писать пером). А это какие словосочетания? (именные, глагольные).

- Составьте предложение с однородными членами, используя придуманные вами словосочетания.

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученном материале


Знать понятия словосочетание, предложение, знаки препинания, схемы предложения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также находят её в материалах учебников, работают со схемами.

Применение знаний и умений в новой ситуации Время: 5 мин.

Этапы:


Формулируют собственные высказывания, обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.





- Давайте вспомним, что такое обращение?

Найдите в тексте обращения (строки из литературных произведений) и выделите их.





Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Письменная работа.




Знать понятия обращение, знаки препинания. Уметь анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания.




Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Физминутка

Время: 2 мин.

Выполняют упражнения: приседания, поднимание рук.

- Я называю утверждения, если они верные приседаете, если нет - поднимаете руки вверх.

1. Синтаксис изучает части речи – да.

2. Второстепенные члены – это подлежащее и сказуемое – да.

3. Главные члены предложения – это грамматическая основа – да.

4. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены - да.


Знать понятия синтаксис и пунктуация, предложение, главные и второстепенные члены предложения.


Контроль

Время: 9 мин.

Этапы:

Самостоятельно выполняют задание, строят схемы предложений с прямой речью.






Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.

1 уровень.

Это моё красное солнышко отвечала Баба Яга. Вдруг кто-то с палубы крикнул акула.

2 уровень.

Пришел садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце. Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.

3 уровень.

Запишите предложение с прямой речью, включите в него обращения, однородные члены предложения.

Контролирует правильность работы детей.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения.

Знать понятия прямая речь, знаки препинания. Уметь анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания.


Познавательные: самостоятельно формулируют цель работы, осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению из памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные:

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия

Время: 4 мин.

Этапы:

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.


Оценивают свои знания, отвечают на вопросы.

- Какую тему мы повторили на уроке?

- Что вы научились делать?

- При выполнении какого задания вы испытывали трудности?

- Где можно применить знания по данной теме?

- Оцените свою работу на уроке.

На нашу ёлочку вы можете повесить шары. Если вы уверены, что усвоили тему на 100%, то повесьте красные шары, если усвоили материал сегодня лучше, чем на прошлых уроках, повесьте жёлтые шары, если нужно «подтянуть», то повесьте синие шары!

Итак, ёлочка наряжена! Итоги подведены!

Домашнее задание: отгадать кроссворд, в выделенных клетках которого должно получиться название следующей темы.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

.


Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные высказывания, обосновывают свою точку зрения.







Анализ урока русского языка в 5 классе по теме: «Повторение и обобщение материала по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Характеристика реальных учебных возможностей учащихся класса.

В 5 классе 8 мальчиков и 12 девочек. Большинство детей имеют средний уровень развития, есть дети с низким уровнем развития. Уровень мотивации у них снижен, поэтому в ходе обучения и воспитания больше внимания на уроках уделяю воспитанию интереса к предмету, развитию умений и навыков при закреплении знаний.

Изучение данной темы предусмотрено программой по русскому языку. Данный урок является уроком повторения и систематизации знаний учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация».

Какие цели и задачи ставились?

Повторить и систематизировать знания и умения учащихся.

Задачи:

Образовательные: повторить и проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;

Развивающие: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;

Воспитательные: учить школьников культуре речи и поведения.

Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?

Внимательно наблюдая за учащимися, видишь, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил: у одних более развита зрительная память, у других - слуховая. Изучив индивидуальные особенности учащихся, строю планирование урока, исходя из реальных возможностей учащихся. Сегодня на уроке главная задача - помочь уч-ся поверить в свои силы, возможности, почувствовать продвижение вперед.

На уроке были применены различные методы обучения: словесный (беседа, ответы на вопросы), наглядный, частично-поисковый (карточки с разноуровневыми заданиями),  практический (раздаточный материал, самостоятельная работа), методы стимулирования.

На уроке были применены различные формы учебной деятельности: работа по структурным картам, монолог, диалог, коллективная и групповая работа, частичный анализ текста, самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащегося: сотрудничество, соучастие наглядности, доступности.

Урок состоит из этапов, логически связанных между собой.

На этапах: организационный момент, постановка целей и задач, актуализация знаний, проводилась подготовка учащихся к активному и сознательному повторению материала, на котором сообщалась тема урока, цель урока (цель определялись учащимися).

На этапе «Обобщение и систематизация знаний» учащиеся повторяли, закрепляли материал, применяли полученные знания и умения.

Форма: коллективно - групповая, метод - словесный.

На этапе «Применение знаний и умений в новой ситуации» проводилась проверка теоретических сведений. Форма: коллективная, метод - словесный, прием-беседа- диалог.

С целью выработки у уч-ся орфографической зоркости, навыков грамотного письма, самостоятельной работы проведена логикопоисковая работа. На уроке использовалась технология Ж. Караева (разноуровневые задания). Осуществлялся личностный подход к каждому ученику.

Контроль: взаимопроверка, контроль осуществляет учитель.

На всех этапах урока осуществлялся взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителем. Дети сами поставили оценки за достигнутые результаты во время урока. Использовала на уроке групповую форму обучения, индивидуальную и коллективную.

На этапе « Рефлексия» проведено самооценивание деятельности учащимися. Домашнее задание дано в игровой форме с опережающим заданием.

На уроке были применены элементы технологии критического мышления через чтение и письмо, дифференцированного обучения, разработанная Ж. Караевым.

Все этапы урока рационально распределены по времени. Воспитательный компонент учебного материала был на всех этапах.

Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащихся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.

Урок проведен с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывался здоровьесберегающий аспект: дозирована учебная нагрузка, проведена физминутки.

Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке.

Цели урока были достигнуты.










Приложение № 1.

Тест по русскому языку (5 класс) по теме «Синтаксис и пунктуация»

Выберите правильный ответ и обведите в кружок соответствующую букву:

1.Наука, изучающая постановку знаков препинания, называется …

А) синтаксис

Б) пунктуация

В) морфология

Г) морфемика

2. Синтаксис изучает:

А) словосочетание

Б) предложение

В) текст

Г) словосочетание, предложение, текст

3. Какой знак препинания необходимо поставить на месте пропуска: Мама (?) самый родной человек.

А) запятая

Б) двоеточие

В) тире

Г) точка с запятой

4. Почему в предложении из предыдущего задания вы поставили именно этот знак?

А) подходит по смыслу

Б) один главный член

В) главные члены выражены существительным в им. п.

Г) надо поставить запятую

5. Какая из схем соответствует предложению: Петя ответил на вопрос учителя: «Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа».

А) А: «П».

Б) А: «п».

В) «П»,- а.

Г) «П» - А.

6. Объясните постановку знаков препинания в предложении «Ты, Соня, у меня самая лучшая!»

А) это сложное предложение

Б) это предложение с вводным словом

В) это предложение с однородными членами

Г) это предложение с обращением

7. Что характеризует сложное предложение?

А) наличие запятой

Б) две грамматические основы

В) два подлежащих

Г) два сказуемых

8. Как называется сложное предложение, части которого соединяются интонацией?

А) сложноподчиненное

Б) сложноподчиненное

В) сложное

Г) сложное бессоюзное

9. Из чего состоит текст?

А) предложений

Б) словосочетаний

В) не имеет составных частей

Г) однородных членов

10*. Дайте полный развернутый ответ: Для чего служат знаки препинания?

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

б

г

в

в

а

г

б

г

а

*2балла

Приложение № 2


Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся. Расставьте знаки препинания.


1. Свет наш солнышко ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.)


2. Ты помнишь ли Мария вечерний небосклон, равнины полевые, села далёкий звон? (А. К. Толстой.)


3. Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью. (П. Никитин.)


4. Осень осень погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.)


5. Речка речка спрячь меня! (Сказка.)


6. Я гриб нашла Девочки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!