II этап. Актуализация знаний. Цель – сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии». ПР.: знать сходства и различия (отличительные признаки) животных, растений, грибов, бактерий. | Работать с информацией; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу ; показать учащимся всё многообразие растений, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | II этап. Актуализация знаний. Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу? - На какие царства учёные - биологи делят живую природу? -Какое царство мы уже изучили? - Что об этом царстве знаете? - Эпиграфом нашего урока будут слова детского писателя, большого любителя природы Николая Сладкова. "Главное богатство природы - её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным". - Отгадайте загадку и вы узнаете с каким же удивительным и таинственным царством нам сегодня предстоит встретиться. Они мычат, они рычат, они кричат и лают. Всех нюхают, кусают, жалят, И, в общем, все их знают. И, вообще, они нужны На нашем белом свете. И точно так же как у людей У них бывают дети. Сегодня наш о них урок ! -Да, это животные! Они окружают нас повсюду: дома, на улице, в лесу, реке, в поле - без них нам нельзя! Сегодня насчитывают 1,5миллиона видов животных. - А кого мы отнесём к животным? - А что мы знаем о них? - Молодцы, а хотите знать больше о животных, ведь их так много? | II этап. Актуализация знаний. -Какую роль в нашей жизни играют растения? Для чего они нам нужны? Познавательные УУД. |
III этап. Изучение нового материала. Цель – Познакомить учащихся с существенными признаками различных групп животных. ПР.: Усвоить, что у каждой группы животных есть свои отличительные признаки; у них есть не только различия, но и сходства. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Участвовать в исследовательской и практической работе по изучению строения животных. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Оценивать правильность выполнения заданий. Умение договариваться и приходить к общему решению, учитывать позицию собеседника. Работать с информацией, представленной в учебнике. | Организовать практическую исследовательскую работу по изучению существенных признаков групп животных Постановка проблемной ситуации Организовать работу в парах. Обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | III этап. Изучение нового материала. Мы начинаем изучать большую тему – царство животных. Сегодня мы проведём исследование и только заглянем в мир животных, так как он очень разнообразный. Чтобы в этом царстве не заблудиться, давайте составим план исследования. План . Наука о животных. Строение. Разнообразие. Жизнь животных Происхождение. Питание. Как дышат. Размножение. -Как называется наука, которая изучает животных? - Разные животные заметно отличаются друг от друга. Но есть у них и общее. -Что это может быть? - Где это можно узнать? - Да, многое можно найти в интернете, энциклопедии, а ещѐ где? А вот наш учебник нам тоже хочет помочь и рассказать что-то о животных. Откройте учебник на с. 99 и найдите ответ на вопрос «Что есть общего у всех животных? » -Какое значение в жизни животных имеет кожа? - Какое значение в жизни животных имеют глаза? - Какие внутренние органы есть у животных? - Чем отличаются животные? -Проведём практическую работу. Опишите домашнее животное по плану. Работаем в парах. Время на работу - 3 минуты. -Проверим. Прочитайте своё описание, только название животного не говорите, а мы его отгадаем. -Рассмотрите внимательно фотографии. Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп. По каким признакам можно распределить этих животных на группы? Обсудите в своих парах . *Дикие и домашние ( по месту обитания с человеком) *Хищники и травоядные ( по способу питания) *По месту обитания - А можно ли этих животных разделить на плохих и хороших? Почему? ------- - А дружат ли животные? Посмотрите на слайд, что можно сказать о дружбе животных? (Маленькие дружат). Чему можно научиться у животных? -Вот какое разнообразие. Давайте в этом разберёмся. Мы переходим к следующему пункту плана: «Разнообразие животных». - Назовите группы животных сходных по строению ( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, черви, ракообразные, паукообразные, моллюски). - Какие группы животных вам знакомы? -Распределите этих животных по группам. -А отличаются животные одной группы друг от друга? Мы сейчас проведём исследование групп животных. Вы сами сейчас выведите признаки каждой группы. Для решения нашей проблемы мы должны выяснить: Практическая работа в группах. -На этом этапе работа ваша будет проходить в группах. -Вспомним правила работы в группах. - У каждой группы будет свое задание. Вы прочитываете текст учебника, дополнительный научный материал, определяете свойства и даёте характеристику групп животных, заполняя таблицу. 1 группа расскажет нам о рыбах, 2 группа – о насекомых, 3 группа – о пресмыкающихся , 4 группа – о млекопитающих. 5- о земноводных. 6- о птицах. В конце урока у нас получится сравнительная таблица, по которой мы сравним группы по общим признакам и найдем отличительные черты каждой группы. Проверка работы групп. Насекомые – наличие пары усиков, трех пар ног и трех отделов тела: головы, груди и брюшка. Рыбы - живут в воде; тело покрыто чешуёй; передвигаются при помощи плавников; дышат жабрами. Птицы – тело покрыто перьями, имеют крылья, клюв; летают (но есть нелетающие птицы). Звери - тело покрыто шерстью; детёнышей кормят молоком. Земноводные - могут жить как в воде, так и на суше. Кожа - голая, часто влажная; размножаются в воде, вымётывая икру. Пресмыкающиеся - передвигаются ползком или волоча брюхо по земле; кожа покрыта роговыми чешуйками; откладывают яйца и являются хищниками. Оцените свою работу в группе. Каждый поставит себе отметку. А группа оценит работу – смайликом. | III этап. Изучение нового материала. Практическая работа в парах. Практическая работа в группах: как распределить животных по группам? Какие признаки вы для этого использовали? По окончании работы группы отчитываются о проведённом исследовании. Делается вывод: « Каждая группа животных имеет не только сходства, но и различия» Личностные: мотивация, смыслообразование Регулятивные: коррекция, целеполагание Познавательные: формирование проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и планировать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника. |
IV этап. Закрепление изученного. Цель – Научиться находить, показывать и называть отличительные признаки различных групп животных ПР.: уметь находить, называть показывать отличительные признаки различных групп животных. | Работать с информацией, представленной в учебнике. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Уметь строить небольшие монологические высказывания на заданную тему. | Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Обратная связь. Поиск информации | IV этап. Закрепление изученного. -Выберите подходящее слово из столбика с названиями групп животных. -Давайте ещё раз назовём отличительные признаки каждой группы животных. Игра по группам « Угадайте и опишите» Угадайте и опишите. (описание по картинкам: стрекоза, сом, клёст, лось). Один ученик стоит у доски и описывает выбранную картинку, а ребята угадывают.
| IV этап. Закрепление изученного. В результате проделанной работы дети, полученные знания об отличительных признаках различных групп животных. Регулятивные: коррекция Познавательные: подведение под понятие, выделение следствий, освоение способа проверки Коммуникативные: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | -Какие цели мы ставили на уроке? Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей? -Что нового узнали сегодня на уроке? -Чему вы научились на уроке? знаю Расскажите по схеме: Я запомнил смог - Перечислите ещё раз отличительные признаки каждой группы животных. - Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается? «Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес.» (М. Пришвин) (Что животные исчезнут.) - Почему это может произойти? - О чем мы должны знать и помнить в природе? (Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.) Аутотренинг -А теперь проведем тренинг: положите руки себе на грудь, закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Стали они теплее? А теперь выпустите это тепло во вселенную, сдуньте его вверх. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.
| VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Домашнее задание: - научиться играть в игру с друзьями «Животное и его группа»; - пополнить копилку интересных фактов сообщением о животном; - подготовить добрые слова о роли животных в природе. |