I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Знакомство учащихся с новым учебным предметом. (Презентация «Семья») | Организует беседу по обсуждению эпиграфа к уроку: – Кого мы называем родными людьми? – Кого в этом стихотворном отрывке автор называет «родные люди»? Что, в понимании автора, означает «душевно уважать»? – Согласны ли вы с автором? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 20 | 1. Презентация «Семья». 2. Знакомство с притчей «Тепло семейного очага» (Приложение 2). 3. Беседа «Моя семья». 4. Работа со схемой «Особенности семьи» (Приложение 3). 5. Работа с учебником, с. 26–29. 6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое», с. 30–31. 7. Знакомство с родословным древом семьи Пушкиных (презентация) | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Знакомит учащихся с притчей, организует дискуссионную беседу после ее прочтения: – Что означают слова «тепло семейного очага»? – Кем создается семейный очаг? – А что необходимо, чтобы семья была счастлива? 3. Организует беседу с учащимися по вопросам: Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? Как в вашей семье проводят свободное время? Какие хозяйственные дела выполняют совместно? Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия (хобби) объединяют членов семьи? 4. Формулирует задание, организует работу учащихся над анализом схемы: Какие функции выполняет семья? Проанализируйте каждую функцию. Приведите примеры. Физкультминутка для обучающихся. 5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? Как вы понимаете слова «семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»? Какие бывают семьи? 6. Предлагает учащимся рассмотреть картину З. И. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» (1921 г.) и ответить на вопросы: Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми? Какие чувства испытывают дети к своей матери? Прочитайте текст В. Белова, проанализируйте слова писателя и выскажите свое мнение. Сравните современный уклад семьи с тем, что описал В. Белов: Что входило в обязанности хозяйки дома? За что в семье отвечал хозяин? Как распределяются обязанности в современной семье? 7. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию и объясняет, что такое родословное древо и поколенная роспись. На примере родословной Пушкиных учит составлять родословное древо. | 1. Знакомятся с новой инфор- мацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию. 2. Знакомятся с притчей, рассуждают, отвечают на вопросы. 3. Рассказывают о своей семье, о традициях, привычках, любимых совместных занятиях членов своей семьи. 4. Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры. 5. Знакомятся с текстом, анализируют его, принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу. 6. Рассматривают иллюстраци ю в учебнике, читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы, приводят собственные примеры. 7. Знакомятся с родословной семьи Пушкиных, делают записи в тетради, отражая построение родословного древа | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. | Личностные: оценивают жизненные ситуации; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | Устные ответы. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 8 | 1. Задания в рабочей тетради, № 1, с. 13; № 6, с. 18. | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 1.Индивидуальная работа. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 6 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Сколько поколений живет в вашей семье? – Кто такие родственники? – Кто является членом семьи? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |