СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по обществознанию 5 класс. Тема: "Семья и семейные отношения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое семья? Какие бывают семьи? Какую роль семья играет в жизни человека? Данные вопросы рассматриваются на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по обществознанию 5 класс. Тема: "Семья и семейные отношения".»

Тема урока

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Тип урока

Изучения нового материала.

Дата урока

25.10.2016 г.

Цель урока


Способствовать формированию у обучающихся представлений о семье как о частичке общества, о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, его первичная социализация, способствовать формированию навыка составления своей родословной .

Образовательные

ресурсы

Обществознание. 5 класс: учебник. Под ред Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь «Обществознание. 5 класс», 2016 г. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. Презентации: «Семья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru/detail_1761.html; «Родословная Пушкиных» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.orgwiki/Пушкины; «Семья и семейные отношения».

План урока

1. Зачем люди создают семьи.

2. Если семья не выполняет своих обязанностей.

3. Какие бывают семьи.

Личностно-значимая проблема

История семьи – страница многовековой истории Отечества.

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Знакомство

учащихся с новым учебным предметом. (Презентация «Семья»)


Организует беседу по обсуждению

эпиграфа к уроку:

– Кого мы называем родными людьми?

– Кого в этом стихотворном отрывке автор называет «родные люди»? Что, в понимании автора, означает «душевно уважать»?

– Согласны ли вы с автором?

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания




Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала



20

1. Презентация

«Семья».

2. Знакомство

с притчей «Тепло семейного очага» (Приложение 2).



3. Беседа «Моя

семья».






4. Работа со схемой «Особенности семьи» (Приложение 3).


5. Работа с учебником, с. 26–29.

6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое», с.

30–31.

7. Знакомство

с родословным древом семьи

Пушкиных (презентация)

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

2. Знакомит учащихся с притчей, организует дискуссионную беседу после ее прочтения:

– Что означают слова «тепло семейного

очага»?

– Кем создается семейный очаг?

– А что необходимо, чтобы семья была

счастлива?

3. Организует беседу с учащимися по вопросам: Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? Как в вашей семье проводят свободное время? Какие хозяйственные дела выполняют совместно? Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия (хобби) объединяют членов семьи?

4. Формулирует задание, организует работу учащихся над анализом схемы: Какие функции выполняет семья? Проанализируйте каждую функцию. Приведите примеры.

Физкультминутка  для обучающихся.

5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? Как вы понимаете слова «семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»? Какие бывают семьи?

6. Предлагает учащимся рассмотреть картину З. И. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» (1921 г.) и ответить на вопросы: Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми? Какие чувства испытывают дети к своей матери? Прочитайте текст В. Белова, проанализируйте слова писателя и выскажите свое мнение. Сравните современный уклад семьи с тем, что описал В. Белов: Что входило в обязанности хозяйки дома? За что в семье отвечал хозяин? Как распределяются обязанности в современной семье?

7. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию и объясняет, что такое родословное древо и поколенная роспись. На примере родословной Пушкиных учит составлять родословное древо.

1. Знакомятся с новой инфор-

мацией, задают уточняющие

вопросы обсуждают новую информацию.

2. Знакомятся с притчей, рассуждают, отвечают на вопросы.




3. Рассказывают о своей семье, о традициях, привычках,

любимых совместных занятиях членов своей семьи.






4. Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры.

5. Знакомятся с текстом, анализируют его, принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу.

6. Рассматривают иллюстраци

ю в учебнике, читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы, приводят собственные

примеры.













7. Знакомятся с родословной семьи Пушкиных, делают записи в тетради, отражая построение родословного древа

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.


Личностные: оценивают жизненные ситуации; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/

не успешности учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и

сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют

активность во взаимодействии

для решения коммуникативных

и познавательных задач; ставят

вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь

и сотрудничество

Устные

ответы.


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

8

1. Задания в рабочей тетради, № 1, с. 13; №

6, с. 18.


1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.


1. Выполнение заданий в рабочей тетради.


1.Индивидуальная работа.


Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

6

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Сколько поколений живет в вашей семье?

– Кто такие родственники?

– Кто является членом семьи?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32, р/т №2-3; Проекты «Моя родословная», «Идеальная семья».

Конкретизирует домашнее задание. Разъясняет творческое задание по составлению пректов.


Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа






Приложение 1

Эпиграф к уроку

…Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать
И, по обычаю народа,
О рождестве их навещать
Или по почте поздравлять,
Чтоб остальное время года
Не думали о нас они...
Итак, дай бог им долги дни!
А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Гл. IV, строфа XX


Приложение 2

Притча «Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, – сказало счастье, – я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь?» – спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, – и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» – и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, – и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» «Хочу, – говорит он, – велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», – и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!






Приложение 3

Схема «Особенности семьи»




































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В 5 КЛАССЕ


ТЕМА: «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ СОШ №3

О. А. АНОСОВА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!