СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока освоения новых знаний по теме "Позиционные чередования согласных звуков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный уррок был проведён для учителей русского языка Мамадышского района в рамках  методического семинара по теме "Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов" в декабре 2017г.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока освоения новых знаний по теме "Позиционные чередования согласных звуков»

Урок 60

Тема урока: Позиционные чередования согласных звуков

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Обучающая цель:

- совершенствование умений извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

- формирование умений реализации новых способов действия: находить позиционные чередования гласных и согласных, определять сильные и слабые позиции звуков;

- закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и др.

- отрабатывать орфографические навыки.

Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, проводить коррекцию своих действий

Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные: формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебу и познавательной деятельности, владения основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты.

Коммуникативные: формирование умения формулировать и аргументировать свои мнения, умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей.

Оборудование: экран, ноутбук, проектор

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Добрый день, ребята! Как ваше настроение?


2.Вызов исходной мотивации

мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили ещё одну сторону этой темы, которая в жизни вам очень пригодится.

Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Вы должны были подготовить вопросы друг для друга, а отвечать будете по разработанным вами критериям.

1. Приветствуют учителя.







Учащиеся задают подготовленные дома вопросы по теме прошлого урока и оценивают ответы друг-друга по своим критериям

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Напишите словарный диктант, подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки в слабой позиции:

звезда, насолить, княжна, резьба, забежать, тетрадка, заморозки, тяжёлый, сластёна, сова


2. Выберите одно слово и сделайте фонетическую транскрипцию этого слова. Что для этого нужно знать? Какие позиционные чередования гласных вы нашли? Чем опасны гласные в слабой позиции?


Пишут словарный диктант, проверяют по эталону




Вспоминают правила транскрипции (7 правил)

Транскрибируют по одному слову, обозначают позиционные чередования гласных .

Отвечают на вопрос учителя.




Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III Выявление места и причины затруднений.

Цель этапа : организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


1. Определение места затруднения

Ребята, как вы думаете, а согласные звуки могут быть в сильной или слабой позиции? Ведь на них не падает ударение?

Если да, то как можно определить сильные и слабые позиции? И для чего нам нужно это знать?

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

Анализ объектов с целью выделения признаков; (П)

Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

1. Определите тему урока


2. Определите цель урока


3. Построение проекта:

Что нужно делать, чтобы добиться нашей цели на уроке?

Определяют тему урока: позиционные чередования согласных звуков.

Определяют цель урока: научиться различать сильные и слабые позиции согласных звуков, писать правильно слова.

Составляют алгоритм действий на уроке:

1. Работа с теорией

2. Выполнение упражнений

3. Кластер

4. Рефлексия

Анализ, обобщение. целеполагание (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

V. Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

1. Самостоятельное добывание знаний.

Работа с теоретическим материалом учебника, § 43, стр. 167.


2. Исследовательская работа.

на основе упр 228 пронаблюдайте за произношением звонких и глухих согласных в разных позициях



Самостоятельно работают с теорией учебника. Составляют вопросы по теории, задают их друг-другу, отвечают на них


Наблюдают, как произносятся звонкие и глухие согласные звуки в конце слова, перед гласными, сонорными согласными и [в] , [в’]. Делают вывод о том, что перед гласными, сонорными согласными, перед [в], [в’] звонкие и глухие согласные звуки находятся в сильной позиции, т.к. произносятся отчётливо, а в конце слова эти звуки находятся в слабой позиции.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

VI. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

  1. Работа с таблицей:

– упр 229 что вы должны сделать?



  1. Упражнение на закрепление с проговариванием алгоритма действий

– упр 230 какова ваша цель при выполнении упражнения? Вам поможет пятый ключик на стр.168. прочитайте его, подготовьте вопросы по теории, выполните упражнение



3. Работа с таблицей по упр 232: дополните таблицу примерами, сформулируйте правило




- изучить таблицу, дополнить её примерами, сделать вывод, когда звонкие и глухие согласные звуки находятся в сильной и слабой позиции

(работают по таблице устно)

- определить, в какой позиции находится пропущенная буква, списать слова, доказать правильность своего выбора

Работают письменно, вслух рассуждают о выборе буквы

- дополняют таблицу примерами. Делают вывод, что твёрдые и мягкие согласные на конце слова, перед гласными, перед твёрдыми согласными находятся в сильной позиции, а перед мягкими согласным и перед [ч‘], [ш‘] находятся в слабой позиции.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

1. Работа с тренировочными упражнениями учебника.

- упр 231 выполняют самостоятельно

- упр.234 выполняют самостоятельно

Выполняют упражнения учебника. Проверяют по эталону


Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

1. Дополнить кластер

Нужно дополнить кластер, начатый на первых уроках по теме, новой информацией о согласных звуках


Дополняют начатый кластер звуков


Обобщение, систематизация, классификация (Р)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1. Оратор

за 1 мин. убедите своего товарища в том, что знания о звуках очень важны и пригодятся вам в дальнейшем.


2. Билетик на выход

Сегодня я узнал….

Теперь я могу…

Мне было трудно…

Я научился…

Эти знания можно применить…

Я хочу спросить …


3. Домашнее задание. § 43 Проверяем себя на стр.170-171, эти задания помогут вам справиться с контрольной работой на следующем уроке.

Дополнительное задание. Составьте три букета. В первом букете цветы, в названии которых все согласные твёрдые. Во втором букете цветы, в названии которых все согласные мягкие. В третьем букете в названии цветов согласные и мягкие, и твёрдые.



Убеждают друг-друга в важности изучаемой темы



Заполняют билетик на выход








Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!