- совершенствование умений извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
- формирование умений реализации новых способов действия: находить позиционные чередования гласных и согласных, определять сильные и слабые позиции звуков;
- закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и др.
- отрабатывать орфографические навыки.
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, проводить коррекцию своих действий
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие. Добрый день, ребята! Как ваше настроение? 2.Вызов исходной мотивации мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили ещё одну сторону этой темы, которая в жизни вам очень пригодится. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Вы должны были подготовить вопросы друг для друга, а отвечать будете по разработанным вами критериям. | 1. Приветствуют учителя. Учащиеся задают подготовленные дома вопросы по теме прошлого урока и оценивают ответы друг-друга по своим критериям | Самоопределение, смыслообразование (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
1.Напишите словарный диктант, подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки в слабой позиции: звезда, насолить, княжна, резьба, забежать, тетрадка, заморозки, тяжёлый, сластёна, сова 2. Выберите одно слово и сделайте фонетическую транскрипцию этого слова. Что для этого нужно знать? Какие позиционные чередования гласных вы нашли? Чем опасны гласные в слабой позиции? | Пишут словарный диктант, проверяют по эталону Вспоминают правила транскрипции (7 правил) Транскрибируют по одному слову, обозначают позиционные чередования гласных . Отвечают на вопрос учителя. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III Выявление места и причины затруднений. Цель этапа : организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
1. Определение места затруднения Ребята, как вы думаете, а согласные звуки могут быть в сильной или слабой позиции? Ведь на них не падает ударение? Если да, то как можно определить сильные и слабые позиции? И для чего нам нужно это знать? | Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. | Анализ объектов с целью выделения признаков; (П) Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
1. Определите тему урока 2. Определите цель урока 3. Построение проекта: Что нужно делать, чтобы добиться нашей цели на уроке? | Определяют тему урока: позиционные чередования согласных звуков. Определяют цель урока: научиться различать сильные и слабые позиции согласных звуков, писать правильно слова. Составляют алгоритм действий на уроке: 1. Работа с теорией 2. Выполнение упражнений 3. Кластер 4. Рефлексия | Анализ, обобщение. целеполагание (П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
V. Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
1. Самостоятельное добывание знаний. Работа с теоретическим материалом учебника, § 43, стр. 167. 2. Исследовательская работа. на основе упр 228 пронаблюдайте за произношением звонких и глухих согласных в разных позициях | Самостоятельно работают с теорией учебника. Составляют вопросы по теории, задают их друг-другу, отвечают на них Наблюдают, как произносятся звонкие и глухие согласные звуки в конце слова, перед гласными, сонорными согласными и [в] , [в’]. Делают вывод о том, что перед гласными, сонорными согласными, перед [в], [в’] звонкие и глухие согласные звуки находятся в сильной позиции, т.к. произносятся отчётливо, а в конце слова эти звуки находятся в слабой позиции. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
VI. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач |
Работа с таблицей: – упр 229 что вы должны сделать? Упражнение на закрепление с проговариванием алгоритма действий – упр 230 какова ваша цель при выполнении упражнения? Вам поможет пятый ключик на стр.168. прочитайте его, подготовьте вопросы по теории, выполните упражнение 3. Работа с таблицей по упр 232: дополните таблицу примерами, сформулируйте правило | - изучить таблицу, дополнить её примерами, сделать вывод, когда звонкие и глухие согласные звуки находятся в сильной и слабой позиции (работают по таблице устно) - определить, в какой позиции находится пропущенная буква, списать слова, доказать правильность своего выбора Работают письменно, вслух рассуждают о выборе буквы - дополняют таблицу примерами. Делают вывод, что твёрдые и мягкие согласные на конце слова, перед гласными, перед твёрдыми согласными находятся в сильной позиции, а перед мягкими согласным и перед [ч‘], [ш‘] находятся в слабой позиции. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
1. Работа с тренировочными упражнениями учебника. - упр 231 выполняют самостоятельно - упр.234 выполняют самостоятельно | Выполняют упражнения учебника. Проверяют по эталону | Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний |
1. Дополнить кластер Нужно дополнить кластер, начатый на первых уроках по теме, новой информацией о согласных звуках | Дополняют начатый кластер звуков | Обобщение, систематизация, классификация (Р) |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
1. Оратор за 1 мин. убедите своего товарища в том, что знания о звуках очень важны и пригодятся вам в дальнейшем. 2. Билетик на выход Сегодня я узнал…. Теперь я могу… Мне было трудно… Я научился… Эти знания можно применить… Я хочу спросить … 3. Домашнее задание. § 43 Проверяем себя на стр.170-171, эти задания помогут вам справиться с контрольной работой на следующем уроке. Дополнительное задание. Составьте три букета. В первом букете цветы, в названии которых все согласные твёрдые. Во втором букете цветы, в названии которых все согласные мягкие. В третьем букете в названии цветов согласные и мягкие, и твёрдые. | Убеждают друг-друга в важности изучаемой темы Заполняют билетик на выход Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |