- Отложите таблицы в сторону, переверните их. Учитель демонстрирует полезные ископаемые (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда) Работа в группах. -Начинаем приобретать знания. Предлагаю поработать в группах. Вспомните правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Каждый работает на общий результат. Своё несогласие выражай вежливо. Критикуешь- предлагай!) Распределите роли. Каждая группа получает материал для работы инструкцию: 1.Изучите соответствующий материал учебника с. 46-47, 2. Исследуйте полезные ископаемые и заполните таблицу. Задание группам: 1 группа изучает свойства и применение горючих полезных ископаемых нефти и торфа. Название полезного ископаемого | Свойства | | Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) | Цвет | Запах (есть или нет) | Легче или тяжелее воды | Растворяет-ся в воде | Применение | торф | | | | | | | нефть | | | | | | |
2 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого природного газа. Вещество | Свойства | | внешний вид | состояние | цвет | запах | горючесть | легче или тяжелее воздуха | Природный газ | | | | | | |
3 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого каменного угля. Название полезного ископаемого | СВОЙСТВА | Применение | СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное) | ЦВЕТ | ЗАПАХ (есть или нет) | Легче или тяжелее воды (воздуха) | Каменный уголь | | | | | | | | | | | | В помощь каждой группе (1-3): Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых: 1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный 2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды 3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное 4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды 5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха 4 группа знакомится со свойствами и применением железной руды. Название полезного ископаемого | СВОЙСТВА | Применение | СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное) | ЦВЕТ | ЗАПАХ (есть или нет) | Легче или тяжелее воды | Железные руды | | | | | | | | | | | | 5 группа знакомится со свойствами и применением цветной руды. Название полезного ископаемого | СВОЙСТВА | Применение | СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное) | ЦВЕТ | ЗАПАХ (есть или нет) | Легче или тяжелее воды | Цветные руды | | | | | | | | | | | | 6 группа знакомится со свойствами и применением апатитов и калийной соли (учебник с. 48) Название полезного ископаемого | СВОЙСТВА | Применение | СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное) | ЦВЕТ | ЗАПАХ (есть или нет) | Растворяется в воде | Апатит | | | | | | Калийная соль | | | | | | В помощь группе: Апатит – минерал обычно зелёного или сине-зелёного цвета. Это твёрдый камень, состоящий из продолговатых кристаллов. Является источником фосфора, необходимого для роста растений. Поэтому его называют «камнем плодородия». Калийная соль по внешнему виду и свойствам похожа на поваренную; состоит из прозрачных кристаллов, которые хорошо растворяются в воде, но имеют горький вкус. Ценное удобрение для выращивания сельскохозяйственных культур (содержит калий и азот) (Дети работают в группах, на партах - словари, справочники, учебник, раздаточный материал - образцы полезных ископаемых. Рассматривая образцы, учащиеся знакомятся со свойствами полезных ископаемых, сравнивают их между собой. Они обращают внимание на цвет, хрупкость, блеск полезного ископаемого, растворяемости или нерастворяемости в воде, сравнивают, тяжелее или легче воды это ископаемое. Можно продемонстрировать учащимся горение торфа: кусочек торфа помещают в металлическую ложку и нагревают над пламенем спиртовки. Торф возгорается, горит, выделяя дым, и оставляя золу. Учитель объясняет, что уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф. Рассматривая нефть, дети наливают ее в сосуд. Дети убеждаются, что нефть легче воды. Учитель беседует об этом свойстве нефти, которое приводит к большим бедствиям. Дополняя рассказ учеников, учитель поясняет, что все горючие полезные ископаемые используются не только как топливо. Но и как сырье для получения разнообразных продуктов, духов, лекарств и многих др. веществ. Знакомясь с рудами черных и цветных металлов, учитель напоминает, что рудами называют полезные ископаемые, в состав которых входят металлы. Уместно задать вопрос: «Какие металлы вам известны?» и попросить вам привести примеры из металлов. Группе, работающей с магнитным железняком, учитель помогает определить, что это полезное ископаемое обладает сильными магнитными свойствами. С помощью компаса дети определяют северную сторону класса. Затем к компасу подносят образец магнитного железняка- стрелка компаса отклоняется в его сторону. Учитель спрашивает: «Что вызвало отклонение стрелки?» Кто-то из учеников догадывается, что это магнит. Учитель подтверждает правильность ответа и объясняет, что в местностях, где имеются залежи магнитного железняка, таким компасом пользоваться нельзя, так как он будет показывать неверное направление.) Защита проектов. (Ответственный каждой группы выходит и зачитывает данные таблицы.) Заполнение кластера после выступления каждой группы. - На какие группы можно разбить полезные ископаемые в зависимости от их применения? Предлагайте. Дополняем кластер. - Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? - Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Информация для обобщения: На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь и природный газ.) |