ввести понятие и обозначение параллельных прямых, параллельных отрезков и лучей;
показать способы построения параллельных прямых; отрабатывать умение строить параллельные прямые; воспитывать аккуратность.
- повторить изученный ранее материал (прямая, пересекающиеся и непересекающиеся прямые, перпендикулярные прямые);
- учить школьников выводить следствие из факта принадлежности непересекающихся линий, к параллельным.
Дать представление о параллельных прямых; научиться распознавать параллельные прямые на чертеже, строить параллельные прямые с помощью линейки и угольника
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
| | | | | Планируемые результаты |
Этап урока | Задачи этапа цели | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Предметные | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Постановка учебных задач. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему. | | 1 | | Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему. Коммуникативные: слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания . Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3 Актуализация знаний Слайд № 2 | Актуализация опорных знаний Повторить раннее изученный материал. | Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать рассматривать различные линии и познакомимся с новым видом линий – параллельными. Для того чтобы хорошо усвоить новый, интересный материал, нам необходимо вспомнить, то что мы уже знаем. Слайд № 3. Назовите линии, изображённые на рисунке. Выделите прямые. Слайд №4 Определите, какие линии на рисунке являются пересекающимися, а какие непересекающимися. Как называются линии a и b? Слайд № 5 Составляют деформированное предложение. «Две прямые линии называются … …, если пересекаются под … …» Слайд № 6. Постройте у себя в тетради такие же линии, как на рисунке. Установите, пересекаются ли линии a и b; c и d, если их продолжить. Какие прямые называются перпендикулярными? С помощью каких инструментов строятся перпендикулярные прямые? Начертите квадрат. Обозначьте его. Выпишите все пары перпендикулярных прямых. Сколько общих точек могут иметь две прямые? | Отвечают на вопросы задания, выходят к доске и показывают линии: Прямая, луч, отрезок, кривая. Называют и показывают пересекающиеся и непересекающиеся линии. Говорят полным предложением. Линия a и b пересекаются и тд. Линии a и b называются перпендикулярными. «Две прямые линии называются перпендикулярными прямыми, пересекаются под прямым углом » - учащиеся I группы на интерактивной доске стикером пишут пропущенные слова. Выполняют построение в тетради, и отвечают на поставленный вопрос. | 7 | Знать определение перпендикуляр ных прямых умеют распознавать перпендикуляр ные прямые | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд №3) | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. В 5 классе вы познакомились с некоторыми геометрическими элементами. Что изображено на слайдах? - В чем различие между лучом и прямой? - Какие бывают углы? | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 2 | научиться распознавать параллельные прямые на чертеже | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: формировать целевые установки. Личностные: самоопределение. |
5.Введение нового понятия. Слайд № 4 | Ввести понятие параллельные прямые. Научить распознавать параллельные прямые. | Задание 1. Лист бумаги сложите «гармошкой». Разверните и выделите линии сгиба карандашом. Определите, пересекающиеся или непересекающиеся получились линии. Учитель подводит итог выполненным упражнениям и даёт определение: « Две прямые на плоскости называются параллельным , если они не пересекаются». Параллельность прямых обозначается знаком ǁǁ. | выполняют задание сами карандашом выделяют линии. Учащиеся поэтапно выполняют задание и делают выводы. Учащиеся за учителем повторяют вывод: читают, проговаривают, разбирают каждое слово. Записывают в тетрадь обозначение параллельных прямых ǁǁ. Две непересекающиеся прямые на плоскости называются параллельными. | 5 | Иметь представление о параллельных прямых | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: формировать целевые установки. Личностные: самоопределение. |
6. Историческая справка о параллельных прямых (слайд №5 | Показать разнообразие задач на вычисление дробей применяемых в жизни. | Организация просмотра исторических сведений Название параллельных прямых произошло от греческого слова «параллелой», которое означает «рядом идущие». Но после того как этот знак в конце 18 века стали использовать как знак равенства, параллельность решили обозначать с помощью знака | Выступление учащегося. | 5 | | Познавательные: формирование интереса к историческим источникам. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности. Личностные: формирование готовности к самообразованию. |
7. физ-пауза Применение знаний и умений в новой ситуации Слайд № 7-11 | Показать разнообразие работы | Рассмотрите картинки на слайдах № 7, 8, 9, 10, 11, – покажите параллельные прямые, докажите. построение параллельных прямых По карточке – определите, в написании каких букв русского алфавита встречаются параллельные отрезки. Начертите эти буквы в тетрадь. П Н И У М Задание для учащихся I группы: выделите параллельные отрезки цветными карандашами и запишите их в тетрадь со знаком ǁǁ. | Работают индивидуально Учащиеся выходят и указкой показывают на картинках параллельные прямые и доказывают свою точку зрения. Выполняют построение параллельных прямых на интерактивной доске Учащиеся выполняют задание по карточке, записи делают в тетради. | 12 | Умеют распознавать параллельные прямые на чертеже строить параллельные прямые с помощью линейки и угольника | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Личностные: формирование готовности к самообразованию. |
8.Выполнение творческой работы. | работа в группах | Организация и контроль за процессом выполнения творческой работы. | Учащиеся организуют свою работу в группах и обсуждают правильность выполнения заданий. Распределяют каждому свои роли. | 8 | Умеют применить полученные знания | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: : уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение работать в команде. |
9. Рефлексия (подведение итогов урока слайд №12) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. Отвечают на вопросы - Какие прямые называют параллельными? - Какие отрезки называют параллельными? - С помощью каких инструментов можно построить прямую, параллельной данной прямой? | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 2 | | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
10. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию 1. С. 242, № 1383(1), 1384, с. 243 № 1386, 1389(а) 2. Построить на нелинованной бумаге несколько параллельных прямых | Учащиеся записывают в дневники задание. | 2 | | |