СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказке Х.Андерсена "Снежная королева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Завершающий урок по сказке Х.Андерсена в виде игры. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказке Х.Андерсена "Снежная королева"»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы

МБОУ «Мукучинская гимназия» Новиковой М.В.

Тема

Повторение сказки А.Х.Андерсена «Снежная королева»

Цель

Систематизировать знания о творчестве Андерсена, повторить сказку

Тип урока

Повторение

Форма урока

Урок-игра

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • развить интерес к личности писателя и его творчеству;

  • уметь обобщать и систематизировать изученный материал.

Метапредметные:

  • слушать и отвечать на вопросы;

  • инициативно сотрудничать в парах и группах в поиске и сборе информации.

Личностные:

  • учить проверять себя;

  • учить давать оценку своим действиям;

  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

  • учить нести ответственность за свои действия и слова.

Методы и формы обучения

Групповая, индивидуальная

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, доска, листочки с заданиями, жетоны

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Сказка, речь героев, деталь

Межпредметные связи

Изобразительное искусство



Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность учащихся

ФормируемыеУУД

1.Организационный момент

Приветствие

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к уроку

Приветствие

Приветствие, подготовка к уроку

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других

2.Планирование деятельности

- Сегодня мы проведем игру-повторение по сказке Х.Андерсена «Снежная королева». Заранее класс был поделен на 2 команды. Сейчас попрошу занять удобные места в классе по командам, придумать название и выбрать капитана.

Напомню, что от сплоченности команды, от решения командира зависит ход сегодняшней игры. Игра состоит из нескольких этапов, требуется и коллективная, и индивидуальная работа. На каждом этапе (слайд №2) за правильный ответ получаете жетоны. Количество набранных баллов-жетонов повлияет на оценку, выставляемую каждому участнику за общую работу на уроке. Желаю удачи!

- Итак, приветственное слово капитанам команд.

Слова учителя

Команды занимают свои места, обсуждают название и выбирают лидера.










Капитаны отвечают

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;




3.Творческое применение и проверка знаний в новой ситуации

1.Разминка

  1. В каком городе родился Ханс Андерсен? (Одензе)

  2. Где, в какой стране находится этот город? (Дания)

  3. Кем был отец Андерсена? (сапожник)

  4. Что было гордостью семьи Андерсена? ( чистота, ящик с луком и тюльпаны)

  5. Какая сказка Андерсена считается почти автобиографической? ( «Гадкий утенок»)


2. Установить порядок сказки «Снежная Королева» (слайд №4)

  • Принц и принцесса (история 4)

  • Лапландка и финка (история 6)

  • Мальчик и девочка (история 2)

  • Зеркало и его осколки (история 1)

  • Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом (история 7)

  • Цветник женщины, умевшей колдовать (история 3)

  • Маленькая разбойница (история 5)


3. Ответить на волшебные вопросы

История 1

  • Какое свойство имело зеркало, придуманное злым троллем? (все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все негодное и безобразное выступало еще ярче)

  • Зачем ученики тролля захотели добраться с зеркалом до самого неба? (чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом)

История 2

  • Какие цветы росли в ящиках? (розы)

  • Сколько раз Снежная королева поцеловала Кая, чтоб он не мерз и позабыл всех домашних? ( 2 раза)

История 3

  • Кто весной сказал Герде, что не верит в смерть Кая? ( солнечный свет, ласточки)

  • Как в доме цветочницы Герде удалось вспомнить о Кае? ( старушка забыла стереть розы на шляпе)

История 4

  • В каких кроватках спали принц и принцесса? (белая лилия – принц, красная лилия – принцесса)

  • Что за тени промчались, когда Герда с вороной шли в спальню принца и принцессы? ( сны)

История 5

  • Что делает каждый вечер Маленькая разбойница с оленем? ( щекочет под шеей острым ножом)

  • Кто видел Кая с Снежной королевой, летевшей над лесом? ( лесные голуби)

  • Что подарила маленькая разбойница Герде на прощание? (матушкины рукавицы)

История 6

  • О чем попросил северный олень у финки? (силу 12-и богатырей)

  • Где должен был оставить Герду олень? (У куста с красными ягодами)

  • Кто или что защищал Герду от живых снежных хлопьев? ( ангелочки)

История 7

  • Какое слово пытался сложить Кай из ледяных фигурок? ( вечность)

  • Как Герде удалось растопить холодное сердце Кая?

( горячие слезы упали на грудь)

  • Как вышел осколок из глаза Кая? ( вместе со слезами)


4.Узнать героя по его речи (слайды №6, №21-25)

  1. Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, - я лучше сама убью тебя! (Маленькая разбойница)

  2. У меня при дворе есть невеста, она ручная, разгуливает по дворцу, - от нее-то я и знаю все это. (Ворон)

  3. Давно мне хотелось иметь такую маленькую девочку! Вот увидишь, как ладно мы заживем с тобою! (Старушка)

  4. Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков. (Снежная королева)

  5. Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли! ( Кай)


5.Предмет и его хозяин (слайд №7)

Красные башмаки – Герда

Острый нож – Маленькая разбойница

Соломенная шляпка – старушка

Сушеная треска – лапландка

Санки – Кай

Черное облако - Снежная Королева


6.Узнать фрагмент сказки ( слайды №8-12)




7.Конкурс капитанов (слайд №14-19)

1. Эта героиня была такая упрямая и избалованная, что могла укусить свою мать за ухо. Но её тронула история девочки, которая ищет названого братца. Она приказала северному оленю отнести Герду к дворцу Снежной королевы. (Маленькая разбойница)

2. Вся она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты… (Снежная королева)

3. Она вышла из домика, опираясь на клюку. Затем вошла в воду, зацепила лодку своей клюкой, притянула её к берегу и высадила Герду. (Старушка, умеющая колдовать)

4. Герде опять пришлось присесть отдохнуть. Он прыгал прямо перед ней. Затем долго-долго смотрел на девочку и заговорил с ней, не очень хорошо выговаривая слова. (Ворон)

5. Она положила оленю на голову кусок льда, затем принялась читать то, что было написано на сушёной треске. Прочитала все слова три раза, пока не заучила наизусть. Потом она посадила Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног. (Финка)

6. «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета». (Герда)


8.Дополнительные вопросы ( если будет время и необходимость)

1. Миллионы его осколков наделали ещё больше бед, чем оно само. (Зеркало)

2. С их помощью оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок. (Монеты)

3. Карета, в которую принц и принцесса посадили Герду, была набита ими битком. (Фрукты и пряники)

4. Что сделала старушка, чтобы Герда забыла Кая? (Расчесала ей гребешком волосы)

5. Бабушка сидела на солнышке и читала эту книгу: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное!» (Евангелие)

Игровой прием, фронтальный опрос





Групповая











Индивидуальная














































Групповая

















Групповая








Парная




индивидуальная

Поднимают руки, отвечают. Учитывается скорость и верность ответов. Получают жетоны.






Команды получают карточки с названиями сказок, устанавливают очередность.

Проверка ответов (слайд №26)








Из каждой команды выходят представители и отвечают на вопросы.














































По очереди команды выбирают задания, учитывая его сложность ( от 1 до 5 баллов). Если ответ неверный, то вычитаем из общей суммы потерянную сумму. Последний оставшийся вопрос адресован сразу обеим командам.












Команды получают карточки с заданием. Проверка ответов (слайд №19)






Капитаны выбирают 2 участников для этого этапа. Задача: узнать по картине фрагмент сказки


Отвечают капитаны

Познавательные: формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;; формировать умение на основе анализа объектов делать выводы; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать самостоятельно и в группе.

Регулятивные: формировать умение высказывать своё предположение на основе изученного материала; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: формировать умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формировать мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


4.Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок

- Все этапы пройдены. Понравилась ли вам такая форма повторения? Победила … команда

- попрошу капитанов выставить оценки всем участникам команды, учитывая его работу в коллективе и обосновать свою точку зрения

Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения

Капитаны выставляют оценки, комментируют.

Коммуникативные: формировать умение давать оценку себе и своим одноклассникам по итогам проделанной работы, формировать умение обосновать свою точку зрения.

Регулятивные: формировать осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, повторить

5.Домашнее задание

Прочитать «Сказки по телефону», подготовить пересказ одной сказки по выбору


Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные : формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!