СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: А.П. Чехов. Рассказы (2 ч)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. А.  П.  Ч е х о в. «Тоска». Одиночество  человека  в  бездушном  мире.  Гуманистическая позиция писателя.

2. А.  П.  Ч е х о в. «Переполох» Обостренное чувство достоинства в рассказе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: А.П. Чехов. Рассказы (2 ч)»

6


Раздел

А.П. Чехов. Рассказы (2 ч)

Тема

  1. А. П. Ч е х о в. «Тоска». Одиночество человека в бездушном мире. Гуманистическая позиция писателя.

  2. А. П. Ч е х о в. «Переполох» Обостренное чувство достоинства в рассказе.

Цели и задачи

Продолжить формирование умения анализировать художественный текст, развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства языка

Термины и понятия

Нравственность, скептицизм, воспитание, фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства языка

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи

Межпредметные умения

Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история


Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»


Урок 1. А. П. Ч е х о в. «Тоска». Одиночество человека в бездушном мире. Гуманистическая позиция писателя.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Актуализировать знания учащихся о некоторых особенностях рассказов А. П. Чехова

– Что такое юмор?

– А что называется сатирой?

– Какую роль выполняет смех в художественных произведениях?

- Какие произведения А.П. Чехова вы уже знаете?

4 этап: Первичное усвоение материала

Расширить знания уч-ся о Чехове, рассказать об истории создания рассказа «Тоска».

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала

Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» - говорил К.И.Чуковский. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану:

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Чехова в описании пейзажа; раскрыть воспитывающую составляющую рассказа, развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Работа над эпиграфом:

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

-Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.


Работа с текстом

– Каково начало рассказа? (Описание пейзажа: снег, сумерки, зажженные фонари. Каждый предмет, каждое живое существо окутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом. Даже читателю становится на душе сумрачно, холодно, одиноко.)

- Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

- Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

- О чем думает каждый из них?

- Расскажите о главном герое.

- Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

- Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)

– Что пытается сказать Иона первому седоку, военному? («А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер». – «От чего же он умер?» Иона ответил, но седок закрыл глаза, не желая продолжать разговор.

Трое седоков весело разговаривают о вчерашнем гулянье. Они кричат, ссорятся, тычут в него кулаком, чтоб побыстрее ехал, и чувство одиночества стало отлегать от груди. «А у меня на этой неделе… того… сын помер», – сказал он, когда они замолчали. – «Все помрем… Ну погоняй, погоняй!» Седоки ушли. «Опять он одинок… и тоска появляется вновь и распирает сердце».)

– С кем пытается герой заговорить? (С дворником, но слышит в ответ: «Поезжай!»)

– Вернувшись на свой двор, кому Иона сообщает о своем горе? (Молодому извозчику, но тот его не слышит.)

– Кому же он изливает свое горе? («Лошаденка жует и слушает…»)


Вывод. Растопить Ионе холодную пелену никак не удается. Ему не седоки нужны, а человек, который откликнулся бы на его боль теплом и участием. Мотив незащищенности, бесприютности человеческих чувств звучит в этом рассказе.


Композиция рассказа

Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)


Роль художественной детали

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.


В чем суть рассказа «Тоска»

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П. Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить понимание уч-ся идеи повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

– Что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Прочитать рассказ «Переполох»

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….


Урок 2. А. П. Ч е х о в. «Переполох» Обостренное чувство достоинства в рассказе.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы


Наблюдая за жизнью героев Чехова, за их поведением, мы увидим, как умел он проникать в глубину человеческой души, каким был тонким и умелым психологом.

Как вы можете соотнести данное высказывание с содержанием рассказа «Переполох»?

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала

Рассказ Антона Павловичи Чехова «Переполох» появился в 1886 году в сборнике «Рассказы. Юморески». В рассказе затрагивается одна из главнейших тем русской литературы 19 — 20 веков – тема «маленького человека». Впервые эта тема появляется еще в творчестве Пушкина (Станционный смотритель), ярче всего проявляется в творчестве Гоголя (Шинель, Человек в футляре) и является одной из любимых тем Чехова.

Чехов мастерски владел искусством обличать житейские пороки, не прибегая к конкретным обвинениям, он просто описывал жизнь. Рассказ «Переполох» является ярким тому доказательством.

- О чем рассказ?

- Каков его сюжет?

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Чехова в описании психологической ситуации; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания


- С чего начинается рассказ?

- Что увидела Маша, зайдя к себе в комнату?

- Что явилось причиной обыска?

- Почему в краже подозревают в том числе и Машу?

- Кто в центре повествования? Расскажите о Маше. В центре повествования девушка Машенька. Получила прекрасное образование и работает в семье Кушкиных гувернанткой. Машенька является представителем «маленького человека». Она провинциальная девушка, небогатая, не из знатной семьи, зарабатывающая собственным трудом, беззащитная, неиспорченная, честная.


Восстановите картину развития событий в рассказе.

- Кто оказался настоящим вором?

- Выпишите из текста глаголы и прилагательные, характеризующие виденье данной ситуации героями: Машенькой, Николаем Сергеичем, Федосьей Васильевной.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить понимание уч-ся идейного содержания рассказа.

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Что показывает автор в рассказе? Чему учит?

Чехов показывает, как пробуждается сознание человека, протест против деспотизма, унижения личности; писатель подчѐркивает драматизм человека в обществе, где место, чин, а не личность, не индивидуальные качества служат критерием оценки человека.

Рассказ «Переполох» показывает всю несправедливость жизни и учит тому, что каким бы положением в обществе человек не обладал, насколько бы богатым он не был, прежде всего, нужно оставаться человеком. Честным, справедливым, тактичным и совестливым.

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Прочитать повесть Короленко В.Г. «Парадокс»

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!