СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: Н. В. Г о г о л ь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». (3 ч)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока:  Н.  В.  Г  о  г о л ь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».  (3 ч)

  1. Н.  В.  Г  о  г о л ь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».  Н. В. Гоголь — «поэт жизни действительной» (В. Г. Белинский).
  2. Иван Иванович и Иван Никифорович — «прекрасные люди» и  «Чудный город Миргород»

 «Скучно на этом свете, господа!» Приемы создания комического образа  в  реалистическом  произведении.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: Н. В. Г о г о л ь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». (3 ч)»

5


Раздел

Н. В. Г о г о л ь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». (3 ч)

Тема

  1. Н. В. Г о г о л ь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Н. В. Гоголь — «поэт жизни действительной» (В. Г. Белинский).

  2. Иван Иванович и Иван Никифорович — «прекрасные люди» и
    «Чудный город Миргород»

  3. «Скучно на этом свете, господа!» Приемы создания комического образа в реалистическом произведении.

Цели и задачи

Вызвать интерес к личности и творчеству Н. В. Гоголя, писателя разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях; показать роль великого Пушкина в осознании Гоголем писательского призвания; расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту; работать по формированию умений анализировать эпизоды (или рассказы) из прочитанных произведений.

Термины и понятия


Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи

Межпредметные умения

Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история


Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint, аудиозапись

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»

Урок 1. Н. В. Г о г о л ь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Н. В. Гоголь — «поэт жизни действительной» (В. Г. Белинский).

Эпиграф: Грустно думать, что человек, этот благороднейший сосуд, может жить и умереть призраком и в призраках, даже и не подозревая возможности действительной жизни! И сколько на свете таких людей, сколько на свете Иванов Ивановичей и Иванов Никифоровичей. В. Г. Белинский

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и

определить причины их возникновения

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

актуализация знаний учащихся о некоторых фактах биографии и творчества Л.Н. Толстого

Ребята, мы с вами продолжаем изучать творчество Н.В.Гоголя, крупнейшего писателя первой половины XIX века, открываем новую страницу его писательской биографии. Его произведения убедили нас в том, что Гоголь никогда не был писателем, легким для чтения. Да и для современников он был человеком, постоянно удивляющим, во многом таинственным. Весёлый и пасмурный, грустный и поучающий, Гоголь всегда неуловим для четких определений. Разящая сила смеха соединена в его творчестве с глубоким трагизмом. Эти две линии мы будем видеть в произведениях писателя в этом учебном году, да и в последующие годы. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Прежде чем мы обратимся к этой повести, давайте вспомним другие произведения писателя.

- Как называется первый сборник Н.В.Гоголя? (Вечера на хуторе близ Диканьки».)

- Кто дал сборнику такую оценку: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов»? (А.С.Пушкин)

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:

-существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.

Слово ученика-консультанта о работе Гоголя над сборником «Миргород».

- Первая книга «Вечеров…» была напечатана в 1831 году и быстро разошлась, а весной 1832 появилась и вторая.

Необычайный успех окрылил писателя. «Жизнь кипит во мне, труды мои будут вдохновенны», - отмечал он с гордой надеждой. Один за другим рождались разнообразные замыслы, рождались первые наброски «Петербургских повестей», начинается работа над «Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Гоголь пишет также пьесу «Владимир III степени», задумывает комедию «Женихи», впоследствии получившую название «Женитьба». Возрастает интерес писателя к журналистике, он решает заняться и написанием истории Украины. Но главным по-прежнему в жизни остается литературное творчество. В результате двухлетней напряженной работы в январе 1835 года появился сборник «Арабески» (в двух частях), а в марте 1835 – «Миргород» (в двух томах).

Сначала Гоголь задумал повести, входящие в сборник «Миргород», как непосредственное дополнение к «Вечерам…», но в дальнейшем ему пришлось отказаться от этого замысла, т.к. по своему содержанию, идейной направленности, приемам изображения жизни он отличается от предыдущего сборника. Если в основу первых украинских повестей Гоголь положил сказочные сюжеты, то в «Миргороде» ставились и решались более острые и жгучие вопросы.

- Прочтем эпиграф. В конце урока мы должны сказать, почему именно эти слова известного критика взяты мной в качестве эпиграфа.

Рассказ ученика-консультанта об истории появления «Повести…».

(Повесть о глупой ссоре двух почтенных помещиков была впервые опубликована в 1834 году в альманахе «Новоселье». Он состоял из произведений петербургских литераторов, которые присутствовали на торжественном обеде у книгопродавца Смирдина в 1832 году. Данью Гоголя в этот альманах и была «Повесть…» Незадолго до выхода альманаха Гоголь навестил Пушкина и познакомил его с содержанием только что завершенного произведения. Поэт с глубоким вниманием выслушал повесть, а на следующий день в дневнике Пушкина появилась запись: «Вчера Гоголь читал мне сказку, как Иван Иванович познакомился с Иваном Тимофеевичем – очень оригинально и смешно». Читателям не удалось полностью познакомиться с содержанием повести. Во время печатания её в альманахе цензура изъяла ряд мест, слишком обличающих помещичье сословие. В таком урезанном виде она и появилась в печати. Из-за утраты рукописи восстановить её первоначальный текст оказалось невозможно. В повести отразились жизненные события. Один из биографов Гоголя писал: «Известно доподлинно, что в Миргороде действительно существовали, разумеется, под другими именами два помещика, поссорившиеся из-за гусака. Они ссорились и мирились неоднократно и нередко езжали в одном экипаже подавать друг на друга жалобу. Они находили удовольствие в том, что их увещевали помириться». Подобные ссоры, вздорные и нелепые, случались часто, и не только в Миргороде.)

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Гоголя в создании художественного пространства повести, развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Словарная работа.

- Прошло более 180 лет с тех пор, как создавал Гоголь свои бессмертные произведения. Жизнь изменилась, изменился и язык. И мы, современные читатели, когда берем в руки произведения этого писателя, неизбежно сталкиваемся со словами, непонятными по своему лексическому значению. Обратимся к таким словам в «Повести…» Объясните лексическое значение следующих слов: бекеша, казакин, качка, смушки, ижица, ассамблея, повет, саж. (Слова написаны на доске. Их лексическое значение ученики записали дома в тетрадях по литературе).

Анализ повести.

- Понравилась ли вам повесть? Обоснуйте свой ответ.

- Каким чувством проникнуто произведение? (Начало повести окрашивает юмористическая тональность, но потом смех уходит. Чувство горечи и гнева возникает после прочтения произведения.)

- Кто является главным героем произведения? Почему вы так считаете? (Иван Иванович и Иван Никифорович. Сюжет повести связан с этими героями, раскрыты характеры и взгляды на жизнь именно этих персонажей, показано отношение героев друг к другу, кроме того, их имена в заглавии произведения.)

- Посмотрите на иллюстрации к повести художников П.М.Боклевского и А.П.Бубнова. Кто изображен на рисунках? Как узнали? (Это главные герои. А узнали мы их по портретам, нарисованным писателем в первой главе)

- Прочитаем в главе 1 портретные характеристики героев.

- Какой прием положен в основу описания? (Антитеза)

-Какие детали описания внешности заставляют насторожиться? (Настораживает сравнение головы с редькой, рта Ивана Ивановича – с ижицей, носа Ивана Никифоровича - со спелой сливой).

- Какое отношение к персонажам вызывают эти детали? (Антипатию. Что-то отталкивающее есть во внешности героев. Мы понимаем, что Гоголь использует такие сравнения не случайно).

- Что-то отталкивающее присутствует во внешности героев. Это не случайно. Немало неприятного видим мы и в поведении персонажей, хотя на первый взгляд отношение автора к миру в первой главе добродушное, приветливое. Давайте обратимся к тексту.

(Зачитываются предложения об Иване Ивановиче из 1 главы: «Иван Иванович худощав и высокого роста»; «Иван Иванович очень сердится, если ему попадётся в борщ муха»; «Иван Иванович несколько боязливого характера»; «У Ивана Ивановича большие выразительные глаза…» и др.)

- Какой поступок Ивана Ивановича свидетельствует о жестокости героя? (Гоголь говорит об Иване Ивановиче: «Когда же окончится служба, Иван Иванович никак не утерпит, чтоб не обойти нищих». К этому побуждает героя «его природная доброта». Поговорив с бедной женщиной, рассказывающей о своей несчастной жизни, Иван Иванович гонит её прочь).

- Познакомив читателя с Иваном Ивановичем, автор рассказывает об Иване Никифоровиче и отмечает: «Очень хороший также человек и Иван Никифорович».

Какой силы достигает обличительная направленность письма Гоголя уже в 1 главе, когда он рассказывает о привычках героев, об их манерах! Повествуя об Иванах, Гоголь сопоставляет их.

- Найдите и зачитайте в 1 главе примеры сопоставления героев. (От слов «Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно…» до слов «Иван Иванович худощав и высокого роста…»; «Иван Иванович только после обеда…» до конца 1 главы).

- Важно отметить сопоставление особого рода: когда автор сопоставляет несопоставимое. Найдите примеры этого приёма. («Иван Иванович очень сердится, если ему попадётся в борщ муха…»А «Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться…»; «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках…»)

- Обратите внимание на то, как Гоголь описывает шаровары Ивана Никифоровича. Какой прием здесь использован? (Гипербола).

- Итак, представив героев, сопоставив их даже через несопоставимое, в конце 1 главы рассказчик делает вывод: «Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович – прекрасные люди». Но читатель уже понял, что слова эти полны иронии.

Итак, уже 1 глава заставляет читателя заметить, что к своим героям автор относится с иронией. Всё последующее содержание повести – это объяснение того, почему рассказчик уже в начале произведения говорит о своих героях с насмешкой.

- Вчитаемся в заглавие. Что оно отражает? (Заглавие отражает тему повести)

- Обратимся к сцене ссоры двух друзей. Прочтем её по ролям. (Глава 2: от слов «-Так не хотите, Иван Никифорович, менять ружьеца?» до слов « Лгал, лгал, ей-богу лгал!»

- Что является причиной разногласий двух Иванов? (Ивану Ивановичу очень не хватает ружья, которое он увидел у Ивана Никифоровича. Зачем оно ему, не известно никому. Но герою ружьё очень нравится. Всего у Ивана Ивановича вдоволь, закрома ломятся от всякого добра, а вот ружья нет. Именно оно должно укрепить Ивана Ивановича в сознании его дворянского первородства. Дворянство у него не родовое, а приобретенное, отец его был «в духовном звании». Тем важнее ему иметь собственное ружьё! А ведь Иван Никифорович – тоже дворянин, да ещё и потомственный! Ружьё и ему необходимо, хотя с тех пор как купил его, не сделал Иван Никифорович ни единого выстрела. Он считает кощунством променять столь «благородную вещь» на бурую свинью да на два мешка с овсом. Вот потому-то так воспалился Иван Иванович, и с языка слетело злополучное слово «гусак».)

- Прочитаем первый абзац 3 главы.

«Какие достойные люди!» - восклицает рассказчик, но читатель уже понял, что эти слова полны иронии. Да и как же иначе? Ведь ссора явилась началом других очень некрасивых поступков наших героев.

- Что это за поступки? Назовите их. (Иван Никифорович построил гусиный хлев в том месте, где раньше был лаз через плетень. Иван Иванович спилил этот хлев. Потом Иван Иванович несёт в суд жалобу на Ивана Никифоровича, назвавшего его гусаком и построившего хлев на земле Ивана Ивановича. Иван Иванович пишет, будто Иван Никифорович намерен поджечь его, а за всё это Ивана Никифоровича надо в кандалы заковать и в тюрьму отправить. В суде появляется жалоба и Ивана Никифоровича на бывшего друга, который спилил хлев, а также посягает на жизнь соседа, для чего и выпрашивает ружьё.)

- Непринужденно нанизывает Гоголь один эпизод на другой, а картина, на которой запечатлено «почтенное дворянство» Миргорода, получилась убийственная. Ссора двух Иванов всполошила город. К тому же Иван Никифорович пригрозил обратиться с жалобой в палату. Оставалось одно: примирить бывших друзей.

- Расскажите о попытке примирения во время ассамблеи у городничего.(Пересказ эпизода из 7 главы )

- Посмотрите на иллюстрацию к повести. Какой момент в сцене примирения изобразил художник Бубнов?

- Почему примирить двух Иванов не удалось? (В присутствии высшего общества Миргорода прозвучало слово гусак.)

- Судебная тяжба затянулась на многие годы. С какой целью Гоголь так подробно описывает эту тяжбу? (Чтоб показать, какая пустая и скучная жизнь у Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича.)

- Прошло 5 лет. Рассказчик снова оказался в Миргороде. Оба Ивана состарились, а судебная тяжба продолжается.

Прочитаем заключительные строки повести. О чем заставляют они задуматься? (Финал повести – это объяснение того, почему с иронией пишет автор о двух Иванах в начале произведения. Унылый пейзаж, дождь, наводящий тоску, подчеркивают серость, ничтожность существования героев. Грустно звучат и последние строки: «Скучно на этом свете, господа!» Последняя фраза повести приобретает значительный смысл: она венчает к тому же весь сборник «Миргород». Здесь идейный центр книги. Критик Белинский тонко и точно заметил, что повести Гоголя «смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтёте». Всем своим сборником писатель творит суд над пошлостью, а в конце его выносит приговор.)

- Какова основная идея повести? (Нельзя драгоценные мгновения жизни тратить на пустые ссоры. Нельзя обижать людей, надо уметь прощать. К постижению этой идеи ведёт Гоголь читателя, разоблачая никчёмность, паразитизм жизни Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича.)

- Вернемся к эпиграфу. Прочитаем слова Белинского. Почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку? (Каждому человеку дарована одна жизнь. Она мгновенна, и прожить её надо достойно. Но, к сожалению, не каждому дано понять своё высокое назначение. Об этом глубоко сожалеет Гоголь, об этом говорит критик. Таким образом, слова Белинского отражают идею повести.)

- Устарели или нет, на ваш взгляд, вопросы, поднятые в произведении? (Конечно, нет. Это вечные вопросы. Жизнь заставляет ставить и решать их каждого человека, в какое бы время он ни жил.)

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

Установить причины выявленных недостатков

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Конспектирование.

1) История создания повести. После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года.

2) Особенности жанра произведения. Повесть — эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. Основные черты повести как жанра: средний объём; наличие одной сюжетной линии; изображение судьбы одного героя, одной семьи; ощутимость голоса повествователя; преобладание хроникального начала в сюжете.

3) Особенности сюжета произведения. Сюжет —- последовательность событий в художественном произведении.

- Из-за чего происходит ссора между двумя Иванами? (из-за мелкого недоразумения)

- Чему посвятили свою жизнь после ссоры два Ивана? (судебному разбирательству, тяжбе)

- Как можно охарактеризовать уклад жизни двух Иванов? (обывательский, пошлый)

4) Особенности героя повести.

Тип героя — герой-обыватель, мелочный человек.

— Как писатель относится к своим персонажам? (с иронией, сатирически)

5) Художественные особенности повести. Повесть сатирическая. Для изображения пошлого уклада жизни автор использует гротеск (предельное преувеличение, основанное на соединении фантастического и реального), сатиру (беспощадное осмеяние, критическое отношение к изображаемому), иронию (выражение насмешки).

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Подготовиться к углубленному анализу повести

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….

Урок 2. Иван Иванович и Иван Никифорович — «прекрасные люди» и «Чудный город Миргород»

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и

определить причины их возникновения

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

актуализация знаний учащихся о некоторых фактах биографии и творчества Л.Н. Толстого

№ 1. О каком герое идет речь?

1."никогда не был женат. Хотя поговаривают, что он женился, но это совершенная ложь. Я очень хорошо знаю ЕГО и могу сказать, что он даже не имел намерения жениться". (Иван Никифорович)

2."шел чрезвычайно скоро и размахивал руками, что случалось с ним:весьма редко. На мундире ЕГО посажено было 8 пуговиц, девятая как оторвалась во время процессии при освящении храма назад тому 2 года, так до сих пор десятские не могут отыскать:" (городничий Петр Федорович)

3."голова ЕГО похожа на редьку хвостом вниз" (Иван Иванович)

4."ОН бреет бороду в неделю 2 раза" (Иван Иванович)

5."ОНА носила на голове чепец, 3 бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами" (Агафья Федосеевна, гостья в доме Ивана Никифоровича)

6."ОН чрезвычайно любил купаться" (Иван Никифорович)

7."ОН был совершенно добродетельный человек во всем значении этого слова: даст ли ему кто из почетных людей :платок на шею - он благодарит, щелкнет ли его кто слегка в нос, он и тогда благодарит". (Антон Прокофьевич, которого послали за Иваном Никифоровичем от имени городничего)

№ 2. Внимательный читатель

1. Любимое кушание Ивана Ивановича? (дыня)

2. Фамилия Ивана Никифоровича? (Довгочхун)

3. Фамилия Ивана Ивановича? (Перерепенко)

4. По какому поводу Иван Иванович постоянно делал замечания Ивану Никифоровичу? (за упоминание в речи черта)

5. Предмет их ссоры? (ружье)

6. Когда и где взял ружье Иван Никифорович? (купил у турчанина во времена, когда собирался служить в милиции)

7. На кого Иван Иванович предложил обменять ружье? (на свинью)

8. Каким обидным, по мнению Ивана Ивановича, словом назвал его Иван Никифорович? (гусак)

9. Кто из героев "очень искусно, не хуже токаря, умеет выделывать разные вещи из дерева"? (Иван Иванович)

10. Для чего Ивану Ивановичу пригодилась пила? (чтобы спилить хлев соседа)

11. Что это? ":в нем ..восемь окошек! Восемь окошек в ряд, прямо на площадь и на то водное пространство, о котором я уже говорил и которое городничий называет озером!" (поветовый (уездный)суд)

12. В чем Иван Иванович обвинял Ивана Никифоровича в своей жалобе? (оскорбление, захват земли, умысел на поджог)

13. Какого наказания требовал Иван Никифорович для Ивана Ивановича? (ссылки на каторгу, лишения дворянского титула и уплаты убытков)

14. Зачем городничий лично пришел домой к Ивану Ивановичу? (сказать, что его свинья украла в суде важный документ и её надлежит арестовать)

15. Чем закончилась ссора главных героев? (тяжба длилась более 10 лет, но так и не закончилась:)

16. В каком году происходили упомянутые выше события? (в 1810)

17. В каком городе происходили события "Повести.."? (В Миргороде)

№ 3. Словарная работа.

Дай определения словам:

1. бекеша - Старинный долгополый теплый сюртук.

2. казимир - Тонкая шерстяная ткань.

3. нанка - Хлопчатобумажная ткань, прежде вывозимая из китайского города Нанкина.

4. саж - Место за перегородкой в хлеву, куда сажают свиней для откорма.

5. зерцало - зеркало

6. бобон – нарыв, опухоль

7. утрибка - это кушанье из потрохов

8. позов – судебный иск

9. серяк – простой, грубый серый кафтан

10. сохи - Столбы с развилками вверху, подпирающие крышу (в крестьянских постройках).

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить вход в тему урока. Выявить в чем суть конфликта произведения

- Что стало началом конфликта?

- Как конфликт развивался?

- Что стало его кульминацией?

- В чем комизм ситуаций и каково отношение автора к происходящему? (доказать текстом).

Проследите разницу между поводом к ссоре (старое ружье) и ее причиной.

Чтобы разобраться в причинах происшествия, проследим, где еще в повести на первое место выступают вещи? (бекеша, вещи на просушке – 2 гл. и др.) Какие тропы здесь использует автор? (метафора, гипербола) Для чего они служат? (Вещи как будто оживают). Один из предварительных выводов: вещи, бездуховная материя в повести побеждают душу человека. Проведите и стилистический анализ портретов главных героев (задание выполняется в мини-группах).

- Почему не удалось примирение Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича?

Обратимся к неоспоримым «уликам» – словарям.

Словарная работа в тетрадях (выписки из словарей разных типов): мир – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, дружба, доброжелательство, тишина, спокойствие. Мир предполагает сочувствие, сопереживание, согласие...

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Гоголя в создании конфликта в повести, развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Игровая технология. Анализ конфликта в произведении Н.В. Гоголя Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Причины конфликта

Личностные:

1. Субъективная оценка партнера как недопустимая – спор по поводу обмена

2. Разные типы характеров И.И. и И.Н.

3. Плохое развитие эмпатии.

4. Низкий уровень социально-психологической компетентности.

5. Завышенный уровень притязаний - И.И. хочет получить ружьё

6. Низкая конфликтоусточивость – оскорбление друг друга.

Данный конфликт:

по длительности – затяжной;

по очевидности – очевидный;

по взаимозависимости участников – горизонтальный;

по сфере жизнедеятельности – бытовой;

по социальным последствиям – деструктивный;

по возможности разрешения – агонистический;

по предмету – реалистичный;

по остроте противодействия – среднеинтенсивный;

по степени длительности и напряженности – острый, длительный;

по характеру потребности – материальный и в какой-то мере духовный (принципы);

по степени разработанности нормативных норм разрешения – не разработанный;

по составу участников – межличностный.

Динамика конфликта: основные периоды и этапы динамики конфликта между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем

Предконфликтная ситуация:

- Иван Никифорович отказывается подарить ружье Ивану Ивановичу(Возникновение объективной проблемной ситуации);

- Спор о необходимости ружья хозяину(осознание проблемной ситуации субъектами взаимодействия);

- Иван Иванович предложил поменяться – он бы отдал два мешка овса и бурую свинью за ружье(попытки разрешить ситуацию неконфликтными действиями);

- Спор о том, равноценен ли обмен, Иван Иванович считает, что ДА, а Иван Никифорович обижен таким предложением (возникновение предконфликтной ситуации);

Стадия открытого конфликта:

- И.И.: «… Вы, Иван Никифорович, разносились так с своим ружьем, какдурень с писаною торбою…»

И.Н.: «… А вы, Иван Иванович, настоящий гусак…»,они в своем споре дошли до оскорблений – открытый конфликт ( инцидент, завязка конфликта);

- Нарастание взаимных упреков, пререканий, выпадов, угроз, оба участника спора рассержены (эскалация конфликта) ;

- Накал спора: «…я вам, Иван Иванович, всю морду побью!..», на что Иван Иванович показал кукиш и хлопнул дверью (кульминация конфликта);

- Поссорившись, бывшие друзья стали называть друг друга врагами, писали друг на друга жалобы, не желая мириться (сбалансированное противодействие);

– Данный конфликт перерос в другой конфликт – каждый из них, и Иван Иванович, и Иван Никифорович уверены именно в своей правоте (завершение конфликта (его видоизменение));

Постконфликтная ситуация:

– По прошествии 10 лет (затяжной характер конфликта) И.И. и И.Н. по-прежнему враги, всё ждут решения суда, т. е. сохранились следы негатива (частичная нормализация отношений);

- В данном конфликте так и не произошло полной нормализации отношений.

Функции конфликта: Результат данного конфликта – разрушение взаимоотношений двух старых друзей, т. е. конфликт выполнил деструктивную функцию.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Сформулировать выводы по теме урока

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Сформулируйте свои выводы: у людей нет главного – любви, умения дружить, умения прощать. Жить живут, а если копнуть глубже – пустота.

- Что произошло с нашими героями? Окаменение души, о чем говорит мелочность, бездуховность их существования. А смерть души – это апокалипсис, это война, человек воздвигает вокруг себя стены, пытается отгородиться от мира: мир – город (читаем эпизод о построении гусиного хлева, гл. 3)

Но что до этого происшествия спасало Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича? Простая человеческая привязанность. В начале II главы говорится: «Господи, боже мой, какой я хозяин! И чего у меня нет!»: люди словно в раю живут, а оценить этого не могут.

- Читаем вслух финал. Каким чувством он проникнут?

- Что такое скука? (Словарная работа). Скука – это абсолютная безнадежность, пустота, омертвение, оставленность человека Богом.

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выписать в тетрадь определение Юмор - ….

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….

Урок 3. «Скучно на этом свете, господа!» Приемы создания комического образа в реалистическом произведении. Приемы создания комического образа в реалистическом произведении.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:

-существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.

«Скучно на этом свете, господа !». Что такое скука? От чего скучает человек?

Скука-это уныние, подавленность. Много сил и настроения забирает скука у человека. Состояние уныния, волнения, обиды крайне вредны для психического и физического здоровья человека . В этих состояниях «угнетаются защитные излучения человека, что ведёт к чрезмерному расходу жизненных и психических сил». Через определённое время из-за потери сил аппарат воли ослабевает и изменить ситуацию бывает очень сложно.

Что говорят о скуке великие старцы Оптиной пустыни? «Скучно тебе бывает от того, что 1) не помнишь Христа, 2) много мнишь о себе и 3) не умерло в тебе всё страстное»,- пишет старец Антоний. Преподобный Иосиф оптинский отмечал, что скучает человек от того, 4) «что совесть нечиста…».

Докажем это, исследуя внутренний мир главных героев повести.


5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Научить подростков осмыслению значимости идеи произведения, раскрыть истинную причину «скуки» «на этом свете». Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

- Так из-за чего поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - два соседа, два Ивана ? Ни из-за чего . Не сумели вовремя остановить злобу, не сумели простить .

Обидчивость-это обострённое самолюбие и нередко скрытая форма шантажа. Гордыня, самолюбие, осуждение, гнев-это страсти, которые «сжигают» человека.


Сюжет «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» довольно прост. Содержание развертывается всего в семи главах.

Но вот композиция произведения довольно интересна. Она играет важную роль, так как связывает содержание и язык повести в одно целое.

Повесть отрывается восторженными описаниями костюма, дома и сада И.И.. Основными композиционными приемами являются

• повтор. Причем повтор строится на принципах параллелизма

• антитеза,

• а также сравнение

• и гипербола.

Повесть начинается с огромного количества повторов и восклицаний:

Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки!... Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде!... Какие у него яблони и груши под самыми окнами!...Прекрасный человек Иван Иванович!...

Открывается повесть нарочито восторженным описанием костюма, дома и сада Ивана Ивановича. Прочитайте его

И чем больше «восторгается» писатель своим героем, тем большая никчемность этого человека раскрывается перед нами. С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь «богомольного человека Ивана Ивановича»

- В чем «богомольность» героя? Он ходит лишь для того, чтобы после службы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать. Он рассуждает «очень логично»:

- Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью...

- Что больше всего любит иван Иванович? Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или преподнесет гостинец. Это ему очень нравится. Лежебока и пустозвон Иван Иванович в силу привычки окружающих и благодаря своему имущественному положению слывет в Миргороде за порядочного человека

Таким же «хорошим» является его сосед Иван Никифорович.

- В чем разница внешности героев? Иван Никифорович не столько высок, сколько «распространяется в толщину». Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой допускает такие словечки, что его сосед Иван Иванович, «эстет», только говорит в ответ: «Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова». Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля «прекрасные люди».

И чем больше автор восторгается этими людьми, тем ярче становится видна их никчемность.

Беспечная и праздная жизнь сделала из этих помещиков бездельников, занятых только тем, как развлечь и потешить свою праздность. Ни о каком духовном росте, самосовершенствовании личности речь не идет. Эти герои даже слов таких не знают. Они заняты сугубо своими персонами, удовлетворением самых примитивных своих потребностей. И когда возникает малейшая преграда на пути этих потребностей, то разражается настоящее сражение. Причем методы, которыми пользуются обе стороны, такие же недостойные, как и их исполнители

- Как разговаривают наши герои? Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно… Иван Иванович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх…

Если в первом примере мы видим простое повторение, то во втором случае повтор построен на принципах параллелизма. Его целью является сравнение героев, но данное сравнение рождает антитезу.

Возьмем еще один пример:

Иван Иванович очень сердится, если ему попадает в борщ муха: он тогда выходит из себя и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любить пить чай в такой прохладе… Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

Как видим, структура текста настраивает на сравнение (ср. напротив того), но в смысловом плане оно расходится. В данном случае сравнение бессмысленно, именно потому оно рождает иронию. Кроме всего Гоголь здесь мастерски использует и приемы гиперболы.


А далее мы опять наблюдаем параллельный повтор, который несет в себе иронию и показывает некоторые черты сходства героев:

Иван Иванович если попотчивает вас табаком, то всегда наперед лизнет языком крышку табакерки, потом щелкнет по ней пальцем и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: «Смею ли просить, государь мой, об одолжении?», если же незнакомы, то «Смею ли просить, государь мой, не имея чести знать чина, имени и отчества, об одолжении?» Иван же Никифорович дает вам прямо в руки рожок свой и прибавит только:

«одолжайтесь». Как Иван Иванович, так и Иван Никифорович очень не любят блох…

Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди.

Чтобы разобраться в причинах происшествия, проследим, где еще в повести на первое место выступают вещи? (бекеша, вещи на просушке – 2 гл. и др.) Какие тропы здесь использует автор? (метафора, гипербола) Для чего они служат? (Вещи как будто оживают). Один из предварительных выводов: вещи, бездуховная материя в повести побеждают душу человека

Проследите разницу между поводом к ссоре (старое ружье) и ее причиной.

Но что до этого происшествия спасало Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича? Простая человеческая привязанность. В начале II главы говорится: «Господи, боже мой, какой я хозяин! И чего у меня нет!»: люди словно в раю живут, а оценить этого не могут.


С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из друзей И.И. с И.Н. превращаются в заклятых врагов. В итоге ссоры они подают друг на друга в cуд.

Между ними разворачиваются «военные действия», закончившиеся порчей гусиного хлева Ивана Никифоровича, с «рыцарским бесстрашием» совершенного Иваном Ивановичем.

С возникновением ссоры герои повести воспряли духом, у них появилась цель жизни - выиграть тяжбу в суде. Но их дела вряд ли решатся в обозримом будущем. Ведь судья, даже не почитав дело, сразу же подписывает, чиновники берут взятки и с И.И. и с И.Н..

Они ездят в город, подают бумаги во все инстанции, тратят свои доходы на подношения чиновникам всех рангов, но никаких видимых результатов не достигают. Они стоят на одной ступени общественной лестницы. Оно кончится только по смерти одного из судящихся. Но ни Иван Иванович, ни Иван Никифорович этого не понимают. Иллюзию жизни они принимают за саму жизнь, потонув в тяжбах и кляузах, они утеряли тот первоначальный комфорт и благополучие, которые имели.

Композиционный параллельный повтор пронизывает весь текст повести. Например, на нем построена вся четвертая глава: приход в суд с иском (позовом) Ивана Ивановича – крайнее удивление судьи – чтение прошения – изумление всего суда; то же и с Иваном Никифоровичем – приход в суд с иском – крайнее удивление судьи – чтение прошения – изумление всего суда.

- Я, Демьян Демьянович, - говорил Иван Иванович, допивая последний глоток, - я к вам имею необходимое дело: я подаю позов…

- На кого же это?

При этих словах судья чуть не упал со стула…

После подачи иска Иван Иванович ушел, «оставив в изумлении все присутствие».


- Какими судьбами! Что и как? Как здоровье ваше, Иван Никифорович?...

- С просьбою… - мог только произнесть Иван Никифорович.

- С просьбою? С какою?

- С позовом…

Тут одышка произвела долгую паузу:

- Ох!.. с позовом на мошенника… Ивана Ивановича Перерепенкина…

Судья перекрестился.

После чтения просьбы Иван Никифоров


ич пролез в дверь, затворил ее за собой, «оставив в изумлении все присутствие».

Параллельным повтором повесть о двух Иванах и заканчивается:

…Иван Никифорович… сказал:

- Не беспокойтесь, я имею верное известие, что дело решится на следующей неделе, и в мою пользу.

…Иван Иванович, обратившись ко мне с веселою улыбкою… сказал:

- Уведомить ли вас о приятной новости?

- О какой новости? – спросил я.

- Завтра непременно решится мое дело. Палата сказала наверное.

На протяжении «Повести…» тон повествования меняется. Если в начале чувствовалось веселье, то в конце ее чувствуется тоска. Антитеза двух внешне непохожих Иванов снимается: она уступает унылому внутреннему однообразию двух небокоптителей. Анекдотическая ссора и тяжба двух миргородских приятелей Перерепенко и Довгочхуна


Читаем вслух финал. Каким чувством он проникнут?


Что такое скука? (Словарная работа). Скука – это абсолютная безнадежность, пустота, омертвение, оставленность человека Богом.

Повесть заканчивается словами: «Скучно на этом свете, господа», потому что на самом деле таких людей было много по всей России и их существование оставляло желать лучшего.

Следом за прекрасными описаниями открывается жалкая картина города провинциального города Миргорода, в котором и развиваются все события. Главной достопримечательностью города огромная лужа. Стр. 178 (гл. 4) Сразу же становится ясно, что в городе беспорядок и за городом никто не следит. Беспечная жизнь помещиков сделала из них бездельников, занятых только раздумьями о том, как бы развеять и потешить свою жизнь. С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь Миргород, в котором имели место данные события. Какой духовности и высоты помыслов можно ждать от жителей города, главной примечательностью которого являлась «удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Дома и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее...»

«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» вошла в сборник «Миргород» наряду с историко-героической повестью «Тарас Бульба». Такое соседство помогло писателю показать всю мелочность и низость поступков и помыслов Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича по сравнению с настоящими подвигами Тараса и его соратников. Скучно становится автору от созерцания своих героев. Неужели прошли времена великих поступков?! Эту тему автор продолжает в своем гениальном произведении «Мертвые души».

Как вы думаете, почему Гоголь назвал сборник “Миргород”, ведь действие в городе Миргород происходит только в “Повести о том…”?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к предисловию, которым сопроводил автор повесть, когда ее отказывались печатать: “Долгом почитаю предуведомить, что происшествие, описанное в этой повести, относится к очень давнему времени. Притом оно совершенная выдумка. Теперь Миргород совсем не то. Строения другие; лужа среди города давно уже высохла, и все сановники: судья, подсудок и городничий - люди почтенные и благонамеренные”.

мир – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, дружба, доброжелательство, тишина, спокойствие. Мир предполагает сочувствие, сопереживание, согласие...

Учите, что слово “мир” означает еще и “общество”. Что же хотел сказать читателю Гоголь в предисловии?

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить понимание учащимися смысла произведдения

О чем это произведение? Чему учит нас автор? Возможно ли в реальной жизни применить «уроки» этой повести?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Подготовить сочинение – миниатюру «Конфликт в литературе - подсказка к решению конфликта в жизни»

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!