Урок литературы в 6 классе
Тема: А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий»
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока : урок-исследование
Учебник : Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, М. «Просвещение», 2013г. ч.1
Цель урока: знакомство с творчеством А. П. Чехова.
Задачи: дать понятие о героях – антиподах; повторить литературные термины: сатира, юмор, псевдоним, рассказ;
развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;
воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.
Автор- составитель: Гаврилова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД |
I .Организационный момент. | На доске запись эпиграфа урока: Чехов – несравненный художник… Чехов - это Пушкин в прозе. Л.Н.Толстой Здравствуйте, ребята. Скоро Новый год – веселый праздник, который мы обычно ждем с нетерпением. И говорить сегодня мы будем говорить о веселом, о юморе. Приступим. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД :. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
|
II. Мотивация к учебной деятельности. | - Ребята, расскажите, что такое юмор? ( Это весёлый, доброжелательный смех, изображение героев в смешном виде) В литературе есть ещё и понятие сатира. Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов и прочитаем, что значит сатира. Сатира (лат. satira – букв. смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель –сатирик утверждает добро. - Кого из писателей-юмористов вы уже знаете? - Какие юмористические произведения вы читали? (Ответы детей) - Попробуйте определить тему нашего урока и сформулировать цели нашего урока. - Правильно, сегодня мы будем говорить о А.П. Чехове и его творчестве. Цели формулируют с помощью учителя. |
III. Актуализация знаний. | Давайте обратимся к учебнику и прочитаем статью об А.П. Чехове ,стр. 273 – 277 Восстановите утерянную информацию: приложение 1 |
IV.Погружение в тему урока. | Нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно. А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом «Толстый и тонкий» |
1. Анализ текста до чтения. | – Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.) – Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.) - Попробуйте представить себе и нарисовать портреты героев. 1.Работа со словарем Рассмотрите словари (приложение 2) Словарик (на каждой парте): херес - сорт дорогого вина; флёрдоранж - цветочный одеколон; лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии; Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки; Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье; приватно - неофициально; коллежский асессор - один из младших рангов чиновников; статский советник - ранг чиновника среднего звена; тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии. |
2. Анализ текста во время чтения. | По мере чтения заполняем сравнительную таблицу. Приложение 3 – Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. – С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу? – Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.) – А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.) – Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) – Как вы понимаете это словосочетание? – Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого? – А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.) – Как обращаются друг к другу герои? - Как вы думаете, какое человеческое качество высмеивает А.П.Чехов? Чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие. (как вы понимаете эти слова?) |
3. Работа с текстом после чтения | Решаем кроссворд ( приложение 4) Вопросы для кроссворда: Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре) Назвать имя жены Тонкого. (Луиза) Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник) Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий) Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары) Кличка Толстого в гимназии. (Герострат) Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте) Имя Тонкого. (Порфирий) Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый) Место, где встретились друзья. (Вокзал) Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил) Кличка Тонкого. (Эфиальт) Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел) |
Рефлексия. Итог урока | - Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа? (Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым) - Какова идея произведения? (Разоблачение подхалимства и угодничества) - Почему Толстый не возражает и уходит? (Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо). - . Что должно отражать заглавие? (Тему и основную мысль рассказа) - Какое человеческое качество высмеивает Чехов? (Угодничество, готовность унижаться) |
Домашнее задание | Читать рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» |
Приложение 1
А.П. Чехов начал писать рассказы, когда___________________________________________________, готовясь стать _________________.
Он подписывал свои________и очень___________ рассказы веселым именем____________________. Это был его___________________.
Произведения А.П. Чехова – настоящие ____________________. Среди них такие, как «___________________», «________________»,
«___________________», «____________________». Писатель ценил чувство_____________.. Но жизнь Чехова была_______________.
Однако невзгоды он преодолевал благодаря своему________________.
Приложение 2
Работа со словарем
Рассмотрите словари (приложение 2)
Словарик (на каждой парте):
херес - сорт дорогого вина;
флёрдоранж - цветочный одеколон;
лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;
Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;
Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;
приватно - неофициально;
коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;
статский советник - ранг чиновника среднего звена;
тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.
Приложение 3
| 1 часть рассказа | 2 часть рассказа |
Линии сравнения | Толстый | Тонкий | Толстый | Тонкий |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | | | | |
2. Мимика, жесты, поза. | | | | |
3. Знаки препинания в конце предложений. | | | | |
4. Обращение героев друг к другу. | | | | |
Приложение 4
| | | | | 1 | | | | | | | | | |
| | | 2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 4 | | | | | | | | | | |
| | | | | 5 | | | | | | | | | |
| | 6 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 7 | | | | | | | | | |
| | | 2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 4 | | | | | | | | | | |
| | | | | 5 | | | | | | | | | |
| | 6 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 7 | | | | | | | | | |
Вопросы для кроссворда:
Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
Имя Тонкого. (Порфирий)
Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
Место, где встретились друзья. (Вокзал)
Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
Кличка Тонкого. (Эфиальт)
Продолжи фразу:
«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)