СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы " А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. "Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе разработан для учебника Коровиной, сопровождается деформированным текстом для закрепления знаний по биографии, кроссвордом, таблицей для работы с текстом рассказа "Тонкий и толстый"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы " А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. "Толстый и тонкий"»

Урок литературы в 6 классе

Тема: А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий»

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока : урок-исследование

Учебник : Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, М. «Просвещение», 2013г. ч.1

Цель урока: знакомство с творчеством А. П. Чехова.

Задачи: дать понятие о героях – антиподах; повторить литературные термины: сатира, юмор, псевдоним, рассказ;

развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;

воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.



Автор- составитель: Гаврилова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Сосновская СОШ»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

I .Организационный момент.


На доске запись эпиграфа урока:

Чехов – несравненный художник…

Чехов - это Пушкин в прозе.

Л.Н.Толстой

Здравствуйте, ребята. Скоро Новый год – веселый праздник, который мы обычно ждем с нетерпением. И говорить сегодня мы будем говорить о веселом, о юморе.

Приступим.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД :.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.




II. Мотивация к учебной деятельности.


- Ребята, расскажите, что такое юмор?

( Это весёлый, доброжелательный смех, изображение героев в смешном виде)

В литературе есть ещё и понятие сатира. Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов и прочитаем, что значит сатира.

Сатира (лат. satira – букв. смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни

путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель –сатирик утверждает добро.

- Кого из писателей-юмористов вы уже знаете?

- Какие юмористические произведения вы читали?

(Ответы детей)

- Попробуйте определить тему нашего урока и сформулировать цели нашего урока.

- Правильно, сегодня мы будем говорить о А.П. Чехове и его творчестве.

Цели формулируют с помощью учителя.


III. Актуализация знаний.








Давайте обратимся к учебнику и прочитаем статью об А.П. Чехове ,стр. 273 – 277

Восстановите утерянную информацию: приложение 1



IV.Погружение в тему урока.


Нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно.

А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом «Толстый и тонкий»


1. Анализ текста до чтения.


– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)

- Попробуйте представить себе и нарисовать портреты героев.

1.Работа со словарем

Рассмотрите словари (приложение 2)

Словарик (на каждой парте):

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

приватно - неофициально;

коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;

статский советник - ранг чиновника среднего звена;

тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.


2. Анализ текста во время чтения.


По мере чтения заполняем сравнительную таблицу.

Приложение 3

– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) 
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
- Как вы думаете, какое человеческое качество высмеивает А.П.Чехов?


Чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие. (как вы понимаете эти слова?)





3. Работа с текстом после чтения



















Решаем кроссворд ( приложение 4)

Вопросы для кроссворда:

Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)

Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)

Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)

Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)

Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)

Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)

Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)

Имя Тонкого. (Порфирий)

Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)

Место, где встретились друзья. (Вокзал)

Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

Кличка Тонкого. (Эфиальт)

Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)


Рефлексия.

Итог урока



















- Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)


- Какова идея произведения?

(Разоблачение подхалимства и угодничества)


- Почему Толстый не возражает и уходит?

(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).


- . Что должно отражать заглавие?

(Тему и основную мысль рассказа)


- Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

(Угодничество, готовность унижаться)




Домашнее задание

Читать рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»





Приложение 1


А.П. Чехов начал писать рассказы, когда___________________________________________________, готовясь стать _________________.

Он подписывал свои________и очень___________ рассказы веселым именем____________________. Это был его___________________.

Произведения А.П. Чехова – настоящие ____________________. Среди них такие, как «___________________», «________________»,

«___________________», «____________________». Писатель ценил чувство_____________.. Но жизнь Чехова была_______________.

Однако невзгоды он преодолевал благодаря своему________________.






Приложение 2


Работа со словарем

Рассмотрите словари (приложение 2)

Словарик (на каждой парте):

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

приватно - неофициально;

коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;

статский советник - ранг чиновника среднего звена;

тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.


Приложение 3


1 часть рассказа

2 часть рассказа

Линии сравнения

Толстый

Тонкий

Толстый

Тонкий

1. Глаголы внутреннего состояния героев.







2. Мимика, жесты, поза.







3. Знаки препинания в конце предложений.








4. Обращение героев друг к другу.













Приложение 4






1













2












3



















4
















5












6


















7













2












3



















4
















5












6


















7











Вопросы для кроссворда:

Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)

Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)

Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)

Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)

Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)

Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)

Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)

Имя Тонкого. (Порфирий)

Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)

Место, где встретились друзья. (Вокзал)

Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

Кличка Тонкого. (Эфиальт)

Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!