СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение"»

Технологическая карта урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

Тема

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение


Цель

создание условий для формирования у учащихся знаний о кислороде, как химическом элементе и простом веществе, способах его получения

Тип урока

урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний

Форма урока

беседа с демонстрационными и лабораторными опытами

Планируемый результат

Предметные умения:

умения исследовать свойства кислорода; характеризовать физические свойства кислорода, находить способы получения кислорода; записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Познавательные УУД: умения работать с тек­стом, выделять в нём главное.

Личностные УУД:

1.Приянтие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

Регулятивные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную де­ятельность с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и отвечать на вопросы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты обучения

I.Организационный момент


II. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации

(Цель:  актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме)






III Этап целеполагания на урок

(Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)














IV.Этап «Открытие нового знания»

(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)
























































V.Рефлексия.



























Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.


Подготовка учащихся к восприятию нового  материала.

Я приготовила две стопки карточек с формулами веществ, но они у меня упали и смешались. Я прошу вас помочь мне и разделить эти карточки на две группы.

Как вы думаете, какие вещества простые или сложные мы будем изучать после знакомства с первоначальными химическими понятиями?

Слайд №1.

На слайде картинки с применением кислорода.

Звучит стихотворение:

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без…

Предложите свой план его изучения.

(Работа в парах)


Мы можем изучить все это на одном уроке?


Как бы вы разделили изучение кислорода на три части?


Исходя из выше сказанного, определите тему нашего урока. (Записать тему урока на доске и в тетрадях)


1.Почему изучение простых веществ мы начинаем именно с кислорода?

2.Как бы вы охарактеризовали кислород как химический элемент? Запишите в тетрадях. Работайте в парах! (Подсказка: воспользуйтесь периодической таблицей)

Проверьте себя по учебнику на стр.53.

3. На слайде представлена диаграмма распространения элементов в природе (по массе). Сравните предложенную диаграмму с рис.23, найдите ошибки, если таковые имеются.

4. На этом же слайде представлена диаграмма содержания кислорода в воздухе (по объему). Соответствует ли она представленным в учебнике данным? (Изучите пункт «Нахождение в природе» §18)

Сделайте необходимые записи в тетрадях.


3.Возьмите карточку №1. Выполните предложенное задание. Работайте в группах. Найти членов вашей группы помогут цвета ваших карточек.

Задания в карточках:

О чем идет речь в данном рассказе?

Попробуйте составить соответствующее уравнение реакции самостоятельно. Запишите его в тетрадь.

Обменяйтесь карточками и тетрадями с ребятами другой группы. Исправьте ошибки. Верните тетради.

Проверьте свои записи и исправления одноклассников по учебнику §19.


Группа №1. Джозеф Пристли: «1 августа 1774 г. я попытался извлечь воздух из ртутной окалины (оксида ртути (II)) и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению». Полгода спустя Д. Пристли осуществил опыт с мышами, поместив одну в сосуд с кислородом, а другую в такой же сосуд с воздухом, и обнаружил, что в кислороде живые существа живут дольше, чем в воздухе. Затем он сам пробовал дышать полученным газом и убедился, что им «дышится чрезвычайно свободно и легко».

(Тип реакции – разложение.Не забудьте о законе сохранения массы веществ!)


Группа №2. Отрывок из романа Жюля Верна «Опыт доктора Окса». «Доктор, искусный химик, умел получать этот газ в больших количествах и дешево, не пользуясь марганцевокислым натрием, по методу Гессьедю-Мотэ, а просто разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи. Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, и жидкая стихия разлагалась на составные части - кислород и водород».

(Тип реакции – разложение. Не забудьте о законе сохранения массы веществ!)


Группа №3. Официально считается, что кислород был открыт англ. химиком Джозефом Пристли 1 августа 1774г. Но есть информация, что еще в XVII в. голландец Дреббель создал подводную лодку, которую заполнял кислородом. Дреббель получил кислород из селитры (KNO3). Данный способ относился к области военной техники, и поэтому содержался в строжайшем секрете. (Одним из продуктов данной реакции является азотистокислый калий KNO2.Тип реакции – разложение)


Группа №4. В школьной лаборатории чаще всего кислород получают из перманганата калия (марганцовки). При нагревании происходит разложение данного вещества с образованием трех веществ, одно из которых кислород. Тип реакции – разложение.


Группа №5. Очень часто для получения кислорода используют пероксид водорода Н2О2 (перекись). Данная реакция протекает с образованием воды и выделением кислорода.


Группа №6. Французский химик Бертолле предложил получать кислород из хлората калия KClO3 (это вещество еще называют бертоллетовой солью, в честь открывшего его химика). В результате реакции кроме кислорода образуется хлорид калия KCl. Тип реакции – разложение.


По одному представителю от каждой группы записывают свое уравнение реакции на доске и комментируют: коротко о способе получения и обнаруженных ошибках при проверке.

Что означают химические формулы над стрелочками?

Понять действие катализаторов вам поможет притча.

Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал:
«Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех — возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, только начал мне помогать — возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть».
Прошло время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как завещал им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали, и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить их ни на 2, ни на 3, ни на 9! Что было делать — никто не знал. Стали сыновья спорить, и каждый предлагал своё решение. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему мнению.
В это время ехал мимо путник на своём верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: «Что случилось?»
И сыновья рассказали о своей беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: «А теперь разделите верблюдов, как велел отец».
И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний — треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили, таким образом, стадо, в поле остался ещё один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17.
А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.

Помогла ли вам данная притча понять, что такое катализатор?

Необходимо ли участие катализатора при получении кислорода в промышленности? (Подсказка в тексте учебника §19)

А какие знания для этого необходимы?

Это и будет темой нашего следующего урока.


Проводится рефлексия (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…).







Разложить карточки на группы: простые и сложные вещества. Объяснить данное разделение.

Высказывают свои предположения и обосновывают их.








Составляют план изучения кислорода. Озвучивают. Вносят поправки.

Оценивают свои возможности.


Вносят свои предложения.

Записывают тему урока в тетрадь.


Выражают свои мысли


Работают самостоятельно.




Самопроверка.




Сравнивают, анализируют





Сравнивают, анализируют

















Работают в группах: читают, составляют уравнения реакций.

Взаимоконтроль.

Самоконтроль.



























































Самостоятельная работа с учебником




Личностные: действие, смыслообразование.


Регулятивные:

саморегуляция.


Коммуникативные: настрой на сотрудничество с учителем и сверстниками.



Регулятивные: самоанализ, самоконтроль, самоорганизация.


Познавательные: способность выстраивать аналогии, определять закономерности.


Личностные: развитие качеств максимально развивающих ученика.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли


Познавательные: знако-символические действия, сравнение, анализ, умения структуировать знания

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.


Регулятивные: прогнозирование, коррекция, контроль


Личностные:

развитие, саморазвитие, самосовершенствование.









































Познавательная: умение структуировать знания.


Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свои мысли.


Регулятивные: контроль, коррекция, оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!