Тема | Карбоновые кислоты | |
Цель | | |
Задачи | продолжить формирование понятий как гомология, номенклатура, изомерия и свойства на примере карбоновых кислот; стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений; обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся; использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов. | |
Планируемый результат | Знать общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты, их номенклатуру, виды изомерии и свойства; Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов; Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения; Уметь выполнять задания ЕГЭ по химии. | |
Основные понятия | Карбоксильная группа; Гомологи; | |
Межпредметные связи | Биология, физика, математика, история, латинский язык. | |
Ресурсы: основной дополнительные | Химия: органическая химия: 10 класс. Г.Е. Рудзитис. М.: Просвещение, 2012 г. Батаев В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255, (1)с.; ил. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/ Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с. Сайт РХТУ им. Менделеева http://olgvo2007.narod.ru/podgotovka_k_ege/chast_7_kislorodsoderzhaschie_organicheskie_veschestva/ | |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, исследовательская работа), парная (взаимопроверка, взаимопомощь). | |
Приемы и средства обучения: | Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация). | |
| | |
| | |
Виды учебной деятельности обучающихся | Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов. Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка. Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. | |
| | | | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
I этап. Организационный момент |
Цель – активизация учащихся. | Создает эмоциональный настрой на изучение темы, выявление проблем обучающихся. | Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового. | Эпиграф урока: «Жизнь учит только тех, кто её изучает». Мотивация. Творческое название урока «Секретное оружие муравьёв» | |
II этап. Самоопределение деятельности |
Цель – самоопределение школьника | Тема урока: «Карбоновые кислоты». Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии карбоновых кислот. Выдвигает проблему «Что значит изучить карбоновые кислоты?» | Целеполагание. Планирование. Рефлексия деятельности. Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия, свойства, применение. Формулирование цели. | | Таблица «Рефлексия» заполнение «Что знаю до урока?» |
III этап. Учебно-познавательная деятельность |
Цель - поиск решения учебных задач | Организует изучение темы по блокам Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений? Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты. | 1 блок «Понятие» Умение выражать свои мысли Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот. | Что называется функциональной группой? Для каких классов соединений характерны группы? Почему группа – СООН называется карбоксильная? Дайте определение карбоновым кислотам. Как определить карбоновую кислоту по молекулярной формуле? Определите формулы кислот | Самоконтроль |
| Побуждает к высказыванию своего мнения. Знакомит с формулами карбоновых кислот. | 2 блок «Гомология» Проводят сравнение Представление исследования Поиск информации и умение строить высказывания | Отчёт по исследовательской работе «Чудесный мир карбоновых кислот» Формулы кислот записывают на доске. | Самоконтроль |
| Организует обсуждение проблемы. Мотивирует к проведению исследования. | 3 блок «Классификация» Выдвигают гипотезы классификации. Заполняют концептуальную таблицу. Выполняют упражнение по классификации кислот. | Чем отличаются карбоновые кислоты, представленные в исследовательской работе? По характеру радикала | По количеству карбоксильных групп | предельные | одноосновные | непредельные | двухосновные | ароматические | многоосновные | Охарактеризуйте формулы кислот: НСООН, НООС – СООН, СН2 = СН – СООН, С6Н5 СООН. | Взаимопроверка Проверка по образцу |
| Проводит параллель с ранее изученным материалом. | 4 блок «Номенклатура» Определяют план действий, называют вещества. Умение выражать свои мысли | Определите молекулярную формулу и назовите вещества и класс соединений (3 формулы). Вспомните алгоритм для названия вещества. Назовите вещество по структурной формуле. Вспомните, как записать формулы по названию? Выпишите формулы карбоновых кислот и дайте им названия. Напишите формулы карбоновых кислот по названию. | Самоконтроль Взаимоконтроль Проверка по образцу |
| Обеспечивает мотивацию выполнения. | 5 блок «Изомерия» Выдвигают гипотезы о видах изомерии. Структурирование знаний. | | |
| | 6 блок «Физические свойства» Выдвигают гипотезы о физических свойствах карбоновых кислот. | В каком агрегатном состоянии могут находиться карбоновые кислоты? Как изменяются температуры кипения и плавления карбоновых кислот с увеличением их молекулярной массы? Как изменяется растворимость карбоновых кислот в воде с увеличением их молекулярной массы? | Проверка по образцу |
| | 7 блок «Химические свойства» Сравнивают свойства карбоновых кислот со свойствами неорганических кислот. Работа в группах «Химическая лаборатория»: - Изменение окраски индикаторов в растворах кислот. - Взаимодействие уксусной кислоты с металлами. - Взаимодействие с основаниями. - Взаимодействие с основными оксидами. Делают вывод о сходстве свойств органических и неорганических кислот. Самостоятельная работа с учебником. |
Обладают ли карбоновые кислоты специфическими свойствами? | Самопроверка. Проверка по образцу. |
| | 8 блок «Применение карбоновых кислот». Определяют план действий, называют области применения карбоновых кислот. | | Самопроверка. |
|
Ш. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися | Акцентирует внимание на достижении цели урока. Организует контроль знаний обучающихся. | Определяют свои достижения. | Тестирование по теме «Карбоновые кислоты, номенклатура, изомерия, свойства». | Диагностическая работа |
IV. Рефлексия |
Цель – анализ работы обучающихся и обучающимися | Комментирует домашнее задание Побуждает к анализу индивидуальных достижений. | Анализ достижения цели урока | Дифференцированное домашнее задание: 1. § 28 2. 1 уровень - ? 17 с. 117 2 уровень – з. 5 с. 118 (письменно) Сделать слайдовую презентацию о других представителях карбоновых кислот. | Заполнение таблицы «Рефлексия» «Чему научился?2 «Что не понял?» |