СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока изучения нового материала в 10 классе по теме «Одноосновные предельные карбоновые кислоты».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана с утётом требований ФГОС нового поколения. Творческое название урока "Секретное оружие муравьёв". Планируемые результаты урока: 

  • Знать общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты,  их номенклатуру и виды изомерии;
  • Уметь использовать возможности  ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и  представления результатов;
  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;
  • Уметь выполнять задания  ЕГЭ по химии.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изучения нового материала в 10 классе по теме «Одноосновные предельные карбоновые кислоты».»

Технологическая карта урока изучения нового материала в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты».

Тема

Карбоновые кислоты


Цель

  • Расширение знаний о кислородсодержащих органических соединениях;


Задачи

  • продолжить формирование понятий как гомология, номенклатура, изомерия и свойства на примере карбоновых кислот;

  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;

  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

  • использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов.


Планируемый результат

  • Знать общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты, их номенклатуру, виды изомерии и свойства;

  • Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;

  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;

  • Уметь выполнять задания ЕГЭ по химии.


Основные понятия

  • Карбоксильная группа;

  • Гомологи;

  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот;

  • Структурная формула;

  • Виды изомерии;

  • Качественная реакция на муравьиную кислоту.


Межпредметные связи

Биология, физика, математика, история, латинский язык.


Ресурсы: основной



дополнительные


Химия: органическая химия: 10 класс. Г.Е. Рудзитис. М.: Просвещение, 2012 г.

Батаев В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255, (1)с.; ил.

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/ Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с.

Сайт РХТУ им. Менделеева

http://olgvo2007.narod.ru/podgotovka_k_ege/chast_7_kislorodsoderzhaschie_organicheskie_veschestva/


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, исследовательская работа), парная (взаимопроверка, взаимопомощь).


Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).








Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.














































Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент

Цель – активизация учащихся.


Создает эмоциональный настрой на изучение темы, выявление проблем обучающихся.

Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.


Эпиграф урока: «Жизнь учит только тех, кто её изучает».

Мотивация.

  • Что связывает эти картинки?

Творческое название урока «Секретное оружие муравьёв»








II этап. Самоопределение деятельности

Цель – самоопределение школьника

Тема урока: «Карбоновые кислоты».

Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии карбоновых кислот.

Выдвигает проблему «Что значит изучить карбоновые кислоты?»

Целеполагание. Планирование. Рефлексия деятельности.




Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия, свойства, применение.

Формулирование цели.




Таблица «Рефлексия» заполнение

«Что знаю до урока?»

III этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель - поиск решения учебных задач

Организует изучение темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?


Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты.

1 блок «Понятие»

Умение выражать свои мысли




Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот.

  • Что называется функциональной группой?

  • Для каких классов соединений характерны группы?

  • Почему группа – СООН называется карбоксильная?

  • Дайте определение карбоновым кислотам.

  • Как определить карбоновую кислоту по молекулярной формуле?

  • Определите формулы кислот









Самоконтроль


Побуждает к высказыванию своего мнения.

Знакомит с формулами карбоновых кислот.


2 блок «Гомология»

Проводят сравнение




Представление исследования

Поиск информации и умение строить высказывания

  • Что называется гомологами?

  • Что общего у гомологов карбоновых кислот?

  • Какие формулы кислот не относятся к гомологическому ряду?

Отчёт по исследовательской работе

«Чудесный мир карбоновых кислот»

Формулы кислот записывают на доске.

Самоконтроль


Организует обсуждение проблемы.







Мотивирует к проведению исследования.

3 блок «Классификация»

Выдвигают гипотезы классификации.

Заполняют концептуальную таблицу.



Выполняют упражнение по классификации кислот.

Чем отличаются карбоновые кислоты, представленные в исследовательской работе?

По характеру радикала

По количеству карбоксильных групп

предельные

одноосновные

непредельные

двухосновные

ароматические

многоосновные

Охарактеризуйте формулы кислот:

НСООН, НООС – СООН,

СН2 = СН – СООН, С6Н5 СООН.









Взаимопроверка

Проверка по образцу



Проводит параллель с ранее изученным материалом.

4 блок «Номенклатура»


Определяют план действий, называют вещества.

Умение выражать свои мысли

Определите молекулярную формулу и назовите вещества и класс соединений (3 формулы).

Вспомните алгоритм для названия вещества.

Назовите вещество по структурной формуле.

Вспомните, как записать формулы по названию?

Выпишите формулы карбоновых кислот и дайте им названия.

Напишите формулы карбоновых кислот по названию.




Самоконтроль


Взаимоконтроль


Проверка по образцу


Обеспечивает мотивацию выполнения.


5 блок «Изомерия»

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Структурирование знаний.

  • Что называется изомерами?

  • Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот?




6 блок «Физические свойства»

Выдвигают гипотезы о физических свойствах карбоновых кислот.

  • В каком агрегатном состоянии могут находиться карбоновые кислоты?

  • Как изменяются температуры кипения и плавления карбоновых кислот с увеличением их молекулярной массы?

  • Как изменяется растворимость карбоновых кислот в воде с увеличением их молекулярной массы?

Проверка по образцу



7 блок «Химические свойства»

Сравнивают свойства карбоновых кислот со свойствами неорганических кислот.

Работа в группах «Химическая лаборатория»:

- Изменение окраски индикаторов в растворах кислот.

- Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

- Взаимодействие с основаниями.



- Взаимодействие с основными оксидами.

Делают вывод о сходстве свойств органических и неорганических кислот.


Самостоятельная работа с учебником.













  • Какой газ выделяется?



  • Изменится ли окраска фенолфталеина, добавленного в раствор уксусной кислоты после добавления щёлочи? Почему?







Обладают ли карбоновые кислоты специфическими свойствами?

  • Почему только муравьиная кислота может вступать в реакцию «серебряного зеркала».

Самопроверка.

Проверка по образцу.



8 блок «Применение карбоновых кислот».

Определяют план действий, называют области применения карбоновых кислот.




  • Что такое пестициды?

Самопроверка.



Ш. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Организует контроль знаний обучающихся.

Определяют свои достижения.

  • Что узнал?

  • Что научился?

Тестирование по теме «Карбоновые кислоты, номенклатура, изомерия, свойства».



Диагностическая работа

IV. Рефлексия

Цель – анализ работы обучающихся и обучающимися

Комментирует домашнее задание






Побуждает к анализу индивидуальных достижений.








Анализ достижения цели урока

Дифференцированное домашнее задание:

1. § 28

2. 1 уровень - ? 17 с. 117

2 уровень – з. 5 с. 118 (письменно)

Сделать слайдовую презентацию о других представителях карбоновых кислот.






Заполнение таблицы «Рефлексия»

  • «Что узнал на уроке?»

  • «Чему научился?2

  • «Что не понял?»




Тест по теме: «Карбоновые кислоты»

10 класс.

  • 1 вариант

Из четырёх возможных вариантов ответов выберите один правильный ответ

1. Общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот:

а) СnН2n+1СООН; б) СnН2nО2; в) СnН2n+1СОН; г) СnН2n

2. Сколько карбоксильных групп содержится в молекулах дикарбоновых кислот? а) одна; б) две; в) три; г) четыре

3. Как называется карбоновая кислота следующего строения:

СН3-СН2-СН2-СН-СООН

СН3

а) 4-метилпентановая; б) 2-метилбутановая;

в) 2-метилпентановая; г) 4-метилбутановая

4. Какое из следующих веществ является предельной одноосновной кислотой?

а) Н2С=СН-СООН; б) СН3-СН2-СООН;

в) Н2С=СН-СН2-СООН; г) СООН-СН2-СООН

5. Пентановая кислота имеет: а) пять; б) четыре; в) шесть; г) два изомера?

  • 2 вариант

Из четырёх возможных вариантов ответов выберите один правильный ответ

1. Общая формула карбоновых кислот:

а) R(ОН)m; б) R-СООН; в) Сn2О)m; г) R-СОН

2. Сколько карбоксильных групп содержится в молекулах монокарбоновых кислот? а) одна; б) две; в) три; г) четыре

3. Как называется карбоновая кислота следующего строения:

СН3-СН2-СН-СН2-СН-СООН

СН3 СН3

а) 2,4,-диметилгексановая; б) 2,3-диметилпентановая;

в) 3,5-диметилгексановая; г) 2,3-диметилгептановая

4. Какое из следующих веществ являются непредельной одноосновной карбоновой кислотой?

а) НООС-(СН2)3-СООН; б) СН3-СН2-СН2-СООН;

в) Н2С=СН-СООН; г) НООС-(СН2)2-СООН

5. Бутановая кислота имеет: а) два, б) четыре, в) шесть, г) три изомера?

*Установить соответствие

Формула кислоты: Название кислоты:

А) CH3COOH 1) бензойная

Б) HOOC-COOH 2) стеариновая

В) С17H35COOH 3) пальмитиновая

Г) C6H5COOH 4) акриловая

5) щавелевая

6) уксусная

* Закончить уравнения реакций:

1) 2CH3COONa + H2SO4

2) HCOOH + Ag2O →

3) HCOOH + CaCO3

* Установить соответствие

Формула кислоты: Название кислоты:

А) C17H33COOH 1) хлоруксусная

Б) HCOOH 2) акриловая

В) C17H31COOH 3) муравьиная

Г) CH2ClCOOH 4) матакриловая

5) линолевая

6) олеиновая

* Закончить уравнения реакций:

1) CH3COOH + Ba(OH)2

2) CH3COOH + CH3OH →

3) CH3CH2COOH + K →




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!