Учитель: Из века в век женщины неизменно воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. В русской живописи мы встречаем целый ряд гениальных произведений, в центре которых женщина. Я хочу пригласить вас на вернисаж, посвященный женскому образу в живописи, созданных художниками XVIII века. Слайд 6 Особой лиричностью отличаются женские образы Рокотова. Загадочный взгляд, лёгкая улыбка, грациозный наклон головы А рокотовский портрет А.П. Струйской стал одним из самых запоминающихся образов в русском искусстве. Любите живопись, поэты Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени. Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал: ...Ты помнишь, как «из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С nopтpeтa Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Слайд 7 Целую эпоху вмещает в себя творчество портретиста Д.Г. Левицкого. Он создал галерею портретов. Достаточно вспомнить его живописную сюиту из семи портретов «Смолянки» (1772-1776), посвященную выпускницам Смольного института. Пансион, организованный в 1764 году, был задуман как закрытое учебное заведение, в котором девушки получали образование и навыки светского обхождения. Слайд 8 Левицкий написал тех смолянок, которых особенно отличала императрица. Среди них выделяется портрет Екатерины Нелидовой Нелидова не была красавицей, но на сцене она преображалась, становилась необыкновенно обаятельной. О ней можно сказать словами Федора Тютчева: Земное ль в ней очарованье Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать...
Слайд 9 Последний значительный портретист XVIII века В.Л. Боровиковский. Боровиковский создает свой тип женского портрета среди этих прекрасных полотен выделяется особым лиризмом и красотой живописи портрет пленительно-загадочной и мечтательно-печальной Марии Ивановны Лопухиной (1797) (подходит к репродукции). В этом портрете художник воплотил представление своего времени о женской прелести. Прелести почти неземной и, как оказалось, недолговечной (Лопухина скончалась в возрасте двадцати двух лет). Яков Полонский написал проникнутое теплотой стихотворение «К портрету Лопухиной»: Она давно прошла, – и нет ужетех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали... Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела; И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать. Уча его любить – страдать – прощать – молчать... Слайд 10 Тема женских образов в живописи неисчерпаема . Особая прелесть и непосредственность отличает женщин в молодости, красота и грация – в зрелости, одухотворенность – в старости. |