СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока изобразительного искусства для 3 класса. Тема урока "Женский портрет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техногическая карта урока изобразительного искусства для 3 класса. Тема урока "Женский портрет"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изобразительного искусства для 3 класса. Тема урока "Женский портрет"»

№ урока_______ Дата__06.04.16_______

Тема урока: «Женский портрет»

Тип урока - учебный диалог.

Программа: Система развивающего обучения Л.В.Занкова;

Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Цели урока:

 образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретами; развивать практические навыки изображения портрета; расширить знания о видах портретов.

воспитательные: формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к искусству.

развивающие: развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.

Планируемые результаты:

предметные

  • сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве,

  • сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,

  • сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.

личностные

  • сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,

  • сформировать осознание своей ответственности за общее дело,

  • сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,

  • сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края,

  • сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

коммуникативные

  • сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации,

  • сформировать умение принимать участие в диалоге,

  • сформировать умение принимать участие в работах группами,

  • сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

познавательные

  • сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения,

  • сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»),

  • сформировать умение аргументировать свою точку зрения,

  • сформировать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

  • сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

регулятивные

сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формы работы на уроке. Фронтальная. Работа в группах. Самостоятельная.

Ресурсы урока: экранно-звуковые пособия (презентация к уроку в PowerPoint.

План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.

    3. Работа по теме урока.

    4. Постановка художественной задачи практического задания. Практическая работа учащихся.

    5. Подведение итогов.






Этапы урока, его задачи

Деятельность

Примечания

Учителя

учащихся


  1. 1.Организационный момент

  2. 1мин

Даю установку на урок

(читаю эпиграф к уроку.)



Слайд 2

Урок начинается с презентации, на первом слайде учитель читает стихи:

И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Б. Пастернак

  1. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся




























Сегодня мы попутешествуем по залам музея.

Слайд 3

Какие произведения искусств представлены в данном интерьере музея?

(картины)

-А что изображено на картинах?

(пейзажи)

Вспомните с прошлого урока, что такое пейзаж?

(Пейзаж - это изображение природы)


Слайд 4

Рассмотрите внимательно представленные пейзажи и назовите их разновидности

(сельский, городской, морской, парковый)


Слайд 5

Переходим в следующий зал музея. –Что же здесь изобразили художники на своих полотнах?

(людей, женщин)

-А как называются такие картины?

(портреты)

Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока?

Дети: - (Человек! Портрет!)

А чей портрет?

Женский портрет.


  1. Работа по теме урока

Знакомство с личными местоимениями.

Групповая работа

Учитель:

Из века в век женщины неизменно воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства.

В русской живописи мы встречаем целый ряд гениальных произведений, в центре которых женщина.


Я хочу пригласить вас на вернисаж, посвященный женскому образу в живописи, созданных художниками XVIII века.

Слайд 6

Особой лиричностью отличаются женские образы Рокотова. Загадочный взгляд, лёгкая улыбка, грациозный наклон головы А рокотовский портрет А.П. Струйской стал одним из самых запоминающихся образов в русском искусстве.

Любите живопись, поэты

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.


Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени. Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:


...Ты помнишь, как «из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С nopтpeтa Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Слайд 7

Целую эпоху вмещает в себя творчество портретиста Д.Г. Левицкого. Он создал галерею портретов. Достаточно вспомнить его живописную сюиту из семи портретов «Смолянки» (1772-1776), посвященную выпускницам Смольного института.


Пансион, организованный в 1764 году, был задуман как закрытое учебное заведение, в котором девушки получали образование и навыки светского обхождения.


Слайд 8

Левицкий написал тех смолянок, которых особенно отличала императрица. Среди них выделяется портрет Екатерины Нелидовой 

Нелидова не была красавицей, но на сцене она преображалась, становилась необыкновенно обаятельной. О ней можно сказать словами Федора Тютчева: 
Земное ль в ней очарованье 
Иль неземная благодать? 
Душа хотела б ей молиться, 
А сердце рвется обожать... 

Слайд 9

Последний значительный портретист XVIII века В.Л. Боровиковский.

Боровиковский создает свой тип женского портрета

среди этих прекрасных полотен выделяется особым лиризмом и красотой живописи портрет пленительно-загадочной и мечтательно-печальной Марии Ивановны Лопухиной (1797) (подходит к репродукции). В этом портрете художник воплотил представление своего времени о женской прелести. Прелести почти неземной и, как оказалось, недолговечной (Лопухина скончалась в возрасте двадцати двух лет).

Яков Полонский написал проникнутое теплотой стихотворение «К портрету Лопухиной»:
Она давно прошла, – и нет ужетех глаз 
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье  тень любви,
и мысли  тень печали... 
Но красоту ее Боровиковский спас. 
Так часть души ее от нас
не улетела; 
И будет этот взгляд и эта
прелесть тела
К ней равнодушное потомство
привлекать. 
Уча его любить – страдать 
прощать – молчать... 
Слайд 10
Тема женских образов в живописи неисчерпаема . Особая прелесть и непосредственность отличает женщин в молодости, красота и грация – в зрелости, одухотворенность – в старости.


4.Постановка художественной задачи практического задания.

Практическая работа учащихся.


развитие речи учащихся


Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет?

. Портрет можно писать гуашью или пастелью, а можно и нарисовать мелками или карандашами. Как будет называться этот вид искусства?

(графика)

Вот вы сегодня и будите художниками графиками и портретистами. -Ребята, а чтобы нарисовать портрет, мы с вами должны работать вместе

Возьмите лист бумаги:

Слайд 11

Рисуем две линии. Вертикальная (коричневая) линия - размер будущей головы по высоте, горизонтальная - ширина головы Горизонтальную линию сделайте короче вертикальной (3/4 высоты головы). (Точка пересечения линий делит их напополам.) Все вспомогательные линии делаем слабым нажатием карандаша, чтобы впоследствии их легко можно было стереть.

Делим горизонтальную линию на 7 равных частей. Линия глаз середина 4 сектора.

Слайд 12

Рисуем форму головы «перевёрнутое яйцо». Вверху - круг, книзу сужается. Добавляем шею и плечи, если помещаются в листе.


Слайд 13

Рисуем глаза на средней (синей)линии. Расстояние между глазами приблизительно равно ширине глаза. (середина 4 сектора)

над глазами рисуем линию бровей зеленую и на ней рисуем брови. (верхняя линия 4 сектора).



Слайд 14

Расстояние между зеленой линией и нижней частью головы делим напополам и рисуем вспомогательную (красную) линию. На ней будет расположен кончик носа.


Размер носа занимает всю среднюю часть. Рисуем его от верхней

(зеленой) до нижней (красной) линии.


Слайд 15

В нижней части рисуем губы. Для этого делим нижнюю часть примерно на 3 равные части и на верхней (сиреневой) линии рисуем линию губ. Её ширина приблизительно равна расстоянию между зрачками глаз. Чтобы её определить, можно из зрачков глаз провести 2 вспомогательные вертикальные линии до пересечения с линией губ. Ниже губ рисуем линию подбородка.


По бокам головы рисуем уши. Они, как и нос, располагаются между

Зеленой и красной линиями.


Слайд 16

Рисуем волосы. Стираем ненужные вспомогательные линии.

Слайд 17

Желающие, могут раскрасить портрет.

Раскрашиваем лицо и шею бежевым цветом, кроме глаз и губ.

Слайд 18

Добавляем тени над глазами, с одной стороны носа и на шее под подбородком, (не обязательно)

Раскрашиваем зрачки глаз и губы.

Слайд 19

Раскрашиваем волосы и одежду, если она нарисована


Рефлексия



У вас на партах лежат кораблики, я прошу вас:

  • Если тебе понравился урок и ты успешно справился со всеми заданиями – раскрась флаг зелёным цветом;

  • Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, раскрась флаг жёлтым цветом;

  • Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – раскрась красным цветом.

Поднимите кораблики вверх

Подведение итогов



Слайд 20

Какие вы все молодцы, подумайте, все ли вам было понятно на уроке, достигли мы поставленной цели.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!