II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки. | Мы хорошо поработали над предыдущей темой, поэтому вспомним, какие органоиды характерны для растительной, а какие для животной клетки. Список клеточных структур: Клеточная стенка Ядро Цитоплазма Лизосомы Митохондрии Вакуоли с клеточным соком Пластиды Рибосомы Клеточная мембрана Клеточный центр (Пока учащиеся работают в тетрадях, учитель демонстрирует классу список особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов.) Прочитайте один из признаков ( по порядку) и сказать, для каких организмов он характерен: для животных, для растений или для всех живых существ Список особенностей строения и жизнедеятельности организмов. Автотрофный тип питания Гетеротрофный тип питания Клеточное строение Способность к активному передвижению Способность к обмену веществ и превращение энергии Приспособленность к условиям окружающей среды Неограниченный период роста Способность к росту и развитию Наличие систем органов Ограниченный период роста Наличие клеточной стенки из целлюлозы Способность реагировать на изменения окружающей среды Наличие симметрии тела Проверим, как справились с письменными заданиями. Что представляет из себя оболочка животной клетки? Каково ее строение? Назовите основные части ядра клетки и раскройте роль ядра в жизни клетки. Каковы особенности цитоплазмы как одной из основных частей клетки? Какие функции она выполняет? Какую функцию в клетке выполняют митохондрии и рибосомы? Чем отличается животная клетка от клетки растительного организма? | Первый ученик в тетради выписывает структуры, характерные для растительной клетки, а другой – для животной. Растения Животные Все живые существа Животные Все живые существа Все живые существа Растения Все живые существа Животные Животные Растения Все живые существа Животные Первый учение: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 Второй ученик: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10 Это тонкая живая пленка, которая имеет поры, через которые проникают вещества из внешней среды. Два слоя липидов, в которые погружены белки. Ядро состоит из ядерной оболочки с порами, ядерного сока, ядрышек и хромосом. Оно регулирует все процессы жизнедеятельности, которые протекают в клетке. Цитоплазма – полужидкое вещество, она состоит из органически веществ (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (воды и минеральных веществ). Цитоплазма связывает все органоиды воедино, обеспечивая связь между компонентами, защищая их. Митохондрии окисляют органические вещества с выделением энергии, а в рибосомах – синтезируются белки. Растительная клетка покрыта клеточной стенкой, имеет пластиды, в вакуолях содержится клеточный сок, мало лизосом, отсутствует клеточный центр. |
III. Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала. Организовать уточнение и согласование темы урока. | Все мы с вам одеты в вещи, из какого материала они сделаны? Каждый животный и растительный организм тоже состоит из ткани. Что понимают под тканью биологи? Запишем это определение в печатную тетрадь. Какие ткани растительных организмов вы знаете? Какие функции они выполняют? Есть ли связь между строением ткани и выполняемыми ею функциями? Какие типы тканей выделяют у животных? В чем различие между эпителиальной и соединительной тканями? Итак, чем нам сегодня предстоит заниматься? Физминутка. | Из ткани. Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции. Запись определения в П/т № 1, с. 6 Покровная, основная, механическая, проводящая, образовательная. Защитную, образование и запасание органических веществ, опору, проведение воды и минеральных веществ, рост и развитие растений. Да, существует. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Предположения учащихся Изучить особенности строения, функций эпителиальной и соединительной тканей. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 2) совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение. | Животные организмы, подобно растительным состоят из тканей. Одинаково ли их строение и функции? Сколько типов тканей выделяют в животном организме? Выполним задание № 2 в П/т на с. 6 Ткани животного организма очень удивительны, но имеют ряд особенностей. Давайте посмотрим особенности строения эпителиальной ткани. В ходе просмотра данного фрагмента выполняем задание 3 печатной тетради на с. 6. Так какие же суждения оказались верными в отношении эпителиальной ткани? Что оказалось ложью в указанных суждениях? Разнообразны по строению соединительные ткани. Но есть у них одна общая черта. Какая? Ответить на этот вопрос нам поможет ответить интерактивное пособие. Какая общая черта есть у всех соединительных тканей? Какие же типы соединительных тканей вы знаете? А теперь узнаем, сколько же типов соединительной ткани выделяют, каковы особенности строения, функции и местоположения. Ответить на все эти вопросы нам поможет интерактивное пособие, ответы запишите в таблицу на с. 6, 7 печатной тетради. | Нет Четыре Делают записи в тетради: Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Просматривают видеофрагмент, делая соответствующие записи в тетрадях. Секреты – это особые жидкие вещества, вырабатываемые железами. Форма клеток эпителиальной ткани может быть различное: плоской, кубической, цилиндрической. В эпителиальной ткани очень мало межклеточного вещества. Эпителиальная ткань выполняет функцию защиты и выделения. Предположения учащихся. Большое количество межклеточного вещества, от качества которого зависит функция и тип соединительной ткани. Предположения учащихся Смотрят видеофрагмент, заполняют таблицу в печатной тетради. |
V. Первичная проверка понимания Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся. | Итак, что же у вас получилось? Какие особенности строения Рыхлой соединительной ткани существуют? Как называется ткань, в которой овальные или округлые клетки, лежащие группами в плотном межклеточном веществе? Каковы особенности костной ткани? О каких особенностях строения крови вам стало известно? | Ответы учащихся Клетки в основном звездчатые и переплетены волокнами. В этой ткани откладывается запас питательных веществ в виде жира. Хрящ, благодаря этому выполняет свою основную функцию – упругость и прочность. Располагается она в суставах костей. Это крупные клетки, соединенные между собой тонкими отростками и плотным межклеточным веществом. В межклеточном веществе этой ткани имеются волокна и содержатся минеральные соли. Волокна придают костям упругость, а соли – твердость. В жидком межклеточном веществе плавают разнообразные клетки. |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Что такое ткань? Какие типы тканей выделяют в животном организме? В чем отличие эпителиальной ткани от соединительной? Какие функции выполняет эпителиальные ткани? Какие функции выполняют соединительные ткани Почему кровь является разновидностью соединительной ткани? | Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющие определенное строение, происхождение и выполняющая определенные функции. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. В эпителиальной ткани практически отсутствует межклеточное вещество, а тип соединительной ткани определяется в зависимости от структуры межклеточного вещества. Защитную и секреторную. Опору и защиту, транспорт веществ, запас веществ. В крови содержится большое количество жидкого межклеточного вещества. |