СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по химии 9 класс "Угольная и кремниевая кислоты".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта для 9 класса по химии. Тема урока:"Угольная и кремниевая кислоты".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по химии 9 класс "Угольная и кремниевая кислоты".»

Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Сагирова Ландыш Мазиповна.

  2. Класс: 9

Тема урока: Угольная и кремниевая кислоты.

  1. Цели урока: 1. Предметные – сформировать представления учащихся о составе, свойстве и применении угольной и кремниевой кислот, их соли, качественную реакцию на карбонат – ион, уметь устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и применением данных веществ, выяснять общее и единичное в свойствах кислот и солей, метапредметные компетенции в ходе выполнения практической работы по обозначению на письме заряды ионов и степеней окисления, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

2.Создать условия для развития универсальных учебных действий: Личностных – активизировать речевую, мыслительную деятельности учащихся. Продолжить формирование логического мышления. Познавательных – поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств (Интернета). Структурирование знаний; сравнение, анализ, обобщение, уметь прогнозировать и давать теоретическое обоснование. Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых корректив в план и способ действия. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция. Коммуникативных – социальная компетентность, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 3. Способствовать развитию интереса к химии, развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике, воспитывать положительное отношение к знаниям.

Ожидаемые результаты: 1) Репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить понятие молекулярные, структурные и электронные формулы угольной и кремниевой кислот, степени окисления, тип связи, тип кристаллической решетки.

2) Конструктивный уровень: к какому классу по составу относятся данные кислоты. 3) Творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с кислотами, текстом, схемами, таблицами, составлять и уравнять химические реакции, определять степени окисления.

6. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

7. Тип урока: комбинированный.

8. Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.

9. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

10. Используемые ресурсы: Химия – 9 класс, авторы Рудзитис, Фельдман. Настенные таблицы. ЦОР: электронный учебник, презентация.





Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная деятельность

Регулятивная деятельность

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

Актуализация знаний учащихся


Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами: 1.С равните по строению молекул и хим-ким св-вам оксид углерода (II), оксид углерода (IV) и оксид углерода (IV). Запишите уравнения р-ций.

Отвечают на вопросы.

Анализировать, выделять существенные признаки.

Выполняют индивидуальные задания. Записывают уравнения р-ций в молекулярном и ОВ виде.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Двое учащихся у доски выполняют задани

Высказывать своё мнение, понимать строение атомов, окислительно-восстановительные свойства, степени окисления..

Самоконтроль выполнения задания.сравнение химических элементов углерод и кремний по положению в ПС, окислительно-восстановительным свойствам, образуемым соединениям.


Определять степень успешности выполнения работы.

Постановка темы и цели урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе выполнения заданий.

1)Укажите,к какому классу по составу относятся данные кислоты?

2)Укажите, к какому классу согласно ТЭД и возможным ОВ процессам можно отнести эти кислоты?

3) Как будет меняться степень электролитической диссоциации данных к-т в зависимости от строения атомов и характера химической связи.


Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения.

В молекулах данных кислотковалентная полярная связь, но разные типы криссталлических решеток.

Выделять существенную информацию из учебника и из таблицы Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Объясняют различие в физических свойствах этих кислот и формулируют тему.


Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Принадлежность данных в-в к классу соединений: 1)по составу

2) по ТЭД

3) по окислительно-восстановительным св-вам.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся. Выполняют на доске и в тетрадях задания, записывают уравнения реакций, определяют степени окисления.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Освоение нового материала













ФИЗМИНУТКА


Распределяет учащихся по группам. Группы получают задания

Определяют химические свойства угольной и кремниевой кислот, исходя из ТЭД и окислительно-восстановительных процессов.

Выполняют задания индивидуально, затем в группе

Составляют под руководством учителя схему химических свойств угольной и кремниевой кислот.


Исследование и отбор необходимой информации, её структурирование

Записывают некоторые уравнения реакций, доказывающие химические свойства угольной и кремниевой кислот в молекулярном, ионном и ОВ виде.

Объединяются в группы, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи. Проводят демонстрации некоторых опытов, доказывающих св-ва угольной и кремниевой кислот.

Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения

Составление формул данных кислот.

H2CO3 и

H2SiO3

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах


Характеристика данных кислот H2CO3 и

H2SiO3

Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность

Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности.

Организует работу с тексом учебника, и объясняет как и откуда взять информацию для правильного выполнения заданий.


Представляют результаты своей деятельности

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать. Применение данных кислот на основе их свойств. 1) Где находят применение эти кислоты? 2)Как это связано с их свойствами?


Выслушивают сообщения учащихся.

Анализируют таблицу.

Слушают, записывают примеры.

Слушают учителя, читают текст учебника и записывают уравнения реакций.


Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения

Самоконтроль выполнения задания

Записывают схемы химических свойств.

Определять степень успешности выполнения работы

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.


Закрепление знаний и способов действий

Обеспечивает усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации

Организует выступление групп, обмен мнениями.


Отвечают на проблемные вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения

Задание №1.

H2CO3+Mg =

H2CO3+MgO =

H2CO3+NaOH=

H2SiO3+Mg =

H2SiO3+MgO =

H2SiO3+KOH =



Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, сравнивать

Составляют формулы кислот, называют их; находят по табл.Растворимости.


Выслушивают ответы учеников

1.Как можно получить H2CO3 и

H2SiO3 кислоты? Почему?

2.Запишите уравнения реакций.

Выполняют задание письменно в тетрадях.


Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

Рефлексия

Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности

Задает вопросы о задачах урока.

Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки


Систематизировать знания по теме.

Кислоты: двухосновныекислородосодержащие. С точки зрения ТЭД, эти кислоты – слабые электролиты. Окислительные свойства этих кислот выражены слабо.

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, ставят дальнейшие цели


Высказывать свою точку зрения.

Причиной разных химических свойств данных кислот является различная степень электролитической диссоциации, а последнее объясняется разным радиусом атома.

Проводят самооценку своей деятельности на уроке.














Ra(Si)Ra(C).

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха «Я хорошо усвоил, что . . .», «Меня удивило, что. », «Мне пригодятся в дальнейшем знания о . . . ».

Постановка домашнего задания

Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания.

Параграф 32,37 прочитать, ответить на вопросы.

Отрабатывать навыки в определении физических, химических свойств, применении и получении данных кислот.




Записывают в дневниках домашнее задание: Параграф 32,37 прочитать, ответить на вопросы.












Угольная и кремниевая кислоты.

Эпиграф к уроку :  «…У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа….»

Приветствие: Я рада встрече с вами. Сегодня мы  продолжим изучение соединений углерода и кремния. Перед началом урока я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наша встреча пройдёт плодотворно.

Учитель1. Какие соединения  образует углерод?

2.Как называется ряд, составленный из следующих формул  веществ?

→ CO→   CO2H2CO3CaCO3

У доски учащийся выполняет индивидуальное задание: записывает уравнения реакций переходов.

3.Какие соединения углерода мы уже изучили?  

4. А какие соединения предстоит изучить?            

5. Где находится кремний в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?

6. Кремний является металлом или неметаллом?

7. Какой оксид по классификации образует кремний?

8. Подтвердите уравнениями реакций химические свойства оксида кремния. У доски выполняет 1 учащийся.

9. В каких видах оксид кремния встречается в природе?

10. Какой кислоте соответствует оксид кремния?


Учитель: Открывая бутылку лимонада, “Пепси-колы” или любого другого газированного напитка мы сталкиваемся с нашей незнакомкой. Это она, угольная кислота. Как часто предательски вырывается она из бутылки, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит от того, что молекулы её крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку , она сразу разлагается:

H2CO3=H2O + CO2

Угольная кислота- это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, т. е. такой молекулы не существует, однако возможно рассматривать не только свойства её соединений, но и собственные свойства этой кислоты. Химическая формула кремниевой кислоты – H2SiO3 - прозрачное студенистое (гелеобразное) вещество; практически не растворимая в воде (демонстрация таблицы растворимости); не имеет кислого вкуса.

Постановка и решение проблемного вопроса (в форме тестового задания), как способ перехода к теме урока:

Учитель: что вы будете наблюдать при длительном пропускании углекислого газа через дистиллированную воду, подкрашенную фиолетовым лакмусом?

  1. образование белого осадка;

  2. появление синей окраски раствора;

  3. видимых изменений не происходит;

  4. появление красноватой окраски раствора 

Учащиеся  предлагают варианты ответов и выбирают правильный.

Получение кремниевой кислоты (демонстрационный эксперимент): Действие сильных кислот на силикаты:

Na2SiO3 + 2 HCl = 2 NaCl + H2SiO3 Вывод: угольная кислота является слабой, что подтверждает розовая окраска лакмуса, а не красная, как в растворах сильных кислот .H2SiO3 – очень слабая кислота (слабее угольной) не диссоциирует в водных растворах.

1) Разлагается при нагревании: H2SiO3 = H2O + SiO2

2) Взаимодействует с растворами щелочей: H2SiO3 + 2 NaOH = Na2SiO3 + 2 H2O

Учащиеся  объясняют  наблюдаемые явления и записывают уравнение реакции получения угольной кислоты, определяют тему урока : «Угольная кислота и кремниевая кислота»

Характеристика угольной и кремниевой кислоты составляется в ходе беседы с классом. Учащиеся классифицируют угольную и кремниевую кислоту по известным признакам, записывают уравнения диссоциации по ступеням.

Работу с  текстами вы продолжите дома.

В качестве домашнего задания будет:

1.Представить  описанные в текстах процессы и явления в виде уравнений химических реакций.

2.Придумать вопросы к текстам и составить условие расчётной задачи (с решением) с практической направленностью.

Учитель: Давайте подведем итог. Угольная кислота и кремниевая кислота во многом формируют облик  планеты. Они находят широкое применение и в хозяйственной деятельности человека. Особое значение в истории цивилизации имеет карбонат кальция – соль угольной кислоты. Это ему мы обязаны архитектурным обликом наших городов. Но для того, чтобы карбонаты работали на человека, требуется знание научных закономерностей, в первую очередь химических процессов, протекающих вокруг нас. И бережное отношение к природе.

А сейчас сядьте поудобнее, можно закрыть глаза, расслабьтесь и обдумайте все, что происходило на уроке, выполните рефлексивный тест 

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.

5. На уроке я поработал (а) добросовестно.

Количество  плюсов я буду считать вашей оценкой за мою работу на уроке. А я оценю вашу работу после выполнения домашнего задания.

Спасибо за урок.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!