Технологическая карта урока
ФИО учителя: Сагирова Ландыш Мазиповна.
Класс: 9
Тема урока: Угольная и кремниевая кислоты.
Цели урока: 1. Предметные – сформировать представления учащихся о составе, свойстве и применении угольной и кремниевой кислот, их соли, качественную реакцию на карбонат – ион, уметь устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и применением данных веществ, выяснять общее и единичное в свойствах кислот и солей, метапредметные компетенции в ходе выполнения практической работы по обозначению на письме заряды ионов и степеней окисления, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
2.Создать условия для развития универсальных учебных действий: Личностных – активизировать речевую, мыслительную деятельности учащихся. Продолжить формирование логического мышления. Познавательных – поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств (Интернета). Структурирование знаний; сравнение, анализ, обобщение, уметь прогнозировать и давать теоретическое обоснование. Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых корректив в план и способ действия. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция. Коммуникативных – социальная компетентность, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 3. Способствовать развитию интереса к химии, развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике, воспитывать положительное отношение к знаниям.
Ожидаемые результаты: 1) Репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить понятие молекулярные, структурные и электронные формулы угольной и кремниевой кислот, степени окисления, тип связи, тип кристаллической решетки.
2) Конструктивный уровень: к какому классу по составу относятся данные кислоты. 3) Творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с кислотами, текстом, схемами, таблицами, составлять и уравнять химические реакции, определять степени окисления.
6. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
7. Тип урока: комбинированный.
8. Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.
9. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.
10. Используемые ресурсы: Химия – 9 класс, авторы Рудзитис, Фельдман. Настенные таблицы. ЦОР: электронный учебник, презентация.
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная деятельность | Регулятивная деятельность |
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Актуализация знаний учащихся | Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами: 1.С равните по строению молекул и хим-ким св-вам оксид углерода (II), оксид углерода (IV) и оксид углерода (IV). Запишите уравнения р-ций. | Отвечают на вопросы. | Анализировать, выделять существенные признаки. Выполняют индивидуальные задания. Записывают уравнения р-ций в молекулярном и ОВ виде. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Двое учащихся у доски выполняют задани | Высказывать своё мнение, понимать строение атомов, окислительно-восстановительные свойства, степени окисления.. | Самоконтроль выполнения задания.сравнение химических элементов углерод и кремний по положению в ПС, окислительно-восстановительным свойствам, образуемым соединениям. | Определять степень успешности выполнения работы. |
Постановка темы и цели урока | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе выполнения заданий. 1)Укажите,к какому классу по составу относятся данные кислоты? 2)Укажите, к какому классу согласно ТЭД и возможным ОВ процессам можно отнести эти кислоты? 3) Как будет меняться степень электролитической диссоциации данных к-т в зависимости от строения атомов и характера химической связи. | Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения. В молекулах данных кислотковалентная полярная связь, но разные типы криссталлических решеток. | Выделять существенную информацию из учебника и из таблицы Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Объясняют различие в физических свойствах этих кислот и формулируют тему. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Принадлежность данных в-в к классу соединений: 1)по составу 2) по ТЭД 3) по окислительно-восстановительным св-вам. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов обучающихся. Выполняют на доске и в тетрадях задания, записывают уравнения реакций, определяют степени окисления. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Освоение нового материала ФИЗМИНУТКА | Распределяет учащихся по группам. Группы получают задания Определяют химические свойства угольной и кремниевой кислот, исходя из ТЭД и окислительно-восстановительных процессов. | Выполняют задания индивидуально, затем в группе Составляют под руководством учителя схему химических свойств угольной и кремниевой кислот. | Исследование и отбор необходимой информации, её структурирование Записывают некоторые уравнения реакций, доказывающие химические свойства угольной и кремниевой кислот в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Объединяются в группы, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи. Проводят демонстрации некоторых опытов, доказывающих св-ва угольной и кремниевой кислот. | Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения Составление формул данных кислот. H2CO3 и H2SiO3 | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах Характеристика данных кислот H2CO3 и H2SiO3 | Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность |
Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности. Организует работу с тексом учебника, и объясняет как и откуда взять информацию для правильного выполнения заданий. | Представляют результаты своей деятельности Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать. Применение данных кислот на основе их свойств. 1) Где находят применение эти кислоты? 2)Как это связано с их свойствами? | Выслушивают сообщения учащихся. Анализируют таблицу. Слушают, записывают примеры. Слушают учителя, читают текст учебника и записывают уравнения реакций. | Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения | Самоконтроль выполнения задания Записывают схемы химических свойств. | Определять степень успешности выполнения работы Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечивает усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации Организует выступление групп, обмен мнениями. | Отвечают на проблемные вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения Задание №1. H2CO3+Mg = H2CO3+MgO = H2CO3+NaOH= H2SiO3+Mg = H2SiO3+MgO = H2SiO3+KOH = | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, сравнивать Составляют формулы кислот, называют их; находят по табл.Растворимости. | Выслушивают ответы учеников 1.Как можно получить H2CO3 и H2SiO3 кислоты? Почему? 2.Запишите уравнения реакций. | Выполняют задание письменно в тетрадях. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке | Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха |
Рефлексия | Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | Систематизировать знания по теме. Кислоты: двухосновныекислородосодержащие. С точки зрения ТЭД, эти кислоты – слабые электролиты. Окислительные свойства этих кислот выражены слабо. | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, ставят дальнейшие цели | Высказывать свою точку зрения. Причиной разных химических свойств данных кислот является различная степень электролитической диссоциации, а последнее объясняется разным радиусом атома. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке. Ra(Si)Ra(C). | Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха «Я хорошо усвоил, что . . .», «Меня удивило, что. », «Мне пригодятся в дальнейшем знания о . . . ». |
Постановка домашнего задания | Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания. Параграф 32,37 прочитать, ответить на вопросы. | Отрабатывать навыки в определении физических, химических свойств, применении и получении данных кислот. | | | | Записывают в дневниках домашнее задание: Параграф 32,37 прочитать, ответить на вопросы. | |
Угольная и кремниевая кислоты.
Эпиграф к уроку : «…У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа….»
Приветствие: Я рада встрече с вами. Сегодня мы продолжим изучение соединений углерода и кремния. Перед началом урока я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наша встреча пройдёт плодотворно.
Учитель: 1. Какие соединения образует углерод?
2.Как называется ряд, составленный из следующих формул веществ?
C → CO→ CO2→H2CO3→CaCO3
У доски учащийся выполняет индивидуальное задание: записывает уравнения реакций переходов.
3.Какие соединения углерода мы уже изучили?
4. А какие соединения предстоит изучить?
5. Где находится кремний в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
6. Кремний является металлом или неметаллом?
7. Какой оксид по классификации образует кремний?
8. Подтвердите уравнениями реакций химические свойства оксида кремния. У доски выполняет 1 учащийся.
9. В каких видах оксид кремния встречается в природе?
10. Какой кислоте соответствует оксид кремния?
Учитель: Открывая бутылку лимонада, “Пепси-колы” или любого другого газированного напитка мы сталкиваемся с нашей незнакомкой. Это она, угольная кислота. Как часто предательски вырывается она из бутылки, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит от того, что молекулы её крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку , она сразу разлагается:
H2CO3=H2O + CO2
Угольная кислота- это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, т. е. такой молекулы не существует, однако возможно рассматривать не только свойства её соединений, но и собственные свойства этой кислоты. Химическая формула кремниевой кислоты – H2SiO3 - прозрачное студенистое (гелеобразное) вещество; практически не растворимая в воде (демонстрация таблицы растворимости); не имеет кислого вкуса.
Постановка и решение проблемного вопроса (в форме тестового задания), как способ перехода к теме урока:
Учитель: что вы будете наблюдать при длительном пропускании углекислого газа через дистиллированную воду, подкрашенную фиолетовым лакмусом?
образование белого осадка;
появление синей окраски раствора;
видимых изменений не происходит;
появление красноватой окраски раствора
Учащиеся предлагают варианты ответов и выбирают правильный.
Получение кремниевой кислоты (демонстрационный эксперимент): Действие сильных кислот на силикаты:
Na2SiO3 + 2 HCl = 2 NaCl + H2SiO3 Вывод: угольная кислота является слабой, что подтверждает розовая окраска лакмуса, а не красная, как в растворах сильных кислот .H2SiO3 – очень слабая кислота (слабее угольной) не диссоциирует в водных растворах.
1) Разлагается при нагревании: H2SiO3 = H2O + SiO2
2) Взаимодействует с растворами щелочей: H2SiO3 + 2 NaOH = Na2SiO3 + 2 H2O
Учащиеся объясняют наблюдаемые явления и записывают уравнение реакции получения угольной кислоты, определяют тему урока : «Угольная кислота и кремниевая кислота»
Характеристика угольной и кремниевой кислоты составляется в ходе беседы с классом. Учащиеся классифицируют угольную и кремниевую кислоту по известным признакам, записывают уравнения диссоциации по ступеням.
Работу с текстами вы продолжите дома.
В качестве домашнего задания будет:
1.Представить описанные в текстах процессы и явления в виде уравнений химических реакций.
2.Придумать вопросы к текстам и составить условие расчётной задачи (с решением) с практической направленностью.
Учитель: Давайте подведем итог. Угольная кислота и кремниевая кислота во многом формируют облик планеты. Они находят широкое применение и в хозяйственной деятельности человека. Особое значение в истории цивилизации имеет карбонат кальция – соль угольной кислоты. Это ему мы обязаны архитектурным обликом наших городов. Но для того, чтобы карбонаты работали на человека, требуется знание научных закономерностей, в первую очередь химических процессов, протекающих вокруг нас. И бережное отношение к природе.
А сейчас сядьте поудобнее, можно закрыть глаза, расслабьтесь и обдумайте все, что происходило на уроке, выполните рефлексивный тест
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно.
Количество плюсов я буду считать вашей оценкой за мою работу на уроке. А я оценю вашу работу после выполнения домашнего задания.
Спасибо за урок.