СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Одномерные массивы целых чисел

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Одномерные массивы целых чисел.

Учебник: Босова Л. Л. Информатика : учебник для 9 класса – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 184 с. : ил.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • обучающая: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с понятиями «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; создать условия для формирования у обучающихся умения исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива;
  • развивающая: способствовать повышению интереса к предмету; содействовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, памяти обучающихся;
  • воспитывающая: способствовать формированию самостоятельности при решении задач; способствовать сплочению коллектива, формированию уважительного отношения друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

  1. Личностные УУД:
    1. фантазия и воображение при выполнении учебных действий;
    2. желание выполнять учебные действия.
  2. Познавательные УУД:
    1. логические действия и операции;
    2. создание и преобразование моделей и схем для решения задач;
    3. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  3. Коммуникативные УУД:
    1. формулирование собственного мнения и позиции.
  4. Регулятивные УУД:
    1. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Оборудование: персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, экран.

Программные средства: презентация «Одномерные массивы целых чисел».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Одномерные массивы целых чисел»

Информационный блок

Тема урока: Одномерные массивы целых чисел.

Учебник: Босова Л. Л. Информатика : учебник для 9 класса – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 184 с. : ил.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • обучающая: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с понятиями «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; создать условия для формирования у обучающихся умения исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива;

  • развивающая: способствовать повышению интереса к предмету; содействовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, памяти обучающихся;

  • воспитывающая: способствовать формированию самостоятельности при решении задач; способствовать сплочению коллектива, формированию уважительного отношения друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

  1. Личностные УУД:

    1. фантазия и воображение при выполнении учебных действий;

    2. желание выполнять учебные действия.

  2. Познавательные УУД:

    1. логические действия и операции;

    2. создание и преобразование моделей и схем для решения задач;

    3. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  3. Коммуникативные УУД:

    1. формулирование собственного мнения и позиции.

  4. Регулятивные УУД:

    1. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Оборудование: персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, экран.

Программные средства: презентация «Одномерные массивы целых чисел».



План урока

Этап

Время

  1. Организационный момент

3 мин

  1. Актуализация знаний

3 мин

  1. Изучение нового материала

15 мин

  1. Закрепление изученного

15 мин

  1. Подведение итогов

4 мин

  1. Домашнее задание

5 мин






Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

  1. Актуализация знаний

На уроках информатики мы работали с отдельными переменными двух численных типов. Вспомним их. Один вещественный тип real, который имеет следующий диапазон значений и занимает 8 байт оперативной памяти. А также один целочисленный тип integer, переменные которого могут принимать значения в диапазоне от -2147483648 до 2147483647 и занимают 4 байта оперативной памяти. Диапазоны значений и размерность оперативной памяти приведены для среды программирования Pascal ABC.

Может возникнуть такая ситуация, при которой, нам необходимо хранить большое количество переменных одного типа, причём их точное количество может быть неизвестно в процессе написания программы. Именно в этом случае необходимо использовать массивы.







Вспоминают, типы данных.

  1. Изложение нового материала

Определение:

Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве.

Мы будем рассматривать одномерные массивы.

Прежде чем выполнять какие-то действия с массивом, необходимо объявить его в разделе описания переменных var. Вначале записывается имя массива, например a, затем, после двоеточия, следует служебное слово array, что в переводе с английского языка и означает «массив». Далее в квадратных скобках нам необходимо записать диапазон индексов для его элементов, например от первого до десятого. После чего нам необходимо указать тип элементовмассива, для этого записывается служебное слово of, после чего следует тип элементов, целые числа, то есть integer.

Объявление массива целых чисел в разделе описания переменных.

Если значения элементов массива известны заранее, и они не будут изменяться в процессе выполнения программы, то можно объявить его в разделе описания констант const. Это делается так же, как и в разделе описания переменных, но после указания типа следует знак «=», после которого в круглых скобках, через запятую, по порядку перечисляются значения элементов массива.

Важно помнить, что при объявлении массива выделяется некоторое количество оперативной памяти для его хранения. Например рассчитаем размер оперативной памяти, которая потребуется для хранения массива из 100 элементов типа integer. Так как переменная этого типа в Pascal ABC занимает 4 байта оперативной памяти, то для хранения 100 таких переменных требуется 400 байт. Столько оперативной памяти и потребуется для хранения заданного массива.

Рассмотрим некоторые операции с массивами. Чтобы можно было практически применять массивы, необходимо знать, как задать или ввести определённые значения их элементов.

Присваивание или ввод значения переменной или элемента массива называется инициализацией.

Для ввода массива нам необходимо знать, какое количество элементов требуется ввести. Объявим для этого отдельную целочисленную переменную, назовём её n. Также нам необходима переменная, со значением индекса элемента, с которым мы работаем в данный момент, назовём её i, так как её размер не будет превышать n, она тоже будет типа integer. Допустим, нам необходимо ввести последовательность из пяти целых чисел, для этого присвоим n значение 5.

Массивы вводятся поэлементно, в определённом порядке, например от первого к последнему. Здесь нам поможет цикл «для» или for. Запишем цикл для i от 1 до n.

Далее между служебными словами begin и end запишем тело цикла. Можно просто считать значения элементов массива по одному, для этого в теле цикла достаточно одной команды считывания

i-того элемента массива read (a[i]).



Программа, принимающая на ввод массив из 5 элементов  

Так как мы вводим последовательность из нескольких чисел, можно легко запутаться при вводе. Поэтому следует выводить поясняющее сообщение, о том, какой элемент массива требуется ввести, тогда тело цикла можно изменить таким образом:

Изменённый цикл ввода массива

Запустим программу на выполнение. Как видим, программа принимает на ввод массив из пяти элементов.



Пример работы программы

Также массив можно инициализировать при помощи команды присваивания, тогда тело цикла будет содержать только одну команду: a[i]:= i. Иногда удобно присвоить элементам массива набор случайных значений. Для этого записывается команда randomize, а элементам присваивается значение random, после которого, в круглых скобках и через запятую, указываются максимальное допустимое значение, увеличенное на единицу, например сто, в этом случае программа будет заполнять массив случайными числами от нуля до девяноста девяти. Обратим внимание, что использование команды randomize в среде Pascal ABC не обязательно. Если же в других средах пропустить эту команду, то при каждом новом запуске программы массив будет заполняться одинаково.

Часто требуется вывести значения элементов массива на экран. Вывод, так же, как и ввод, осуществляется поэлементно. При этом можно, также как и для ввода, использовать цикл for. Если массив заполнен от 1 до n-ного элемента, то записывается цикл for i:=1 to n do, а в теле данного цикла будет команда вывода i-того элемента массива. Сделаем вывод через пробел.

Цикл вывода массива

Итак, мы научились инициализировать элементы массива и выводить их значения на экран. Напишем программу, которая будет принимать на ввод с клавиатуры массив из nцелочисленных элементов, а потом будет заполнять его случайными числами от 1 до 50 и выводить на экран. Значение n вводится с клавиатуры и не превышает 70.

Для данной программы нам понадобится переменная n, которая будет хранить размерность массива, а также переменная i, которая будет хранить значения индексов элементов, а также сам массив a, и так как его размерность не выше 70, то укажем диапазон индексов элементов от 1 до 70.

Теперь запишем тело программы. Выведем на экран запрос на ввод числа n, считаем его с переходом на следующую строку. Затем необходимо ввести значения элементов массива. Это делается поэлементно, с помощью цикла for i:=1 to n do. Тело цикла будет содержать вывод поясняющего сообщения с запросом на ввод i-того элемента массива, а также команду его считывания с переходом на следующую строку.

Теперь так же поэлементно заполним данный массив случайными числами от единицы до пятидесяти. Для этого запишем цикл «for i:=1 to n do, который будет содержать команду присваивания i-тому элементу массива суммы 1 и случайного числа от 0 до 49.

После этого, опять же при помощи цикла for, выведем элементы массива на экран, в одну строку и через пробел.

Исходный код программы

Запустим программу на выполнение. Пусть массив будет из 4 чисел. А значениями его элементов будут соответственно: 10, 20, 30, 40. В ответ наша программа вывела на экран массив из четырёх случайных чисел, находящихся в диапазоне от единицы до пятидесяти. Программа работает верно.



Записывают дат занятия и тем урока.


Записывают определение массива.





Рассматривают на слайде пример объявления массива.





Записывают его в тетради.









Рассматривают и записывают пример.













Рассчитывают и записывают размер оперативной памяти, которая потребуется для хранения массива.





Вместе с учителем рассматривают операции которые можно производить с массивами.



Записывают определение «Инициализации».



Рассматривают задачу.









Рассматривают задачу.











Рассматривают задачу.











Рассматривают задачу.






Рассматривают ввод пояснения для задачи чтобы простить себе работу.










Рассматривают результат работы программы.
















Рассматривают пример инициализации инициализировать при помощи команды присваивания.




Для удобства используем randomize.











Рассматривают пример вывода значения элементов массива.












Записывают программ вместе с учителем.






Решают задачу один у доски, остальные в тетрадях и помогают тому, кто у доски.














Поэлементно заполняют данный массив случайными числами от единицы до пятидесяти.












Проверяют правильность написания программы, делают трассировку.













Рассматривают результат выполнения программы.
















  1. Закрепление изученного материала.


Теперь пересаживайтесь за компьютеры и самостоятельно выполните следующее задания:







1.Сформировать и вывести на экран последовательность из n элементов, заданных датчиком случайных чисел на интервале [-23, 34].































2. Найти произведение элементов одномерного массива, состоящего из n элементов. Элементывводятсясклавиатуры.























Если останется время (если нет, то в домашнее задание).


3. Сформировать и вывести на экран массив, элементы которого заданы датчиком случайных чисел на интервале [-19, 26] (размер произвольный). Найти произведение элементов с нечетными номерами.
























Садятся за компьютеры и выполняют задания:







Programposled;

Var a: array[1..100] of integer;

      i, n: integer;

Begin

  Write (‘Сколькоэлементов? ’);  

Readln (n);

   For i=1 to n do

       begin      

            a[i]:= Random(58)-23;

             writeln (a[i],’ ‘);

       end;

End.










Program proisveden;

Var a: array[1..100] of integer;

      i, n, p: integer;

Begin

  Write (‘Сколькоэлементов? ’);

Readln (n);

  p:=1;

  For i:=1 to n do

     begin

       write (‘введитечисло’);

readln (a[i]);

       p:=p*a[i];

   end;

  writeln(‘произведение элементов равно:  ‘,p);

End.





Program proisvednechet;

Var a: array[1..100] of  integer;

      i, n, p: integer;

Begin

  Write (‘Сколькоэлементов? ’);  

Readln (n);

  P:=1;  

  For i=1 to n do

       begin      

            a[i]:= Random(46)-19;

            writeln (a[i],’ ‘);

            if i mod 2 0 then P=P*a[i];

       end;

  Writeln(‘Произведение элементов с нечетными номерами:’, P);

End.


  1. Итог урока

Итак, чему вы научились и что узнали в течение сегодняшнего занятия?





Подводят итоги урока с учителем:


В течении сегодняшнего урока узнали:

Что такое:

  1. Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве.

  2. Узнали что такое «Инициализация».

Научились:

  1. Объявлять массив.

  2. Заполнять его.

  3. Выводить на экран массив.



  1. Домашнее задание

Выучить пункты 2.2.1 – 2.2.3(включительно).

Записывают домашнее задание.

Выучить пункты 2.2.1 – 2.2.3(включительно).




Структура урока

  1. Организационный этап (1 мин).

  2. Актуализация знаний (4 мин).

  3. Изложение нового материала (10 мин).

  4. Проверочная работа (15 мин).

  5. Практическая часть (12 мин.).

  6. Итог урока, домашнее задание (3 мин).

Ход урока

  1. Организационный.

  2. Актуализация знаний.

На уроках информатики мы работали с отдельными переменными двух численных типов. Вспомним их. Один вещественный тип real, который имеет следующий диапазон значений и занимает 8 байт оперативной памяти. А также один целочисленный тип integer, переменные которого могут принимать значения в диапазоне от -2147483648 до 2147483647 и занимают 4 байта оперативной памяти. Диапазоны значений и размерность оперативной памяти приведены для среды программирования Pascal ABC.

Может возникнуть такая ситуация, при которой, нам необходимо хранить большое количество переменных одного типа, причём их точное количество может быть неизвестно в процессе написания программы. Именно в этом случае необходимо использовать массивы.



  1. Изложение нового материала.

Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве.

Мы будем рассматривать одномерные массивы.

Прежде чем выполнять какие-то действия с массивом, необходимо объявить его в разделе описания переменных var. Вначале записывается имя массива, например a, затем, после двоеточия, следует служебное слово array, что в переводе с английского языка и означает «массив». Далее в квадратных скобках нам необходимо записать диапазон индексов для его элементов, например от первого до десятого. После чего нам необходимо указать тип элементовмассива, для этого записывается служебное слово of, после чего следует тип элементов, целые числа, то есть integer.

Объявление массива целых чисел в разделе описания переменных.

Если значения элементов массива известны заранее, и они не будут изменяться в процессе выполнения программы, то можно объявить его в разделе описания констант const. Это делается так же, как и в разделе описания переменных, но после указания типа следует знак «=», после которого в круглых скобках, через запятую, по порядку перечисляются значения элементов массива.

Важно помнить, что при объявлении массива выделяется некоторое количество оперативной памяти для его хранения. Например рассчитаем размер оперативной памяти, которая потребуется для хранения массива из 100 элементов типа integer. Так как переменная этого типа в Pascal ABC занимает 4 байта оперативной памяти, то для хранения 100 таких переменных требуется 400 байт. Столько оперативной памяти и потребуется для хранения заданного массива.

Рассмотрим некоторые операции с массивами. Чтобы можно было практически применять массивы, необходимо знать, как задать или ввести определённые значения их элементов.

Присваивание или ввод значения переменной или элемента массива называется инициализацией.

Для ввода массива нам необходимо знать, какое количество элементов требуется ввести. Объявим для этого отдельную целочисленную переменную, назовём её n. Также нам необходима переменная, со значением индекса элемента, с которым мы работаем в данный момент, назовём её i, так как её размер не будет превышать n, она тоже будет типа integer. Допустим, нам необходимо ввести последовательность из пяти целых чисел, для этого присвоим n значение 5.

Массивы вводятся поэлементно, в определённом порядке, например от первого к последнему. Здесь нам поможет цикл «для» или for. Запишем цикл для i от 1 до n. Далее между служебными словами begin и end запишем тело цикла. Можно просто считать значения элементов массива по одному, для этого в теле цикла достаточно одной команды считывания

i-того элемента массива read (a[i]).

Программа, принимающая на ввод массив из 5 элементов  

Так как мы вводим последовательность из нескольких чисел, можно легко запутаться при вводе. Поэтому следует выводить поясняющее сообщение, о том, какой элемент массива требуется ввести, тогда тело цикла можно изменить таким образом:

Изменённый цикл ввода массива

Запустим программу на выполнение. Как видим, программа принимает на ввод массив из пяти элементов.

Пример работы программы

Также массив можно инициализировать при помощи команды присваивания, тогда тело цикла будет содержать только одну команду: a[i]:= i. Иногда удобно присвоить элементам массива набор случайных значений. Для этого записывается команда randomize, а элементам присваивается значение random, после которого, в круглых скобках и через запятую, указываются максимальное допустимое значение, увеличенное на единицу, например сто, в этом случае программа будет заполнять массив случайными числами от нуля до девяноста девяти. Обратим внимание, что использование команды randomize в среде Pascal ABC не обязательно. Если же в других средах пропустить эту команду, то при каждом новом запуске программы массив будет заполняться одинаково.

Часто требуется вывести значения элементов массива на экран. Вывод, так же, как и ввод, осуществляется поэлементно. При этом можно, также как и для ввода, использовать цикл for. Если массив заполнен от 1 до n-ного элемента, то записывается цикл for i:=1 to n do, а в теле данного цикла будет команда вывода i-того элемента массива. Сделаем вывод через пробел.



Цикл вывода массива

Итак, мы научились инициализировать элементы массива и выводить их значения на экран. Напишем программу, которая будет принимать на ввод с клавиатуры массив из nцелочисленных элементов, а потом будет заполнять его случайными числами от 1 до 50 и выводить на экран. Значение n вводится с клавиатуры и не превышает 70.

Для данной программы нам понадобится переменная n, которая будет хранить размерность массива, а также переменная i, которая будет хранить значения индексов элементов, а также сам массив a, и так как его размерность не выше 70, то укажем диапазон индексов элементов от 1 до 70.

Теперь запишем тело программы. Выведем на экран запрос на ввод числа n, считаем его с переходом на следующую строку. Затем необходимо ввести значения элементов массива. Это делается поэлементно, с помощью цикла for i:=1 to n do. Тело цикла будет содержать вывод поясняющего сообщения с запросом на ввод i-того элемента массива, а также команду его считывания с переходом на следующую строку.

Теперь так же поэлементно заполним данный массив случайными числами от единицы до пятидесяти. Для этого запишем цикл «for i:=1 to n do, который будет содержать команду присваивания i-тому элементу массива суммы 1 и случайного числа от 0 до 49.

После этого, опять же при помощи цикла for, выведем элементы массива на экран, в одну строку и через пробел.



Исходный код программы

Запустим программу на выполнение. Пусть массив будет из 4 чисел. А значениями его элементов будут соответственно: 10, 20, 30, 40. В ответ наша программа вывела на экран массив из четырёх случайных чисел, находящихся в диапазоне от единицы до пятидесяти. Программа работает верно.



  1. Домашнее задание

Выучить пункты 2.2.1 – 2.2.3(включительно).



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!