СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие Красной шапочки к бабушке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  непосредственно -  образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

 

Возрастная группа

Старшая

Методика дошкольного образования

(образовательная часть)

Формирование элементарных математических представлений

Тема занятия

«Путешествие Красной шапочки к бабушке»

Используемая образовательная программа с воспитанниками

Комплексные занятия «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. «Я считаю до 10» Е.В. Колесникова

Предварительная работа с воспитанниками

Чтение сказки Шарля Перро «Красная шапочка», разучивание физкультминутки «Собираем грибы»

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Оборудование: силуэтные картинки Красной шапочки, бабушки, волка. Картинки природы с изображением на них прямой, кривой, ломанной, замкнутой и незамкнутой линии. Картинка с березой для уточнения пространственных отношений, картинка с изображением грибов, для игры «Какой предмет лишний», картинка с изображением цветочного поля.

 

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

1 задание. Вопросы по дням недели, загадка.

2 задание. Закрепить представления о замкнутой, прямой, ломанной, кривой и незамкнутой линиях.

3 задание. Уточнить пространственные представления на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу.

4 задание. Закрепить умение выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

5 задание. Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, используя знаки в <,  >, =.

6 задание. Игра «Собери зверя из геометрических фигур».

7 задание. Развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Физ. Минутка.

8 задание. Закрепить состав числа.

Заключительная часть.

 

Этапы работы

 

Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:

-описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.  

Обучающие:

• Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, используя знаки >, <, =

• Закрепить представление о прямой, кривой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линиях

• Уточнить пространственные отношения на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу.

• Закрепить состав числа 2-5

• Закрепить знания дней недели, частей суток, времён года

• Закрепить навыки количественного, порядкового, обратного счёта в пределах 10

• Закрепить названия геометрических фигур

• Закрепить умение выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком

Развивающие:

• Развивать конструктивные навыки и воображение

• Развивать внимание, память, мышление, связную речь

 

Воспитывающие:

• Воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помогать

Основная часть

-изложение основных положений нового материала;

-описание методов, способствующих решению поставленных задач;

-описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;

-постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;

-определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;

-описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.

-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

 Непосредственно-образовательная деятельность

 

- Ребята, хотите отправиться в путешествие в сказку? (да)

Но отправиться туда можно только при одном условии, если вы ответите на вопросы. Согласны? (да)

Ну, тогда слушайте:

• Что сейчас утро или день?

• Что наступает после вечера?

• Когда вы приходите в детский сад?

• Сколько дней в неделе?

• Назовите все дни недели.

• Какой сегодня день?

• Какой день был вчера?

• Какой день идет за пятницей?

• Какой день между воскресеньем и пятницей?

• Какой день будет завтра, если сегодня вторник?

• Какой третий день недели? Седьмой? Пятый?

• Посчитайте по порядку 1-10

• Посчитайте обратным счётом от 10-1

• Назовите арифметические знаки, которые вы знаете (>, <, +, -, =)

Молодцы, теперь можно и в сказку отправляться, а в какую, узнаете, отгадав загадку:

Маленькая девочка

Весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке

К бабушке скорей

Отнести корзинку

С пирожками ей.

- Как называется сказка, в которую мы отправимся в путешествие?

-Правильно, Красная Шапочка, а написал её замечательный французский сказочник Шарль Перро. А вот и сама Красная Шапочка (выставляю на доску силуэтную картинку Красной Шапочки)

 Она уже готова идти к бабушке, но ведь в лесу живет злой волк, который может обидеть девочку.

-Поможем Красной Шапочке дойти до бабушки? (да)

Тогда отправляемся в путь.

Вышла Красная Шапочка из дома и отправилась вот по такой дороге (показ)

На какую линию она похожа? (прямую)

Дошла Красная Шапочка до одиноко стоящего дерева (показ картинки)

- Как называется это дерево? (берёза)

- Как вы догадались? (только у берёзы белая кора с черными крапинами)

Видит Красная Шапочка…

- А что видит, расскажите?

Справа от берёзы – бабочка, слева – шмель. Под берёзой гриб. Слева над берёзой – лебеди. Справа над берёзой облачко и солнышко.

- А за берёзой раскинулось цветочное поле с красивыми цветами (показ)

- Какие цветы растут в поле? (ромашки и колокольчики)

Остановилась девочка и стала собирать букет. Помогите Красной Шапочке сосчитать, сколько каких цветов она собрала.

Задание №1 (устно) сравните количество цветков с помощью знаков >, <.

 - Сколько ромашек сорвала Красная Шапочка? (4)

- Сколько колокольчиков? (5)

- Какой цифрой обозначили количество ромашек? (4) Почему?

- Какой цифрой обозначили количество колокольчиков? (5) Почему?

- Чего меньше, ромашек или колокольчиков? На сколько меньше? (на 1)

- Какой знак вы поставили и почему?

Молодцы! Помогли Красной Шапочке сосчитать цветы.

Идет Красная Шапочка по лесу, а тропинка вдруг стала вот такая (показ).

 - На какую линию похожа тропинка? (ломаную)

Идет Красная Шапочка по этой тропинке и видит, что прячутся за кустиками какие-то звери. Уж не волк ли? Давайте поможем Красной Шапочке узнать, что это за звери.

Игра «Собери зверя» Из геометрических фигур выложите зверя.

- Какие животные у вас получились? (заяц, лиса, белка, медведь)

 - Сколько и каких фигур понадобилось для выполнения зайца? Медведя? Лисы? Белки?

- Для выполнения, какого животного понадобилось больше всего фигур?

- Для каких животных понадобилось меньше фигур, чем для остальных?

Красная Шапочка пригласила зверушек с собой, ведь всем вместе веселее идти.

Идёт Красная Шапочка со зверушками дальше, а дорога стала вот такой (показ)

 - На какую линию похожа дорога? (кривую)

Увидела Красная Шапочка, что вдоль тропинки растут грибы (показ) думает, наберу грибов, вот бабушка обрадуется. А звери стали ей помогать.

Физкультминутка

Все зверушки на опушке (идут по кругу, взявшись за руки)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (скачут поскоками)

Рыжики срывали, («срывают грибы»)

Лисичка бежала, (бегут, как лиса)

Лисички собирала, («срывают грибы»)

Скакали зайчата, (скачут на двух ногах)

Искали опята, («срывают грибы»)

Медведь проходил, (идут вперевалку)

Мухомор раздавил. (топают ногой)

- Все вместе собрали вот такие грибы (показ)

 - Какие грибы вы видите на картинке?

- Все ли грибы можно взять с собой? (нет)

- Почему? (мухомор ядовитый)

- Правильно ли поступил медведь, растоптав мухомор? (нет, мухомором лечатся лоси)

Мухомор – красивый гриб,

Только очень ядовит.

Лоси лишь его едят

И при этом говорят:

- Нет надёжнее микстуры:

Съел – и нет температуры.

Лечит коклюш и бронхит,

Съел – и горло не болит!

Мухомор – целебный гриб,

Он для нас не ядовит.

Молодцы, помогли Красной Шапочке разобраться с грибами, можно идти дальше.

Идёт Красная Шапочка, а на пути лесное озеро (показ)

 Решила девочка обойти озеро, а зверушки остались отдохнуть. Пошла она вокруг озера и вернулась опять в то место, где отдыхали зверушки. Почему?

- На какую линию похожа дорога вокруг озера? (замкнутую)

- Что есть у замкнутой линии? (область и граница)

Собралась Красная Шапочка идти дальше, а тут из-за кустов выскочил голодный злой волк (показ). Испугались звери и разбежались кто куда. Давайте обхитрим волка, ведь в корзинке у Красной шапочки есть пирожки.

- Угостим волка пирожками?

Задание №2 (листок с заданиями) На пирожках написаны математические выражения, их нужно решить. Если ответ будет меньше трёх – пирог волку, больше трёх – пирог бабушке.

(дети решают математические выражения)

1+3=

5-4=

3+2=

4-2=

5-1=

1+4=

- Какие пироги мы отдадим волку? Прочитайте выражения, где ответ меньше 3.

 А пока волк ест пирожки, мы проводим Красную Шапочку к бабушке, но на пути болото, которое нужно обойти (показ).

 - На какую линию похожа дорожка вокруг болота? (незамкнутую)

- Чем отличается замкнутая линия от незамкнутой линии? (у незамкнутой линии есть два конца)

Посмотрите, а вот и бабушка встречает Красную Шапочку (показ)

 Молодцы, ребята, помогли Красной Шапочке обхитрить злого волка и добраться до бабушки.

Заключительная часть

-подведение итогов занятия;

-описание положительных действий воспитанников;

-определение перспективы полученных знаний.

 

Заключительная часть. Ребята какие Вы молодцы помогли красной шапочке добраться до бабушки, а Вам понравилось наше путешествие? А что Вам понравилось больше всего?

 

Список использованной литературы:

 

1. Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Т.И. Ерофеева, математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие Красной шапочки к бабушке»»

Шеметова Ирина Александровна,

воспитатель

МБДОУ ЦРР – Д/с № «Кустук»

г. Якутск

Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений


Возрастная группа

Старшая

Методика дошкольного образования

(образовательная часть)

Формирование элементарных математических представлений

Тема занятия

«Путешествие Красной шапочки к бабушке»

Используемая образовательная программа с воспитанниками

Комплексные занятия «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. «Я считаю до 10» Е.В. Колесникова

Предварительная работа с воспитанниками

Чтение сказки Шарля Перро «Красная шапочка», разучивание физкультминутки «Собираем грибы»

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Оборудование: силуэтные картинки Красной шапочки, бабушки, волка. Картинки природы с изображением на них прямой, кривой, ломанной, замкнутой и незамкнутой линии. Картинка с березой для уточнения пространственных отношений, картинка с изображением грибов, для игры «Какой предмет лишний», картинка с изображением цветочного поля.


Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

1 задание. Вопросы по дням недели, загадка.

2 задание. Закрепить представления о замкнутой, прямой, ломанной, кривой и незамкнутой линиях.

3 задание. Уточнить пространственные представления на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу.

4 задание. Закрепить умение выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

5 задание. Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, используя знаки в , =.

6 задание. Игра «Собери зверя из геометрических фигур».

7 задание. Развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Физ. Минутка.

8 задание. Закрепить состав числа.

Заключительная часть.


Этапы работы


Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:

-описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.

Обучающие:

• Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, используя знаки ,

• Закрепить представление о прямой, кривой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линиях

• Уточнить пространственные отношения на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу.

• Закрепить состав числа 2-5

• Закрепить знания дней недели, частей суток, времён года

• Закрепить навыки количественного, порядкового, обратного счёта в пределах 10

• Закрепить названия геометрических фигур

• Закрепить умение выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком

Развивающие:

• Развивать конструктивные навыки и воображение

• Развивать внимание, память, мышление, связную речь


Воспитывающие:

• Воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помогать

Основная часть

-изложение основных положений нового материала;

-описание методов, способствующих решению поставленных задач;

-описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;

-постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;

-определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;

-описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.

-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Непосредственно-образовательная деятельность


- Ребята, хотите отправиться в путешествие в сказку? (да)

Но отправиться туда можно только при одном условии, если вы ответите на вопросы. Согласны? (да)

Ну, тогда слушайте:

• Что сейчас утро или день?

• Что наступает после вечера?

• Когда вы приходите в детский сад?

• Сколько дней в неделе?

• Назовите все дни недели.

• Какой сегодня день?

• Какой день был вчера?

• Какой день идет за пятницей?

• Какой день между воскресеньем и пятницей?

• Какой день будет завтра, если сегодня вторник?

• Какой третий день недели? Седьмой? Пятый?

• Посчитайте по порядку 1-10

• Посчитайте обратным счётом от 10-1

• Назовите арифметические знаки, которые вы знаете (,

Молодцы, теперь можно и в сказку отправляться, а в какую, узнаете, отгадав загадку:

Маленькая девочка

Весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке

К бабушке скорей

Отнести корзинку

С пирожками ей.

- Как называется сказка, в которую мы отправимся в путешествие?

-Правильно, Красная Шапочка, а написал её замечательный французский сказочник Шарль Перро. А вот и сама Красная Шапочка (выставляю на доску силуэтную картинку Красной Шапочки)

Она уже готова идти к бабушке, но ведь в лесу живет злой волк, который может обидеть девочку.

-Поможем Красной Шапочке дойти до бабушки? (да)

Тогда отправляемся в путь.

Вышла Красная Шапочка из дома и отправилась вот по такой дороге (показ)

На какую линию она похожа? (прямую)

Дошла Красная Шапочка до одиноко стоящего дерева (показ картинки)

- Как называется это дерево? (берёза)

- Как вы догадались? (только у берёзы белая кора с черными крапинами)

Видит Красная Шапочка…

- А что видит, расскажите?

Справа от берёзы – бабочка, слева – шмель. Под берёзой гриб. Слева над берёзой – лебеди. Справа над берёзой облачко и солнышко.

- А за берёзой раскинулось цветочное поле с красивыми цветами (показ)

- Какие цветы растут в поле? (ромашки и колокольчики)

Остановилась девочка и стала собирать букет. Помогите Красной Шапочке сосчитать, сколько каких цветов она собрала.

Задание №1 (устно) сравните количество цветков с помощью знаков ,

- Сколько ромашек сорвала Красная Шапочка? (4)

- Сколько колокольчиков? (5)

- Какой цифрой обозначили количество ромашек? (4) Почему?

- Какой цифрой обозначили количество колокольчиков? (5) Почему?

- Чего меньше, ромашек или колокольчиков? На сколько меньше? (на 1)

- Какой знак вы поставили и почему?

Молодцы! Помогли Красной Шапочке сосчитать цветы.

Идет Красная Шапочка по лесу, а тропинка вдруг стала вот такая (показ).

- На какую линию похожа тропинка? (ломаную)

Идет Красная Шапочка по этой тропинке и видит, что прячутся за кустиками какие-то звери. Уж не волк ли? Давайте поможем Красной Шапочке узнать, что это за звери.

Игра «Собери зверя» Из геометрических фигур выложите зверя.

- Какие животные у вас получились? (заяц, лиса, белка, медведь)

- Сколько и каких фигур понадобилось для выполнения зайца? Медведя? Лисы? Белки?

- Для выполнения, какого животного понадобилось больше всего фигур?

- Для каких животных понадобилось меньше фигур, чем для остальных?

Красная Шапочка пригласила зверушек с собой, ведь всем вместе веселее идти.

Идёт Красная Шапочка со зверушками дальше, а дорога стала вот такой (показ)

- На какую линию похожа дорога? (кривую)

Увидела Красная Шапочка, что вдоль тропинки растут грибы (показ) думает, наберу грибов, вот бабушка обрадуется. А звери стали ей помогать.

Физкультминутка

Все зверушки на опушке (идут по кругу, взявшись за руки)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (скачут поскоками)

Рыжики срывали, («срывают грибы»)

Лисичка бежала, (бегут, как лиса)

Лисички собирала, («срывают грибы»)

Скакали зайчата, (скачут на двух ногах)

Искали опята, («срывают грибы»)

Медведь проходил, (идут вперевалку)

Мухомор раздавил. (топают ногой)

- Все вместе собрали вот такие грибы (показ)

- Какие грибы вы видите на картинке?

- Все ли грибы можно взять с собой? (нет)

- Почему? (мухомор ядовитый)

- Правильно ли поступил медведь, растоптав мухомор? (нет, мухомором лечатся лоси)

Мухомор – красивый гриб,

Только очень ядовит.

Лоси лишь его едят

И при этом говорят:

- Нет надёжнее микстуры:

Съел – и нет температуры.

Лечит коклюш и бронхит,

Съел – и горло не болит!

Мухомор – целебный гриб,

Он для нас не ядовит.

Молодцы, помогли Красной Шапочке разобраться с грибами, можно идти дальше.

Идёт Красная Шапочка, а на пути лесное озеро (показ)

Решила девочка обойти озеро, а зверушки остались отдохнуть. Пошла она вокруг озера и вернулась опять в то место, где отдыхали зверушки. Почему?

- На какую линию похожа дорога вокруг озера? (замкнутую)

- Что есть у замкнутой линии? (область и граница)

Собралась Красная Шапочка идти дальше, а тут из-за кустов выскочил голодный злой волк (показ). Испугались звери и разбежались кто куда. Давайте обхитрим волка, ведь в корзинке у Красной шапочки есть пирожки.

- Угостим волка пирожками?

Задание №2 (листок с заданиями) На пирожках написаны математические выражения, их нужно решить. Если ответ будет меньше трёх – пирог волку, больше трёх – пирог бабушке.

(дети решают математические выражения)

1+3=

5-4=

3+2=

4-2=

5-1=

1+4=

- Какие пироги мы отдадим волку? Прочитайте выражения, где ответ меньше 3.

А пока волк ест пирожки, мы проводим Красную Шапочку к бабушке, но на пути болото, которое нужно обойти (показ).

- На какую линию похожа дорожка вокруг болота? (незамкнутую)

- Чем отличается замкнутая линия от незамкнутой линии? (у незамкнутой линии есть два конца)

Посмотрите, а вот и бабушка встречает Красную Шапочку (показ)

Молодцы, ребята, помогли Красной Шапочке обхитрить злого волка и добраться до бабушки.

Заключительная часть

-подведение итогов занятия;

-описание положительных действий воспитанников;

-определение перспективы полученных знаний.


Заключительная часть. Ребята какие Вы молодцы помогли красной шапочке добраться до бабушки, а Вам понравилось наше путешествие? А что Вам понравилось больше всего?


Список использованной литературы:

1. Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Т.И. Ерофеева, математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!