I. Цель урока. | Главная задача этого урока – показать то «вечное», что было в душе Андрея Соколова и других героев рассказа, сохранивших человечность в чудовищных условиях войны. То, что помогает выжить и остаться человеком в любых обстоятельствах. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1. Формулирование темы урока. 2. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | – Андрей Соколов в начале рассказа говорит своему случайному собеседнику, что жизнь его «покалечила», «исказнила». Действительно, на долю Андрея выпали ужасные испытания: он воевал, был в плену, потерял всех близких. Ожесточился ли Андрей? Стал ли он злым, мстительным? Формулируем тему урока: Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания? – С каким чувством вспоминает Андрей свою погибшую жену Ирину? В чём он винит себя самого? (Индивидуальная работа.) – Что испытал Андрей, когда узнал, что сын его, Анатолий, «обштопал родителя со всех концов»? Шевельнулось ли в его душе что-то похожее на зависть, досаду? (Индивидуальная работа.) – Кому и чем сумел или хотел помочь Андрей во время войны и плена? (Работа в парах, составление таблицы.) Как Шолохов изображает душевное состояние Андрея, вернувшегося к своим? (Индивидуальная работа.) Информация для учителя. У Андрея не осталось в живых никого из родных. Когда рассказчик смотрит на Андрея, он видит его глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Какую роль в рассказе играет история с Ваней? Важно ли в ней только то, что Ваня нашёл отца, а Андрей – сына? Объясните значение иллюстративного материала на с. 152 учебника. Через всю войну пронёс Андрей любовь к жене и детям. Никогда не простит он себе свою невольную жестокость по отношению к Ирине. Озлобленность, зависть чужды Андрею. Он, отец, оставшийся рядовым, «возгордился ужасно» своим сыном – капитаном, кавалером шести орденов: «Отцово дело отжитое, а у него, у капитана, всё впереди». Все мечты Андрея теперь о том, как война кончится, как он женит сына и будет внуков нянчить. Он сам не осознаёт этого, но в нём живёт желание творить добро: он постоянно стремится помочь товарищам на фронте, защищает молоденького взводного, который ему в сыновья годится, несёт хлеб друзьям по лагерю, думает, какую пользу он может принести своим, привезя им немецкого майора с его портфелем. Сколько любви к людям, к родной земле заложено в Андрее! Всё это могла погубить война одним зрелищем тех зверств и жестокостей, на которые насмотрелся Андрей в лагере. Но, даже потеряв всех близких, Андрей не ожесточился. Вечное, истинное начало в нём – доброта, и она согрела маленького Ваню. Сцены с Ваней говорят о том, что душа человека (и Андрея, и Вани, потерявшего родителей), если она полна добра и любви, уцелеет, не озлобится, как бы ни старались её погубить. – В рассказе «Судьба человека», помимо Андрея Соколова, есть и другие персонажи. Какую роль они играют в произведении? Что сближает большинство из них с Андреем? (Раздача заданий по парам, каждая пара выбирает своего персонажа и характеризует его, затем делается общий вывод.) Информация для учителя. Образы других героев очерчены очень бегло. Эти люди большей частью безымянные: командиры Соколова, его товарищи по плену, военврач, взводный, товарищ Соколова и его жена, жившие в Урюпинске. Все они такие же, как Андрей, – добрые и отзывчивые люди. Вспомним, как пленные втянули обессилевшего Андрея в колонну, чтобы он не упал и его не пристрелили фашисты, как неизвестный военврач ночью в холодной церкви оказывал помощь раненым, с каким сочувствием отнеслись солдаты и командиры к горю Соколова, потерявшего сына, как плакала над маленьким Ваней добрая женщина – жена товарища Соколова, как она шила мальчику одежду. И теперь Андрей едет с Ваней к другому своему другу, который зовёт его к себе. Все эти образы подчёркивают главную мысль рассказа Шолохова – мысль о вечных истинах, о непреходящей силе добра и человечности. – Рассказ «Судьба человека» построен по принципу «рассказа в рассказе». Какова цель автора, избравшего подобную композицию? Объясните роль пейзажа в начале рассказа. Работа в группах: «Автор отстраняется от персонажа» (пример – «Бородино» Лермонтова); «Автор ассоциирует себя с персонажем» (оба – шофёры, вероятнее всего, оба – фронтовики); «Форма подачи может быть любой, в данном случае она не очень важна» (совершенно спокойно можно перевести в другую форму, сделав его повествованием героя о самом себе без дополнительных рамок). Роль пейзажа в начале рассказа (общая фронтальная работа). Информация для учителя. Цель Шолохова – не только в том, чтобы дать своему герою, Соколову, возможность вести повествование от первого лица. Ему, видимо, кажется, что рассказ Андрея прозвучит более искренне, естественно и трогательно, если он «исповедуется» своему брату-фронтовику (к тому же Андрей принимает автора – будем так называть его – за такого же шофёра, как он сам). Но у автора есть и другая цель: он сам хочет быть персонажем рассказа, хочет стоять в одном строю со своими героями, сочувственно отзываться на каждое слово Андрея, вселить в читателя надежду на то, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Кроме того, такой композиционный приём даёт возможность нарисовать портрет Андрея Соколова и ввести в начало рассказа весенний пейзаж, изображающий пробуждение, воскрешение природы и вселяющий надежду на обновление человеческой души. – Можно ли сказать, что герои рассказа раздавлены «колесом истории»? (Разбираем в группах смысл выражения «колесо истории», приводим примеры тех, кого оно раздавило. Смогло ли оно раздавить Андрея Соколова и почему? Мнения детей.) – В чём истинный смысл названия рассказа? (Работа в группах.) Информация для учителя. В конце рассказа Шолохов пишет: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди?» Да, «колесо истории» не пощадило их. И ничего удивительного нет в том, что автор плачет, глядя им вслед. Такие события бесследно пройти не могут, и Андрей сам чувствует, что сердце у него «раскачалось». Но мысли его теперь о Ване, а не о себе. Он и раньше о себе никогда не думал. И значит, война не убила в нём человека, и «колесо истории», оставив свой страшный отпечаток, не раздавило до конца. Рассказ назван «Судьба человека» не только потому, что здесь описана судьба одного из многих, но и потому, что здесь описана судьба Человека в высоком, нравственном смысле этого слова. – Действительно ли это произведение об одном человеке, Андрее Соколове? Как вы думаете, почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (На этот вопрос учащиеся могут ответить и письменно в «Тетради по литературе» – см. задание III. 3, с. 52.) – Формулируем вывод по теме урока: Что помогло Андрею Соколову преодолеть все испытания судьбы? – Автор сумел в произведении малого жанра, в основном через образ Андрея Соколова, показать нравственный облик нашего народа во время Великой Отечественной войны и после неё. Очевидно, автор хочет сказать, что Андрей Соколов – один из многих, судьба его характерна для человека его времени. К уроку 53 учащиеся читают фрагменты из повести В. Быкова «Круглянский мост». |