СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 9 класс. Человек между людьми (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 9 класс.

  Человек между людьми (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 9 класс. Человек между людьми (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 9 класс


Урок 51. Человек между людьми (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее»

Рабочее название урока: Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Главная задача этого урока – показать то «вечное», что было в душе Андрея Соколова и других героев рассказа, сохранивших человечность в чудовищных условиях войны. То, что помогает выжить и остаться человеком в любых обстоятельствах.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.






2. Анализ текста.



























































































3. Работа с текстом после чтения.


– Андрей Соколов в начале рассказа говорит своему случайному собеседнику, что жизнь его «покалечила», «исказнила». Действительно, на долю Андрея выпали ужасные испытания: он воевал, был в плену, потерял всех близких. Ожесточился ли Андрей? Стал ли он злым, мстительным?

Формулируем тему урока:

Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?


– С каким чувством вспоминает Андрей свою погибшую жену Ирину? В чём он винит себя самого?

(Индивидуальная работа.)

– Что испытал Андрей, когда узнал, что сын его, Анатолий, «обштопал родителя со всех концов»? Шевельнулось ли в его душе что-то похожее на зависть, досаду?

(Индивидуальная работа.)

– Кому и чем сумел или хотел помочь Андрей во время войны и плена?

(Работа в парах, составление таблицы.)

Как Шолохов изображает душевное состояние Андрея, вернувшегося к своим?

(Индивидуальная работа.)

Информация для учителя.

У Андрея не осталось в живых никого из родных. Когда рассказчик смотрит на Андрея, он видит его глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Какую роль в рассказе играет история с Ваней? Важно ли в ней только то, что Ваня нашёл отца, а Андрей – сына? Объясните значение иллюстративного материала на с. 152 учебника. Через всю войну пронёс Андрей любовь к жене и детям. Никогда не простит он себе свою невольную жестокость по отношению к Ирине. Озлобленность, зависть чужды Андрею. Он, отец, оставшийся рядовым, «возгордился ужасно» своим сыном – капитаном, кавалером шести орденов: «Отцово дело отжитое, а у него, у капитана, всё впереди». Все мечты Андрея теперь о том, как война кончится, как он женит сына и будет внуков нянчить. Он сам не осознаёт этого, но в нём живёт желание творить добро: он постоянно стремится помочь товарищам на фронте, защищает молоденького взводного, который ему в сыновья годится, несёт хлеб друзьям по лагерю, думает, какую пользу он может принести своим, привезя им немецкого майора с его портфелем. Сколько любви к людям, к родной земле заложено в Андрее! Всё это могла погубить война одним зрелищем тех зверств и жестокостей, на которые насмотрелся Андрей в лагере. Но, даже потеряв всех близких, Андрей не ожесточился. Вечное, истинное начало в нём – доброта, и она согрела маленького Ваню. Сцены с Ваней говорят о том, что душа человека (и Андрея, и Вани, потерявшего родителей), если она полна добра и любви, уцелеет, не озлобится, как бы ни старались её погубить.


– В рассказе «Судьба человека», помимо Андрея Соколова, есть и другие персонажи. Какую роль они играют в произведении? Что сближает большинство из них с Андреем?

(Раздача заданий по парам, каждая пара выбирает своего персонажа и характеризует его, затем делается общий вывод.)


Информация для учителя.

Образы других героев очерчены очень бегло. Эти люди большей частью безымянные: командиры Соколова, его товарищи по плену, военврач, взводный, товарищ Соколова и его жена, жившие в Урюпинске. Все они такие же, как Андрей, – добрые и отзывчивые люди. Вспомним, как пленные втянули обессилевшего Андрея в колонну, чтобы он не упал и его не пристрелили фашисты, как неизвестный военврач ночью в холодной церкви оказывал помощь раненым, с каким сочувствием отнеслись солдаты и командиры к горю Соколова, потерявшего сына, как плакала над маленьким Ваней добрая женщина – жена товарища Соколова, как она шила мальчику одежду. И теперь Андрей едет с Ваней к другому своему другу, который зовёт его к себе.

Все эти образы подчёркивают главную мысль рассказа Шолохова – мысль о вечных истинах, о непреходящей силе добра и человечности.


– Рассказ «Судьба человека» построен по принципу «рассказа в рассказе». Какова цель автора, избравшего подобную композицию? Объясните роль пейзажа в начале рассказа.

Работа в группах: «Автор отстраняется от персонажа» (пример – «Бородино» Лермонтова); «Автор ассоциирует себя с персонажем» (оба – шофёры, вероятнее всего, оба – фронтовики); «Форма подачи может быть любой, в данном случае она не очень важна» (совершенно спокойно можно перевести в другую форму, сделав его повествованием героя о самом себе без дополнительных рамок).

Роль пейзажа в начале рассказа (общая фронтальная работа).


Информация для учителя.

Цель Шолохова – не только в том, чтобы дать своему герою, Соколову, возможность вести повествование от первого лица. Ему, видимо, кажется, что рассказ Андрея прозвучит более искренне, естественно и трогательно, если он «исповедуется» своему брату-фронтовику (к тому же Андрей принимает автора – будем так называть его – за такого же шофёра, как он сам). Но у автора есть и другая цель: он сам хочет быть персонажем рассказа, хочет стоять в одном строю со своими героями, сочувственно отзываться на каждое слово Андрея, вселить в читателя надежду на то, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Кроме того, такой композиционный приём даёт возможность нарисовать портрет Андрея Соколова и ввести в начало рассказа весенний пейзаж, изображающий пробуждение, воскрешение природы и вселяющий надежду на обновление человеческой души.


– Можно ли сказать, что герои рассказа раздавлены «колесом истории»?

(Разбираем в группах смысл выражения «колесо истории», приводим примеры тех, кого оно раздавило. Смогло ли оно раздавить Андрея Соколова и почему? Мнения детей.)

– В чём истинный смысл названия рассказа?

(Работа в группах.)


Информация для учителя.

В конце рассказа Шолохов пишет: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди?» Да, «колесо истории» не пощадило их. И ничего удивительного нет в том, что автор плачет, глядя им вслед. Такие события бесследно пройти не могут, и Андрей сам чувствует, что сердце у него «раскачалось». Но мысли его теперь о Ване, а не о себе. Он и раньше о себе никогда не думал. И значит, война не убила в нём человека, и «колесо истории», оставив свой страшный отпечаток, не раздавило до конца. Рассказ назван «Судьба человека» не только потому, что здесь описана судьба одного из многих, но и потому, что здесь описана судьба Человека в высоком, нравственном смысле этого слова.


– Действительно ли это произведение об одном человеке, Андрее Соколове? Как вы думаете, почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (На этот вопрос учащиеся могут ответить и письменно в «Тетради по литературе» – см. задание III. 3, с. 52.)


– Формулируем вывод по теме урока:

Что помогло Андрею Соколову преодолеть все испытания судьбы?


– Автор сумел в произведении малого жанра, в основном через образ Андрея Соколова, показать нравственный облик нашего народа во время Великой Отечественной войны и после неё. Очевидно, автор хочет сказать, что Андрей Соколов – один из многих, судьба его характерна для человека его времени.

К уроку 53 учащиеся читают фрагменты из повести В. Быкова «Круглянский мост».


III. Итог урока.

Автор сумел в произведении малого жанра, в основном через образ Андрея Соколова, показать нравственный образ нашего народа во время Великой Отечественной войны и после неё. Очевидно, автор хочет сказать, что Андрей Соколов – один из многих, судьба его характерна для человека его времени. Именно сила духа и любовь стали определяющими для Андрея Соколова, помогли ему преодолеть все удары судьбы и сохранить себя.


IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают фрагменты из повести В. Быкова «Круглянский мост».


© ООО «Баласс», 2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!